План работы родительского лектория в школе

Обновлено: 04.07.2024

На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Родительский лекторий"

Пояснительная записка
Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание, самообслуживание, работу на садово-дачном участке и т.д. и т.п. Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата, от устойчивости и стабильности супружеских взаимоотношений, от родственных взаимоотношений с прародителями (дедушками и бабушками и т.д.).
При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна ввиду демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками (дедушками) или без них.

Таким образом, учебный план сориентирован на следующую схему:

Образовательные компоненты

Возрастная физиология и гигиена

Физиология младшего школьника
Физиология подросткового возраста
Физиология старшеклассника
Основы возрастной гигиены и санитарии
Валеология младшего школьника
Валеология подростка
Валеология в старших классах

Возрастная и социальная психология

Возрастная психология младших школьников
Возрастная психология подростка
Возрастная психология юношества
Психопедагогика
Психология саморазвития
Коррекционная психология (психолого-педагогические особенности учащихся классов КРО)
Психология одаренных детей (психолого-педагогические особенности творчески одаренных детей)
Социальная психология
Социология личности

Педагогика и социология воспитания

Социология
Социальная педагогика
Теоретические основы воспитательного процесса в семье и школе.
Различные виды и формы воспитания: этическое, экологическое, гражданское, трудовое, физическое воспитание детей младшего школьного возраста, подростков, юношества

Культура и искусство

Эстетика
Культурология
Искусствоведение

Содержание учебных курсов определяется администрацией школы совместно с родительским активом и может меняться в зависимости от корректировки целей и потребностей родителей и образовательного учреждения. Непосредственными целями его деятельности являются следующие:
– вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;
– дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;
– помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;
– научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;
– выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;
– сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической квалификации – дать возможность всем, кто заинтересован в повышении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, повысить свою информированность в социально-правовых, экономических, медицинских и других вопросах жизнедеятельности семьи и её взаимодействии со школой.

Примерный учебный план (занятия проводятся с сентября по май)


№ п/п


Содержание
(виды работы)


Ответственный


Лекции

Практикумы (семинары, круглые столы, тренинги)

I раздел. I четверть. Физиология и гигиена

Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста

Основы физиологии и гигиены подросткового возраста

Основы физиологии и гигиены старшеклассника

Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника

Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии

1 час (практикум - зачет)

II раздел, II четверть (ноябрь - декабрь). Психология (детская и возрастная)

Психологические условия общего развития ребенка дошкольного, младшего школьного возраста, подростка, и старшеклассника

Психология взаимоотношений в семье

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Психолого-педагогические особенности учащихся классов коррекционно-развивающего обучения (проблемы родителей и учителей)

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей)

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Проблемы психологической подготовки учителя и родителя и пути совершенствования деятельности школьной психологической службы

Психологи психологической службы школы, родительский актив слушателей лектория

III раздел. III четверть (январь - март). Педагогика

Педагогика как наука

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Педагогическое проектирование и диагностика в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Педагогические процессы в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Педагогическое мастерство родителей и учителей при воспитании детей в семье и школе

Заместитель директора по воспитательной работе, председатель м/о классных руководителей, классный руководитель или воспитатель

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Семья как социальная и нравственная ценность. Воспитательный потенциал семьи: состояние, проблемы, перспективы. Детско-родительские отношения в семье. Формирование и развитие взаимоотношений в семье: дедушка – бабушка – мать – отец – ребенок. Гуманизм детско-родительских отношений в семье, ответственность и долг

Заместитель директора по социальной защите, заместитель директора по воспитательной работе

Используются элементы имитационной и ролевой игр

Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания

Заместители директора по воспитательной и социальной работе, председатель м/о классных руководителей

1 час (семинар-зачет)

IV раздел. IV четверть (апрель-май) Культура, искусство, досуг

Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании

Учитель литературы, председатель м/о литературы и русского языка

Книга в семье. Что и как читают наши дети?

Учитель литературы, председатель м/о литературы и русского языка

Театр, СМИ и современные дети. Диагностика уровня развития эстетического отношения детей различного возраста к действительности и характеристика эстетико-образовательного развития младших школьников, подростков, старшеклассников средствами зрелищных искусств и СМИ

Учитель литературы, председатель м/о литературы и русского языка

Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся

Заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по социальной работе, председатель м/о классных руководителей

Раздел V. IV четверть. Подводя итоги…

Семья и школа вчера, сегодня, завтра. Три лика школы: дети – родители – учителя

Родительский актив из состава слушателей лектория, директор школы или его заместитель по воспитательной работе, или заместитель по социальной работе

Советы родителям (родительская копилка педагогического опыта)

Родительский актив из состава слушателей лектория

Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория

Доминирующие формы, методы, системы обучения
Индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних
Зачетная система
Лекции, беседы, ролевые и имитационные игры, практикумы, дискуссии

Учебно-методическое обеспечение учебного плана родительского лектория
(список литературы должен быть представлен каждому из слушателей)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1964, гл.3.
2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л., Наука, 1975.
3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия, 2-е изд. – М., 1985.
4. Общая сексопатология. Руководство для врачей (Под ред. Г.С. Васильченко). – М., 1977.
5. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Педагогика, 1987.

Мониторинг образования родителей
Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, анкеты, контрольные работы, написание рефератов. Заключительные собеседования, рефераты слушателей родительского лектория.
Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения и учения родителей, определить дальнейшее направление родительского образования.

Управление реализацией программы
Реализация программы родительского лектория зависит от умелого управления администрации и от усилий специалистов, задействованных в данной форме работы с родителями, их заинтересованности в своей работе, а также в заинтересованности родителей в тематике и проблематике родительского лектория. В её реализации участвуют администраторы, учителя, библиотекарь, специалисты консалтинговых служб школы. Для оптимальной работы родительского лектория необходимо тщательно продумать механизм взаимодействия всех звеньев, долю участия каждого педагога-лектора, формы и виды их работы с родителями.

I раздел. Основы возрастной физиологии и гигиены
Тема 1: Основы физиологии и гигиены младшего школьного возраста
Физиологические показатели развития младшего школьника. Режим дня. Особенности питания. Переходный период привыкания к школьной среде: от дошкольного возраста игры – к школьному возрасту систематического обучения.
Положительные и отрицательные привычки младших школьников: как родителям закрепить одни и бороться с другими привычками.
Тема 2: Основы физиологии и гигиены подросткового возраста
Физиологические показатели развития подростков. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек-подростков. Режим дня. Особенности питания. Признаки эмоциональной неустойчивости. Как избежать физической и умственной перегрузки подростков? О вреде чрезмерной опеки подростков со стороны родителей. Воспитание и развитие без насилия. Подростки и проблема наркотиков. Семья и профилактика зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте.
Тема 3: Основы физиологии и гигиены старшеклассника
Физиологические показатели развития старшеклассников. Особенности физиологического развития юношей и девушек. Режим дня. Особенности питания.
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов (половое созревание и юношеская сексуальность, ухаживание и любовь, подготовка к браку и половое просвещение). Вредные привычки юношеского возраста. Семья и профилактика зависимости от алкоголя и психоактивных веществ в юношеском возрасте.
Тема 4: Валеология младшего школьника, подростка и старшеклассника
Валеологические знания о младшем школьнике, подростке и старшекласснике.
Тема 5: Основы возрастной физиологии, гигиены и санитарии
Зачетная работа по данной теме.


Содержимое разработки

План работы общешкольного педагогического всеобуча для родителей учащихся

Общешкольные родительские собрания

Проблемы школьной адаптации первоклассников.

Проблемы адаптации у пятиклассников

Профилактика жестокого общения с детьми

Зам. директора по ВР

Профилактика вредных привычек в подростковом возрасте

Роль семьи и семейных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей

Как помочь ребенку в профессиональном самоопределении и выборе профиля обучения

Здоровье ребенка - приоритетная задача государства

Взаимодействие семьи и школы в воспитании ответственной и нравственной личности

Зам. директора по ВР

Методы конструктивного взаимодействия родителей и детей в период подготовки и сдачи ЕГЭ

Зам. директора по УВР

Психолого-педагогический всеобуч

Взаимоотношения в семье.

О поощрении и наказании в семье. Беседа с рекомендациями от родителей

Здоровый образ жизни вашей семьи. Круглый стол.

Отцовское воспитание. Проблемы. Опыт. Перспективы.

Личный пример здорового образа жизни в формировании культуры здоровья детей

Семья и Отечество. Воспитание патриотизма и ответственного поведения у детей

Профессиональная ориентация старшеклассников. Проблем. Перспективы. Опыт взаимодействия школы и учреждений образования

Зам.директора по УВР

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Создание безопасной среды в школе

Психологическая поддержка родителей

Тренинговые занятия для родителей-опекунов и многодетных семей

Зам.директора по ВР

Беседы о воспитании и психологических особенностях детей разного возраста

Зам.директора по ВР, кл.руководители

Консультации для родителей по выявленным в ходе диагностик проблем

Зам.директора по ВР

Детско-родительские лектории по проблемам обучения, воспитания и поведения детей. Повышение роли семьи в воспитании детей.

В течение года (по классам и параллелям)

Зам.директора по ВР, кл.руководители

Учебная мотивация. Как работать с ребенком, чтобы он был успешным в школе?

Зам.директора по ВР


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План работы родительского лектория на 2012 – 2013 уч. г.

Формировать нравственную культуру родителей.

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях.

Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.

Познакомить родителей с особенностями физического развития младших школьников.

1.Цели и задачи родительского лектория. Знакомство с планом работы родительского лектория на 2012 – 2013уч.г.

2.Стили воспитания ребенка в семье.

3.Закон и порядок.

Инспектор территориального органа по опеке и попечительству Гришина Ольга Георгиевна

2.Ваши права и обязанности, дети!

театрализованное представление, беседа

1.Основы возрастной физиологии и гигиены детей младшего школьного возраста

Районный врач – педиатр Лашкова Ирина Петровна

2.Наркотики – жизнь или смерть.

Районный врач – нарколог Сапожникова Любовь Захаровна

1.Ответственность родителей за детские правонарушения.

3. Внеурочная деятельность учащихся за год.

Завуч по УВР Борисова О.Д.

План работы родительского лектория на 2013 – 2014 уч. г.

1.Формировать нравственную культуру родителей.

2.Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях.

3.Сформировать у родителей представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания.

4. Познакомить родителей с развитием национального вопроса в России.

5. Выработать негативное отношение к национальным и межнациональным конфликтам.

6. Формировать толерантное отношение к людям иной нации, религии, взглядам.

7. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.

1.Цели и задачи родительского лектория. Знакомство с планом работы родительского лектория на 2013 – 2014уч.г.

2.Адаптация неблагополучных семей, находящихся в социально-опасном положении.

Инспектор по охране прав детства Тихненко Л.В., социальный педагог

3.Дети и телевидение.

1. Права ребенка.

Инспектор территориального органа по опеке и попечительству Кузнецова Н.С.

2. Книги в семье.

1.Возрастные кризисы детей: как понять ребенка.

2. Культура межнациональных отношений.

1.Воспитание в труде.

3. Внеурочная деятельность учащихся.

Завуч школы Борисова О.Д.

Темы родительского лектория на 2014 – 2015 уч. г.

1.Цели и задачи родительского лектория. Знакомство с планом работы родительского лектория на 2014 – 2015уч.г.

2.Правовое пространство детства.

Председатель женсовета, почетный житель п. Чернь Савельева Д.И.

3. Роль семьи в воспитании ребенка.

1. Профилактика детских заболеваний.

Медицинский работник детской консультации Грачёва Л.

2. Детская ложь. Способы профилактики.

1. Я и ребёнок: пути взаимопонимания.

2. Толерантность часть нравственной культуры человека.

Социальный педагог Лобанова В.П.

1.Ответственность родителей за детские правонарушения.

Организатор школы Кузнецова Е.А.

3. Внеурочная деятельность учащихся.

Завуч школы Борисова О.Д.

План работы родительского лектория на 2015 – 2016 уч. г.

1.Формировать нравственную культуру родителей.

2.Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях.

3.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

4. Предложить практические рекомендации по укреплению и сохранению здоровья.

5.Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам курения, алкоголя, наркомании и их влиянии на личность.

6.Формировать у родителей понимание значимости данных проблем в обществе,

в желании предупредить проблему.

7. Пропаганда ПДД среди родителей.

1.Цели и задачи родительского лектория. Знакомство с планом работы родительского лектория на 2015 – 2016уч.г.

2.Пособия и выплаты различным категориям граждан.

Специалист социальной защиты населения Иваненкова Н. Н.

3. Профилактика детских заболеваний.

Школьный мед. работник Сопова Г.А.

5.Как помочь ребёнку учиться? Сохраняем психологическое здоровье ребёнка.

педагог – психолог Кузнецова Е. А., социальный педагог Казакова А.О.

1. Наркотики – жизнь или смерть. Защитим наших детей от наркотиков.

Начальник уголовного розыска Кожевников А.В.

2. Вредные привычки у детей.

Как от них уберечься.

1.Почему дети лгут?

Мотивы и причины
склонности детей ко лжи.

2. Между добром и злом.

1. Как защитить ребенка от дорожно-транспортных происшествий.

Организатор школы Летифова С.М.

3. Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория.

Меркулова С.В., директор школы Кулакова Н.А.

План работы родительского лектория на 2016 – 2017 уч. г.

1.Формировать нравственную культуру родителей.

2.Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях.

3. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

4. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Развивать уважение друг к другу.

Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся школы.

Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

1.Цели и задачи родительского лектория. Знакомство с планом работы родительского лектория на 2016 – 2017уч.г.

Ответственный за работу родительского лектория: Меркулова С.В.

2.Профилактика преступлений против половой неприкосновенности личности и о недопустимости доступа детей к порнографическим сайтам.

3. Бегом к логопеду или когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду?

1. Наркотики – жизнь или смерть. Защитим наших детей от наркотиков.

Начальник уголовного розыска Кожевников А.В.

2. Искусство воспитания.

Педагог – психолог ГУ ТО СРЦН № 4 отделение помощи семье и детям п. Чернь: Кузнецова Е.А.

3. Книга в жизни семьи и ребёнка.

1. Как помочь ребёнку с дисграфией дома.

1.Что может быть семьи дороже .

Педагог – психолог ГУ ТО СРЦН № 4 отделение помощи семье и детям п. Чернь: Кузнецова Е.А.

2. Что такое ПМПК.

4. Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория.

Ответственный за работу родительского лектория Меркулова С.В., директор школы Кулакова Н.А.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

________ Н.А. Кулакова

План работы родительского лектория на 2017 – 2018 уч. г.

1.Формировать нравственную культуру родителей.

2. Формировать представления об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребёнка.

3.Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях.

4. Формирование системы нравственных ценностей родителей.

5. Воспитание интереса к книге, желания больше читать совместно с детьми.

6. Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

7. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся школы.

8. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

9. Дать понятие о том, что начитанность - это составляющая культуры человека.

10. Предложить практические рекомендации по укреплению и сохранению здоровья.

11.Ознакомить родителей с основными мерами профилактики вирусных заболеваний в семьях с детьми школьного возраста.

12.Мотивировать родителей на соблюдение мер профилактики различных заболеваний путём вакцинации

1.Цели и задачи родительского лектория. Знакомство с планом работы родительского лектория на 2017 – 2018уч.г.

Ответственный за работу родительского лектория: Меркулова С.В.

Врач – педиатр ГУЗ Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина

3. Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека.

Председатель женсовета, почетный житель п. Чернь Савельева Д.И.

Четвергова Л.В., библиотекарь школы

Ковтун Е.А., родитель 3-а класса

5.Награждение родителей, принимавших активное участие в подготовке класса к новому учебному году.

Ответственный за работу родительского лектория Меркулова С.В., директор школы Кулакова Н.А.

1. Профилактика зависимостей наркомании, таксикомании, табакокурения, пьянства.

Врач – нарколог ГУЗ Плавская ЦРБ им. С.С. Гагарина

Заведующая детской библиотекой Илюхина Елена Владимировна

3. Проверка техники чтения у учащихся.

О.С. Ставцева, завуч школы

Социальный педагог ОПС

и Д п. Чернь: Кирюхина С.В.

Педагог – психолог ОПС

и Д п. Чернь: Кузнецова Е.А.

1. Ответственность родителей за детские правонарушения.

3. Торжественное вручение Диплома слушателей родительского лектория.

Ответственный за работу родительского лектория Меркулова С.В., директор школы Кулакова Н.А.

Читайте также: