План работы психолога с агрессивным ребенком в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Современные дети растут в сложное время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда даже устоявшиеся моральные принципы подвергаются давлению и негативному воздействию. Социологические исследования свидетельствуют о росте социально опасных агрессивных проявлений. По мнению современных ученых, причины агрессивности следует искать еще в дошкольном возрасте.

Повышенная агрессивность детей является одной из самых больших проблем в детском коллективе. В ходе наблюдения за воспитанниками ДОУ можно сделать вывод, что у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивые черты личности. В результате снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие.

В ходе психодиагностической работы было установлено, что большинство параметров возрастного развития агрессивных дошкольников почти не отличается от аналогичных показателей у их ровесников. Так, уровень развития интеллекта агрессивных детей в среднем соответствует возрастным нормам, а в некоторых случаях даже превышает их. Наблюдения показывают, что некоторые агрессивные дети хорошо владеют игровой деятельностью и могут организовать самостоятельно интересную игру. Следовательно, уровень развития игровой деятельности, как и уровень развития интеллекта, нельзя считать главной причиной агрессивного поведения.

Исследования проведенные среди воспитанников старших групп показывают, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных детей, но существуют существенные различия между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. По результатам исследования было выявлено, что своим социальным статусом в группе сверстников агрессивные дети мало отличаются от других: среди них есть те, которых предпочитают, которыми пренебрегают, и даже лидеры.

Существенно отличается отношение агрессивных детей к ровесникам. Другой ребенок является для них конкурентом, препятствием, которое нужно убрать. Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере взаимоотношений с ровесниками.

Кроме того, всех агрессивных детей объединяет общее свойство - неспособность видеть и понимать другого.

Цель данной программы: психокоррекция детской агрессивности; формирования навыков саморегуляции, внутренних аффективных процессов и эмоциональной адекватности в контактах детей с окружающим миром.

- Гармонизировать уровень базальной эмоциональной регуляции путем обучения способам регуляции эмоциональных состояний;

- Развить умение анализировать свое внутреннее состояние и состояние других детей;

- Снизить уровень личностной тревожности.

- Научить детей конструктивным формам общения, поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении.

- Обучить приемлемым формам выражения гнева агрессивных детей, техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями.

- Развить адекватный уровень самооценки и самоконтроля.

-Сформировать нравственные представления, альтруистические формы поведения.

I этап - ориентировочный (4 занятия), направленный на близкое знакомство психолога с детьми;

II этап - реконструктивный (9 занятий), его задачей является собственно снижение высокого уровня агрессивности и тревожности, выработка навыков речевого общение;

III этап - закрепляющий (3 занятия).

Организация занятий: программа включает 14 занятий; количество занятий в неделю - 2, продолжительность занятий - 25-30 мин.; количество детей в группе - 6-7 человек шестилетнего возраста.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записями спокойной, мелодичной музыки, воздушные шарики, цветы, фломастеры, пластилин, альбомы, карандаши, краски, кукла.

Структура занятий программы:

1. Вступительная беседа психолога, целью которой является рефлексия прошедшего занятия, упражнения на мышечную релаксацию.

2. Основная часть, во время которой используются игры и упражнения направленные на:

- обработку психотравмирующих ситуаций;

- выработку социально приемлемых способов выражения эмоциональных реакций: гнева, ревности, обиды и т.д.;

- формирование адекватных способов эмоционального реагирования на негативные переживания.

В основной части используются такие методы и приемы как:

- прослушивание и обсуждение рассказов;

3. Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Психогимнастика.

4. Танцевальная терапия, музыкотерапия, арт-терапия. Танец в сочетании с другими техниками позволяет ребенку найти способы выражения себя, своего внутреннего состояния. Танец может выполнять не только терапевтическую, профилактическую, но и диагностическую функции.

5. Заключительный этап, направлен на рефлексию занятия (Что нового сегодня мы узнали на занятии? Что особенно понравилось? Почему?)

Средства отслеживания эффективности программы: с помощью повторной диагностики определяется уровень агрессивности и тревожности.

Используются те же методики, что и для первичной диагностики. Об изменении уровня агрессивности у детей можно узнать у воспитателей и родителей дошкольников.

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин их поведения приво­дит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни, что взрос­лые бывают разные, а мир не так плох; что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

В целях проведения успешной психокоррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие педагога с ребен­ ком в ходе совместной работы:

контакт с ребенком;

уважительное отношение к личности ребенка;

положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и кон­троля.

Как выявить агрессивного ребенка? Психологу необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования и в составлении заключения об уровне агрессивности испытуемого.

Поэтому необходимо соблюдать следующие основ­ ные правила:

для получения надежного результата и составления более качественного заключения о личностном развитии ребенка, использовать не менее трех диагностических методик;

строго следовать инструкции, приведенной в методике. Понятно и доступ­но изложить инструкцию испытуемому;

строго придерживаться возрастной границы использования методики в ра­боте с испытуемым;

выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

Опытный педагог в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из детей обладает повышенной агрессивностью. Но прежде чем делать выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и в свободной деятельности, в общении с другими детьми. Чтобы понять ребенка, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (1992 г.) для родителей и воспитателей. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить се­мейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение психолога.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста :

1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ре­бенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Для определения степени выраженности агрессивности у детей старшего дошкольного возраста возможно применять:

1. Метод наблюдения.

3. Цветовой тест Люшера.

Метод наблюдения самый древний метод сбора информации о поведении детей. Он помогает получить полную, богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей.

Цветовой тест Люшера, методика интересная, воздействующая как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики. Он прост и лаконичен, способен выявить неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств человека, его эмоционального базиса и тонких нюансов в меняющемся состоянии.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессив­ности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полно­ценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализи­руя характерологические особенности этих детей, а также их семей, Смирновой Т. П. было выделено 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу. Каждый блок направлен на коррекцию опреде­ленной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Основные направления коррекционной деятельности педагога - психолога с агрессивными детьми :

1) Обучение техникам и способам управления собственным гневом.

2) Обучение ребенка выражению своего гнева прием­лемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также реагированию на негативную ситуацию в целом.

3) Формирование осознания собственных эмоций и чувств других лю­дей, развитие эмпатии.

4) Развитие позитивной самооценки.

5) Снижение уровня личностной тревожности.

6) Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

7) Просветительская, профилактическая работа с родителями и педагогами, направленная на снятие либо предупреждение провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Работу в группе лучше проводить по 5-6 человек. Количество занятий должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста не более 30 минут.

В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста следует использовать:

- занятия психогимнастикой;

- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

- этюды и игры релаксационной направленности;

- игры и упражнения на развитие осозна­ния детьми отрицательных черт характера;

- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

А также использовать в работе подвижные иг­ры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряже­ния, обучению эффективным способам общения и т. д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Методы коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста

коррекционной работы

Методы и техники коррекции

1. Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом

1) Пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;

2) арт-терапия (рисование гнева, лепка;

3) многократное повторение деструктивного действия безопасным способом;

4) перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу)

2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции, самообладанию

1) Релаксационные техники - мышечная релак­сация, глубокое дыхание, визуализация ситуа­ции;

2) ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

3) осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев)

3 Снижение уровня лично­стной тревожности

Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.

4. Формирование осозна­ния собственных эмоций и чувств других людей, раз­витие эмпатии

1) Рисование, лепка эмоций;

2) пластическое изображение эмоций;

3) работа с карточками (фотографиями, отражающими различные эмоции;

4) разыгрывание сценок (этюдов, отражающих различные эмоциональные состояния;

5. Расширение поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении

1) Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов выхода из ситуации);

2) разыгрывание сценок вымышленного конфликта;

3) игры на сотрудничество и соперничество;

4) спортивные командные игры

6. Развитие позитивной самооценки

2) включение ребенка в работу различных секций, студий, кружков;

7. Работа с родителями и педагогами

1) Информирование об особенностях агрессивного ребенка;

2) отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощ­рения;

3) индивидуальное консультирование;

4) помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) обучение приемам регуляции собственного психического равновесия

Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две группы:

1) методы изменения деятельности детей;

2) методы изменения отношения к ребенку.

К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

Музыкотерапия (музыкальное сочинительство, импровизации, слушание музыки, ритмические движения) эффективное средство развития личности ре­бенка, коррекции его поведения. Подбор музыкальных произведений осуществ­ляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревоги передаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия; а радость, веселье, торжество - быстрая мажорная музыка. Целесообразно использовать запись звуков природы.

Рисование. В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста показывает высокую эффективность использование элементов арт-терапии.

Личный пример взрослого и сверстника. Помня, что слово лишь карлик, а пример - великан, взрослые должны реализовать произвольное, социально одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом.

Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. Эффект заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешенными доступным детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.

Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается действительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспи­тателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводить физминутки.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта лично­сти, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей.

I блок программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, состоит из 12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 25 минут.

Работу можно строить как индивидуально (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом, так и в группе.

Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.

Основные принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребёнком :

1. Ценностно – ориентированный принцип: эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип симпатии и участия: ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку, не навязывая, организует его со стороны сверстников.

4. Системность организации психики ребенка : развитие эмоциональной сферы и преодоление ее негативных сторон возможно воздействием на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение)

5. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды детства – учет их интересов, определенных их возрастом.

6. Поэтапность коррекционно – развивающей работы: при осуществлении работы необходимо соблюдать определенную последовательность этапов.

7. Принцип свободного участия: если упражнения интересные и занимательные, дети примут в них участие.

8. Принцип рефлексии: для актуализации полученных знаний важно отследить, проанализировать возникшие затруднения, отметить успехи.

Можно предложить следующую структуру занятий.

1. Ритуал приветствия.

3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).

5. Ритуал прощания

Психопрофилактическая, просветительская,

коррекционная работа с родителями

II блок программы рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста.

Основные принципы организации работы с родителями:

1. Принцип гуманистической направленности психологической помощи.

2. Рекомендательный характер оказания помощи.

3. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком.

4. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.

С формами психопрофилактической, просветительской, коррекционной работы с родителями можно познакомится в приложении 3 к данному выступлению.

Профилактическая, просветительская, коррекционная работа с педагогами

III блок программы рассчитан на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные принципы организации работы с педагогами:

1. Принцип индивидуализации.

2. Принцип наглядности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

4. Принцип оздоровительной направленности.

5. Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых педагогами во взаимоотношениях с ребенком.

На данном этапе можно предложить следующие формы работы:

Процесс психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, неспецифическим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо грамотно определить место коррекционно-развивающей работы.

Тематический план психопрофилактической, просветительской, коррекционной работы с педагогами

Семинар-практикум для педагогов

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Семинар–практикум для родителей и педагогов

Объединение усилий семьи и педагогов ДОУ в области профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, осуществлении конструктивного подхода к проблемам ребенка

Встреча в психологической гостиной (занятие с элементами тренинга)

"Агрессия. Пути коррекции"

Повышение профессиональной компетентности по эмоционально – волевому развитию старших дошкольников.

Формирование педагогических умений; развитие профессионального самосознания;

Выработка позитивного самоотношения;

Формирование умений расслабляться и снимать психоэмоциональное напряжение.

Преодоление внутренних барьеров, страха, тревоги;

Выработка навыков предоставления и получения обратной связи;

Профилактика жестокого обращения с детьми

7. «Игровые комплексы для предупреждения и снижения

Повышение профессиональной компетентности по эмоционально – волевому развитию старших дошкольников.

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии..

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Коррекция нарушений в развитии дошкольников посредством музыки и движений Воспитание здорового, физически и духовно развитого подрастающего поколения относится к числу глобальных проблем, имеющих жизненно – важное.

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Психокоррекционная программа коррекции агрессивности Психокоррекционная программа коррекции агрессивности На современном этапе все большее внимание уделяется развитию личности ребенка-дошкольника,.

Работа с родителями по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Решение этой.

Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_m2d6cb95b.jpg

1.1. Пояснительная записка

Программа определяет содержание и организацию комплексного психологического сопровождения для ребенка с агрессивными проявлениями в развитии личности и направлена на создание в учреждении благоприятных условий для нормализации психофизического состояния и эмоционально-личностного статуса, укрепления и сохранения психологического здоровья дошкольника, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, индивидуальной и групповой психокоррекции.

Направления психологического сопровождения:

комплексная психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;

определение особых образовательных потребностей и условий, обеспечивающих ребенку полноценное развитие, получение качественного дошкольного образования, адаптацию и интеграцию в общество;

коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии личности;

укрепление физического и психологического здоровья.

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год.

Адресат данной программы: Ф.Д.А., 00.05.2013 г.р. Программа разработана по запросу родителей и педагогов. В результате беседы были выявлены проблемы психоэмоционального состояния ребенка и особенности в развитии личности старшего дошкольника, которые проявляются в агрессивном поведении и нуждаются в нормализации, коррекции и развитии.

Анализ результатов диагностического обследования развития психических функций (Экспресс-диагностика Павловой Н.Н., Руденко Л.Д.), показал низкий уровень развития психических процессов.

В процессе наблюдения были выделены специфические особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, среди которых имеют место перепады настроения, плаксивость, обидчивость во взаимодействии с взрослыми и сверстниками, неадекватные действия с игрушками во время игровой деятельности, повышенная агрессивность, низкая работоспособность во время организованной образовательной деятельности.

Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, социльно-коммуникативной и эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность ребенка с ООП в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах.

1.1.1. Цели и задачи программы

Цель: создание условий для укрепление психологического здоровья и развитие гармоничной личности старшего дошкольника с ООП.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

развивать навыки управления гневом, обучать рефлексии, способам произвольной регуляции эмоциональных состояний и поведения;

повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений и готовность их к использованию эффективных методов и приемов, способствующих успешному взаимодействию с ребенком.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

При разработке программы учитывались основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования:

Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский);

Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец);

Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец, В.В. Давыдов).

Психокоррекционная работа с детьми с эмоциональными нарушениями, направленная на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольников, строится с учетом следующих методологических принципов:

Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений.

Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а так же того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является. Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Успех коррекционной работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями.

1.2. Планируемые результаты

Повышен уровень эмоционального интеллекта, ребенок умеет управлять своим гневом, выражать эмоции и чувства, связанные с переживаниями своих проблем и самого себя, умеет регулировать свои эмоциональные состояния и поведение.

Улучшены межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми, ребенок проявляет коммуникативную активность, приобретены навыки позитивного взаимодействия, сотрудничества, взаимной эмпатии.

В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности программы используются: методы изучения особенностей поведения и развития личности старших дошкольников, представленные в таблице 1.

Методы изучения особенностей личности старших дошкольников

Метод изучения

Эмоционально-личностные особенности дошкольника

Семейный тест отношений (СТО) Д. Антони, Е. Бене

2.1. Основные направления деятельности, формы и методы психокоррекционной работы педагога-психолога

Основные направления деятельности педагога-психолога в рамках психологического сопровождения ребенка с ООП, представлены в таблице 2.

Основные направления деятельности педагога-психолога в рамках данной программы

Направление

Форма проведения

Периодичность

Коррекционно-развивающая работа с агрессивными проявлениями ребенка

Цикл индивидуальных встреч 10-13 раз в год:

1 раз в неделю по 30 мин

октябрь-декабрь 2019 г.

Отработка социально-коммуникативных навыков

Цикл групповых встреч 15-20 раз в год:

1 раз в неделю по 30 мин;

январь – апрель 2020 г.

(при наличии согласия и желания родителей)

Работа с педагогами

ППк, мастер-класс, семинар-практикум

Ежеквартально, по запросу

Работа с родителями

Ежеквартально, по запросу

2.1.1. Работа с ребенком

Для эффективной психологической поддержки детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы в зависимости от выраженности нарушений психологического здоровья, поэтому основными формами психокоррекционной работы с данным ребенком являются индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и групповые игровые тренинги.

Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов, которые представлены в таблицах 3 и 4.

Структура индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Структурная часть

Психологические игры и упражнения Клауса Фопеля.

Создание положительного эмоционального настроя;

Установление межличностного доверия.

Коррекционный (метод направленного рисования)

Создание текста по рисунку;

Создание текста по вопросам.

Принятие своего прошлого, настоящего и будущего;

Формирование положительного отношения к самому себе: развитие самостоятельности и уверенности в своих силах и возможностях;

В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие "агрессия" происходит от латинского слова "agressio" - нападение, приступ. В психологическом словаре "агрессия" - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; социально-культурный статус семьи; низкий уровень эмоционально-волевой сферы; негативное отношение педагога к ребенку; несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.

Анализ основных причин, ведущих к становлению агрессивного поведения ребенка, позволяет с большой уверенностью предполагать, что решающее значение здесь играет семейная среда и воспитание. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он начинает искать способы привлечения внимания, не всегда понятные родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, чаще это защитные реакции. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому возникла необходимость в разработке курса коррекционных занятий, способствующих оказанию психолого-педагогической помощи детям 5-6 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.

Первым шагом в работе с данной категорией детей стало выяснение возможных причин агрессивного поведения. Для сбора наиболее полной информации о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах использовались следующие диагностические методы: 1. Анкета для воспитателей (Лаврентьев Г.П., Титаренко Т.М., 1992); 2. Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля; 3. Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях; 4. Тест "Руки" (Hand-Test) Э.Вагнера; 5. Анкета "Признаки агрессивности"; 6. Тест "Несуществующее животное". Данные диагностические методики с большей вероятностью позволяют разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.

Методические рекомендации к проведению занятий.

Подгрупповые занятия для детей 5-7 лет. Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек. Периодичность занятий один раз в неделю, продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут. В состав коррекционной группы кроме агрессивных детей могут входить и неагрессивные. Общаясь со сверстниками, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а, видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети начнут понимать, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

Структура занятий. Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Я предлагаю несколько вариантов начала коррекционного занятия, но можно использовать и другие.

Волшебный клубочек. Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит "волшебное вежливое слово" и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

Доброе животное. Участники встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: "Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе!" Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. "Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

Дружба начинается с улыбки. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Комплименты. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то "вкусное", "сладкое", "цветочное". Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия - это совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего цикла (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, психогимнастика, дискуссии, имитационные игры, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы.

Рефлексия занятия - оценка занятия (две оценки: эмоциональная: понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; смысловая - почему это важно, зачем мы это делали).

Окончание занятия - это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим. Примерные варианты таких ритуалов:

Круг друзей. Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Эстафета дружбы. Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: "Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!"

Солнечные лучики. Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Речевка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо. Будет радостно, светло!

  • обеспечение психологического комфорта;
  • уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
  • предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами ребенка;
  • соблюдать равенство и сотрудничество с детьми (взрослый - образец творческого поведения);
  • не фиксировать внимание на неудачах (сохранение положительного представления ребенка о себе);
  • использовать разные формы вербальной и невербальной поддержки (поощрение словом, улыбкой, подбадривающим пожатием руки, поглаживанием по голове).

Важным условием повышения эффективности коррекционно - развивающей работы является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей - родителей - специалистов ДОУ. Это предполагает консультативно - педагогическую помощь родителям агрессивных детей, а также рекомендации воспитателям по планированию работы с данной категорией детей в группе.

Тематику занятий можно расширять и дополнять с учетом проблем конкретных детей. (Приложение 1)

Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них - позитивные, два - негативные и один - нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения - нейтральный способ контроля - предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное - вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Нужно быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии. Расширять поведенческий репертуар ребенка. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя. Вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Читайте также: