План по самообразованию воспитателя детского сада старшая группа по развитию речи

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План работы по самообразованию по теме:

Актуальность проблемы развития речи

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Цели и задачи

Целью работы над данной темой является:

повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;

систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;

разработать перспективный план реализации проблемной темы;

выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;

определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;

проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;

Форма отчетности

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию связной речи у дошкольников;

памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

итоговое занятие по развитию речи;

Срок: реализации

с 1 сентября 2018 по 30мая 2019года

Дети старшей группы

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

совершенствование образовательного процесса;

активизация речевой деятельности дошкольников;

улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;

достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

План реализации научно-методической темы по самообразованию

Реализация научно-методической темы по самообразованию проходит в несколько этапов:

Внедрение в практику.

Планирование работы по самообразованию.

2 . Лебедева Л.В. Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. - М., Центр , педагогического образования, 2008

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007).

Повышение уровня знаний педагога .

Разработка плана по самообразованию педагога

Проведение вводного диагностического исследования детей.

Выявить уровень сформированности речевых навыков и умений.

Заполнение протоколов по результатам вводной диагностики

Пополнение речевого уголка: дидактическими играми , картотеками ,сюжетными картинами; составление перспективного планирования.

Обогащение развивающей среды .

Памятки для родителей по развитию речи детей.

1.Создание картотеки дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников.

2.Работа с детьми по перспективному плану.

слух, закреплять навыки

Картотеки игр и упражнений.

Изготовление и внедрение дидактических игр по развитию речи

Развитие речи, логического мышления и памяти.

Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей.

Актуальность темы: 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Наблюдая за детьми их родителями мною был сделан вывод, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Хорошая речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Цель: речевое развитие старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности.

• изучить методическую литературу по развитию речи старших дошкольников;

• подобрать диагностический материал по развитию речи старших дошкольников;

• составить план работы, подобрать методы и приёмы развития речи старших дошкольников через вовлечение их в разнообразные виды деятельности;

• создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах деятельности.

Предполагаемый результат: Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность, речь чистая, грамматически правильная, выразительная, ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр, проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Свою работу я поделила на несколько этапов:

• 1 этап – начальный;

• 2 этап – основной;

• 3 этап – заключительный.

Описание своего опыта начну с первого этапа работы. На этом этапе я изучила психолого-педагогическую литературу по развитию речи и её влияние на развитие детей, а так же рассмотрели особенности развития речи у дошкольников.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы, нами был подобран диагностический материал и проведена начальная диагностика развития речи у детей 6-7 лет. После анализа диагностики нами был составлен перспективный план работы.

Второй этап работы заключался в практической деятельности в работе с детьми. На начале основного этапа мною была проведена работа по оснащению предметно развивающей среды группы :

• центр развитие речи

• театральный уголок и уголок ряженья;

Так же мною был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Основные методы и формы работы с детьми, которые я выбрала:

• наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательски - поисковая деятельность.

• словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Работу по данной теме я начала с анализа психолого- педагогической литературы.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.).

Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека- в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д. ; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.

В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную и письменную.

План работы на 2019-2020 год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. Совместная деятельность.

(Приложение 3)

Цель: Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии Совместная деятельность.

(Приложение 5)

Цель: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Совместная деятельность.

Февраль Работа с загадками.

Цель: Показать роль загадки на формирование выразительности речи Совместная деятельность.

Март Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи. Занятие-тренинг.

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением.

(Приложение 6)

Цель: Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.

-Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох.

- Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Ноябрь Конспект совместного с родителями открытого мероприятия по развитию речи

"Волшебная книга сказок"

Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик, создать для детей атмосферу волшебства; вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада.

(приложение 12) Открытое мероприятие с участием родителей

Используемые технологии – мнемотехника (мнемотаблицы)

Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.

(Приложение 13) День открытых дверей.

Май Подготовка к фотоотчёту. Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.

Самореализация Сентябрь - май Сбор папки с материалами по теме самообразования. Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования.

Сентябрь Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению. План по теме самообразования.

Февраль Мастер – класс для воспитателей

Цель: совершенствование игровых методов и приемов в речевом развитии дошкольников.

(Приложение 15) Выступление на семинаре-практикуме.

Май Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.

Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Список использованной литературы

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика - Синтез, 1999 - 272с.

2. Ельцова О. М. . Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с

3. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, ; М. Б. Зуйкова. : Аркти, 2005.

5. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С. И. Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.

7. Рудик О. С. Развитие речи у детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – Сфера, 2010 – 176с

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

План работы по самообразованию на 2018–2019 учебный год в старшей группе Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники Цель: Выявить эффективность использования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Развитие связной речи способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности

- Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

- развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Обогатить речь детей, развить умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы

- Изучение литературы по теме;

- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города;

- посещение педсоветов, семинаров;

- проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- отчёт по теме на педсовете.

Презентация; театральное представление.

Форма отчёта по проделанной работе

Отчёт о выполнении

Работа с детьми

- Подбор и изучение литературы по теме;

- Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

- Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

-Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

-Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

- Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; опорных схем; составление библиографии.

Подготовка дидактического материала.

Открытый просмотр для родителей

Работа с родителями

- Подготовить и провести консультации и беседы с родителями.

-Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей.

-Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

- Пополнить новыми атрибутами театральный уголок в группе.

-Консультации с родителями:

-Памятки для родителей по обучению связной речи.

КВН для родителей старшей группы

-ООД для родителей.

Показ открытых мероприятий

( занятия, игры, развлечения);

Выступление с опытом работы на педсовете.

Участие в методических объединениях, на семинарах ДОУ.

Показ театральной постановки.

Показ презентации на педсовете.

Показ театральной постановки.

Изучение методической литературы

2. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель: - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с

последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему:

Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей.

Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Главная Перспективные планы

План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Конспекты планов в детском саду
Автор: Большакова Елена Анатольевна
21.01.2020 15:22

План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Читайте также: