План работы с детьми старшей группы детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мы говорим - важно воспитать самостоятельность, ответственность у наших детей, но в тоже время мы настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что можем написать возможные их ответы на вопросы воспитателя. (Свирская Л.В. к.пед.н.)

1. Установить обязательное время, когда мы вместе планируем день. Для моей группы очень удобно после завтрака. Дети все пришли, пообщались друг с другом, с чем-то позанимались, подкрепили свои силы завтраком, сформировали подгруппы. Теперь мы сможем спокойно общаться.

2. Говорим о значимых событиях прошедшего дня и наступившего утра.

Идей у детей множество и нам необходимо выбрать значимую, которая будет интересна для всей группы. Если у нас уже идёт проект, то все предложения детей будут непосредственно связаны с планом проекта, который мы вместе разработали.

Согласование идей организуется в виде диалога. Дети могут спланировать свои действия, выбрать место и партнеров. Можно прибегнуть к подсчету голосов.

3. После того, как выбрана тема дня, я предлагаю детям спланировать свою работу по выбранной теме: Что вы предлагаете сделать сегодня? Что вы хотите узнать? Чему научиться? Этапы планирования я, а в дальнейшем учатся и дети, фиксируем коротко на бумаге печатными буквами, результаты работы дети фиксируют схематично, всё это мы помещаем на рабочем стенде в группе Каждый исследователь знает, где его план на сегодня.

Первоначально я старалась объединить всех ребят в решение одной общей задачи, мне так было легче с ними работать, потом стали появляться подгруппы с общими интересами, которые стали работать больше самостоятельно.

Остальные предложения детей будут вливаться в главную идею (из опыта работы). Если лидер в группе предложил, например, узнать какие семена созревают у разных растений, то, как правило, несколько детей захотят делать тоже. Другие дети воспользуются этой идеей, и будут дополнять общий замысел: собрать гербарий, насушить семян для поделок,нарисовать картину, сделать аппликацию из семян, сходить на экскурсию, что-нибудь исследовать, провести какие-нибудь опыты и эксперименты и т.д.

Исследовательско-творческая деятельность над одним общим проектом, где каждый ребенок реализует свое предложение, помогает ответственно относиться к своей работе.

4. Перед дневной прогулкой мы опять собираемся в общий круг для обсуждения результатов. Мы учимся рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, учимся анализировать не только свой результат, но и результат других ребят.

В конце дня перед уходом домой, ребята обязательно получают разные фишки для поощрения. Я считаю, что это необходимо, для мотивации к деятельности. У нас в группе даже разработана система поощрений. Где каждый ребёнок отмечен, но и есть к чему стремиться.

Для поддержания интереса к теме проекта или исследования я каждое утро мотивирую детей к действиям. Заранее в группу вношу разные предметы: песок, глину, воду, духовку, сито, куриные яйца, лопаточки, совочки, весы, различные иллюстрации, мастерки, мелкие камни, мел, известь, цемент. Всё зависит от идущего проекта. Интернетом в группе дети пользуются всегда, ещё они приносят планшеты. Всё это конечно дозировано и под присмотром.

Обязательно поддерживаю ребёнка первым высказавшего идею:

- Я хочу сегодня полепить из глины.

- А что ты будешь лепить?

- Красивый замок с башнями и колодец.

- Что тебе для этого нужно?

- Мне нужен Интернет, глина, песок, камни, вода и цветная бумага для флажков.

- С чего ты начнёшь? Нужна ли тебе помощь? С кем бы ты хотел работать?

Я работаю в разновозрастной группе с детьми от 1,6 до 7 лет. Дети подготовительной и старшей группы передают свой игровой и учебный опыт малышам. Малыши учатся у них и чувствуют себя комфортно.

Когда дети начинают приобретать опыт планирования, моя роль уже заключается в том, чтобы обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, участие в планировании. Стимулировать и поддерживать инициативы детей, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.

С приобретением опыта мои дети уже в большей степени сами планируют свой день, самостоятельно формируют подгруппы. Моя задача состоит в том, чтобы фиксировать у детей идеи, стимулировать развивающую среду.

Воспитатель ДОУ

Тематическое планирование ООД и СДВД в общеобразовательных группах старшего (и младшего) дошкольного возраста

Светлана Зорина

Планирование воспитательно - образовательной работы (на неделю) по программе "От рождения до школы" (разновозрастная группа)

Воспитатель ДОУ

Воспитатель ДОУ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Авторы: Таранюк Мария Васильевна. Евсеенко Тамара Ивановна

профессия воспитатель

Суть работы педагога детского сада заключается не только в поиске продуктивного творческого пути сотрудничества с детьми, способствующего их всестороннему развитию, но и в грамотном составлении методики пошаговой реализации миссии образовательного процесса. С этой целью воспитатели и узкие специалисты, работающие в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), тщательно планируют свою работу с воспитанниками. Обратим внимание на методические аспекты создания планов для старшей группы (дети 5–6 лет).

Суть планирования в ДОУ

Согласно должностной инструкции педработник детского сада составляет два вида пакетов документов:

  • обязательный, куда входят график посещаемости ребят и планирование учебно-воспитательного сотрудничества с ними;
  • рекомендуемый, куда включаются такие документы, как общие данные по группе (список по именам, расписание работы с детьми), методическая база (материалы для мониторинга, диагностические карты по разным направлениям учебно-воспитательной активности и пр.), а также нормативные акты, должностные инструкции.

Планирование в целом — это неотъемлемый компонент пакета обязательных документов, определяющий этапы психолого-педагогического сотрудничества педагогов с малышами. Планы могут быть нескольких видов.

Все виды деятельности малышей и педагога в детском саду должны быть тщательно спланированы

Таблица: виды планирования на примере старшей группы

Название разновидности плана и его реализация в старшей группе Суть Кто разрабатывает
Годовой Отражает принципы осуществления процесса обучения в ДОУ, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а также утверждённые муниципальными органами законодательной власти, базирующиеся на инновации в психолого-педагогической практике управления ходом учебно-воспитательной работы. Методический совет ДОУ
Тематический Даёт представление о порядке рассмотрения тем по разным образовательным областям на период учебного года для каждой возрастной группы. Воспитатель или специалист узкой направленности (логопед, инструктор по физкультуре и др.) совместно с методистом ДОУ.
Комплексный (комплексно-тематический) Предлагает список видов активности под каждую из тем учебного плана по всем векторам образовательной деятельности. Комплексный план призван показать целостность учебно-воспитательного процесса для детей конкретного возраста. Методист ДОУ
Перспективный Представляет алгоритм осуществления миссии образовательного процесса по месяцам. Такое распределение видов работы по времени позволяет некоторым методистам называть перспективный план месячным. Воспитатель или специалист узкого профиля
Календарно-тематический Даёт последовательность изучения информационных блоков учебной программы по тем знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть освоены воспитанниками в процессе разработки каждой темы. Календарно-тематический план подразумевает составление списка методических материалов для проведения занятий. Воспитатель или узкий специалист с обязательной опорой на годовое и перспективное планирование.
Недельный Предполагает составление списка видов работы по каждому вектору процесса обучения (познание, социализация, развитие физических способностей, развитие речи, эстетическое развитие) для освоения конкретной темы. Педагог
Ежедневный Даёт детальное описание видов и приёмов работы по тем векторам обучения, которые являются приоритетными в конкретный день. Опирается на недельный план.
План по занятиям (поурочный), например, по музыке Представляет собой ежедневный план, который уточняется по каждому уроку в рамках каждого учебно-воспитательного вектора.
Методический Даёт перечень мероприятий, направленных на координацию взаимодействия педагогов с ребятами, их мамами и папами, а также воспитателей с узкими специалистами и педагогов друг с другом. Методист

Это интересно. Годовой, месячный (перспективный), недельный, а также ежедневный планы объединяются в группу временных планов.

Дети с педагогом сидят на коврике

Планирование позволяет методически грамотно распределить виды работы по темам и занятиям

Варианты написания планирования

Под способами подразумевается форма записи планирования:

  • текст или развёрнутый план (развёрнутая форма записи, удобна для составления временных планов);
  • таблица (все аспекты плана располагаются в соответствующих графах, что облегчает его использование);
  • блоки или модули (стадии рассмотрения темы распределяются по блокам — образовательная деятельность при выполнении распорядка дня, культурно-досуговая деятельность, непосредственно образовательная деятельность — НОД, дополнительное образование или вариативная часть учебного плана, к примеру, деятельность кружков, – педагог лишь уточняет тематику или ход выполнения конкретной образовательной задачи).

Остановимся на методике составления двух видов планов, которые необходимы (!) для составления недельного, ежедневного и поурочного алгоритмов работы с малышами — календарно-тематическом и тематическом.

Как составить тематический план для работы с детьми 5–6 лет

Таблица: пример составления тематического плана для старшей группы

Значение создания календарно-тематического плана

Основой написания недельного, ежедневного и поурочного планирования является календарно-тематический план, который, определяя психолого-педагогические потребности детей, позволяет реализовать индивидуальный подход в образовательном процессе. Чтобы составить календарно-тематический план, педагогу нужно ориентироваться на тематическое планирование.

Дети стоят с картинками военных разных родов войск

Календарно-тематическое планирование позволяет реализовывать индивидуальный подход в отдельных видах деятельности

Цели календарно-тематического планирования

Миссия составления календарно-тематического плана для старшей группы определяется уровнем осуществления подготовки малышей к школе и заключается в:

Задачи планирования в старшей группе

Векторы реализации целей составления планирования также конкретизируются для работы с малышами 5–6 лет общими образовательными задачами для старшей группы, а именно стимуляцией развития инициативности и всесторонней подготовкой к школе, что выражается в:

  • иллюстрации теоретических знаний практикой (например, в средней группе на занятиях по ознакомлению с окружающей средой малыши узнают о стадиях появления ростков из семян, а в старшей сами проводят эксперимент по проращиванию фасоли и/или лука);
  • активном привлечении родителей в проведение досуговых мероприятий, причём с объединением взрослых и детей в единые команды в отличие от предыдущих опытов этой деятельности, когда соревновались отдельно дети, отдельно родители (такая активность способствует воспитанию коллективного духа у малышей);
  • продолжении стратегии осуществления задач учебно-воспитательного процесса в рамках всех форм образовательной деятельности (в процессе НОД, внеучебной образовательной активности и при выполнении распорядка дня);
  • акценте на игровые формы организации познавательного процесса (если в младших группах особое внимание уделялось игре, то есть форме, то в старшей — содержанию, то есть наполнению игровой деятельности познавательными материалами);
  • комбинации направлений учебно-воспитательной деятельности для коррекции тех или иных сложностей у малышей (так, для ребят, имеющих трудности в социально-коммуникативной сфере, планом предусматриваются групповые формы работы, в частности в мини-группах по 3–4 человека).

Дети сидят за столом и выполняют аппликацию Флаг России

Одной из задач календарно-тематического планирования является использование разных форм организации работы малышей, в частности объединение в мини-группы, пары

Объекты календарно-тематического планирования

Планы в ДОУ пишутся под все формы и направления образовательной активности:

  • для занятий, то есть НОД (ФЭМП, ФЦКМ и др.), а также отдельных направлений в рамках уроков, например, для бумагопластики на занятиях по моделированию, рисования и детского дизайна на уроках по изобразительной деятельности, для мнемотехники на уроках по развитию речи, естествознания на занятиях по окружающей среде, олимпийского движения на уроках физкультуры и пр.;
  • для осуществления распорядка дня (дежурство, прогулка, подготовка ко сну и пр.);
  • для работы кружков (к примеру, театрального, где прописываются способы организации работы с детьми в рамках проведения этюдов и постановок, или физкультурного, где отводится отдельный блок под занятия степ-аэробикой);
  • для досуговой деятельности (в частности, описание видов деятельности в рамках вечеров развлечений, утренников или тематических праздников);
  • для нерегламентированной активности (например, в рамках работы по формированию партнёрских отношений с семьями воспитанников это может быть пункт для консультаций по оказанию помощи малышам в освоении навыка чтения в рамках той или иной методики — Н. Жуковой, Н. Зайцева и др., для осуществления социализации — приобщение к социокультурным ценностям, например, где отдельным видом деятельности может быть рассматривание картин отечественных художников);
  • для деятельности педагогов по отдельным направлениям (логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию и др.).

План по каждой из форм и направлений учебно-воспитательной деятельности включает распределение видов сотрудничества с детьми:

  • совместная активность;
  • поисково-исследовательская деятельность (в НОД или в процессе наблюдений на прогулках);
  • двигательная деятельность.

Это интересно. Календарно-тематическим планированием предполагается также описание организации предметно-развивающей среды под каждый из видов деятельности, например, спортинвентарь для уроков физкультуры, или краски, карандаши и т. п. для уроков рисования.

Педагог показывает детям картинку со снеговиками

В календарно-тематический план включается также перечень наглядных материалов для работы над той или иной темой

Таблица: нормы оформления календарно-тематического плана для отдельных видов учебно-воспитательной деятельности

  • вид урока;
  • тема;
  • задачи проведения занятия (обучающие, развивающие, воспитательные);
  • оборудование;
  • виды активности малышей;
  • работа с новыми словами;
  • вопросы по материалу;
  • перечень произведений художественной литературы по теме (автор, название);
  • описание физкультпаузы;
  • ход проведения рефлексии.
  • тема;
  • произведения для прослушивания (названия и авторы);
  • перечисление хореографических элементов;
  • названия и авторы песенок для разучивания.
  • тематика;
  • целевое направление;
  • оборудование;
  • перечень общеразвивающих упражнений;
  • названия, цели и ход подвижных и малоподвижных игр;
  • ход релаксации.
  • разновидность урока (аппликация, лепка, рисование);
  • тематика;
  • перечень необходимых материалов и оборудования;
  • приёмы работы на уроке;
  • описание пальчиковой игры.
  • наблюдение (если до выхода на улицу была музыка или физкультура) с указанием темы, целей, художественных произведений по теме и вопросов для детей;
  • подвижная игра (если до прогулки были виды занятий, не предполагающие повышенной активности ребят) с обозначением названия, целей и краткого описания игровых действий;
  • работа с детьми индивидуально (что именно и с кем проводится, цели);
  • самостоятельная активность малышей (с указанием перечня инвентаря);
  • трудовая активность (вид труда — ручной, коллективный, поручения, тема, цели, оборудование и имена малышей, если речь о поручении).
  • игры (театрализованные, подвижные) с указанием целей, названия, целей и перечнем оборудования;
  • прослушивание музыки, пение (автор музыки, текста, название).
  • Один раз в неделю организуется досуговое мероприятие. В плане указывается тема, цели, оборудование. При этом никакая другая активность во вторую половину дня вместе с развлечением не включается.

Дети держат маленькие игрушки

Для разных видов деятельности в плане указываются условия её реализации, например, материалы и оборудование для выполнения поделок на занятиях по изобразительному искусству

Приёмы, используемые для составления календарно-тематического плана в старшей группе

Календарно-тематический план, согласно определению, отражает не только виды деятельности, но и приёмы их реализации. В этой связи при создании плана педагогу важно находить наиболее подходящую комбинацию способов взаимодействия с воспитанниками.

Цель: развивать умение использовать различные средства изображения, Поощрять самостоятельность, формировать умение использовать полученные знания и отражать их в своей работе.

Цель: уточнение и расширение представлений о празднике Пасха; развитие чувства сопричастности посредством музыки; обучение детей правильному выполнению движений в соответствии с танцевальным характером музыки; закрепление умения легко и ритмично выполнять хороводный шаг.

Цель: вызвать желание сделать в подарок пасхальную открытку, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение; закрепить умение вырезать симметричные предметы из бумаги из бумаги, сложенной вдвое. Развивать эстетическое восприятие.

Цель: продолжать знакомить детей с русским народным праздником; прививать любовь к нему; развивать понимание названия праздника его суть, вызывать желание делиться впечатлениями с окружающими.

Цель: вызвать желание украшать яйца к празднику, используя известные элементы народных промыслов, располагая узор на овальной форме. Развивать эстетическое восприятие.

Цель: укреплять в беге на скорость, в бросании мяча, в ходьбе и ловле его одной рукой; повторить игровые упражнения с бегом и прыжками.

Цель: развитие способности детей чувствовать настроение в музыке и их смену; Развивать умение передавать эмоциональную окраску песен путем выразительного исполнения; содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в течении дня

Беседы о праздновании праздника, традициях.

Работа с календарем природы. Отмечать изменения происходящие в природе (явления природы)

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Поведение за столом во время завтрака. Цель: совершенствовать навык аккуратности, умение тщательно пережевывать пищу, с закрытым ртом, бесшумно.

Формировать умение правильно сидеть за столом, не сутулиться.

Работа с дежурными, помогать детям вырабатывать навыки сервировки стола, организовывать дежурство сообща.

Индивидуальная работа по закреплению умения составлять задачи в пределах 10, на сложение и вычитание и решать их.

Художественно-эстетическое развитие (лепка) в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

Цель: закреплять умение тщательно отделывать форму и детали, используя разные приемы лепки)

Самостоятельная деятельность детей по

(Никита и Платон) применение полученных знаний в свободной деятельности, развивать творчество.

Игры малой подвижности с детьми с повышенной возбудимостью.

Цикл бесед по ОБЖ. Поведение на улице и дома.

Цель: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; Закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, помогать воспитателю рыхлить и пропалывать клумбу.

Цель: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя. Закреплять знания о росте и развитии растений.

Цель: формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние в 5-9метров. Совершенствовать координацию движений.

Цель: предложить данный сюжет, разыграть ситуацию

Настольные игры по желанию детей

(шашки, лего, пазлы) Цель: развитие мышления, внимания, памяти.

Чтение художественной литературы (повторение стихотворений к празднику Пасхи)

Цель: отрабатывать выразительность стиха, помогая почувствовать настроение автора.

Познавательное развитие (ОБЖ)

Ознакомление с художественной литературой

Цель: закрепить знания детей о грозе, о признаках весны, вызвать эмоциональный отклик на картины весенней природы, воспитывать умение выразительно читать стихотворение.

Цель: закрепление знаний о труде водителя и кондуктора. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

Игры малой подвижности с гипервозбудимыми детьми.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель: способствовать развитию умения отражать в рисунке впечатления от праздника. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Цель: воспитание уважения к защитникам Родины, гордость за свой народ. Закрепление знаний о всенародном празднике воинов. Развитие движений голеностопного сустава. Развитие речи, памяти. Совершенствование движения подскока.

Цель: вызвать желание сделать в подарок к Дню Победы ветерану, наносить пластилин ровным слоем на картон, разглаживать затем накладывать пластилин в соответствии с рисунком; Развивать эстетическое восприятие.

Прыжок в длину с разбега Забрасывание мяча в корзину. Подлезание под дугу.

Цель: вызвать у детей желание рассказать о том, на какой улице они живут (название, как до нее добраться, какие строения на ней находятся).

Цель: Формировать умение передавать в рисунке особенности строения, архитектуру своего дома. Поощрять аккуратное выполнение работы. Продолжать развивать умение оценивать свои рисунки.

Цель: упражнять в непрерывном беге между предметами до 2минут. Упражнять в прокатывании обручей. Повторить игровые упражнения с мячом и прыжками.

Цель: способствовать формированию умения делать задания из коробок брусковой формы. Закреплять умение создавать здания в соответствии с их особенностями. Создавать из работ общую композицию.

Цель: воспитание любви к природе, бережное отношение к ней через музыкальные образы; способствовать умению воспроизводить голосом различную динамику. Развитие творческого воображения посредством музыкально-ритмических движений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в течении дня

Работа с календарем погоды. Отмечаем изменения, происходящие в природе.

Беседа с детьми о городе. В беседе закрепить знания о районах города, о знании своего адреса.

Сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом по желаниям и интересам детей. Цель: развивать умение детей сообща выполнять задуманные постройки, применять их в игре. Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми в игре.

Индивидуальная работа по познавательному развитию

Цель: расширять кругозор детей информацией о явлениях в природе.

За погодой (изменение погоды в течении недели)

Цель: учить видеть результаты своего труда, развивать умение работать в коллективе.

Цель: разнообразить движения детей в зависимости от условий.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать умение в беге и прыжках.

Создать игровую ситуацию.

Цель: развитие внимания.

Цикл бесед по ОБЖ

Цель: рассказать детям о правилах поведения при встрече с различными насекомыми; Формировать представления о природе весной. О правилах поведения в природе.

Цель: способствовать развитию умения чувствовать напевность стиха, понимать языковые выразительные средства, образную речь, вызвать желание запомнить стихотворение, читать его выразительно.

Хозяйственно-бытовой труд. Организовать детей навести порядок в ящичках столов с письменными принадлежностями.

Цель: воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность и взаимопомощь.

Читайте также: