План использования информации о пренатальном развитии и воспитании ребенка на школе молодых мам

Обновлено: 05.07.2024

Цель школы молодых родителей – привлечение будущих родителей к осознанному и полноценному участию в воспитании здорового ребенка.

Задачей школы молодых родителей является расширение знаний родителей по воспитанию здорового ребенка путем санитарно-просветительной работы:

1) обучение родителей уходу за новорожденным ребенком;

2) обучение методике естественного вскармливания;

3) обучение режимам дня;

4) обучение методам физического воспитания (организации купания, гимнастики, массажа, закаливающих процедур);

5) подготовка грудных желез матери к кормлению новорожденного;

6) пропаганда естественного вскармливания;

7) рекомендации по режиму дня и питанию беременной и кормящей матери;

8) рекомендации будущим родителям по организации здорового образа жизни;

9) рекомендации по профилактике нарушений здоровья молодых родителей;

10) мероприятия по оздоровлению будущих родителей;

11) рекомендация соответствующей литературы, выдача памяток, просмотр видеофильмов.

Программа работы школы будущих родителей включает следующие моменты.

1. Мероприятия по оздоровлению будущих матерей и отцов:

1) взятие на учет девушек региона обслуживания;

2) оздоровление девушек, состоящих на диспансерном учете по какому-либо заболеванию, включая лечение в дневных стационарах и санаторно-курортное лечение;

3) санация у молодых и будущих родителей хронических очагов инфекции;

4) чтение курса лекций молодым родителям по определенной программе;

5) улучшение качества и эффективности наблюдения за социально неблагополучными семьями.

2. Мероприятия по обучению молодых родителей навыкам ухода за новорожденным:

1) проведение с будущими родителями профилактических занятий в кабинете здорового ребенка по уходу за новорожденными и маленькими детьми;

2) обучение молодых родителей технологии приготовления детского питания;

3) рекомендации молодым родителям по организации домашнего микростадиона;

4) оздоровление детей из групп риска по лор-заболеваниям и ортопедической патологии.

3. Прогнозирование здоровья будущего ребенка и организация профилактических мероприятий в соответствии с группой риска.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Госпитальные школы

4. Госпитальные школы Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного

27. Госпитали и госпитальные школы

27. Госпитали и госпитальные школы Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо

ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей

ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей Беременные женщины группы повышенного риска по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья:1) беременные в возрасте до 20 лет и первородящие старше 30 лет;2) с массой тела менее 45 кг и

Дородовой период[Некоторые высказывания родителей, цитируемые в этом разделе, взяты из исследования, проводившегося одним из авторов (Р.Б.Д.) в конце 1970-х гг. Хотя этим цитатам больше 18 лет, их легко представить в устах нынешних молодых родителей; высказывания, несущие на себе отпечаток своего вр

Дородовой период[Некоторые высказывания родителей, цитируемые в этом разделе, взяты из исследования, проводившегося одним из авторов (Р.Б.Д.) в конце 1970-х гг. Хотя этим цитатам больше 18 лет, их легко представить в устах нынешних молодых родителей; высказывания, несущие на

Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао

Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао Методика сохранения молодости, продления жизни школы Дао передавалась из поколения в поколение и выдержала тысячелетнее испытание временем. Современная наука доказала ее эффективность.Упражнение 1. «Сияние

Школы самоконтроля и книги о диабете — залог успеха

Школы самоконтроля и книги о диабете — залог успеха Во многих российских городах работают школы самоконтроля для больных сахарным диабетом. Обучающиеся в них люди получают представление о своём заболевании. Однако главная задача школ — убедить больного в

Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао

Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао Методика сохранения молодости, продления жизни школы Дао передавалась из поколения в поколение и выдержала тысячелетнее испытание временем. Современная наука доказала ее эффективность.Упражнение 1. «Сияние

УПРАЖНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХУАШАНЬСКОЙ ШКОЛЫ ДАО

УПРАЖНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХУАШАНЬСКОЙ ШКОЛЫ ДАО Упражнения, возрожденные автором этой книги, выполняются, как уже говорилось, в семи положениях: стоя, сидя, на корточках, на коленях, лежа, ползком, в кувырке. Каждое положение включает в себя 13 упражнений.Во время

Зачем нужны школы будущих родителей

Зачем нужны школы будущих родителей Школа молодых пап и мам удобно находилась в здании нашей поликлиники. О ней мне рассказывала одноклассница. Ей понравилось, поэтому я тоже решила туда записаться. За всю беременность я успела перелопатить тонну специализированной

Школы будущих мам при женских консультациях

Школы будущих мам при женских консультациях Обычно эти занятия бесплатные. Беременным женщинам рассказывают о том, как можно снять боль во время схваток, как правильно вести себя в родах, какие способы родов предпочесть. В программу подготовки женщин к родам входит

Глава 4. Национальные школы массажа

Глава 4. Национальные школы массажа Наиболее прославленные в мире школы массажа – тайская, китайская, индийская, японская, финская. Русский классический лечебный массаж основан на старославянских традициях врачевания, причем во многих позициях он близок со шведской и

Глава 11 Цели и задачи лечения сахарного диабета

Глава 11 Цели и задачи лечения сахарного диабета 272 Какова цель лечения сахарного диабета? Целью лечения сахарного диабета является достижение и поддержание такого состояния, при котором проявления болезни и вероятность возникновения осложнений минимальны, а качество

Обзор русской школы сыроедения

Подготовительный период чистки печени. Цели и задачи подготовительного периода

Подготовительный период чистки печени. Цели и задачи подготовительного периода Подготавливаясь к генеральной чистке печени, нам надо:1. Добиться затухания имеющихся воспалительных явлений в желчном пузыре и желчных ходах, а в идеале — во всем желудочно-кишечном

Цели и задачи психологического консультирования

Цели и задачи психологического консультирования Бесспорно, основная цель психологического консультирования — это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с

Прежде всего, нужно разобраться с тем, что мы понимаем под пренатальным воспитанием. По нашему мнению, основная задача пренатального воспитания - помочь будущей маме наладить контакт с ребенком и расширить ее возможности взаимодействия с ним. Сразу оговоримся - такая помощь может понадобиться не каждой женщине во время беременности. Как правило, женщина, не испытавшая дефицита внимания, и, главное, понимания со стороны собственной матери, с любовью вынашивающая желанное дитя, сама естественно общается со своим ребенком и, отслеживая реакции, действует, основываясь на его предпочтениях.

Те же молодые мамы, которые в раннем детстве в силу каких-то причин не получили должной модели материнского поведения, во время своей даже желанной беременности порой ощущают некоторую растерянность, необходимость в руководстве. Именно им и требуется помощь, своего рода "пренатальное" воспитание.

В 1982 г. в Англии создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (АNЕР). Разговор о пренатальном воспитании может вызвать чувство удивления, и даже тревоги: неужели дело дошло до того, что устанавливаются какие-то нормативы и разрабатываются программы, регламентирующие развитие эмбриона и плода? Конечно, нет. Нормативы и программы имеют отношение к обучению, а не к воспитанию.

После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Нельзя отрицать важность воспитания ребенка, особенно в первые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной борьбы над собой. Однако ученые уверенно заявляют, что ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию. А ведь новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития. Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о предоставлении внутриутробному плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Часто задают вопрос: для кого важнее процесс воспитания - для матери или для ребенка? Ответ прост: он важен для обоих. Существует следующая закономерность: чувства и даже мысли матери передаются и плоду. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и реакции, которые вызывают у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы, славяне и многие другие народы придерживались некоторых строгих традиций и правил для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для внутриутробной жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой, а в русских семьях с наступлением беременности переходили жить из общей комнаты в светелки, где могли заниматься в молитвах и занятиях рукоделием готовились к родам.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода в утробе матери.

  • сенсорные способности плода (изучаются специалистами разного профиля)
  • эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками)
  • способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, "записывать" информацию (область интересов физиков).

Ребенок живет с самого момента зачатия. У него уже определен пол и рост, цвет глаз и структура волос. Недаром в странах Востока принято считать возраст ребенка не с момента его рождения, а со дня зачатия. Однако точную дату рождения ребенка, возможно, узнать только после его появления на свет.

В момент зачатия мать и отец играют одинаково важную роль. Однако на протяжении последующих девяти месяцев главной исполнительницей становится мать.

Способность к добру и сопереживанию, чувство любви или неприязни, спокойствие или агрессивность, как и многие другие свойства личности, воспитываются в человеке с момента его зачатия.

Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Во внутриутробный период не только идет физиологическое развитие ребенка, но и формируются подсознательные процессы быстрого и более качественного усвоения информации. Один месяц дородового воспитания равен одному году послеродового. Другими словами, если заниматься с ребенком с первого месяца после зачатия, он родиться с уровнем воспитания 9-ти летнего. Родителям останется только мягко направлять его и, разумеется, продолжать воспитывать.

Будущей маме очень полезно слушать хорошую музыку и петь самой, рисовать, делать энергетическую гимнастику, сочинять стихи и сказки, а также учить родных и близких приветствовать ваше солнышко до рождения. Таким образом, происходит воспитание звуком, цветом, движением, словом и прикосновением.

Женщина сама может “запрограммировать” определённые возможности ребёнка. Так, например, если маме хочется вырастить полиглота, ей следует особое внимание уделять музыке. Тогда слуховая кора головного мозга развивается лучше, ведь во время беременности ребенок слышит мало звуков, мама зачастую молчит, не обращается к нему. А ведь прививать любовь к родному и иностранным языкам можно как раз аудиально. Особенно это касается таких “мелодичных” языков, как японский или китайский.

Что касается внешности ребёнка, то её тоже можно “заказать”. Для этого мысли должны быть достаточно четкими и удерживаться долгое время. Дисциплинируйте свои мысли с помощью такого приема как визуализация. Создайте “альбом мечты” и поместите в него свои рисунки или понравившиеся картинки.

Известен случай, когда будущий отец увидел на выставке рисунок художника, на котором был изображен прелестный малыш. Мужчина сделал копию рисунка и написал: “Для нас нет ничего невозможного. Мы любим тебя, малыш. Мама и папа”. И подарил своей жене. Вскоре в их семье родился карапуз точь-в-точь похожий на ребенка на портрете. Такие случаи не редкость. Поэтому будущим мамам рекомендуется ограничить просмотр телевизионных программ, так как некоторые из них мешают настроиться на создание красивого и доброго образа будущего ребенка.

В дородовом периоде также формируется вкус ребенка, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости (околоплодные воды). Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью “проглатывать” двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства (!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.
Приведу еще один известный случай, малютка-индианка была удочерена супругами из Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по различным рецептам европейской кухни, однако с удовольствием ела рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во время беременности.

Не желательно будущей маме думать о поле будущего ребенка. Так как в характере все должно быть гармонично и одинаково развито, естественно, с небольшим преобладанием тех или иных качеств (черт) в зависимости от пола. Так, например, представьте картину: мама постоянно думает: у меня будет мальчик, мальчик, мальчик. И даже если действительно рождается мальчик, то в его характере отсутствуют мягкость, гибкость. А если вдруг у неё рождается девочка, то у неё проявляются командирские качества – “строит” всех мальчиков во дворе.

Кода женщина не знает, кто у неё родится, она один день думает: “Будет у меня мальчик, сильный, уверенный, умный.”, а на следующий день мечтает: “Появится у меня девочка, красивая, стройная, ласковая…” и тем самым закладывает в сознание будущего ребенка все качества, необходимые для развития гармоничной личности.

Упражнения в период беременности:

“Мой ребенок - долгожитель”

Закройте глаза на минутку и скажите себе, что ваш малыш будет жить до ста лет в добром здравии, а вы сможете порадоваться, побывав на его юбилее. Это торжество легко представить под мелодию вальса или танго. Лучше включать музыку, под которую вы любите и умеете танцевать.

Выберете время, чтобы в полной тишине побыть наедине с ребенком в течение 15-20 минут. Сядьте по удобнее, закройте глаза. В течение 5 минут произнесите на вдохе: “Я”, а на выдохе: “от-ды-ха-ю”. То есть выдох должен быть в четыре раза продолжительнее вдоха. Задайте ребенку вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”. Например: “Ты хочешь мне сообщить что-то важное?” или “Тебе достаточно кислорода для хорошего самочувствия?” - и ждите ответ. Он придет в виде ощущения или легкого толчка. Не спешите, малыш ответит вам не сразу, ведь вы только учитесь налаживать с ним доверительные отношения. За один сеанс задавайте ребенку не более 3-4 вопросов. Выполняйте это упражнение ежедневно, и через неделю вы научитесь лучше понимать своего ребенка.

Несмотря на занятость, будущие матери и отцы должны находить время (лучше в какой-то конкретный час) для "свидания" со своим будущим ребенком, разговора с ним. Именно в этот момент они могут рассказать ему, с каким нетерпением ожидают его появления на свет. Природа отблагодарит родителей за их сознательные усилия. Форма благодарности может быть самой различной, Это существенно уменьшит у беременной женщины чувство усталости, беспокойства и страха. Оно может исчезнуть полностью, заменившись ощущением уверенности, радости и гордости.

Естественным завершением осознанной и полной светлых ощущений беременности будут роды, проходящие осознанно, под собственным контролем, и с чувством полного единения с ребенком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко воспринимать воспитание и может обладать всеми качествами, заложенными в нем природой.

Женщина от осознанного отношения к вынашиванию и рождению ребенка родится как мать.

Мы все разделяем ответственность за то, что природа возлагает на женщину и на родителей. Каждый из нас несет определенную долю ответственности за приходящего в этот мир ребенка. Если бы вместо увеличения числа тюрем правительства стран больше заботились о беременной женщине, которой следует разъяснять ее роль и создавать условия, необходимые для реализации возложенных на нее задач, то мы могли бы получить более хорошие результаты при меньших финансовых затратах. Всего через несколько поколений удалось бы преобразовать в лучшую сторону физическое состояние и психику, как мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее, устойчивее и свободнее, став более открытым для других и для проявлений самой жизни, может надеяться на создание мира, где любой человек найдет свое место и будет счастлив.

Разрабатывая методы раннего воздействия на организм ребенка, мы, прежде всего, старались ответить вопрос, какую наиболее общую и наиболее актуальную проблему мы решаем при этом воздействии. Такой проблемой, с нашей точки зрения, является проблема функциональной незрелости ребенка.

Почему мозг ребенка к рождению утрачивает более половины своих нейронов? Ведь, насколько нам известно, все, что не востребовано в деятельности, постепенно атрофируется. При этом известно, что количество нейронов напрямую связано с уровнем интеллекта и общим уровнем функционирования организма.

Более чем 20-летний опыт работы в этом направлении позволил разработать теорию, названную нами теорией пренатальной эволюции. Суть этой теории сводится к тому, что избыток нейронов в пренатальный период представляет собой эволюционный резерв, который позволяет человеку и человечеству в целом адаптироваться к тому потоку информации, который с ростом цивилизации предъявляет все более высокие требования к интеллекту. Недостаток сенсорного притока в пренатальном онтогенезе и является основной причиной функциональной незрелости ребенка раннего возраста. В дальнейшем незрелый организм ребенка попадает в условия неблагоприятной образовательной среды, депрессирующей психо-эмоциональную сферу, а также двигательную, дыхательную вокально-речевую функции. Это способствует нарушению межфункционального развития, к психическим и физическим заболеваниям, к психофизиологическим зависимостям, прежде всего наркомании, асоциальным формам поведения.

Сказанное подводит нас к одному из основных положений теории пренатальной эволюции, которое звучит так: процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной.

Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда еще одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться все последующее образование.

На базе основных положений теории пренатальной эволюции нами была разработана и сформулирована концепция пренатально-ориентированного образования, при реализации которой учитываются стадии формирования интеллекта ребенка пренатального, раннего и дошкольного возраста, названного интеллектом развития.

Отвечая на следующий вопрос исследования о том, чем можно простимулировать пренатальный мозг, чтобы оптимизировать его функцию, мы посчитали, что такая стимуляция может быть обеспечена за счет увеличения информационного (сенсорного) притока. Информационный поток должен быть звуковым.

Известно, что с 8 – 18 недели внутриутробной жизни мозг плода стремительно продуцирует миллиарды нейронов, которые после этого периода лишь дифференцируются, создавая межнейрональные связи. Следовательно, период с 19 по 40 неделю беременности и должен быть тем уникальным периодом, когда мозг плода либо сохранит большую часть спродуцированных природой нейронов, либо утратит их навсегда.

Можно ли обеспечить механизм подключения к процессу усвоения плодом звуковой информации других функций, прежде всего двигательной? Оказалось, можно. Пассивно – через двигательную активность матери, с помощью специальных упражнений, сопровождающих звуковую информацию. А можно ли сделать этот процесс активным? И это оказалось возможным. Для этого нами был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс, который позволяет плоду, начиная со второго триместра беременности, при определенной силе собственных толчков получать музыкальные звуки, и даже собственными усилиями включать ту или иную музыкальную программу. Ребенок нажимает на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, связанный с электронными датчиками, и таким образом имеет возможность играть музыку.

В 1983 году нами был разработан метод кардио-сенсорной регуляции раннего онтогенеза. В основу метода была положена межфункциональная гимнастика, сопровождаемая процессом вызревания эмоциональных реакций. Главным системообразующим фактором этой регуляции явилась музыка, осуществляемая сначала через вокально-речевую деятельность беременной женщины.

Прежде всего, нужно разобраться с тем, что мы понимаем под пренатальным воспитанием . По нашему мнению, основная задача пренатального воспитания – помочь будущей маме наладить контакт с ребенком и расширить ее возможности взаимодействия с ним. Сразу оговоримся – такая помощь может понадобиться не каждой женщине во время беременности. Как правило, женщина, не испытавшая дефицита внимания и, главное, понимания со стороны собственной матери, с любовью вынашивающая желанное дитя, сама естественно общается со своим ребенком и, отслеживая реакции, действует, основываясь на его предпочтениях.

Научные данные, подводящие базис под идею пренатального воспитания , часто противоречивы, но все исследователи сходятся в одном мнении: влияние пренатального периода на способности ребенка и уровень его развития очевидны.

В разное время отечественные и зарубежные исследователи (такие как Коваленко, Добряков, Гроф, Грехем, Оден, Лебойе и многие другие) говорят о том, что родители, зная очевидные механизмы, могут влиять на физическое, интеллектуальное, творческое развитие ребенка, на его чувство ритма, музыкальный слух, эстетический вкус, лингвистические способности и даже внешний облик.

Но неправильно было бы говорить о целевом развитии интеллектуального потенциала будущего малыша, не говоря одновременно о физическом, творческом, эстетическом развитии. Каждое действие, совершаемое родителями, будь то рисование, пение, танцы, разгрузочный день, гимнастика или поход в консерваторию, воздействует на целый ряд качеств и способностей ребенка. Ведь изначально Человек – потрясающе гармоничное существо, и все, что требуется от родителей, – следовать этой Гармонии, учиться видеть Ее и жить в Ней.

Специальные занятия с психологом, арттерапия (рисование), занятия образной хореографией (музыкальные занятия с пением, танцами и игровой психотерапией), музыкальные занятия (информация о влиянии различных музыкальных произведений на состояние малыша), специальные выезды на природу (по индивидуальным заданиям), правильный режим питания (имеет огромное влияние на физическое и интеллектуальное развитие), продуманная физическая нагрузка (специальная гимнастика, занятия в бассейне) и многое другое позволяют будущим родителям дать своим детям максимум возможностей.

Но помимо развития способностей малыша, у мамы есть реальный и очень значимый шанс подарить своему ребенку светлое и солнечное восприятие мира, умение ставить цели и добиваться их, веру в победу, настойчивость, терпение, оптимизм. Часть курса посвящена информации о том, как период беременности и течение родов могут влиять на многие черты личности будущего ребенка, и практическим тренингам – как самостоятельно влиять на роды, гармонизировать родовой процесс и таким образом воздействовать на формирование характера своего малыша.

Психологи центра подробно объясняют будущим родителям, на что и как влияют определенные занятия мамы. А также помогают определиться – чему уделять большее внимание, исходя из уже выявленных склонностей ребенка (и, соответственно, помогают их определить).

И еще очень важно, чтобы основным побудительным мотивом занятий было желание вырастить счастливую, гармонично развитую Личность, но никак не стремление реализовать через ребенка свои амбиции.

Огромное значение уделяется установлению глубокого психологического контакта с ребенком, двусторонней связи с будущим малышом. Ведь, даже начиная заниматься музыкой, будущая мамочка иной раз теряется – почему малыш начинает активно двигаться, слушая Моцарта – это ему очень нравится, или наоборот – не нравится? Когда внутренний двусторонний контакт с малышом налажен (это помогают сделать психологи), мама даже по микродвижениям малыша уже знает, что хочет сообщить ей ребенок, как он относится к тому, что происходит. Это помогает не только во время беременности, но и играет значительную роль во время родов, когда мама и малыш трудятся вместе, совмещая свои усилия, являясь источником силы друг для друга. И конечно же, такой глубокий уровень общения помогает и сразу после рождения малыша, и долгое время спустя.

Очень важно объяснить родителям, что иногда будущий ребенок для них является не столько Учеником, сколько Учителем. И очень важно, чтобы родители были готовы учиться. Иногда – вместе с будущим малышом, а иногда – у него…

(с)

собирательный материал из разных источников на тему пренатального (дородового) воспитания ребеночка










230021, г. Гродно

Контактные телефоны:

Только взрослое население

32-17-00 (многоканальный номер)

Путришковская амбулатория: 60-42-46

Конвертер валют НБРБ









































врач акушер-гинеколог Гудинович С.Я. Контактный телефон 41-45-28

ПОЛОЖЕНИЕ

1.2 В школе применяется очно-заочный метод обучения комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимается акушер-гинеколог, психотерапевт и психолог. В гигиеническом обучении используются методы устной, печатной, наглядной пропаганды.

  • здоровье ребенка зависит от здорового образа жизни будущей матери и лиц, ее окружающих;
  • мать, как носительница нового качества жизни является партнером врача и несет перед будущим ребенком огромную ответственность за его нравственное и физическое здоровье;
  • необходимость возрождения святости детства, материнства, формирование ответственности за благополучие ребенка и семьи в которой он растет, через заботу о здоровье нравственном, физическом, социальном;
  • формирование здоровья ребенка начинается с внутриутробного периода.

1.4 В школе проводится гигиеническое обучение и воспитание беременных женщин и членов ее семьи.

2. Задачи школы

2.1 Налаживание контакта с будущей мамой и членами ее семьи.

2.2 Физическая и психическая подготовка беременных к родам, в том числе подготовка семьи к рождению.

2.3 Адаптация к новому психическому состоянию – беременности.

2.5 Дать будущей маме основы здорового образа жизни, научить правилам личной гигиены и объяснить важность ее соблюдения.

2.6 Обучить основным правилам ухода за новорожденными.

2.7 Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.

2.8 Выяснить уровень знаний будущей мамы по вышеуказанным вопросам, особенно с первородящими мамами, у которых нет опыта ухода за ребенком.

2.9 Информировать будущих мам о профилактике травматизма среди детей.

2.10 Развитие коммуникативных навыков матери с ребенком и его ближайшим окружением;

2.11 Развитие материнских чувств во взаимоотношении с собственным ребенком;

2.12 Диагностика и профилактика: материнской сферы, семейных отношений (супружеских), эмоциональной сферы женщины;

2.13 Развитие навыков поведения во время родов;

2.14 Диагностика и профилактика супружеских отношений в адаптации к нормативному семейному кризису.


3. Порядок работы

3.1 Направление беременных женщин осуществляет участковый акушер-гинеколог.

3.2 Занятия в школе проходят с периодичностью 1 раз в неделю.

3.4 Школа работает согласно утвержденному учебному плану занятий, при необходимости внесения возникших актуальных тем учебный план дополняется.

3.5 Рекомендации будущей маме выдаются в виде памяток, брошюр и т.п., также предоставляется список необходимой литературы для самостоятельного изучения.

3.6 Учет посещений ведется в журнале.

Учебный план-график работы

школы “Школа молодой мамы”

1-й четверг месяца

Физиология и психология беременности.

2-й четверг месяца

3-й четверг месяца

ПРОГРАММА

занятий в школе “Школа молодой мамы”

Занятие № 1. Физиология и психология беременности.

  1. Психологический смысл беременности.
  2. Адаптация к новой роли: подготовка к новому состоянию.
  3. Полоролевая идентичность.
  4. Мифы и страхи о беременности.
  5. Эмоциональное состояние женщины во время беременности.
  6. Образ тела беременной женщины.
  7. Выделение места для ребенка в субъективном (психологическом) и телесном пространстве женщины.
  8. Границы матери и плода – ранний диалог.
  9. Развитие первичной привязанности и первые шевеления ребенка.

Грудное вскармливание: уход за новорожденным.

Цель: Предоставить необходимые знания по правилам и преимуществу грудного вскармливания.

  1. Грудное вскармливание.
  2. Принципы, понятие о естественном вскармливании.
  3. Преимущества грудного вскармливания для мамы и ребенка.
  4. Правильное прикладывание к груди.
  5. Профилактика трещин сосков, лактационные кризы.

Занятие № 2. Азбука родов.

Цель: физическая и психическая подготовка беременных к родам. Ознакомление с физиологической и психологической составляющей первого, второго и третьего триместра беременности

  1. Естественные роды
  2. Предвестники родов.
  3. Периоды родов и их продолжительность.
  4. Методики релаксации и естественного обезболивания при схватках.
  5. Тренинг по дыханию в родах.
  6. Поведение во время родов.
  7. Обучение комплексу физических упражнений для расслабления в зависимости от срока беременности.

Занятие № 3. Физиология, уход за новорожденным.

Цель: обучение основным правилам ухода за новорожденным.

  1. Раннее развитие ребенка.
  2. Питание новорожденного, питание кормящей мамы.
  3. Психология отношений между матерью и ребенком.
  4. Правила ухода и безопасное поведение в быту, предупреждение травм у детей.

Занятие 4. Супружеские отношения: психологическая работа с супружескими парами.

Цель: Диагностика и профилактика супружеских отношений в адаптации к нормативному семейному кризису, подготовка семьи к рождению ребенка.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ.

Беременность и роды являются одним из самых приятных и желанных моментов в жизни каждой женщины. Но несмотря на это, ей необходимо знать всё о родах, чтобы помочь и себе, и малышу. Узнать все о родах помогут некоторые советы от специалистов, основанные на опыте, практике и мнениях многих рожавших женщин.

Как беременность, так и роды представляют собой отдельный процесс, каждый из которых требует ответственности, внимания, предельной осторожности со стороны молодых родителей. Чтобы не столкнуться после родов с проблемами, связанными психическим здоровьем молодой мамы, но и физическим состоянием малыша, необходимо в первые недели и месяцы следовать определенным советам и рекомендациям.

всё о родах
всё о родах

Первый совет желательно применять в роддоме сразу после родов. Многие мамы боятся прикоснуться к новорожденному, полагая, что тем самым причинят ему физическую боль. Это не так, но чтобы преодолеть данный барьер, можно осторожно приложить малыша к груди, пытаясь приучить его к груди. Кроме того, новорожденный почувствует тепло и запах матери, услышать ее голос. Таким образом происходит первое знакомство малыша и матери. Рекомендуется не торопится и не возвращать малыша в кроватку, даже если боли, спровоцированные родами, мешают или достаточно сильны. Несмотря на то, что многие новорожденные большую часть времени проводят за сном, следует периодически прикладывать их к груди, чтобы уже на второй или третий день малыш сам брал сосок в рот. Это поможет малышу оставаться всегда сытым, а молодой маме избежать проблем с трещинами сосков.

Второй совет касается некоторых физиологических особенностей новорожденных детей, проявляемые при рождении непосредственно. Таковыми могут, к примеру, быть не специфичный цвет кожных покровов. В первые несколько дней после рождения у малыша кожа бывает либо красной, либо сухой. Краснота связана с расширением кровеносных сосудов, находящихся под кожей. Что же касается сухости, то данный фактор обусловлен отслоением верхнего слоя клеток кожи. У некоторых малышей через несколько дней после рождения начинает желтеть кожа, что вызывает беспокойство у молодых родителей. Особо переживать не стоит, так как имеет место физиологическая желтуха, вызванная сменой эмбрионального гемоглобина на обычный. Поскольку избыток эритроцитов разрушается, то печень новорожденного не в состоянии отвечать за своевременную переработку разрушенных клеток. В результате развивается желтуха. Через несколько дней данное явление проходит, не оставляя никаких последствий, однако следует поить малыша и часто купать. Кроме того, целесообразно вызвать детского врача-педиатра для постановки точного диагноза и получения дополнительных рекомендаций.

всё о родах
всё о родах

Необходимо один важный момент. Дело в том, что дыхательная система малыша начинает функционировать с момента его рождения. Поэтому особое внимание следует уделять комнате, в которой будет жить новорожденный. Речь идет о проветривании комнаты, влажности, температурном режиме, освещении. Кроме того, не следует загромождать его кроватку полушками, одеялом, другими вещами, боясь, что малыш может простудиться.

Крайне серьезно обстоит дело с пищеварительной системой малыша. Несмотря на тот факт, что пищеварительный тракт новорожденного достаточно быстро адаптируется к новым условиям питания, следует избегать употребления запрещенных для данного возраста продуктов питания. Единственным источником питания для малыша является грудное молоко матери. В том случае, если у молодой мамы отсутствует молоко по каким-либо причинам, прибегают к искусственному кормлению. Кроме того, не стоит забывать и о стерильности кухонных принадлежностей, которыми необходимо пользоваться для кормления малыша. Желудок и кишечник новорожденного еще стерильные, поэтому любая бактерия или любой вирус могут вызвать серьезные расстройства и осложнения. У малыша должна быть своя посуда. Тем не менее, в первые 2-3 дня стул у ребенка отличается от нормального как по цвету, так и по консистенции. Не стоит пугаться, это нормальное явление, так как кишечник освобождается от всего того, что накопилось в нем во время беременности.

У некоторых детей через несколько дней после рождения начинают появляться первые признаки полового созревания. У мальчиков могут набухнуть молочные железы, у девочек же из половых органов вытекают слизистые выделения иногда красного цвета. Вех этих явлений не стоит пугаться, а тем более предпринимать самостоятельных действий. В случае с мальчиками достаточно нанести йодовую сетку, не касаясь сосков. В случае же с девочками необходимо при мытье пользоваться кипяченной теплой водичкой. При этом, не нужно насильно снимать всю слизистую пробку, делать это нужно по мере естественного отделения. Уже через 2 недели проблема в обоих случаях самостоятельно разрешится, необходим лишь контроль и выполнение перечисленных выше действий.

Уместно предупредить: первые недели после выписки из роддома для малыша и для молодой матери очень важна домашняя атмосфера. Следует избегать шумных вечеринок, визитов и посещений знакомых, друзей, родственников. Во-первых, как матери, так и новорожденному нужен покой и отдых. Во-вторых, учитывая, что ребенок только появился на свет и пытается адаптироваться к внешним условиям, любой визит постороннего может стать причиной инфекционного заражения. То же самое касается и молодой матери, так как после родов организм ослабевает и способен подхватить с легкостью любую инфекцию.

И, наконец, следует отметить следующее: крайне важно эмоциональное состояние матери. Любые переживания, страхи, нервные стрессы передаются малышу. Поэтому от матери и окружающих требуется уверенность в своих действиях, спокойствие и максимальный отдых и покой.

Молодым родителям интересно знать , когда выписывают маму и малыша. Обычно выписка из роддома осуществляется через 3-5 дней после родов. Все зависит от самочувствия и физического состояния матери, а также от состояния пупка. Перед выпиской медсестра должна показать, как обрабатывать пупочную ранку, так как вся ответственность в дальнейшем возлагается на маму.

Итак, после родов каждая женщина может столкнуться с некоторыми вопросами , касающиеся развития и воспитания малыша. Поэтому специалисты предлагают ряд советов и рекомендаций, соблюдение которых крайне важно в первые дни новорожденного.

Читайте также: