План посещения уроков завучем бланк

Обновлено: 08.07.2024

График посещения уроков и внеклассных мероприятий в рамках плановых проверок доводится до сведения учителей в начале учебного года (сентябрь), конкретизируется в начале второго полугодия согласно плану ВШК, плана-графика мониторинга школы. Педагоги дополнительно информируются о посещении накануне урока или в более ранние сроки (за неделю, за несколько дней). Учителя обязательно заранее знакомят с целями посещения урока или внеклассного мероприятия. Данный мониторинг посещения представляет собой табличный вариант графика посещения завучем или любым администратором уроков педагогов согласно плана ВШК. Удобен в использовании. Может быть исполнен как план на неделю, месяц, четверть.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Бланк посещения урока

Ф. И. О., должность посетившего урок___________________________________________

Сведения о посещённом уроке:

а) учитель________________________предмет______________________________

б) дата_________ группа № _____, курс _____, специальность______________________

в) тема урока_________________________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________________

СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ

3 . Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

4 . Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

5 . Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

6 . Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.

7 . Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

8 . Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

9 . Научно – теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность

____________________________________

(Подпись, посетившего урок)

Бланк экспертной оценки урока теоретического обучения

Преподаватель__________________________________ Курс_________ Группа__________

Тема урока____________________________________ Дата проведения_________________

ВНИМАНИЕ: не все приведённые ниже пункты обязательно должны быть использованы при оценке качества преподавания. В зависимости от темы урока и цели обучения отдельные моменты преподавания могут отсутствовать. Оценка осуществляется по 5-бальной шкале: 5 – качество проявляется почти всегда; 4-качество проявляется часто; 3-качество проявляется на уровне 50%; 2-качество проявляется редко; 1-качество практически отсутствует.

Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц. 1 2 3 4 5

Готовность учащихся: присутствие, внешний вид, наличие учебных пособий, тетрадей, психологический настрой, дисциплина. 1 2 3 4 5

Учебно – профессиональная мотивация учащихся:: осознание цели урока, интерес к учебному материалу, профессиональная направленность урока 1 2 3 4 5

Построение урока правильность и доступность поставленных задач урока перед учащимися, рациональность плана урока, правильное использование ТСО и оптимальность темпа урока, завершённость урока. 1 2 3 4 5

Деятельность преподавателя на уроке по формированию у учащихся новых понятий технико – технологических умений, учебно – профессиональных действий. 1 2 3 4 5

Организация поисковой деятельности учащихся: создание проблемных ситуаций, формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, решение проблемно – познавательных задач, работа с инструкционными картами. 1 2 3 4 5

Ознакомление учащихся с передовой технологией, техникой и организацией производства.

Активизация познавате5льной деятельности учащихся: анализ производственной ситуации, решение конструктивно – технических задач и заданий, выполнение графических и расчётных работ, корректировка технической документации. 1 2 3 4 5

Контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 2 3 4 5

Взаимоотношение преподавателя с учащимися: знание и учёт индивидуальных особенностей, доброжелательность и требовательность. 1 2 3 4 5

Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину.

Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая. 1 2 3 4 5

Общая оценка урока: достижение намеченных целей, завершённость, результативность урока. 1 2 3 4 5

Рекомендации:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Подпись и должность лица, посетившего урок)

В помощь руководителям

методических комиссий

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся . Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся , которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации . Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся . Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания . Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

Возможные цели посещения уроков:

Управление успехом в процессе урока.

Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.

Дифференцированный подход в процессе обучения.

Положительная эмоциональная составляющая урока.

Продуктивная значимость урока.

Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.

Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.

Индивидуальный подход на уроке.

Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.

Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.

Оценка знаний как психологический инструмент.

Творческая деятельность на уроке.

Выход на послеурочную предметную деятельность.

Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.

Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.

Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Характер, система и формы домашнего задания.

Использование различных активизаторов в процессе урока.

Игровые моменты на уроке.

Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщения.

7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

9. Научно – теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность

____________________________________

(Подпись, посетившего урок)

Бланк экспертной оценки урока теоретического обучения

Преподаватель__________________________________ Курс_________ Группа__________

Тема урока____________________________________ Дата проведения_________________

ВНИМАНИЕ: не все приведённые ниже пункты обязательно должны быть использованы при оценке качества преподавания. В зависимости от темы урока и цели обучения отдельные моменты преподавания могут отсутствовать. Оценка осуществляется по 5-бальной шкале: 5 – качество проявляется почти всегда; 4-качество проявляется часто; 3-качество проявляется на уровне 50%; 2-качество проявляется редко; 1-качество практически отсутствует.

Готовность материально – технического оснащения урока: наличие наглядных пособий, раздаточного материала, фрагментов кино- и диафильмов, действующих моделей, приборов, справочно – информационной литературы, схем, таблиц. 1 2 3 4 5

Готовность учащихся: присутствие, внешний вид, наличие учебных пособий, тетрадей, психологический настрой, дисциплина. 1 2 3 4 5

Учебно – профессиональная мотивация учащихся:: осознание цели урока, интерес к учебному материалу, профессиональная направленность урока 1 2 3 4 5

Построение урока правильность и доступность поставленных задач урока перед учащимися, рациональность плана урока, правильное использование ТСО и оптимальность темпа урока, завершённость урока. 1 2 3 4 5

Деятельность преподавателя на уроке по формированию у учащихся новых понятий технико – технологических умений, учебно – профессиональных действий. 1 2 3 4 5

Организация поисковой деятельности учащихся: создание проблемных ситуаций, формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, решение проблемно – познавательных задач, работа с инструкционными картами. 1 2 3 4 5

Ознакомление учащихся с передовой технологией, техникой и организацией производства.

Активизация познавате5льной деятельности учащихся: анализ производственной ситуации, решение конструктивно – технических задач и заданий, выполнение графических и расчётных работ, корректировка технической документации. 1 2 3 4 5

Контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 2 3 4 5

Взаимоотношение преподавателя с учащимися: знание и учёт индивидуальных особенностей, доброжелательность и требовательность. 1 2 3 4 5

Поведение преподавателя: уверенность, твёрдость, умение поддерживать дисциплину.

Речь преподавателя: понятная, выразительная, литературно – грамотная, оптимального темпа, достаточно громкая. 1 2 3 4 5

Общая оценка урока: достижение намеченных целей, завершённость, результативность урока. 1 2 3 4 5

Рекомендации:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Подпись и должность лица, посетившего урок)

В помощь руководителям

методических комиссий

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определение содержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

Возможные цели посещения уроков:

Управление успехом в процессе урока.

Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.

Дифференцированный подход в процессе обучения.

Положительная эмоциональная составляющая урока.

Продуктивная значимость урока.

Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.

Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.

Индивидуальный подход на уроке.

Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.

Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.

Оценка знаний как психологический инструмент.

Творческая деятельность на уроке.

Выход на послеурочную предметную деятельность.

Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.

Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.

Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.

Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Характер, система и формы домашнего задания.

Использование различных активизаторов в процессе урока.

Игровые моменты на уроке.

Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.

Анализ посещаемых уроков — одна из форм внутреннего контроля образовательной организации.

Посещение уроков завучем проводится с целью:

  • оценки профессиональной деятельности педагогов
  • выявления точек роста педагогических и методических навыков
  • повышения качества образовательного процесса

Анализ урока по ФГОС состоит из несколько этапов:

  • подготовка к посещению (изучение ФГОС и учебно-методических материалов; проверка успеваемости класса, посещение урока которого будет анализироваться; составление плана)
  • посещение урока, протоколирование в ходе занятия
  • беседа с педагогом посещенного урока о его выводах о прошедшем занятии
  • непосредственное проведение анализа посещенного урока, составление справки/отчетности

Стоит отметить, что график посещения уроков, как правило, утверждается в начале каждого учебного года, однако проверки могут проводиться и без предупреждения педагога.

Схема анализа урока по ФГОС

  • Цели и задачи урока. Оценка эффективности и реализации поставленных целей.
  • Структура и организация урока: вид, форма и этапы урока.
  • Педагогические методы, используемые для мотивации учащихся.
  • Предмет и содержание урока.
  • Соответствие урока требованиям ФГОС:
    • Использование современных образовательных стандартов.
    • Нацеленность на формирование универсального учебного действия.
    • Результаты УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
    • Работа с использованием современных технологий.

    Примеры и образцы анализа посещенного урока

    Примерная схема анализа посещенного урока по ФГОС — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

    Универсальная короткая форма анализа урока — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

    Образец справки по посещению урока с примерами выводов — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

    Примеры и образцы анализов посещенных уроков по разным предметам в начальной школе — скачать в формате doc (Word) — можно распечатать

    Читайте также: