План работы с детьми с зпр в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения - ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения - обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения - самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР .

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы - установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

- снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

- развивать познавательную активность;

- развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

Упражнения на развитие моторики.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий - 10.

Критерий эффективности программы

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

обеспечение коррекции недостатков в развитии детей ЗПР и оказание помощи детям этой категории в освоении программного материала.

1. Выявить особые образовательные потребности детей с ЗПР

2. Осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом их индивидуальных возможностей.

3. Обеспечить возможность освоения детьми с ЗПР программного материала.

Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой.

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации.

Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.

По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.

Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений.

Сроки Мероприятие Задачи Ход, методы, дидактическое оборудование

Принадлежности для рисования.

Листы бумаги, карандаши.

Игровое поле, карточки с изображением фигур.

Карточки, цветные карандаши.

Индивидуальный план работы с ребенком с ЗПР Направление деятельности Образовательные задачи по формированию навыков и умений в соответствии с ФГТ Коррекционно-развивающие задачи по.

Перспективный план работы с родителями по ЭМП в средней, старшей, подготовительной к школе группе Перспективный план работы с родителями по ЭМП в средней, старшей, подготовительной к школе группе "Смородинка" на 2015 - 2016 - 2017 учебный.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы в соответствии с ФГОС по развитию речи Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы в соответствии с ФГОС по образовательной области «Речевое.

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе Максимова Надежда Геннадьевна, учитель – логопед, Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна, педагог – психолог, МБДОУ «Дульдургинский детский сад.

Особенности семейной ситуации: Семья полная, двое детей.

Заключение ТПМПК № 65 от 25.05.2018 г.: Установлен статус ОВЗ. Воспитание/обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного учреждения для детей с задержкой психического развития.

Сроки реализации: Октябрь-декабрь 2018 года

- Достаточно хорошо сформированы мыслительные операции: обобщение, конкретизация, исключение. Слабо устанавливает причинно-следственные связи.

- Низкая концентрация внимания, узкий объём внимания, быстрая отвлекаемость на несущественные, посторонние объекты.

- Восприятие достаточно полное и точное.

- Достаточно полный объём памяти и скорость запоминания. Сохраняет в памяти на достаточно долгое время.

- Собственная речь активна, но не внятная, с нарушением звукопроизношения. Недостаточен лексический запас, с трудом составляет рассказы по картинке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время появилась тенденция увеличения количества детей с задержкой психического развития в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуальность данной программы обусловлена:

Увеличением количества детей с задержанным развитием.

Развитием новых форм интегрированного обучения и введением инклюзивной практики в ОУ.

Вариативность проявлений и усложнением структуры нарушений при ЗПР различных видов.

Цель программы: Повышение уровня формирования учебной деятельности детей с ЗПР

1.повысить уровень познавательной активности у детей

2.расширять и совершенствовать знания об окружающем мире

3. готовить к обучению грамоте

4. повышать уровень речевого развития детей (увеличение словарного запаса, формирование связной речи, грамматическом строе речи, состояния звукопроизношения),

5.повышать уровня учебной мотивации

6.повышать уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти)

1.повышение уровня познавательной активности у детей

2.расширение и совершенствование знаний об окружающем мире

3. повышение уровня подготовки к обучению грамоте

4. повышение уровня речевого развития детей (увеличение словарного запаса, формирование связной речи, грамматическом строе речи, состояния звукопроизношения),

5.повышение уровня учебной мотивации

6.повышения уровня развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти)

Специфика содержания представленной программы.

Дифференцированы и дополнены лексические темы по всем разделам коррекционной работы с учетом региональных особенностей Республики Карелии (животный мир и растительный мир), речевых и познавательных возможностей дошкольников с ЗПР осложненной структуры, возраста детей.

Предусмотрена пошаговая тактика изучения разделов (отдельные микротемы, последовательная отработка каждой и обобщение материала с установлением логических взаимосвязей и зависимостей).

Учебный план учителя-дефектолога для детей с задержкой психического

развития 6-7 лет

Название разделов обучения

Количество занятий в неделю

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Формирование элементарных математических представлений

Подготовка к обучению грамоте

Развитие связной речи

Во время всех занятий

Содержание коррекционно-развивающей работы спланировано с учетом психофизических особенностей дошкольников с ЗПР осложненной структуры, а именно:

В связи с ограниченностью аналитико-синтетической деятельности мозга при ЗПР особое внимание предусматривается единство работы по обогащению сенсорного, речевого опыта и развитии мыслительных операций дошкольников с ЗПР (в процессе моделирования наглядно-практических ситуаций и анализа, обобщение языковых явлений и явлений окружающего мира).

Для дошкольников с ЗПР характерны быстрая истощаемость, замедление темпа, неполноценность произвольной регуляции и системной организации всех психических функций. А также, недостаточная познавательная активность и работоспособность, ограниченность аналитико-синтетической деятельности мозга и трудности актуализации знаний. В соответствии с выделенными особенностями планируется замедление темпа коррекционной работы, увеличение количества часов на изучение трудных тем и введение подготовительных периодов работы

Незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольной регуляции поведения, аффективная неустойчивость детей с ЗПР предопределяют важное условие коррекционно-развивающей работы-создание мотивационной базы познавательной деятельности. С этой целью вводится ситуация успеха, положительное эмоциональное подкрепление деятельности детей.

Реализация содержания программы предполагает оптимизацию познавательной и речемыслительной деятельности.

В содержание всех разделов программы включаются задания по формированию навыка самоконтроля и развитию регуляции познавательной и речемыслительной деятельности дошкольников с ЗПР.

Структура программы включает в себя пояснительную записку, тематическое и календарное планирование по каждому разделу коррекционной работы. А также методические приемы: дидактические игры, упражнения. Состав детей с ЗПР сложен и неоднороден по структуре и степени интеллектуальной недостаточности. В связи с этим коррекционно-развивающие занятия проводятся на основе дифференцированного подхода.

Способами контроля результативности коррекционно-развивающей работы являются:

-наблюдение за детьми на занятиях;

- итоговое тестирование 3 раза в год (сентябрь, январь, май);

- отслеживание и анализ уровня усвоения знаний детьми.

Условия организации коррекционно-развивающей работы

1.Соблюдение принципов развивающего обучения:

–принцип единства диагностики и коррекции;

-принцип онтогенического подхода;

-принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;

–принцип учета возрастных особенностей;

–принцип дифференцированного и индивидуального подхода;

-принцип поэтапного формирования умственных действий.

Соблюдение общих дидактических принципов.

-от простого к сложному.

2.Планирование и организация педагогической работы по следующим направлениям.

-сбор анамнестических данных (логопед, дефектолог);

-уровень сформированности познавательного развития (дефектолог);

-блок развития моторики (логопед, дефектолог);

-особенности речевого развития (логопед);

-анализ результатов диагностики (логопед, дефектолог);

--составление рабочих и индивидуальных коррекционно-развивающих программ (логопед, дефектолог).

Сроки проведения диагностических обследований детей 6-7 лет с ЗПР: 3 раза в год (сентябрь, январь, май)

2. Коррекционно-развивающее направление

-ознакомление с окружающим миром и развитие речи (дефектолог);

-формирование элементарных математических представлений (дефектолог);

-сенсорное развитие (дефектолог);

-подготовка к обучению грамоте (дефектолог);

-обучение игре (дефектолог);

-развитие звуковой культуры речи и воспитание правильного звукопроизношения (логопед)

-развитие фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматических категорий (логопед). 3.Воспитательно-образовательное направление.

В данное направление входит подготовка детей к школе, социальная адаптация дошкольников с нарушением развития в обществе. Это достигается в процессе специально-организованных занятий (индивидуальных и подгрупповых), проводимых с учетом ведущей деятельности.

4. Социально-педагогическое направление

Анкетирование родителей с цель выявления проблемных вопросов и трудностей. Возникающих у них в процессе воспитания ребенка с нарушениями развития, консультирование родителей специалистами в соответствии с полученными результатами опроса, практическое знакомство родителей с конкретными приемами обучения дошкольников различными умениями и навыкам, посещение родителями открытых мероприятий.

Стимуляция и коррекция развития личности ребенка в целом, психомоторики, возможности и желания учиться.

-ручной массаж (су-джок, сухой бассейн)

3.Планирование поэтапной структуры коррекционного занятия

Первый этап (организационный)

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на общение, активизация интереса к предстоящей деятельности, коррекция особенностей психофизического развития дошкольников.

Третий этап (основной)

Проведение коррекционной работы с учетом имеющихся у детей нарушений и содержания перспективного планирования работы в группе на основе программного материала.

Четвертый этап (физкультминутка)

Цель: снятие напряжения, усталости у детей

Пятый этап (индивидуальная работа с детьми и самокоррекция).

Цель: восполнение у дошкольников пробелов в усвоении программы и выполнение индивидуальных заданий. Перед проведением работы по самокоррекции детям дается установка на выполнение заданий и индивидуально выясняется степень понимания предлагаемых заданий.

Цель: подведение итогов занятия.

4.Использование комплекса методов обучения с преобладанием игровых и практических методов .

5.Использование коррекционных приемов обучения:

-планы-алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные);

-альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный);

-вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные);

-подбор по аналогии;

-подбор по противопоставлению;

-чередование легких и трудных заданий (вопросов);

-совместные или имитационные действия;

-сопряженная или отраженная речь;

-создание проблемных ситуаций;

-сравнение (чем похожи и чем отличаются);

- наблюдение и анализ (что изменилось и почему?);

- группировка по общности признаков;

- образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

6.Детям необходимо оказывать различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, обучающую.

7.Осуществление преемственности в работе специалистов образовательного учреждения и преемственности в работе МБДОУ и школы.

8. Оптимальное сочетание индивидуальных и подгрупповых форм обучения. Проведение подгрупповых занятий в первой половине дня. Подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав.

10. Создание полисенсорной развивающей среды как основы коррекционного обучения.

11. Щадящий режим дня.

Режим дня в детском саду

Индивидуальная работа с детьми (воспитатель) (Вторник, четверг – логопед, дефектолог). Игры. Самостоятельная игровая деятельность

Индивидуальная работа с детьми (воспитатель) (Вторник, четверг – логопед, дефектолог). Игры. Самостоятельная игровая деятельность

Гимнастика артикуляционная. Гимнастика в зале.

Гимнастика артикуляционная. Гимнастика в зале.

Подготовка к завтраку. Завтрак.

Подготовка к завтраку. Завтрак.

2 ООД. Подгрупповая работа с детьми с ОВЗ

Самостоятельная игровая деятельность детей

Самостоятельная игровая деятельность детей. Подгрупповая работа с детьми с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа содержит психолого - педагогическую характеристику ребенка с ЗПР. Планирование работы с ребенком и ожидаемые результаты. Программа написана в соответствии с современными требованиями.

индивидуального сопровождения

дошкольника с ЗПР

Учитель- логопед: Л.И.Обиходова

Березники, 2017 год

2. Условия проектирования и реализации индивидуальной программы сопровождения

3. Содержание коррекционно – развивающей работы

4. Рекомендации специалистам

5. Планируемые результаты

6. Список литературы

Пояснительная записка

Уровень психического развития ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего дошкольного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

– специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для здорового ребенка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.

Психолого-логопедическая характеристика на воспитанника группы №4

Устюгов Матвей, 17.02.2012 года рождения

Основание обследования: Направление городской ПМПК

Цель обследования: определение уровня речевого развития, интеллектуальных возможностей.

Методы обследования: Сбор информации (изучение медицинской документации, анкетирование родителей, беседа с родителями).

Пробы на мелкую моторику.

Диагностический логопедический материал Н.В.Нищевой.

Методика исследования Забрамной.

По результатам установлено:

Аккуратно одет и чист. Внешне беспокоен, тревожен, не всегда слушает логопеда, охотно выполняет указания, идет на контакт (визуальный, вербальный, эмоциональный), с удовольствием участвует в совместной деятельности.

Общая и мелкая моторика:

Состояние общей моторики: Выполняет не полный объём движений, наблюдается общая неуклюжесть,некоторая нескоординированность. Тяжело прыгает на одной ноге. Состояние мелкой моторики: Зрительно – моторная координация нарушена. Наблюдается заторможенность в выполнении движений и некоторая нескоординированность, немного затруднено переключение при выполнении штриховки. Карандаш держит правильно.

Артикуляционный аппарат: Губы, зубы, язык, мягкое нёбо, уздечка без особенностей. Артикуляционная моторика развита недостаточно. Малоподвижен кончик языка.

Дыхание: Дыхание верхне ключичное, выдох укорочен.

Устная речь: Общее звучание речи: речь достаточно внятная, без носового оттенка, голос громкий, модулированный.

Звукопроизношение: Отсутствуют звуки /ш, ж/, /л - ль/, /р/- /рь/.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез: не дифференцирует звуки по признакам: гласные – согласные. С выделением первого и последнего звуков в слове не справляется. Трудно даётся задание на подбор слов на заданный звук.

Словарь, грамматический строй речи: Активный словарь недостаточно развит. Затруднения при назывании обобщающих понятий, в назывании частей предмета (только основные).

Грамматический строй: Недостаточно развит. Встречаются аграмматизмы не всегда правильная постановка ударений в словах, ошибки образования притяжательных прилагательных (лисина нора), образования относительных прилагательных (стекловая, метальная), ошибки образования приставочных глаголов. Может неправильно использовать падежные окончания и местоимения.

Слоговая структура речи: в норме.

Связная речь: Рассказывает стихи. Навыком пересказа текста по наглядному плану не владеет. Чаще называет одно слово Рассказ по серии картин не полный, мало связный. В основном перечисление фактов. Рассказ по сюжетной картине составляет по образцу, самостоятельный рассказ получается коротким, исключительно с перечислением объектов картины.

Психологическая база речи: Мальчик открытый, старательный, но очень неуравновешенный, часто не получается выполнить задание, что сразу вызывает истерику. Общая продуктивность в рамках психолого – логопедического эксперимента снижена вследствие быстрого утомления, высокого уровня отвлекаемости. Может становиться капризным и отказывается от работы в ситуации неуспеха. В совместной деятельности более продуктивен при условии наличия постоянной внешней поддержки и контроля. Отмечается двигательная стереотипия.

Проявляются признаки нарушения социально – психологической адаптации. Функции произвольного внимания устойчивы, но быстро истощаемы. Объем кратковременной слуховой памяти в пределах нормы. Процесс сохранения запоминаемой информации ослаблен. При увеличении функциональной нагрузки отмечается снижение способности к сосредоточению и произвольному переключению активного внимания, а также признаки повышенной истощаемости психической деятельности в целом. Общий показатель интеллектуального развития соответствует нижней границе нормы.

Диагноз: ЗПР, системное недоразвитие речи.

На основе проведенного психолого-педагогического и логопедического обследования, была составлена индивидуальная программа медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения воспитанника группы №4 Устюгова Матвея.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение дошкольника, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства, обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.

- отобрать диагностический инструментарий в рамках деятельности специалистов сопровождения;

- провести комплексную диагностику уровня развития ребенка;

- определить направления коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;

- определить содержание деятельности каждого специалиста в рамках комплексного сопровождения;

- разработать механизмы взаимодействия узких специалистов с , воспитателями, медицинскими работниками, родителями (законными представителями) воспитанника;

- внедрить в содержание образовательного пространства работу по реализации индивидуальной программы сопровождения.

Общеобразовательные программы обучения

Общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. - 304 с.

Специальные программы обучения

Условия проектирования и реализации программы сопровождения

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании имеются ставки учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изо- деятельности,. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Психолого-педагогическое обеспечение

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, адаптация стимульного материала с учетом индивидуальных возможностей зрительной и слуховой функции, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил);

Обеспечение участия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение заключается в наличии свободного доступа ребенка к специально адаптированным предметам, позволяющим обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды в нашем образовательном учреждении. В том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка в помещение образовательного учреждения и организацию его пребывания и обучения в учреждении (наличие специальной разметки лестничных пролетов, специальное оборудование для кабинета специалистов, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства для организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в нашем учреждении осуществляется широкий доступ ребенка и его родителей к информационно-методическим фондам детского сада (дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.

Ожидаемые результаты:

- улучшения физического и психического здоровья воспитанника;

- развитие его познавательной сферы;

- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанника;

- развития положительных качеств личности;

- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения, словообразования.

Читайте также: