План работы по инклюзивному образованию в детском саду презентация

Обновлено: 02.07.2024

В Федеральном
государственном
образовательном стандарте
говорится о
выравнивании стартовых
возможностей выпускников
дошкольных образовательных
учреждений, в том числе и детей
с ограниченными
возможностями здоровья (далее
ОВЗ).

Дети с ОВЗ
1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие,
позднооглохшие);
2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.Дети с нарушением речи (логопаты);
4.Дети нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6.Дети с задержкой психического развития;
7.Дети с нарушением поведения и общения;
8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями
психофизического развития;
9. Дети с так называемыми сложными дефектами
(слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной
отсталостью).
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым

7. Принципы инклюзивного образования В ДОО

ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
1. Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на
то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться
только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса
скорее может быть в том, что они могут делать, чем
в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни
человека.

Условия реализации инклюзивной
практики в детском саду
•профессиональная квалификация педагогов и
специалистов, реализующих инклюзивный
подход;
•организация развивающей предметнопространственной среды образовательного
процесса;
организация отношений между всеми
участниками образовательного процесса.

9. формы инклюзивного образования детей дошкольного возраста в РФ

10. Принципы организации образовательного процесса в ДОО

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ДОО
Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких
методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные
образовательные потребности каждого ребенка.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает активное включение детей,
родителей и специалистов в совместную деятельность с целью
достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической
основе.
Принцип
междисциплинарного
подхода
предполагает
применение комплексного подхода к определению и разработке
средств и методов обучения и воспитания детей;
Принцип вариативности в организации процессов воспитания
и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды;
Принцип партнерского взаимодействия с семьей, как
установление доверительных партнерских отношений с родителями
или близкими ребенка.

Этапы реализации инклюзивного образования
Первый этап
1. Руководитель принимает решение об организации инклюзивного образования
в ДОУ;
2. Руководитель ДОУ проводит анализ квалификации специалистов, комплектации
развивающей предметно-пространственной среды, образовательных программ и
технологий, по которым работает образовательное учреждение на соответствие их
условиям реализации инклюзивных целей;
3.Руководитель ОУ проводит собрание педколлектива по обсуждению основных
целей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий
коллектива, определения состава ПМПк (консилиум) и координатора по
организации инклюзивной практики в ДОУ;
4.Знакомство с детьми и семьями;
5.ПМПк на основе заключения ПМПК (комиссия) и результатов диагностики,
разрабатывает образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ и
индивидуальную образовательную программу;
6.Определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к новым
условиям с приходом детей с ОВЗ;
7.Проводятся встречи родителей детей с ОВЗ и возрастной нормы;
8.Подписываются договоры с родителями.
9. Составляется расписание и определяется распорядок дня.

Второй этап
1.Разработка концепции организации инклюзивной практики.
Знакомство с нормативной законодательной базой.
2.Разработка образовательной программы, учитывающей государственные
требования и особенности инклюзивного процесса.
3.Создание методического обеспечения образовательного процесса.
4.Создание вариативных форм для реализации инклюзивного образования.
5.Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов
6.Определение педагогов и специалистов, разрабатывающих индивидуальную
образовательную программу для детей с ОВЗ.
7.Создание развивающей предметно-пространственной среды.
8.Разработка новой структуры управления инклюзивным образовательным
учреждением.
9.Выстраивание партнёрских отношений со всеми участниками образовательного
процесса.
10.Создание сетевого взаимодействия с организациями-партнёрами.
Разрешительными документами для функционирования инклюзивного
учреждения является наличие лицензии на реализацию общеобразовательных
программ и осуществление квалифицированной коррекции нарушений в
физическом и психическом развитии воспитанников.

При включение детей с ОВЗ в
образовательный процесс необходимы
изменения во всей педагогической
деятельности, создание новых форм, условий
и способов организации образовательного
процесса с учетом индивидуальных различий
детей. Такое обучение требует творческого
вклада от каждого его участника – педагогов,
родителей, детей, администрации.

14. нормативно-правовая база инклюзивного образования

15. локальные нормативные акты

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
Правила приёма детей в дошкольное учреждение, в
котором включены пункты о правилах зачисления
детей с ОВЗ в общеобразовательные группы;
Положение
о
группе
комбинированной
(общеразвивающей,
компенсирующей)
направленности; в котором указаны правила
зачисления
в
такую
группу,
организация
коррекционной работы, обеспечение работы с детьми
по
разным
образовательным
маршрутам
(программам) ;
Положение о ПМПк учреждения; в котором есть
пункты о психолого-педагогическом сопровождении
детей с ЗПР;
Положение о нормах профессиональной этики
педагогов; в котором уделено внимание нормам
этики
в
общении
с
детьми,
сотрудниками,
администрацией,
родителями,
которые
после
рассмотрения их на заседании родительского
комитета введены в работу, а у родителей есть
возможность полностью знакомиться с ними на сайте
ДОУ.

Литература
1.Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры
дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя
дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
2.Инклюзивное образование в России. М.,2011
3.Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.,2009
4. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной
социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. 2009г, №6.
5.Ратнер Ф.Л., Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с
ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Инклюзивное образование- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Разберём более подробно, о том, что такое инклюзивное образование в ДОУ.

ВложениеРазмер
tehnologiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_usloviyah_dou.pptx 937.52 КБ
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou_po_fgos.docx 25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС Предоставьте каждому человеку, все те права, которыми бы вы хотели обладать сами! Роберт Ингерсолли

Инклюзивное образование в условиях ФГОС Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе. Инклюзия(в пер. фр. – включающий в себя; от лат: заключаю, включаю) – обеспечение толерантного отношения к детям с ОВЗ Инклюзия – процесс, при котором что – либо включается, т. е. вовлекается, охватывает или входит в состав, как часть целого: это активное включение детей, родителей, специалистов в области образования в совместную деятельность

Инклюзивное образование –это Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не интеграция, это более широкое понятие: Дети живут вместе, в одной обычной группе Специалисты помогают детям Обычные группы изменяются

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих Равные возможности для каждого

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении. Проблема в развитии ребёнка связана не только с биологическими факторами, но и с неисполнением главных педагогических закономерностей: ограниченно общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , отсутствует или снижена социальная активность. Ребёнок с особенностями развития – прежде всего ребёнок!

Организация инклюзивного образования в ДОУ ФГОС даёт шанс улучшить перспективы детей. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развиваются коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. Задачи ФГОС для детей с ОВЗ: Охрана укрепления физического и психического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка Формирование общей культуры воспитанников

Основные принципы поддержка разнообразия детства Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.

Факторы принятие детей в группу у большинства детей с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности, они быстро утомляются Детям тяжело общаться с взрослыми и сверстниками Движения дошкольников с ОВЗ отличаются от движений обычных детей

Специальные условия для детей с ОВЗ Создание соответствующего образовательного пространства создание программно-методического обеспечения Создание предметно-развивающей среды создание дидактического обеспечения Обеспечение безопасной развивающей среды, в том числе на участке, прогулке

обеспечить взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог и др.) Взаимосвязь с окружающим социумом (поликлиника, соцзащита, социокультурное пространство) Основная образовательная программа Поощрение детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ Делать упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей. Это позволит ребёнку верить в себя Взаимодействие с родителями или законными представителями

Принципы инклюзивного образования принцип индивидуального подхода Поддержки самостоятельной активности Активного включения в образовательный процесс Междисциплинарного подхода Вариативности в организации процессов обучения и воспитания Партнёрского взаимодействия с семьёй Динамического развития образовательной модели детского сада

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация, социум. Условия, на сегодняшний день для инклюзии не достаточны. Поэтому надо предусматривать каждый шаг, анализировать условия, подбирать средства для реализации инклюзивной практики.

Эмоционально-волевые нарушения- необходимо создавать у детей ситуацию успеха, использовать инновационные технологии для разгрузки и снятия напряжения.

Дети с нарушением речи – необходимо вовлекать в совместную деятельность с другими детьми, с помощью игр, игровых технологий активизировать речь детей, создавать условия для развития мелкой моторики.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС

Введение ФГОС направленно на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.
Инклюзивное (в пер. фр. – включающий в себя; от лат: заключаю, включаю)

Инклюзия – процесс, при котором что – либо включается, т. е. вовлекается, охватывает или входит в состав, как часть целого: это активное включение детей, родителей, специалистов в области образования в совместную деятельность

Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Инклюзивное образование- это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Необходимо понять, что инклюзивное образование –это не интеграция, это более широкое понятие:

Дети живут вместе, в одной обычной группе

Специалисты помогают детям

Обычные группы изменяются

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка

Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные

Дети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью

Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих

Равные возможности для каждого

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Характеристика детей с ОВЗ выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведёт к проблемам связанными с трудностями в обучении.

Проблема в развитии ребёнка связана не только с биологическими факторами, но и с неисполнением главных педагогических закономерностей: ограниченно общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками) , отсутствует или снижена социальная активность.

Ребёнок с особенностями развития – прежде всего ребёнок!

Актуальность инклюзивного образования в ДОУ

Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

Организация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Задачи ФГОС в отношении детей с ОВЗ:

  • Охрана укрепления физического и психического здоровья ( в том числе и эмоционального благополучия)
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
  • Формирование общей культуры воспитанников.

1. поддержка разнообразия детства

2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека

3. полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития.

Когда принимаете в группу особого ребёнка необходимо учитывать три фактора:

  • У большинства дошкольников с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности, они быстро утомляются
  • Детям тяжело общаться с взрослыми и сверстниками
  • Движения дошкольников с ОВЗ отличаются от движений обычных детей (есть моторные нарушения)

Необходимо создавать специальные условия для детей с ОВЗ

1. Создание соответствующего образовательного пространства

2.создание программно-методического обеспечения

3. В соответствии с ФГОС большое внимание должно уделяться самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели должны использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

3. создание дидактического обеспечения

  • Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
  • Для коррекции содержания образовательной программы
  • Для коррекции поведения или социальных компетенций

4. обеспечение детям безопасной развивающей среды, в том числе на участке, на прогулке.

5. Взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог)

6. взаимодействие с окружающим социумом(поликлиника, соцзащита, социокультур*--ное пространство)

7. основная образовательная программа, индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут, коррекционно – развивающая программа, система индивидуальной работы в календарном плане.

8. поощряйте детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ

Делайте упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей. Это позволит ребёнку верить в себя.

9. Взаимодействие с родителями или законными представителями.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных

образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является

Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада .

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны её освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребёнка, при планировании работы в группе?

Как сделать качественным образование и социальные взаимодействия детей с учётом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учётом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирать средства для реализации инклюзивной практики.

Для всех категорий детей с ОВЗ развивающую среду надо организовывать по - разному.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Организация работы по созданию условий для реализации инклюзивного образования в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации личностного потенциала ребёнка с ОВЗ
Педагог-психолог МБДОУ детский сад №11
Померанцева Татьяна Станиславовна

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

Принципы
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
.

Принципы дошкольного инклюзивного образования
-Принцип индивидуального подхода
-Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
-Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
-Принцип междисциплинарного подхода
-Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания
-Принцип партнерского взаимодействия с семьей
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется :
-Конституцией РФ;
-федеральным законом "Об образовании«;
-федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ«;
- а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

Главные преимущества
инклюзивного образования:

ДЕТИ С ОВЗ
1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3.Дети с нарушением речи (логопаты); 4.Дети нарушением опорно-двигательного аппарата
6.Дети с задержкой психического развития; 7.Дети с нарушением поведения и общения; 8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;
9. Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым

Для разных детей не может быть эффективной лишь одна, универсальная модель совместного воспитания и обучения.
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в различных моделях социальной и образовательной инклюзии: от постоянной полной до временной частичной и эпизодической.

Виды инклюзии по уровню включения ребенка в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Инновационные модели совместного воспитания и обучения детей
(Н. Д. Шматко)

постоянная полная инклюзия –
для ребенка с отклонениями в развитии, уровень психофизического и речевого развития которого близок к возрастной норме;
постоянная частичная инклюзия –
для ребенка с отклонениями в развитии, уровень психофизического и речевого развития которого близок к возрастной норме лишь по отдельным линиям развития;
временная частичная инклюзия –
для детей с отклонениями в развитии, отстающих от здоровых сверстников, практически по всем линиям развития.

Для дошкольников с ОВЗ предложена особая форма совместного со здоровыми сверстниками воспитания и обучения –
группа комбинированной направленности.
В такой группе воспитываются дети с разными нарушениями, с разным уровнем психофизического и речевого развития, но не имеющими выраженных дополнительных отклонений.
Эту группу одновременно посещают дети, развивающиеся в норме (две трети) и дети с определенным отклонением в развитии (не более одной трети – 3-5 человек в зависимости от возраста, характера и степени нарушения). Общая наполняемость группы составляет 10-17 человек, а в штат группы обязательно вводится учитель-дефектолог.

Примерный перечень документации, обеспечивающей работу ДОУ с инклюзивными группами:

Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого
нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих
финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса
слабое методическое обеспечение
ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную
специальную помощь
инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при
попадании ребенка с ОВЗ в новые группы
состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с особенностями в ДОУ.
кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;
неразработанность вопросов толерантности
недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ
культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся менталитет общественного восприятия;
Основные проблемы инклюзивного образования в России

Условия успешного внедрения инклюзивного дошкольного образования
в ДОУ есть лидер, который понимает идеологию инклюзии и может создать особую атмосферу, подбирать правильную команду, обучать ее и умеет строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями;
предметно-развивающая среда ДОУ доступная и развивающая, оснащена современным оборудованием
хорошее методическое обеспечение;
профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
адекватное нормативно-правовое обеспечение;
открытая система взаимодействия с социумом

Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации личностного потенциала ребёнка с ОВЗ

Цель создания индивидуального образовательного маршрута
максимальная реализации образовательных и социальных потребностей детей
Индивидуальный образовательный маршрут
– это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и с семьей, воспитывающей такого ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут предполагает:

- установление четких целей и задач коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения;
- выделение сильных сторон ребенка, на которых можно опереться в коррекционной работе;
- разработку индивидуально ориентированных коррекционных программ для разных структур дефекта ребенка
- ведение мониторинга за динамикой развития ребенка и усвоение программы на основе качественной оценки показателей

Цели и задачи 3-х уровней:
1) коррекционного (коррекция нарушений развития, исправление и разрешение трудностей развития);
2) профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
3) развивающего (оптимизация и стимулирование, активизация и обогащение содержания развития)

ИОМ
Педагог-психолог,
учитель – логопед
ПМПК
Старший воспитатель
Заведующий ДОУ
Тьютор;
(воспитатель)
Родители
(законные
представители)
Медицинский
работник
Дефектолог
Разработчики и участники реализации индивидуального образовательного маршрута

-Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
-Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
-Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
-Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

Варианты оформления ИОМ

Содержательная часть ИОМ

Ф.И.О. ребенка____________________________________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________________________________
Ф.И.О. родителей__________________________________________________________________________
Ф.И.О.воспитателей________________________________________________________________________
Ф.И.О. специалистов сопровождения_________________________________________________________
Цель на текущий период____________________________________________________________________
Заключение и рекомендации ТМПК__________________________________________________________
Психолого-педагогическая характеристика ребенка____________________________________________
Срок реализации ИОМ_____________________________________________________________________

Структура карты индивидуального развития
дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов

Вывод:
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь
реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении

Занятия на развитие моторики, познавательного интереса : рисование песком на световом планшете; игры с рисом.

Сенсорная комната (часть)
Сенсорная комната или, как ее еще называют, комната психологической разгрузки и релаксации, во всем мире используется для лечения многих неврологических и психологических нарушений. Сенсорная комната является одним из важнейших инструментов терапии, коррекции и развития – это аутизм и ДЦП, ЗПР и все виды речевых нарушений, СДВГ и психосоматические нарушения.

Сенсорная комната – прекрасный инструмент в руках логопедов, дефектологов, нейропсихологов, ритмотерапевтов, поведенческих и телесноориентированных терапевтов, речевых и арттерапевтов.
Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов.
Сначала они использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.
В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. Одновременно значительно расширяя диапазон возможностей использования СЕНСОРНЫХ КОМНАТ.
Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

Домик- трансформер
Тактильная дорожка

Краткое описание документа:

Организация работы по созданию условий для реализации инклюзивного образования в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации личностного потенциала ребёнка с ОВЗ.

Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к детям - инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Появляется и активно развивается, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны ими и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Одной из задач ФГОС дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от социального статуса и личностных особенностей.

Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

Для успешной адаптации детей данной категории в среду здоровых сверстников необходимо соблюдать следующие условия:

Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение: т. е. обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития.

Так же немаловажное значение имеет создание предметно-развивающей среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств.

Целью, которого является: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

К сожалению, в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида и нашего учреждения в том числе, нет полноценных условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ. В ДОУ:

несовершенная образовательно-организационная система, в условиях слабого нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса;

проблема в кадровом обеспечении при комплексном сопровождении детей с ОВЗ. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья должны оказывать узкие специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, врачи-специалисты, социальные работники. Во многих ОУ их нет.

слабое методическое обеспечение и состояние материально-технической базы; нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ.

недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс ребенка с ОВЗ.

Несмотря на ряд проблем, наше учреждение организовывает обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья посещающих наше образовательное учреждение строится в 3 этапа.

1 этап Ориентировочный:

Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.

Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)

Установление эмоционального контакта с ребенком. Адаптационные мероприятия.

2 этап Организационный :

1 Изучение медицинской карты ребенка, заключения ТПМПК.

2 Психолого-медико-педагогическая диагностика.

3 Разработка индивидуального образовательного маршрута, который составляется на основе диагностических данных и рекомендаций специалистов ТПМПК.

4 Составление адаптированной ООП ДОУ.

3 этап Основной:

Реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной ООП ДОУ

Проведение промежуточной диагностики и ее анализ.

Одним из важных направлений основного этапа является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Педагоги, нашего учреждения, осуществляют консультативную поддержку родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, разрабатывают и доводят до их сведения методические рекомендации, советы специалистов по организации детской деятельности дома. Консультирование осуществляют через стенды, папки–передвижки, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей, совместные праздники, конкурсы и развлечения.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

В завершение хочется сказать

Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, берущая старт в раннем детстве и представляющая собой построение такой социально культурной и образовательной среды, которая позволит каждому ребенку, включая детей, имеющих отклонения в развитии, воспитываться и обучаться совместно в общеобразовательном учреждении, но на уровне своих возможностей, на протяжении всего детства.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.

Читайте также: