План посещения уроков классным руководителем

Обновлено: 07.07.2024

1. Организация урока, выполнение единых педагогических требований, оснащение урока средствами обучения.

1-1. Организация внимания учащихся на уроке, привитие интереса к предмету.

1-2. Изучение работоспособности группы.

1-3. Эффективность и методика использования средств обучения.

1-4. Рациональное использование времени урока.

1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной деятельности.

2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.

2-1. Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего задания.

2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся.

2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

2-4. Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

2-5. Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.

3-1. Система работы по формированию у учащихся научных понятий.

3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.

3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся.

3-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная направленность преподавания.

3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обязательного минимума содержания среднего образования.

4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

4-1. Изучение форм и методов опроса учащихся на уроке.

4-2. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке.

4-3. Эффективность использования методов и приемов обучения.

4-4. Взаимосвязь групповой, фронтальной и индивидуальной работы на уроке.

4-5. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по формированию интереса к предмету.

5. Эффективность методов преподавания, глубина и прочность знаний учащихся.

5-1. Соответствие знаний учащихся требованиям Госстандарта.

5-2. Методика работы учителя по активизации мыслительной деятельности учащихся.

5-3. Методика проведения зачета, самостоятельной и практической работы.

5-4. Качество образовательной подготовки учащихся.

5-5. Реализация воспитательных и развивающих целей урока.

6. Использование на уроках интерактивной доски.

Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

— индивидуальный устный опрос;

— опрос по карточкам;

— решение задач и другие способы опроса.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Краткий перечень методов обучения

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда назначили завучем по воспитательной работе они мне понадобились. Вот добавляю, вдруг кому тоже пригодятся. Распечатал и вложил в папочку посещения уроков, классных часов и внеклассных мероприятий как подсказку, чтоб не повторяться с целями.

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ УРОКОВ

1. Проверить, как на уроке осуществляется единство обучения, воспитания

и умственного развития учащихся.

2. Проверить, как учитель формирует в процессе обучения научное мировоззрение

3. Выявить уровень научной обоснованности и систематичности осуществления

учителем межпредметных связей в преподавании.

4. Проверить работу учителя по реализации на уроке идей политехнизации обучения.

5. Выявить степень подготовленности учителя к оптимизации методов обучения.

6. Проверить, как учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся.

7. Проверить работу учителя по осуществлению связи преподавания с жизнью.

8. Проверить, как учитель реализует на уроке принцип доступности обучения.

9. Изучить работу учителя по развитию на уроке познавательных интересов учащихся.

10. Выявить уровень работы учителя по систематизации повторения ранее изученного

материалами. Определить степень подготовленности учителя к применению

методов проблемного обучения и созданию на уроке проблемных ситуаций.

12. Изучить состояние работы учителя по применению методов развивающего

13. Проанализировать полноту и эффективность реализации на уроках принципа

14. Сделать заключение об эффективности реализации на уроке принципа наглядности

15. Выявить оптимальность сочетания фронтального и индивидуального способов

организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

16. Изучить методы работы учителя по стимулированию учебно-познавательной

деятельности учащихся на уроке.

17. Определить эффективность сочетания методов словесного, наглядного

и тактического обучения.

18. Изучить систему работы учителя по дифференциации процесса обучения на уроке.

19. Изучить работу учителя по развитию логического мышления учащихся.

20. Провести наблюдение за работой учителя по осуществлению контроля за

эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

21. Определить уровень работы учителя по формированию на уроке общеучебных

умений и навыков учащихся.

22. Провести психолого-педагогические наблюдения за работой и проведением на уроке

23. Сделать вывод об уровне научно-теоретической и методической подготовки учителя.

24. Установить степень эффективности применения учителем технических средств

25. Сделать выводы об эффективности использования времени на уроке.

26. Проверить, как учитель осуществляет подготовку учащихся и восприятию нового

27. Провести наблюдение за организацией на уроке творческих работ учащихся.

28. Изучить работу учителя по привитию учащимся навыков рационального учебного

29. Проверить, как учитель организует на уроке самостоятельную работу учащихся.

30. Проверить, как учитель добивается сознательного усвоения учащимися учебного

31. Проверить, как учитель осуществляет на уроке индивидуальный подход к слабым

и неуспевающим ученикам.

32. Проверить, как учитель определяет содержание, характер и объем домашнего

задания и проводит его инструктаж.

33. Изучить систему работы учителя по использованию на уроке вычислительной

34. Изучить систему работы учителя по совершенствованию урока на основе применения

35. Изучить содержание и формы работы учителя по проблеме: «Учить учащихся

36 Проверить работу учителя по рационализации методов опроса учащихся.

37. Определить результативность работы по развитию устной речи учащихся.

38. Изучить опыт преподавания, направленного на организацию самостоятельной

39. Проанализировать работу учителя по выработке у детей навыков

полуавтоматического чтения, интереса и любви, к этому виду учебной деятельности.

40. Определить результативность применения методов и приемов контроля за усвоением

41. Познакомиться с работой учителя на уроке по воспитанию у детей трудолюбия и культуры труда.

42. Проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих

прочность знаний учащихся.

43. Установить уровень эффективности применения на уроке дидактического

44. Дать оценку приемам работы учителя по поддержанию активного внимания

учащихся на протяжении всего урока.

45. Изучить методы работы учителя по обучению учащихся умениям и навыкам работы

46. Установить уровень сформированности у учащихся навыков выполнения единых

ДУ. Определить степень подготовленности учителя к организации учебно-воспитательного процесса на основе знания психологических характеристик

48. Провести наблюдение за работой учителя по формированию на уроке сознательной

49. Проверить соблюдение на уроке санитарно-гигиенического режима и требований

50. Определить уровень оснащенности учебного кабинета с точки зрения требований

системы уроков по ведущим темам учебных программ-

52. Проверить, как учитель вырабатывает у первоклассников навыки звукобуквенного

53. Провести наблюдения за работой учителя по развитию вычислительных навыков

учащихся на уроке математики.

54. Изучить работу учителя географии по привитию пятиклассникам умении читать

планы местности, определять по карте азимут и находить заданное направление на

55. Проверить, как на уроках математики в первом классе учитель формирует у детей

умение применять переместительный закон сложения.

56. Проверить содержательную емкость работы учителя-литературы по формированию

у учащихся-девятиклассников патриотических чувств, при изучении творчества

57. Изучить работу учителя-предметника по выработке у школьников навыков

выразительного чтения и овладения ими норм литературного языка.

58. Провести наблюдение за работой учителя иностранного языка по заучиванию

59. Изучить работу учителя иностранного языка по проведению упражнений,

направленных на развитие у учащихся понимания иностранной речи со слуха,

в конкретной жизненной ситуации и на развитие языковой догадки.

60. Проверить, как учитель иностранного языка организует на уроке упражнения,

развивающие у учащихся умение пересказывать текст, вести рассказ по картинке

и отвечать на вопросы.

61. Установить эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению

62. Проверить работу учителя по организации упражнений на привитие навыков

мышления на иностранном языке.

63. Проверить, насколько правильно и глубоко учитель реализует мировоззренческие

направления урока литературы по теме «Вольнолюбивые мотивы лирики

64. Изучить систему работы учителя на уроках биологии в пятом классе по экологическому воспитанию учащихся.

65. Изучить методы и приемы обучения учащихся (шестилетних) плавному слоговому

66. Проверить состояние работы учителя по обучению каллиграфии по тетрадям на

67. Проверить эффективность методики работы учителя по формированию у

первоклассников выразительного чтения в после букварный период.

68. Изучить систему работы учителя по развитию связной устной речи на уроках чтения

и письма в период обучения грамоте.

69. Изучить работу учителя по обучению шестилетних детей счету, по формированию

умения решать задачи.

70. Провести наблюдение за использование дидактических игр на уроках обучения

71. Проверить работу учителя по организации подвижных игр на уроках и во

внеклассной работе с детьми шестилетнего возраста.

72. Определить эффективность работы учителей на уроках с применением форм

1. Определить эффективность работы по развитию познавательных интересов обучающихся.

2. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке.

3. Определить эффективность форм и методов обучения, применяемых учителем.

4. Изучить педагогическое руководство со стороны учителя работой обучающихся с учебником.

5. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке, для реализации межпредметных связей.

6. Оценить объективность оценивания на уроке.

7. Изучить работу учителя по формированию метапредметных компетенций.

8. Определить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.

9. Ознакомиться с работой молодого (нового) учителя.

10. Оказать методическую помощь учителю по конкретному вопросу.

11. Выявить уровень знаний обучающихся по предмету.

12. Использование учителем темы для воспитания доброты и человечности.

13. Изучить, как используется на уроке местный материал.

14. Изучение осуществления учителем на уроке профориентационной работы.

15. Изучить, как формируется интерес к изучению родного (иностранного) языка.

16. Определить пробелы и типичные недостатки в знаниях обучающихся, установить причины.

17. Изучить, с помощью каких методов работы и методических приемов учитель включает обучающихся в активную творческую деятельность.

18. Познакомиться с условиями, которые обеспечивают достижение позитивных результатов.

19. Изучить, как осуществляется индивидуальный подход.

20. Изучить методику освоения нового материала.

21. Выявить уровень усвоения обучающимися нового материала.

22. Ознакомиться с работой учителя по выработке культуры устной и письменной речи.

23. Проверить выполнение учителем предыдущих рекомендаций.

24. Ознакомиться с методами и приемами учителя по реализации целей и задач урока.

25. Изучить эффективность использования раздаточного материала и наглядности.

26. Изучить состояние дифференциации обучения.

27. Определить уровень поликультурной направленности обучения и воспитания.

28. Изучить, как учитель внедряет ППО.

29. Изучить рациональность распределения времени по этапам урока.

30. Изучить, как учитель обеспечивает формирование понятийного аппарата предмета по данной теме.

31. Изучить использование учителем воспитательного потенциала урока.

32. Изучить оптимальность объема, характер, сложность, дифференциацию и способы инструктирования домашнего задания.

34. Определить уровень сформированности у обучающихся научного мировоззрения.

35. Изучить умение выделять главное на этапах изучения и закрепления нового материала, контроля знаний обучающихся.

36. Изучить умение учителя рационально подбирать формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, содержанием материала.

37. Изучить умение учителя обеспечить учебную дисциплину на уроке.

38. Изучить умение руководить познавательной деятельностью обучающихся, развивать интерес к предмету.

39. Изучить умение обеспечивать контроль знаний, умений, навыков обучающихся (формирования предметных компетенций).

40. Изучить умение обеспечить единство обучения и воспитания с учетом темы, содержания материала урока.

41. Рассмотреть владение психологией общения с обучающимися.

42. Оценить уровень владения учителем образовательными технологиями при обучении.

43. Изучить уровень гуманизации обучения.

44. Изучить эффективность методов обучения, используемых учителем.

45. Изучить объективность оценивания обучающихся.

46. Оценить эффективность работы учителя по развитию познавательных интересов обучающихся.

47. Выявить уместность и эффективность форм обучения, используемых учителем.

48. Изучить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.

49. Изучить, как учитель осуществляет на уроке межпредметные связи.

50. Изучить эффективность приемов, используемых учителем, для организации обратной связи на уроке.

51. Изучить уровень сформированности метапредметных (общеучебных) навыков.

52. Изучить работу учителя по формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания.

53. Установить уровень знания обучающимися фактического материала по предмету.




54. Изучить результативность внедрения современной образовательной технологии.

55. Изучить состояние дисциплины обучающихся на уроке, уровень культуры общения учителя с обучающимися.

56. Изучить деятельность учителя по развитию творческого потенциала обучающихся.

57. Изучить уровень реализации принципа единства обучения, воспитания и развития личности.

58. Выяснить уровень соблюдения учителем принципа научности при изучении нового материала.

59. Изучить целесообразность и эффективность использования наглядности на уроке.

60. Изучить формы, методы и приемы реализации учителем индивидуального и дифференцированного подхода на разных этапах урока

61. Изучить стиль общения учителя с обучающимися.

62. Выяснить уровень оптимального подбора объема учебного материала и его содержания для эффективного усвоения новой темы

63. Оценить методы работы учителя по формированию внутренней мотивации обучения.

64. Оценить методы сотрудничества учителя с обучающимися на уроке.

65. Проверить соблюдение правил техники безопасности и норм санитарно-гигиенического режима на уроке.

66. Проанализировать технику проведения урока (ритм, темп, распределение времени).

67. Оценить грамотность учителя при использовании определенных технологий и методик обучения, эффективность их использования.

68. Изучить систему работы учителя по осуществлению контроля, проверки и оцениванию знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся (гуманность, объективность, разнообразие форм, методов, видов проверки и контроля).

69. Изучить психологическое состояние обучающихся на уроке (активность, чувство комфорта, профилактика утомляемости и др.), умение учителем снять тревожность и неуверенность

70. Изучить особенности развития познавательных процессов на уроке (внимания, памяти, восприятия, мышления).

71. Оценить рациональность использования времени на уроке (хронометраж урока).

72. Изучить методы и приемы создания благоприятного климата на уроке.

73. Изучить эффективность использования инновационных форм и методов обучения.

74. Изучить обеспечение усвоения обучающимися основных понятий на уроке.

75. Изучить способы формирования критического мышления обучающихся.

76. Оценить организацию игровой деятельности обучающихся на уроке.

77. Проанализировать уровень и эффективность использования ИКТ технологий в образовательном процессе.

78. Оценить работу учителя по развитию на уроке творческих способностей и талантов обучающихся.

79. Проанализировать формирование навыков культуры устной и письменной речи.

80. Эффективность работы учителя по развитию связной речи обучающихся, обогащению словарного запаса.

1. Определить эффективность работы по развитию познавательных интересов обучающихся.

2. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке.

3. Определить эффективность форм и методов обучения, применяемых учителем.

4. Изучить педагогическое руководство со стороны учителя работой обучающихся с учебником.

5. Изучить эффективность методов обучения, применяемых учителем на уроке, для реализации межпредметных связей.

6. Оценить объективность оценивания на уроке.

7. Изучить работу учителя по формированию метапредметных компетенций.

8. Определить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.

9. Ознакомиться с работой молодого (нового) учителя.

10. Оказать методическую помощь учителю по конкретному вопросу.

11. Выявить уровень знаний обучающихся по предмету.

12. Использование учителем темы для воспитания доброты и человечности.

13. Изучить, как используется на уроке местный материал.

14. Изучение осуществления учителем на уроке профориентационной работы.

15. Изучить, как формируется интерес к изучению родного (иностранного) языка.

16. Определить пробелы и типичные недостатки в знаниях обучающихся, установить причины.

17. Изучить, с помощью каких методов работы и методических приемов учитель включает обучающихся в активную творческую деятельность.

18. Познакомиться с условиями, которые обеспечивают достижение позитивных результатов.

19. Изучить, как осуществляется индивидуальный подход.

20. Изучить методику освоения нового материала.

21. Выявить уровень усвоения обучающимися нового материала.

22. Ознакомиться с работой учителя по выработке культуры устной и письменной речи.

23. Проверить выполнение учителем предыдущих рекомендаций.

24. Ознакомиться с методами и приемами учителя по реализации целей и задач урока.

25. Изучить эффективность использования раздаточного материала и наглядности.

26. Изучить состояние дифференциации обучения.

27. Определить уровень поликультурной направленности обучения и воспитания.

28. Изучить, как учитель внедряет ППО.

29. Изучить рациональность распределения времени по этапам урока.

30. Изучить, как учитель обеспечивает формирование понятийного аппарата предмета по данной теме.

31. Изучить использование учителем воспитательного потенциала урока.

32. Изучить оптимальность объема, характер, сложность, дифференциацию и способы инструктирования домашнего задания.

34. Определить уровень сформированности у обучающихся научного мировоззрения.

35. Изучить умение выделять главное на этапах изучения и закрепления нового материала, контроля знаний обучающихся.

36. Изучить умение учителя рационально подбирать формы и методы работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, содержанием материала.

37. Изучить умение учителя обеспечить учебную дисциплину на уроке.

38. Изучить умение руководить познавательной деятельностью обучающихся, развивать интерес к предмету.

39. Изучить умение обеспечивать контроль знаний, умений, навыков обучающихся (формирования предметных компетенций).

40. Изучить умение обеспечить единство обучения и воспитания с учетом темы, содержания материала урока.

41. Рассмотреть владение психологией общения с обучающимися.

42. Оценить уровень владения учителем образовательными технологиями при обучении.

43. Изучить уровень гуманизации обучения.

44. Изучить эффективность методов обучения, используемых учителем.

45. Изучить объективность оценивания обучающихся.

46. Оценить эффективность работы учителя по развитию познавательных интересов обучающихся.

47. Выявить уместность и эффективность форм обучения, используемых учителем.

48. Изучить уровень самостоятельной работы обучающихся на уроке.

49. Изучить, как учитель осуществляет на уроке межпредметные связи.

50. Изучить эффективность приемов, используемых учителем, для организации обратной связи на уроке.

51. Изучить уровень сформированности метапредметных (общеучебных) навыков.

52. Изучить работу учителя по формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания.

53. Установить уровень знания обучающимися фактического материала по предмету.

54. Изучить результативность внедрения современной образовательной технологии.

55. Изучить состояние дисциплины обучающихся на уроке, уровень культуры общения учителя с обучающимися.

56. Изучить деятельность учителя по развитию творческого потенциала обучающихся.

57. Изучить уровень реализации принципа единства обучения, воспитания и развития личности.

58. Выяснить уровень соблюдения учителем принципа научности при изучении нового материала.

59. Изучить целесообразность и эффективность использования наглядности на уроке.

60. Изучить формы, методы и приемы реализации учителем индивидуального и дифференцированного подхода на разных этапах урока

61. Изучить стиль общения учителя с обучающимися.

62. Выяснить уровень оптимального подбора объема учебного материала и его содержания для эффективного усвоения новой темы

63. Оценить методы работы учителя по формированию внутренней мотивации обучения.

64. Оценить методы сотрудничества учителя с обучающимися на уроке.

65. Проверить соблюдение правил техники безопасности и норм санитарно-гигиенического режима на уроке.

66. Проанализировать технику проведения урока (ритм, темп, распределение времени).

67. Оценить грамотность учителя при использовании определенных технологий и методик обучения, эффективность их использования.

68. Изучить систему работы учителя по осуществлению контроля, проверки и оцениванию знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся (гуманность, объективность, разнообразие форм, методов, видов проверки и контроля).

69. Изучить психологическое состояние обучающихся на уроке (активность, чувство комфорта, профилактика утомляемости и др.), умение учителем снять тревожность и неуверенность

70. Изучить особенности развития познавательных процессов на уроке (внимания, памяти, восприятия, мышления).

71. Оценить рациональность использования времени на уроке (хронометраж урока).

72. Изучить методы и приемы создания благоприятного климата на уроке.

73. Изучить эффективность использования инновационных форм и методов обучения.

74. Изучить обеспечение усвоения обучающимися основных понятий на уроке.

75. Изучить способы формирования критического мышления обучающихся.

76. Оценить организацию игровой деятельности обучающихся на уроке.

77. Проанализировать уровень и эффективность использования ИКТ технологий в образовательном процессе.

78. Оценить работу учителя по развитию на уроке творческих способностей и талантов обучающихся.

79. Проанализировать формирование навыков культуры устной и письменной речи.

80. Эффективность работы учителя по развитию связной речи обучающихся, обогащению словарного запаса.

1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.

3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.

5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированное™ у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т. д.).

Классификации целей посещения уроков

1. По времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях.

2. По широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

а) масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитие познавательного интереса, формирование общих учебных умений и навыков и др.);

б) локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся).

3. По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ (работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; работа с первоисточниками на уроках истории, эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.).

Общие требования к анализу урока. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа, оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов, их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета. Предложения.

Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков, выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

Планирование посещений уроков перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю); календарное и графическое.

Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведения контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсий), объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы, определение цели такого приглашения.

Схема наблюдений и техника записи хода урока. Схема наблюдений за уроком - условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающая четкую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ.

Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока.

Просмотр записей посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя.

Анализ урока учителем. Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями); меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Читайте также: