План по самообразованию воспитателя детского сада ранний возраст

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Сенсорное развитие детей младшего возраста.

Подготовила: воспитатель первой младшей группы

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель работы:

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

2. Формирование представлений о сенсорных эталонах

3. Обучение способам обследования предметов

4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель работы по самообразованию:

  1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
  2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

Задачи работы по самообразованию:

Объекты в работе по самообразованию:

  • Дети 1,5 - 2 лет;
  • Семьи детей посещающих детский сад;
  • Педагогический коллектив детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста :

  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
  • Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста :

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная;
  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,5-2 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
  • Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1,5 – 2 лет;

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды окружающей детей раннего возраста.

Наличие игр по сенсорному развитию

Подготовка анкет к анкетированию родителей.

Ноябрь 2017 год, май 2018 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

Январь 2018 год

Отчет по самообразованию

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию.

Октябрь – ноябрь 2017 год.

Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.

Декабрь - январь 2017 - 2018год

Февраль – март 2018 год

Закрепление пройденного материала с детьми

Ноябрь 2017 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Наличие игр по сенсорному развитию

Январь 2018 год

Февраль 2018 год

Апрель 2018 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.


Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.


Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности".


Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр. (группа раннего возраста ).


Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности Игра — это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности.В. А. СухомлинскийРанний возраст является наиболее отв.


Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своег.


  1. Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  3. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  4. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  6. Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
  7. Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  8. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности.
  9. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  10. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
  11. Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности.
  12. Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  13. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  14. Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.




25 апреля, 2018 admin


Темы по самообразованию:

ранний возраст

  1. Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  3. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  4. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  6. Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
  7. Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  8. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности.
  9. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  10. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
  11. Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности.
  12. Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  13. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  14. Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
  15. Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством краеведения.
  16. Формирование основ экологической культуры у детей раннего возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
  17. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
  18. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.
  19. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
  20. Формирование основ диалогической речи у детей раннего возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
  21. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
  22. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром посредством проектной деятельности.
  23. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в игровой деятельности.
  24. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности.
  25. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством ознакомления с малыми формами фольклора.
  26. Речевое развитие детей раннего возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству.
  27. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.
  28. Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
  29. Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста посредством малых форм народного фольклора.
  30. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  31. Формирование первичных представлений о мире у детей раннего возраста посредством речевой деятельности.
  32. Приобщение детей раннего возраста к здоровому образу жизни посредством закаливания.
  33. Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр.
  34. Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
  35. Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.

64 комментария к записи “Темы по самообразованию: ранний возраст”

Добрый день.Помогите,пожалуйста, сформулировать тему для выступления на методическом объединении. В группе был взят проект про мастеров нашего города. Дети встречались с мастерами по изготовлению куколок, плетению из бересты. Тема МО нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Как связать мой проект и тему МО?

Светлана, можно так:
1. Приобщение детей дошкольного возраста к народным промыслам родного края посредством проектной деятельности.
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями своей малой родины в процессе проектной деятельности.
3. Воспитание любви к своему родному краю посредством проектной деятельности.

спасибо. у меня еще был проект про наш город. Именно история, достопримечательности. Как здесь сформулировать тему, чтобы четко прослеживалось нравственно-патриотическое воспитание?

Подскажите,пожалуйста, как правильно сформулировать цель к этой теме?
Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра.

Ирина, можно так: Развитие речи детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.

Спасибо. А задачи такие подойдут?
речевое развитие дошкольников;
развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
формирование навыков правильного произношения;
формирование дикции (четкого и ясного произношения каждого звука в отдельности, слов и фраз в целом);
развивать мелкую моторику рук;
вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

-развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;
-расширять и активизировать словарный запас детей;
-формирование навыков правильного произношения;
-Развивать диалогическую форму речи;
-развивать мелкую моторику рук;
-вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Добрый день, подскажите пожалуйста, задачи на тему,, развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Тема: Развитие ручной моторики у детей раннего возраста.

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, а также теоретического уровня.

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования.

Создать систему работы с детьми по развитию моторики с использованием разнообразных игр и упражнений.

Разработать перспективный план непосредственно – образовательной деятельности по развитию моторики рук.

Внедрить эффективные педагогические технологии в работу с детьми раннего возраста.

Проанализировать методическую литературу по данной теме.

Янушко Е.А. помогите малышу заговорить

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.

Литвинова М.Ф. Играют непоседы.

Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста.

Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.

Железнова Е. Музыкальные обучалочки. Пальчиковые игры.

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Подбор и изучение методической литературы

Организация предметно – развивающей среды, связанной с развитием мелкой моторики рук.

Картотека игр и упражнений для развития ручной моторики.

Информация для родителей

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику

Конспекты игр –занятий

Консультационный материал для родителей

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.

Консультационный материал для педагогов

Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).

Выступления на педагогических советах, методических объединениях

Распространение материала на уровне ДОУ, в интернет ресурсах.

Представление материала на педсовете.

Обобщение и распространение наработанного материала

Распространение в интернет ресурсах, на уровне ДОУ

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Читайте также: