План по самообразованию педагога психолога доу по эмоциям

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План самообразования

педагога-психолога Карташовой Л.В.

на 2019-2020 учебный год

Новохоперск, 2019 г.

План самообразования

педагога-психолога Карташовой Л.В.

на 2019-2020 учебный год

Цель: Коррекция эмоциональной и познавательной сфер детей от 3 до 7 лет.

1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.

2. Развивать фантазию и образное мышление.

5. Развивать творческие способности дошкольников.

6. Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

7. Развивать коммуникативные навыки.

8. Повышать самооценку детей.

9. Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

10. Развивать мелкую моторику рук, воображение, памяти, восприятия, мышления.

Актуальность темы: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях.

В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия – это прежде всего возможность самовыражения.

Реализация задач: активное включение детей в занятия песочной терапией.

Учебно-методическое обеспечение проекта:

Методическая разработка серии конспектов занятий с детьми 3-4 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Материально-техническая база:

Оборудование для песочной терапии (световая песочница наполненная песком, мелкие игрушки, камешки, веточки, шишки и т.д.)

Материалы для оформления результатов (фото работ).

Участники: дети 3-4 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Основной механизм реализации проекта:

Проведение серии регулярных занятий. Предполагаемая форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, создавая особую атмосферу, которая позволяет ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов действий и проявлению творчества.

Теоретический этап.

Изучение методической литературы и периодической печати по вопросам коррекции эмоциональной и познавательной сфер детей от 3 до 7 лет :

2. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.

3. Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

4. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – С п б. : Детство-Пресс, 2007.

5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

6. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной сфер средствами песочной терапии/ авт.-сост. М.А. Федосеева.- Волгоград: Учитель, 2015.

Разработка конспектов занятий по игровой деятельности в песке с использованием разнообразных методов и приемов.

Организация предметно-развивающей среды для проведения игровых занятий с детьми от 3 до 7 лет.

Разработка календарно-тематического планирования по группам.

Практическая часть:

Оформление альбома с фотографиями детских работ.

Участие родителей в игре с детьми на песке.

Подведение итогов проведенной работы.

Презентация опыта работы перед педагогами ДОУ.

Тематическое планирование

Возраст детей: от 3 до 4 лет.

Срок реализации данной системы занятий: 3,5 месяца.

-развивать умение различать предметы по цветам;

-развивать память, восприятия цвета;

-развивать умение снимать мышечное напряжение.

-формирование умения различать предметы по цвету;

-развивать память, мышление, восприятия цвета;

-развивать умение снимать мышечное напряжение.

-формирование умения различать предметы по цвету;

-развивать память, мышление, восприятия цвета;

-развивать умение снимать мышечное напряжение.

-совершенствовать умение различать предметы по цвету;

-развивать память, мышление, восприятия цвета;

-развивать умение снимать мышечное напряжение.

-развивать умение регулировать мышечное напряжение.

-развивать умение регулировать мышечное напряжение.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

-совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

3.Упр. с фигурами.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

-совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

-совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

-развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

-совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

3.Упр. с разрезными картинками.

Тематическое планирование

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Срок реализации данной системы занятий: 3 месяца.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-способствовать снижению уровня тревожности;

-развивать образное мышление;

-развивать тактильную чувствительность.

4. Рассказ Песочного человека.

-воспитывать доброе отношение к окружающим;

-развивать уверенность в собственных силах;

-развивать умение работать коллективно.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-способствовать снижению уровня тревожности;

-развивать тактильную чувствительность.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-способствовать снижению уровня тревожности;

-развивать тактильную чувствительность.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-совершенствовать навык регуляции мышечного напряжения;

-развивать образное мышление;

-развивать тактильную чувствительность.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-способствовать снижению уровня тревожности;

-развивать образное мышление;

-развивать тактильную чувствительность;

-совершенствовать навыки практического общения.

4. Беседа по вопросам.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-способствовать снижению уровня тревожности;

-развивать образное мышление;

-развивать тактильную чувствительность.

4. Рисование страхов на песке.

-совершенствовать навыки практического общения;

-развивать образное мышление, воображение;

-развивать тактильную чувствительность.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-способствовать снижению уровня тревожности;

-развивать образное мышление;

-развивать тактильную чувствительность.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-развивать образное мышление;

-развивать тактильную чувствительность.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-развивать образное мышление;

-развивать тактильную чувствительность.

4. Работа с песком.

-развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других;

-способствовать снижению уровня тревожности;

-развивать образное мышление.

Тематическое планирование

Возраст детей: от 6 до 7 лет.

Срок реализации : 2,5 месяца.

-способность созданию комфортного психологического микроклимата в группе;

-развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

-воспитывать умение понимать себя и других.

-способность созданию комфортного психологического микроклимата в группе;

-развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

-воспитывать умение понимать себя и других;

-уточнить знание основных видов эмоциональных состояний.

-способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя;

-формировать представление о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных играх;

-развивать умение отражать в речи свои ощущения;

-совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения;

-способствовать развитию воображения и творческих проявлений;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей.

5. Рисование на песке.

- способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения;

-развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива;

-способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания.

6.Рисование на стеклянной песочнице.

-расширять представления об окружающем мире;

-формировать представление о способах рефлексии и бесконфликтного решения проблемных ситуаций;

-способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.

-развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе;

-воспитывать желание помогать друг другу в совместной деятельности;

-совершенствовать умение выражать свои чувства в словесной форме;

-развивать творческие способности детей, воображение, образное мышление.

- развивать творческое воображение;

-воспитывать умение находить решение проблемных ситуаций;

-формировать навыки общения путем активации словаря детей;

- формировать представление о способах рефлексии;

-развивать умение выражать эмоции при помощи речи.

-развивать способности к рефлексии;

-воспитывать стремление к взаимопомощи, сотрудничеству;

-совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения;

-способствовать формированию интереса детей к сотрудничеству.

-способствовать созданию положительного эмоционального микроклимата в группе;

-способствовать снижению напряжения через взаимодействия детей с песком;

-воспитывать умение выслушивать друг друга и находить решение проблемных ситуаций.

5. Рисование волшебной птицы.

«Царство песка"

-формировать представление о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных играх;

-развивать умение отражать в речи свои ощущения;

-совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения;

-способствовать развитию воображения и творческих проявлений;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации игровых персонажей.

2. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.

3. Грабенко, Т. М. Основы сказкотерапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

4. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – С п б. : Детство-Пресс, 2007.

5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.

6. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной сфер средствами песочной терапии/ авт.-сост. М.А. Федосеева.- Волгоград: Учитель, 2015.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Чувства и эмоции

Работа по самообразованию

Актуальность: Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Современный мир безжалостен и жесток. Мир, в котором живут наши дети, агрессивен. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться, а ведь именно общение обогащает жизнь детей. А так хочется, чтобы наши дети были добрыми, нежными, любили своих близких. Мы, взрослые должны помочь детям, научить управлять своими чувствами. Формирование эмоционального благополучия – это то фундаментальное в жизненном опыте ребенка, что необходимо заложить малышу в период дошкольного детства. Воспитывая в ребенке целеустремленную, жизнерадостную личность, мы учим детей открывать для себя сложный и удивительный мир чувств.

Цель: формировать у ребенка способность анализировать жизненные ситуации, осознавать собственные поступки, открывать для себя сложный, удивительный мир чувств. Раскрывать творческие способности ребенка, целеустремленность, растить жизнерадостную личность.:

В соответствии с этой целью формулируются задачи программы:

развивать навыки социального поведения;

способствовать формированию у детей умение осмысливать и проигрывать свои эмоциональные состояния, переживания, чувства;

способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;

формировать позитивное отношение к своему "Я";

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

— игры на развитие навыков общения;

— игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Чтобы участники занятия были включены в работу, не уставали, не отвлекались, каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);

двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию).

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Татьяна Хорошилова

Здравствуйте, коллеги! Подскажите может у кого то есть информация или ссылки по теме самообразования Инновационные подходы к развитию партнерских отношений с семьей в ДОУ. Спасибо.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Татьяна, вот посмотрите. Плюс довольно интересная идея - тематический педсовет в форме устного журнала.

Татьяна Хорошилова

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание благоприятного прохождения периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

План по самообразованию

педагога-психолога Самариной О.Ю.

на 2020-2021 учебный год

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

-изучить научно – методическую литературу по проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ;

-составить перспективный план самообразования по проблеме адаптации ребенка к ДОУ;

-систематизировать полученные знания по проблеме исследования;

-изучить имеющиеся в научно-методической литературе психолого – педагогические методы исследования адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;

-составить диагностический комплекс исследования особенностей адаптации к условиям ДОУ детей младшего дошкольного возраста.

- обеспечение взаимодействия между детским садом и родителями воспитанников.

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Предполагаемый результат:

Благоприятное прохождение периода адаптации у детей, создание комфортной обстановки для детей в группе, преобразование предметно-развивающей среды; становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Читайте также: