План работы по повышению качества впр в школе с низкими результатами обучения

Обновлено: 05.07.2024

Я уверена, что слова Президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что «необходимо, чтобы школьники получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха и в жизни быть

При подготовке к урокам контроля знания я составляю материал в соответствии с КИМами ВПР, в этом же направлении мы тесно сотрудничаем с завучем, которая проводит контрольные срезы на школьном уровне в том же русле. Такая совместная деятельность полезна прежде всего ребенку: когда он открывает КИМ во время проведения ВПР, то у него практически не возникает вопросов по процедуре выполнению предложенных заданий.

Каким же образом влияет использование оценочных результатов ВПР на повышение качества образования?

Чтобы достичь высокого качества образования по предмету, после проверки ВПР, их анализа, на совещании при заместителе директора, в результате обсуждения формируем общую стратегию устранения пробелов в знаниях учащихся, разрабатываем дальнейший план действий. Основными пунктами этих мероприятий являются следующие:

-пополнить материальную базу учебных кабинетов в соответствии с ФГОС. Здесь хочется оговориться или даже похвалиться, что оснащение наших кабинетов хорошее. Это, в основном, благодаря шефским организациям. Но, как говорится, нет предела совершенству;

-включить в план-график внутришкольного контроля мероприятия, которые позволят оценить, насколько ученики лучше стали справляться с заданиями, сходными с заданиями ВПР;

- у делить больше внимания обучению педагогов, повышению их квалификации посредством не только курсов, но и посещения семинаров, конференций, вебинаров, в том числе в сети Интернет.

Безусловно, использование результатов ВПР направлено конкретно на ученика.

В данном случае выясняется, на каком уровне освоена основная образовательная программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический);

-проектируются индивидуальные образовательные маршруты для школьников-участников оценочной процедуры;

-также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося (какие имеются дефициты в знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к стабильному качеству образования по предмету. Но не надо забывать, что учитель- ключевая фигура в образовании, непосредственно участвующая в формировании содержания образования, в его обновлении. Не будет лишним еще раз сказать, что в условиях интернатного обучения и воспитания детей значимость учителя особенно важна.


В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Одной из оценочных процедур Всероссийской системы качества образования являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:

Психологически подготовить обучающихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ.

Определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.

Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.

Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.

Родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.

Даст возможность улучшить общую систему обучения.

Результаты ВПР используются на разных уровнях

Общероссийский Федеральные органы власти используют результаты ВПР, чтобы: сформировать единые ориентиры в оценке результатов обучения; позволяют осуществить мониторинг результатов введения федеральных государственных образовательных стандартов; разработать региональные и внутришкольные механизмы самоаудита и самоконтроля; сформировать единое образовательное пространство в стране

Региональный Регионам результаты ВПР нужны, чтобы: провести диагностику качества образования на региональном уровне; сформировать программы повышения квалификации педагогов; совершенствовать региональную систему оценки качества образования

Родители и обучающиеся Результаты выполнения ВПР служат родителям для выявления проблемных зон в обучении, определения образовательной траектории своих детей.

Главная цель проведения ВПР – получить объективную оценку качества образования, выявить проблемы в преподавании конкретной предметной области, чтобы своевременно произвести коррекцию.

После проведения ВПР школы с низкими результатами обучения должны разработать пути повышения образовательных результатов.

Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :

1.Решения относительно ученика.

- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа (повышенный, высокий, базовый ниже базового, критический). Принимаются решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников оценочной процедуры.
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки обучающегося (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

2.Решения относительно учителя.

- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога. В этом случае результаты итоговой оценки обучающихся должны служить одним из критериев деятельности педагога.
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки обучающихся, и повышения качества обучения школьников.

3. Решения относительно школы.

Администрация образовательной организации:
- может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самообследования школы.
- Использовать результаты в рамках Внутришкольного Контроля по предмету и классу с низким % выполнения работы.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

Общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность. Поэтому одним из условий повышения качества образования является регулярное выполнение практико-ориентированных заданий как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Следует помнить, что большим потенциалом обладают упражнения, направленные на формирование действий самоконтроля. Необходимо планировать диагностический контроль по выявлению пробелов в знаниях и умениях обучающихся, формировать у них диагностико-коррекционные действия.

Результаты ВПР должны стать объектом пристального внимания учителей. В течении всего учебного года должна проводиться кропотливая работа по подготовке обучающихся к независимой оценке качества образования как на уроках, так и во внеурочное время по предмету.

Предлагаем Вашему вниманию рекомендации педагогам для повышения образовательных результатов

1. Проанализировать результаты ВПР и провести поэлементный анализ уровня достижения планируемых результатов обучения, установить дефициты в овладении базовыми знаниями и умениями как для каждого обучающегося, так и для класса в целом. Необходимо внести изменения в тематическое планирование по предметам в связи с результатами Всероссийских проверочных работ. Важно включить учебные часы на повторение тем, по которым получены низкие результаты, уточнить виды учебной деятельности обучающихся.

2. Необходимо реализовать преемственные связи с начальным общим образованием в основной школе. Следует приступать к изучению каждой темы, продолжающей тему начальной школы, с уровня, гарантированного программой, по которой обучались дети в начальной школе.

3. Особая роль возлагается на грамотную работу методического объединения. Руководителям МО на заседаниях необходимо рассмотреть и произвести детальный анализ результатов ВПР, выявить проблемы, оказать методическую помощь учителям начальных классов и учителям-предметникам, показавшим низкие результаты. Должны быть определены задачи на новый учебный год.

4. Использовать результаты анализа для совершенствования методики преподавания предметов

5. При разработке рабочих программ по предмету включить такие задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач.

6. Проектировать и проводить уроки в логике системно-деятельностного подхода. 7. Усилить работу по формированию УУД: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и заданий из смежных дисциплин; включает учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся. Усилить работу по развитию коммуникативных и познавательных УУД.

8. Организовывать коллективную проектную деятельность.

10. Следует вести разъяснительную работу с родителями обучающихся о целях ВПР, ознакомить с результатами ВПР в образовательной организации, проводить работу по консультированию родителей.

11. Каждому учителю повысить личную ответственность при организации, проведении и проверке ВПР.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Материалы к педагогическому совету

учителя начальных классов МБОУ гимназии № 9 г.Невинномысска

Стремление к повышению качества —

это норма в работе учителя, а не

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Один из ключевых вопросов при проведении оценки учебных достижений учащихся - это вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты различных программ оценки для повышения качества деятельности образовательной системы и улучшения результатов обучения школьников. Результаты оценочных процедур должны служить основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка. Результаты проверочных работ необходимо использовать для совершенствования методики преподавания предмета. Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по любому предмету позволяет выявить уровень подготовки по предмету, оценить их способность и умения использовать полученные знания и навыки при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. На педсовете рассматрим вопросы:

какие результаты показали обучающиеся на ВПР: анализ достижения высоких результатов и определение причин низких результатов;

какие основные блоки примерной основной общеобразовательной программы обучающиеся освоили недостаточно;

какие мероприятия помогут повысить качество подготовки обучающихся к ВПР (повышение квалификации педагогов, организация работы учителя по повторению, изменение форм и методов работы с обучающимися при изучении нового материала и закреплении).

В России создается единая система оценки качества образования ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Их 5.

Национальное исследование качества образования (НИКО)

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Исследование профессиональных компетенций учителей

Таким образом, предполагается, что все перечисленные элементы будут работать в единой системе. Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ еѐ развития.

Важнейшим элементом остается инспекция в системе школьного образования. Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе.

Первая из них касается участия России в международных исследованиях. В частности, программа PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней, по словам Сергея Кравцова,главы Рособрнадзора, Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе. В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проверяющем качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также входит в число лучших. Однако проблемы наблюдаются в еще одном авторитетном международном исследовании — PISA (Programme for International Student Assessment). Оно предполагает мониторинг качества образования в школе и проводится среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность. Так, по результатам PISA-2012 российские школьники показали результаты ниже среднего.

Итоговая аттестация

Своевременно проводить анализ и коррекцию индивидуальных образовательных результатов обучающихся

Учитель должен обратить внимание на проблемы в преподавании предмета и находиться в состоянии постоянного профессионального совершенствования.

Методические рекомендации

- при планировании уроков избегать однообразной формулировки заданий, обучать школьников разным способам выполнения задания; предлагать учащимся объяснять выполнение задания, доказывать, почему ими выбран тот или иной способ действия;

- учить ориентироваться в определенной жизненной ситуации, описанной в задании (задаче), учить осознанному выделению данных, выбору действий;

- больше внимания следует уделять обучению выразительному осмысленному чтению текста задания (задачи), так как причинами ошибок могут стать и невозможность самостоятельно правильно прочитать задание (задачу), расставить логические ударения, выявить суть задания и т.д.;

- приучать учащихся к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций при выполнении заданий;

- разъяснять возможность исправления учащимися самостоятельно выявленных ошибок в контрольных работах, данный навык - показатель сформированности важнейшего для учебной деятельности действия – самоконтроля;

- особое внимание уделять тем отдельным умениям или группам умений, которые сформированы менее чем у половины учащихся класса;

- на основе результатов Всероссийских проверочных работ организовать индивидуальную работу с учащимися по устранению выявленных затруднений.

Алгоритм подготовки к ВПР

Выписать перечень планируемых результатов по предмету .

Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:

Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует.

Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным.

Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

Всероссийские проверочные работы учащиеся нашей школы пишут с 2015 года. По итогам проверочных работ учащиеся показывали стабильно низкие результаты. В связи с этим были приняты меры по повышению качества образования и результатов написания проверочных работ. Был запланирован ряд мероприятий по выходу из зоны риска, который также позволил повысить результаты учащихся.

1. Проведен анализ результатов ВПР за 3 года. Был проведен общий анализ результатов ВПР по годам и анализ результатов одного класса (одних и тех же детей) на протяжении нескольких лет.


Диаграмма 1. Результаты ВПР по годам одних и тех же детей в 5, 6, 7 классах (качество знаний)


По данным диаграммы 1 наблюдается явное повышение качества знаний по русскому языку, обществознанию, географии, биологии, небольшое повышение с 2017 по 2018 год по математике, и снижение по истории.


Диаграмма 2. Результаты ВПР детей из 5 классов в разные годы по предметам математика и русский язык.

Данные диаграммы 2 указывают на повышение качества знаний по математике и русскому языку у учащихся 5х классов в разные годы.

За основу показателей результатов ВПР мы берем качество знаний учащихся по итогам выполнения проверочных работ, который позволяет отследить результаты учащихся в целом, и увидеть динамику.

Также проводится анализ по каждому предмету и каждому ребенку по результатам достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП начального и основного образования и ФГОС ,который позволяет определить, какие задания вызывают наибольшее затруднение. На основе этих данных каждый педагог проводит работу по своему предмету.


Проводится анализ индивидуальных результатов участников. С какими заданиями справился, не справился и к выполнению каких задания не приступал и по какой причине. А также соответствие отметки учащегося по итогам выполнения ВПР и отметки по журналу, выявление причин

Читайте также: