План профилактических мероприятий с родителями в школе

Обновлено: 04.07.2024

Патронаж в семью (о тслеживание динамики обстановки в семье с целью недопущения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего).

Не реже 1 раза в три месяца

(по мере необходимости)

Зам. директора по ВР

Рассмотрение семьи на Совете профилактики

Оказание социально-экономической помощи семье ( обеспечение льготным питанием учащегося, канцелярская помощь, вещевая помощь ).

Содействие в организации летнего отдыха

Зам. директора по ВР

Оказание помощи в трудоустройстве родителям.

по мере необходимости

Индивидуальная работа с родителями

Консультация по вопросам обучения и воспитания, организация учебно-воспитательного процесса, ответственность за воспитание и обучение ребенка со стороны родителей.

Зам. директора по ВР

Привлечение родителей в жизнь класса и школы, контроль посещения родительских собраний, организация мероприятий направленных на оздоровление ситуации в семье.

Зам. директора по ВР

Индивидуальная работа с ребенком

Отслеживание посещаемости и успеваемости

Зам. директора по ВР

Профилактические беседы с детьми о правах и обязанностях, об ответственности ребенка, профилактика вредных привычек.

(по мере необходимости)

Зам. директора по ВР

Школьный инспектор ПДН

Организация занятости ребенка в системе дополнительного образования (посещение кружков и секций).

Зам. директора по ВР

Вовлечение в общественную жизнь класса и школы.

Зам. директора по ВР

Психологические аспекты работы

Консультация психолога (оказание помощи в решении возникающих проблем, психологических особенностей ребенка, улучшение детско-родительских отношений, умение общаться, контроль за поступками и действиями)

Медицинские аспекты работы

Контроль за состоянием здоровья и помощи в случае необходимости

Медицинский работник школы

Организация взаимодействия со службами системы профилактики:

Информация о привлечении родителей по ст. 5.35

Направление ходатайств и информаций в службы профилактики

Рассмотрение вопроса о возможности снятия семьи с учета или дальнейшее сопровождение семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и случаев самовольных уходов детей из семьи.

Задачи:

  1. Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе.
  2. Формирование правового пространства в школе, обеспечение и защита прав законных интересов участников образовательного процесса.
  3. Создание благоприятной психологической обстановки в школе для участников образовательного процесса.
  4. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.
  5. Сотрудничество с органами опеки и попечительства, здравоохранения, культуры, правоохранительными органами с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.
  6. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье, повышению педагогической грамотности родителей и повышению уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.
  7. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения, в том числе в семьях.
  8. Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми.

Приложение № 3

к перспективному плану работы социального педагога

(разработан на основании программы

по профилактике жестокого обращения с детьми

и самовольного ухода из семьи)

мероприятий с родителями (законными представителями) и учащимися

по профилактике жестокого обращения с детьми и самовольного ухода из семьи

Цель: Предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и случаев самовольных уходов детей из семьи.

Профилактика всех форм насилия над детьми дома, в школе.

Формирование правового пространства в школе, обеспечение и защита прав законных интересов участников образовательного процесса.

Создание благоприятной психологической обстановки в школе для участников образовательного процесса.

Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях.

Сотрудничество с органами опеки и попечительства, здравоохранения, культуры, правоохранительными органами с целью формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье, повышению педагогической грамотности родителей и повышению уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.

Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и родственников через формирование навыков ответственного поведения, в том числе в семьях.

Оказание комплексной помощи семьям, в которых установлены факты жестокого обращения с детьми.

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Организационно-методическая работа.

Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством, находящихся на воспитании отчимов (мачех).

Классные руководители, социальный педагог.

Составление социального паспорта класса, школы.

Классные руководители, социальный педагог

Корректировка картотеки индивидуального учёта учащихся группы риска (жестокое обращение).

Сентябрь -октябрь (в течение года)

Социальный педагог, классные руководители

Контроль за внеурочной занятостью учащихся.

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог.

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на жд станции Мариинск.

Работа с семьями, уклоняющихся от воспитания детей (дети проживают в семье родственников без официальной опеки)

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на жд станции Мариинск.

Патронаж семей, стоящих на учете в органах ПДН ОВД, КДН и на внутришкольном контроле.

Социальный педагог, классные руководители, специалисты КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района, ОПДН, НпДН ЛоП на жд станции Мариинск.

Размещение информационно-методических материалов на сайте школы.

Контроль за посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное информирование КНД и ЗП, ОПДН ОВД.

Преодоление отчужденности детей от родителей, вовлечение родителей во внутришкольную жизнь.
Организовать родительский всеобуч, работать над созданием единого воспитательного пространства.

Оценить 4295 0

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

зам. директора по ВР

зам. директора по ВР

Оформление уголка для родителей

зам. директора по ВР

Проведение общешкольных родительских собраний:

Наркотики и статистика

Статистические данные о проблеме наркомании. Симптомы и опасности болезни. Пути решения проблемы

Режим дня школьника его роль (рекомендации врача специалиста)

Обеспечение безопасности учащихся школы.

Анализ успеваемости и посещаемости учащихся.

зам. директора по ВР., социальный педагог

Способности и роль семьи в их развитии

1. Анализ уроков с участием администрации,

работа которых стимулирует занятия.

2. Семейный опыт, накопленный

4. Анализ успеваемости и посещаемости

Трудовое воспитание и профессиональная

ориентация старшеклассников

1. Информация об учебных заведениях, в

которых может поступить учащийся

после 9 и 11-х классов.

2. Анализ профессиональных интересов

одиннадцатиклассников и отношение к

ним родителей. Рекомендации психолога

3. Влияние культурных ценностей на

познавательное развитие учащихся.

4. Анализ успеваемости и посещаемости

Зам.дир по УР, ВР, социальный педагог, педагог-психолог

Анализ и подготовка учащихся к экзаменам:

Значение семьи в ответственные моменты жизни ребенка;

Готовность учащихся выпускных классов к сдаче экзаменов;

Анализ успеваимости и посещаемости учащихся;

Итоги прошлого учебного года.

Зам.дир.по ВР, врач, педагог-психолог

Зам.дир.по ВР, социальный педагог, кл.воспитатели, родители

Организация работы родительского комитета

Директор, зам.директора по ВР, УР

Индивидуальные консультации:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

моральные ценности семьи

Зам.дир.по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

Тематические консультации

1. Ребенок - не хочет учиться. Как ему помочь?

2.Талантливый ребенок в семье.

3. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

4. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Зам.дир.по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

Посещение на дому

руководители, педагог-психолог, социальный педагог

Контроль за проведением классных родительских собраний

зам. директора по ВР

зам. директора по ВР

Актуальность организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей

Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Практическая работа школы с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

- психолого – педагогическое просвещение;

- родительско – педагогический анализ;

- родительское осмысление воспитания детей;

- родительское соучастие в работе педагога;

- родительское научение, тренинг.

Однако, существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи. Во – первых , весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.

Во – вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психолога школы. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.

В – третьих, в обществе происходит обострение не только социально – экономических, экологических, демографических, но и социально – психологических проблем. Оно связано с углублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.

Цели родительского образования в школе могут быть значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников школы в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что невозможно без знакомства с основными законами социологии, психологии и педагогики.

Данная программа предполагает изучение психических особенностей личности ребенка как объекта и субъекта воспитательного процесса в семье и школе, что дает возможность установить принципы педагогического взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями,

учителями и учениками, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в интересах личностного развития детей.

Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы ученик -подросток, заканчивающий основную школу, мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление подростку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки. В результате реализации такой педагогической позиции взрослых подросток становится способным:

осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;

уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;

стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимости волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Принятие и реализация Программы будет способствовать развитию взаимоотношений школы и семьи, а также развитию творческого потенциала и повышению активности педагогической общественности в организации деятельности с семьей.

Цель и задачи программы

Взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.

формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления;

содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе;

содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;

содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;

определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такого взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

Оказание семье разнообразной специальной помощи.

Повышение педагогической культуры родителей.

Профилактика негативного семейного воспитания.

Творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий.

Участники программы:

члены педагогического коллектива;

Сроки реализации программы:2013-2016 уч.г.

Основные направления организации работы школы с семьей:

Составление характеристик семей обучающихся.

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями - отцами.

Активное включение в работу с семьей педагога - психолога, социального педагога, педагогов ДО, старшего вожатого, библиотекаря, воспитателей ГПД.

9. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта.

коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к

10. Разработка тематического оформления по работе с семьей.

11. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;

дни творчества детей и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

совместные праздники, подготовка концертов;

семейные праздники и фестивали;

помощь в укреплении материально-технической базы школы;

участие родителей в работе совета школы и др.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Цель:сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы познавательной деятельности:

общественные форумы знаний,

творческие отчеты по предметам,

дни открытых уроков,

праздники знаний и творчества,

выпуск предметных газет,

заседания, отчеты научных обществ учащихся.

Формы трудовой деятельности:

благоустройство и озеленение школьного двора,

создание классной библиотеки,

ярмарка-распродажа семейных поделок,

Формы досуга:

подготовка концертов, спектаклей,

просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты,

Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.

План реализации программы на 2013 – 2016 учебные годы

Направления в работе

Ответственные

1. Привлечение родителей, семей к делам и проблемам ОУ

1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников:

- Молодежь против наркотиков;

- Всероссийский день матери;

- Международный день семьи.

2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей.

3. Привлечение к ремонту школы.

4. Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий.

5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению.

В течение года по необходимости

Администрация, классные руководители

Администрация, классные руководители, родительский комитет

2. Оказание различной помощи семье

1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни.

2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

Устройство детей из неблагополучных семей в реабилитационный центр.

Организация психологической помощи.

Оказание помощи опекаемым учащимся в предоставлении путевок в оздоровительные лагеря на летний период

По необходимости 4 четверть

Кл. руководители, учителя – предметники, администрация

Зам. директора по УВР

Администрация, психологическая служба

Зам. директора по УВР

3. Повышение педагогической культуры родителей

1.Классные тематические родительские собрания.

3. Информационно-иллюстрированные стенды.

4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей.

5. Использование видеоматериалов в пед.просвещении родителей.

Не реже 1 раза в

По мере возможности.

Зам. директора по УВР

Педагог-психолог, социальный педагог

4. Профилактика негативного семейного воспитания

1. Индивидуальные встречи, беседы.

Консультационные дни специалистов.

Вызов на Совет по профилактике, КДН.

Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав.


Участие в советах профилактики школы, принятие мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям в соответствии с действующим законодательством.

По отдельному графику плана работы СП

Члены совета профилактики

Профилактическая работа с детьми, склонными к правонарушениям и преступлениям. Постановка на профилактический учет в ОДН подростков, совершивших правонарушения и преступления

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог. Инспектор ПДн ОП

По плану совместной работы

Инспектор ПДН ОП, социальный педагог, педагог-психолог

В случае выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью немедленно информировать заинтересованные субъекты системы профилактики.

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог,медики

Посещение семей и оказание психолого-педагогической помощи семьям.

В течение учебного года

в объединениях дополнительного образования, к участию в культурно-массовых мероприятиях классного и общешкольного уровня;

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

100% обеспечение отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении в каникулярный период времени.

В течение учебного года

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам успеваемости, посещаемости занятий в школе, поведения с целью выявления проблем в семье и психолого-педагогической помощи.

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог, сотрудник прокуратуры, инспектор по делам несовершеннолетних

Индивидуальные беседы с детьми из социально опасных семей с целью контроля за успеваемостью, поведением, посещаемостью занятий в школе, в кружках.

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

Активизация работы службы примирения.

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

Школа родительского образования для родителей (сайт школы).

1 раз в четверть

Оформление стенда для родителей и детей «О правах и обязанностях родителей.

1 раз в четверть

План по профилактике суицидального поведения

Мероприятия

Ответственные

Мероприятия с учащимися

Расширение представлений ребенка о возможных видах деятельности (досуга)

Проведение психолого-педагогического диагностического обследования особенностей эмоционального реагирования и адаптационных возможностей учащихся 5-11-х классов.

27.09-21.10. 5,10-е кл.

Зам. Директора по воспитательной работе Пестова Н.В.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Сбор данных для диагностики.

Организация структурного наблюдения.

Карты педагогического наблюдения.

Обработка результатов диагностики 5-11х классов. Выявление обучающихся с нестабильным эмоциональным состоянием.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Данные диагностического обследования в форме таблицы Excel и аналитические справки.

Обследование выявленной группы учащихся 5-11х классов с высокой эмоциональной нестабильностью для определения уровня психолого-педагогической помощи.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Результаты диагностики и данные пед. наблюдения.

педагог-психолог Терехова М.А.

Составление ИПК по результатам решения консилиума.

педагог-психолог Терехова М.А.

Проведение групповых, индивидуальных профилактических программ.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Положительная динамика по результатам диагностики и /или пед. наблюдению.

Мероприятия с педагогами

Директор Шляхов Ю.М.

Инструктаж классных руководителей по организации структурированного наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся

Зам. Директора по воспитательной работе Пестова Н.В.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Рекомендации учителям предметникам, классным руководителям .

Индивидуальное методическое консультирование классных руководителей 5-11-х по результатам диагностики.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Рекомендации классным руководителям.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Соц. педагог Новикова Г.А.

Рекомендации учителям -предметникам, классным руководителям.

Мероприятия с родителями

Общешкольное родительское собрание

Педагог-психолог Терехова М.А.

Соц. педагог Новикова Г.А.

Выход на родительские собрания педагога-психолога, соц. педагога и других специалистов.

Согласно плану работы специалистов.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Соц.педагог -Новикова Г.А.

Индивидуальные консультации с родителями учащихся по результатам диагностики.

Педагог-психолог Терехова М.А.

Соц.педагог -Новикова Г.А.

План по профилактике детского и семейного неблагополучия

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственный

Активизация взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Осуществление ежедневного визуального контроля за внешним видом и эмоциональным состоянии детей.

- с родителями, склонными к употреблению спиртных напитков;

- в семье с одним родителем;

-в семьях, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся под опекой (попечительством), с родителями, лишенными родительских прав и ограниченными в родительских правах.

Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог

В случае выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью немедленно информировать заинтересованные субъекты системы профилактики.

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог,медики

Выявление детей из неблагополучных семей, склонных к девиантным формам поведения.

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

Посещение семей, находящихся в социально опасном положении; оказание психолого-педагогической помощи семьям данной категории;

В течение учебного года

в объединениях дополнительного образования, к участию в культурно-массовых мероприятиях классного и общешкольного уровня;

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

100% обеспечение отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении в каникулярный период времени.

В течение учебного года

Индивидуальные беседы с родителями по вопросам успеваемости, посещаемости занятий в школе, поведения с целью выявления проблем в семье и психолого-педагогической помощи.

В течение учебного года

Социальный педагог, педагог-психолог, сотрудник прокуратуры, инспектор по делам несовершеннолетних

Индивидуальные беседы с детьми из социально опасных семей с целью контроля за успеваемостью, поведением, посещаемостью занятий в школе, в кружках.

В течение учебного года

Классные руководители, социальный педагог

Активизация работы службы примирения.

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

Школа родительского образования для родителей (сайт школы).

1 раз в четверть

Оформление стенда для родителей и детей «О правах и обязанностях родителей.

Читайте также: