План работы психолога с родителями детей с овз в доу

Обновлено: 03.07.2024

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.
  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.
  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (тренинги, занятия, беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (тренинги, занятия, беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.

Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:

Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.

Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.

Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;

оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;

выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;

подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.

Третий этап - решение следующих задач:
- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
- расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Общая цель психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.

Для решения данной цели необходим ряд задач:

- сформировать мотивацию к такому участию;

- научить родителей нести свою долю ответственности за ход процесса реабилитации;

- научить эффективным способам взаимодействия с ребенком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

- обучить навыкам реабилитационной помощи в домашних условиях;

- сформировать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

- информировать родителей о состоянии ребенка с позиций особой гибкости детской психики и компенсаторных возможностях раннего возраста, подчеркивая важность раннего начала реабилитации;

- объяснить значение их работы с ребенком в домашних условиях для выработки бытовых навыков;

- показать, что перспективы развития ребенка – это также и перспективы развития возможностей мамы и семьи в целом;

- помочь осознанию необходимости восстановления нарушенных функций ребенка для выживания в период, когда они не будут в состоянии оказывать помощь;

- рассказать об опыте других семей в таком положении. Привести примеры, когда активность и сила воли родителей способствовали восстановлению, даже при неблагоприятном медицинском прогнозе;

2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения с семьёй.

3. Коррекционно–педагогическая, психологическая, медицинская помощь семье.

Родителям ребенка поручаются реабилитационные мероприятия, которые должны проводиться регулярно изо дня в день и при этом не требуют специальных знаний и условий для проведения. К ним относятся лечебная гимнастика, развивающие занятия, прием препаратов и т. п.

Реализация планов реабилитационной работы с детьми с различными нарушениями может быть достигнута только при тесном сотрудничестве всех специалистов участвующих в этом процессе – юриста, педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей – с родителями такого ребенка.

Раннее включение родителей в коррекционную работу с ребенком позволяет, в большинстве случаев, нейтрализовать переживания родителей, изменить их позицию по отношению к воспитанию проблемного ребенка, а также сформировать адекватные способы взаимодействия со своим малышом.

Исследования подтверждают выводы о том, что использование в комплексной реабилитации методов педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но и делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, радостным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться в воспитании своего ребенка.

Современные технологии в работе с педагогами и родителями дошкольного учреждения.

Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Мы считаем, что процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей:

Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей

Просветительская работа через консультации, беседы.

Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно–педагогических занятий в условиях семьи.

Лекции для родителей

Лекции можно посвятить знакомству родителей с этапами психического развития ребенка; основами и принципами методов первоначального воспитания и обучения; организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье; условиями реабилитации, лечения, ухода за ребенком в стационаре и дома; закономерностями аномального развития. В процессе лекций очень эффективно использовать видеосъемки и фотографии моментов взаимодействия детей с близкими взрослыми и педагогом–психологом, демонстрировать соответствующие развивающие упражнения. При этом отмечать важность наблюдения за реакциями своего ребенка и изменениями в его поведении для создания оптимальных условий развития.

Тренинг для родителей детей с ОВЗ

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

- выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка;

- снятие чувства вины родителей;

- повышение самооценки участников;

- самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции;

- развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно–ориентированного подхода;

- выработка навыков диалогового взаимодействия с ребенком;

- развитие синхронности в действиях родителей и ребенка;

- повышение компетентности родителей в общении с детьми;

Для решения этих задач используются следующие методы: проведение дискуссий, мини лекций, выполнение упражнений, игры.

Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научится эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Коучинг используется в управленческой деятельности.

Мастер-классы для родителей - это активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через практическую деятельность и развитие творческого начала каждого участника.

Клубная работа

В рамках Родительского клуба родителям предоставляется возможность:

- узнать о программах работы с семьей;

- встретиться с родителями такого же ребенка, уже имеющими определенный опыт и оказывающими поддержку другим семьям;

- с помощью специалиста получить информацию, связанную с заболеванием ребенка, его реабилитацией, обучением;

- проконсультироваться у юриста о правах семьи, воспитывающей ребенка–инвалида;

- получить консультацию психолога.

- провести совместный досуг

Таким образом, работа в клубе помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать социальные навыки в преодолении трудностей, возникших с появлением ребенка с ограниченными возможностями. Целесообразно так же проведение выставок работ детей и родителей, выезды на природу, проведение праздников.

- родители видят, что вокруг есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

- убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в реабилитации ребенка ведет к успеху;

- видят важность раннего вмешательства;

- понимают, что путь к цели будет трудным и долгим. Владея полной картиной настоящего и реальным прогнозом, родители могут принять осознанное решение и нести ответственность за последующие шаги.

Семинар-практикум - это обучение теоретическим знаниям родителей и практические упражнения. Родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками, которые на практике, на своем личном опыте осваивают передаваемые им знания.

Тематические (групповые) и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут или пытаются уйти от разрешения трудной ситуации. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Родительское собрание – важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей. Обязательно предоставляется информация о результатах коррекционной работы группы в целом за определенный период (полгода, год). Форма проведения родительского собрания выбирается таким образом, чтобы родители были активными участниками данного мероприятия - это может быть, круглый стол, устный журнал, педагогическая гостиная и т. д. Данная форма предполагает возможность родителям свободно задавать интересующие вопросы, обмениваться мнениями.

Наглядно-информационные формы являются неотъемлемой частью взаимодействия с родителями (проспекты, памятки, фотостенды). Большая часть наглядной информации имеет практическую направленность.

Родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья не всегда достаточно знаний и умений, чтобы помочь своим детям в преодолении имеющихся трудностей в развитии, установить с ними правильные взаимоотношения, проявить должную заботу о гармоничном развитии их личности.

Восполнить недостаток знаний они могут, воспользовавшись библиотекой на сайте дошкольного учреждения, в которой могут быть размещены книги из различных областей педагогики, психологии, дефектологии, а также методические материалы каждого учреждения. Так же на сайте могут быть размещены фотоотчеты с тематических праздников, выставок.

Наглядные формы работы среди родителей популярны, так как они интересны, доступны, носят практическую направленность. Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, семинары, мастер-классы) создают атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Индивидуальные консультации позволяют личностно затронуть родителей, тем самым активизировать их восприятие, повышают эффективность взаимодействия.

Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период.

2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества.

3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

- Появление интереса родителей к работе ДОУ

- Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах

- Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ

- Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Программа работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей.

1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

· профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

· профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;

· оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

· выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

· подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

Были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

· Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

· Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

· Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

· Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Организационные формы помощи родителям

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

· обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);

В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.

Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап - подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования.

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Читайте также: