План по самообразованию физкультурно оздоровительная работа в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение №9

План по самообразованию

Капанадзе Ирина Юрьевна

Актуальность

Здоровье детей стоит на первом месте для всех нас. В ходе наблюдения за детьми, выяснилось, что заболеваемость детей увеличилась. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни.

Усовершенствование комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, сохранение у родителей и воспитанников здоровья через физические упражнения.

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

3. Созданий условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты:

-создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечѐнную игрой личность.

-положительная динамика показателей физического развития детей.

-формирование у детей и родителей осознанного отношения к физическому

Перспективный план работы по самообразованию

Спортивный досуг с участием родителей

1 . Создание условий для двигательной активности.

В ДОУ созданы благоприятные условия для воспитания и физического развития ребенка. В детском саду функционирует музыкально-спортивный зал.

Для занятий с детьми физической культурой достаточно оснащение зала спортивным оборудованием и инвентарем. Инструктор по физической культуре и воспитатели групп используют в своей работе нестандартное оборудование. В каждой группе детского сада для развития физических качеств и двигательных умений оборудован физкультурный уголок. В этих зонах имеется спортивный инвентарь, картотеки подвижных игр, дидактические игры и пособия по физкультуре.

2. Система двигательной активности и психологического комфорта.

В работе дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительному направлению используем разнообразные виды организации двигательной активности. Разработаны комплексы утренней гимнастики в игровой форме для младших и старших дошкольников. В теплое время года утренняя гимнастика проводится на улице с использованием оздоровительного бега. В детском саду организована непосредственная образовательная деятельность по физической культуре, музыке. В детском саду организуются зимние и летние спортивные праздники, дни здоровья. На прогулках организуется двигательная активность детей с помощью игровых упражнений, подвижных и спортивных игр, проводится индивидуальная работа с детьми по физическому развитию. После дневного сна во всех возрастных группах проводится гимнастика после сна которая включает в себя:

*общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;

*закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);

В непосредственно образовательной деятельности педагоги используют физкультминутки , пальчиковую гимнастику.

В нашем детском саду разработана модель двигательного режима, которая способствует повышению двигательной активности у ребенка. В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психологического здоровья детей.

В ДОУ созданы все условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников.

3. Система закаливания в ДОУ.

Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма. К закаливающим мероприятиям ДОУ относится: утренний прием на свежем воздухе в теплое время; ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе и оздоровительный бег летом; облегченная форма одежды;

босохождение после сна; сон при температуре 17-19 С., контрастные воздушные и солнечные ванны. В детском саду созданы специально организованным закаливающие мероприятия: полоскание рта после еды (по профилактике кариеса), босохождение, воздушные ванны после сна, ходьба по профилактическим дорожкам.

4. Организация рационального питания.

Здоровый образ жизни немыслим без рациона правильного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В ДОУ выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Ежедневно включаем в меню овощи, фрукты, соки, напитки из цитрусовых , молоко.

В группах детского сада соблюдается питьевой режим. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зеленый лук, чеснок, лимон, что позволяет добиться определенного снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой,

воспитателями, специалистами в работе с детьми.

5. Мониторинг.

Педагоги ДОУ проводят мониторинг интегративных качеств, умений и навыков детей по всем образовательным областям общеобразовательной программы.

6. Система работы по формированию здорового

образа жизни.

7. Проведение просветительской работы с семьями воспитанников.

Работа с семьей включает: целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические правила; ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое и социальное развитие ребенка; ознакомление родителей с результатами мониторинга состояния ребенка и его психомоторного развития; ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении. Формы работы с родителями разнообразны: общие и групповые родительские собрания.

Педагогами и специалистами ДОУ оформляются родительские уголки, в которых представлена информация по вопросам физического воспитания, оздоровления детей.

1. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. - М.: Академия.- 1999.- 160 с.

2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

3. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: М.: Академия, -2002. - 320с.

6. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 465 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.

7.Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

Направление: физкультурно-оздоровительное.

Физкультурный инструктор : Ноев Василий Иванович.

Группы: первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная.

Цель плана : создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Образовательная среда: Физическая развития.

Задачи плана :

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

- снижение показателя заболеваемости;

- положительная динамика показателей физического развития детей.

6. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. – М. : 1978. – 223 с.

7. Белорусова, В. В. Воспитание в спорте / В. В. Белорусова. – М. : Физкультура и Спорт, 1974. – 117 с.

8. Верхошанский, Ю. В. Тройной прыжок / Ю. В Верхошанский. – М. : Физкультура и Спорт, 1961. – 214 с.

9. Верхошанский, Ю. В. Основа специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и Спорт, 1977. – 214 с.

10. Дьячков, В. М. Легкоатлетические прыжки / В. М. Дьячков. – М. : Физкультура и Спорт, 1955. – 199 с.

11. Зациорский, В. М. Физические качества спортсменов / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и Спорт, 1970. – 200 с.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к зож, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Мы применяем народные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные п/и в дыхательной гимнастике, оздоровительной аэробике, йогу в игровой форме, фольклор при проведении игрового массажа, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Перспективный план

Этапы работы содержание Сроки проведения

Подбор литературы, беседа с м/с, родителями.

Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в

Система эффективного закаливания.

- освоения само массажами, гимнастиками;

- спортивные игры и соревнования.

- национальные игры, гимнастические упражнения для формирования правильной осанки.

- национальные игры, гимнастические упражнения по профилактике плоскостопия.

Создание представлений о ЗОЖ

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

- формирование представлений о том, что вредно, что полезно.

Март, апрель, май.

Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.

- контроль самочувствия ребёнка и своевременная коррекция;

Работа с родителями

Анкетирование, проведение консультаций, организация совместных дел, праздники. Постоянно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР №2

___ Маркова Н. Е.

План работы по самообразованию по физической культуре

Составитель: Ноев В. И.

Использование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группе

Использование дорожки здоровья в организации физкультурно — оздоровительной работы в младшей группе Растить детей здоровыми – одна из главных задач каждого дошкольного учреждения. Усилия работников и нашего детского сада направлены на.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

- привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

- создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

- снижение показателя заболеваемости;

- положительная динамика показателей физического развития детей.

Пояснительная записка

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Мы применяем народные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ

Раздел плана

Форма и содержание работы

Самореализация

Работа с детьми

Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни.

Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков.

Самореализация

Работа с детьми

5. Выступление на педсовете

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

• Проведение комплексов утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики

• Проведение двигательных разминок между занятиями, физкультминуток

• Организация подвижных игр и физических упражнений на прогулке

• Организация динамического часа в конце прогулки

• Организация оздоровительного бега в конце прогулки

• Гимнастика после дневного сна

• Коррекционная работа с детьми по развитию движений

• Организация занимательной двигательной деятельности различного типа пальчиковые игры и упражнения

• Самостоятельная, двигательная деятельность детей

• Организация досугов, праздников

• Организация работы с семьёй.

Индивидуальная работа с детьми:

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Работа с детьми

Создание представлений о ЗОЖ:

• развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

• формирование представлений о том, что вредно, что полезно.

Работа с родителями

6.Организация совместных дел:

• Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья ребёнка и его психологического развития

• Участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей

• Целенаправленную работу, пропагандирующую необходимость рационального, полного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и теплового режима и т. д.

• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы

• Обучение конкретным методам и приёмам оздоровления

• Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ

• Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления

Март- апрель- май

Изучение методической литературы

2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.

3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС, 2003-304 с

4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.

5. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.

6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004

7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М. : 2000 – 256 с.

8. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб. 2004 – 87 с.

9. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: совершенствование профессиональных компетенций в вопросах формирования у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.

выявить ослабленных детей и детей с хроническими заболеваниями с целью организации индивидуально – личностного подхода к каждому ребёнку;

объединить усилия педагогов, специалистов и родителей для эффективной оздоровительной работы;

изучить и осуществить здоровьесберегающих технологий с учётом специфики ДО, климатических условий региона, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников;

знакомить детей с новыми здоровьесберегающими технологиями, закреплять знания о знакомых и учить их активно применять в повседневной жизни;

разработать собственные авторские игры, пособия и картотеки гимнастик, способствующие обогащению основного образовательного содержания по здоровому образу жизни, позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности дошкольника и родителей;

организовать и провести мониторинг освоения воспитанниками ценностей здорового образа жизни (вводную и итоговую диагностику);

создать психологически комфортное образовательное пространство посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия детей;

вовлечь родителей в оздоровление и физическое развитие своих детей;

обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей.

Прогнозируемый результат:

дошкольники владеют знаниями о здоровом образе жизни;

дети знают и активно применяют на практике здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни;

создана благоприятная образовательная среда, формирующая здоровую физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

произошло совершенствование системы физического воспитания в дошкольном отделении на основе реализации индивидуального подхода;

повышен интерес у всех участников образовательного процесса к укреплению здоровья;

повышено внимание детей и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

Реализация системы работы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотек, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка консультаций и других методических материалов.

В процессе работы по данному направлению я планирую применить современные здоровьесберегающие технологии:

- вокально-речевой тренинг, закаливающие процедуры, эмоционально-дыхательно-двигательный тренинг, цветоинтонационная гимнастика, коррегирующая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психологический тренинг.

2. Технология, направленная на развитие органов дыхания:
- дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения улучшают функции дыхательной системы, тем самым осуществляется профилактика заболеваний органов дыхания.

3. Технология, направленная на развитие речевого аппарата:
- пальчиковые игры и логоритмика влияют на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию внимания и памяти.

4. Технология, направленная на формирование у ребенка навыков собственного оздоровления:

- игровой самомассаж. Это тактильная гимнастика, благодаря которой улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие.

5. Технология, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата:

- упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

6. Технологии, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей:

- ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно - сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.

- гимнастика на фитболах. Этот вид гимнастики развивает двигательные качества, совершенствует координацию движений и равновесия, укрепляет мышечный корсет, создаёт навыки правильной осанки, нормализует работу нервной системы.

Перспективный план работы на 2021 – 2022 учебный год

Этапы работы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно – аналитический этап

1. Анализ собственных профессиональных проблем.

2. Изучение научной и методической литературы по теме самообразования. Ознакомление с новинками педагогической литературы.

3. Разработка плана по самообразованию.

4. Определение предполагаемых результатов.

5. Мониторинг деятельности (вводная диагностика).

1. Самоанализ собственной профессиональной деятельности:
- выявление профессиональных проблем и сильных сторон в работе;

- определение условий реализации темы.

2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме:

- ознакомиться и изучить пособия по физическому развитию и оздоровлению дошкольников;

- изучить и проанализировать здоровьесберегающие технологии из методической литературы;

- осуществить выбор оздоровительных игр с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников.

5. Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных.

Практический этап

1. Создание психолого-педагогических условий.

2.Разработка методического обеспечения образовательного процесса.

3. Разработка авторских игр и пособий.

4.Разработка развивающей предметно-пространственной среды

5. Взаимодействие с родителями.

1. Создание психолого-педагогических условий для формирования основ ЗОЖ у детей:

- поддержка детской инициативы и самостоятельности при освоении ЗОЖ;

- поддержка доброжелательных отношений между детьми;

- применение в совместной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- культивирование у детей осмысленного и преоб­разовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому;

- помощь в овладении детьми доступными навыками оздоровления.

2. Разработка учебно-методического комплекта:

2.6. Картотека игровых оздоровительных упражнений.

2.7. Картотека упражнений на развитие общей выносливости, силы, быстроты, ловкости.

3. Разработка авторских пособий:

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды:

- оснащение образовательного пространства оборудованием и атрибутами к оздоровительным видам деятельности;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме (подбор специальных пособий, книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме).

5. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме:

Обобщающий этап

1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования.

2. Мониторинг деятельности (итоговая диагностика).

3. Распространение опыта работы.

1. Анализ и оценка деятельности.

2. Подготовка отчетов.

3. Деятельность по мониторингу:

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

4. Представление опыта в форме:

- выступлений на педагогических часа, ГМО;

- публикаций подготовленных материалов в печатных изданиях и интернет - ресурсах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Буре, Р.С. Воспитатель и дети: учебник для студентов вузов / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – 2-е изд.– М.: Ювента, 2006. – с. 268.

Евдокимова Е.С. проектирование как здоровьесберегающие технологии в ДОУ//управление ДОУ. – 2004.

Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – с. 212.

Вайнер, Э.Н. Валеология: учеб. пособие для вузов / Э.Н. Вайнер. – 3 – е изд. – М.: Флинта, 2005. – с. 416.

Виноградов, Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / Д.А. Виноградов. – М.: Просвещение, 1998. – с.118.

Всемирная организация здравоохранения, Занимательная энциклопедия человека / ВОЗ, Факторы, влияющие на здоровье человека / глава 4, – 2004. – с. 74.

Войцехович, Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение / Б.А. Войцехович. – Краснодар, 2003. – с.360.

Гирич, Л.М. Формы работы детского сада с семьёй // Л.М. Гирич – Дошкольное воспитание, 1999. – №10, – с. 123-125.

Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – М.: Просвещение, 2014. – с.232.

Дошкольное воспитание №4 – 2008. – с.55.

Дубровский, В.И. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. – М.: Флинта, 2004. – с.560.

Жулина, Г.В. К Проблемы здоровья и здорового образа жизни человека // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях – Г.В. Жулина. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2002. – с. 4-6.

Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова.– СПб.: Петрос, 1994. – с.78.

Капалыгина, И.И. Формирование навыков здорового образа жизни? Педагогическая поддержка – 2006 – № 5 – с. 13-18.

Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – с .271.

Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. – М.: Просвещение, 2010. – с.235.

Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова ; под общ. ред. С.А. Козловой. – М.: Владос, 2008. – с.271.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – с.416.

Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения / В.В. Колбанов. – СПб.: Деан, 2000. – с.256.

Крючкова,В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – с.148.

Кудрявцев, В.Г., Егоров, Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В.Г. Кудрявцев, Г.Б. Егоров. – М.: Линка – Пресс, 2000. – с.296

Мархоцкий, Я. Л. Пути формирования здорового образа жизни / Я. Л. Мархоцкий // Сацыяльна-педагагічная работа. − 2008. − № 7. − с.31.

Монтель, М. Занимательная энциклопедия человека / М. Монтель, Здоровье и болезни человека / глава 6, – 2004. – с. 101.

Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Просвещение, 2009. – с.348.

Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста // Н.В.Нежина.– Дошкольное воспитание, 2004. – № 4– с. 69-73.

Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: пособие для воспитателей / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – с.88.

Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ / Т. С. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2006. – с.176.

Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – с.304.

Панько, Е.А. Психологическое здоровье дошкольника: как обрести его в семье / Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова. – Минск.: БГАТУ, 2011.– с.44.

Пищаева, М.В. Основы нравственного здоровья: Учебное пособие/ М.В. Пищаева, С.В. Денисова.– АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас, 2007. – с.92.

Подласый, И.П. Педагогика: учеб.пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2004. – с.365.

Правосудов, В.П. Физическая культура и здоровье / В.П. Правосудов. – М.: Академия, 1995.– с.92.

Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник.– М.: Просвещение, 2009. – с.214.

Самусева, Н. В. Здоровый образ жизни как взаимосвязь физического, психического и социального здоровья / Н. В. Самусева // Адукацыя і выхаванне. − 2007. − № 9. − с. 26-31.

Сборник нормативных документов по ФК. М., 2008

Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб.пособие для вузов / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – с.368.

Сташевская, Н. Тело и душа в гармонии. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Н. Сташевская // Пралеска. – 2002. − №5. – с. 42

Приложение 1

Опрос для детей старшего дошкольного возраста на изучение особенности мотивации к здоровому образу жизни

Цель: изучение мотивации здорового образа жизни старших дошкольников и особенности представлений о здоровье, знаний об умениях и навыках, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его.

1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым и как ты это делаешь?

2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? Где и с кем? Как ты считаешь это вредно для организма или полезно и почему?

3. Знаешь ли ты, что такое полезные привычки и расскажи нам о них?

4. Знаешь ли ты, что такое вредные привычки и есть ли они в вашей семье?

5. Соблюдаешь ли ты правила личной гигиены?

6. Заботишься ли ты о своём здоровье?

7. А ты знаешь, что такое микробы и как можно защититься от них?

8. Ведёшь ли ты здоровый образ жизни?

9. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

10. Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна?

11. Тебе напоминают о том, когда нужно мыть руки, чистить зубы, мыться перед сном, растелать постель?

12. Кому бы ты пожелал здоровья?

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Возраст___________________________________________________________

Ответы ребёнка

Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? Где и с кем? Как ты думаешь это вредно для организма или полезно и почему?

Знаешь ли ты что такое вредные привычки и есть ли они в вашей семье?

Знаешь ли ты что такое хорошие привычки?

Соблюдаешь ли ты правила личной гигиены?

А знаешь ли ты что такое микробы и как от них можно защититься?

Тебе напоминают о том, когда нужно мыть руки, чистить зубы, мыться перед сном, растелать постель?

Кому бы ты пожелала здоровья?

Приложение 2

1. Считаете ли вы, что занятия физической культурой благотворно влияет на укрепление здоровья? (Да/Нет)

2. Занимаетесь ли вы сами физической культурой? (Да/Нет)

3. Существует ли в вашей семье спортивные традиции? (Да/Нет)

4. Ведёте ли вы ЗОЖ? (Да/Нет)

5. Прививаете ли вы ЗОЖ своим детям? (Да/Нет)

6. Проявляет ли интерес ваш ребёнок к физической культуре? (Да/Нет)

7. Имеется ли в вашей семье спортивный инвентарь? (Да/Нет)

8. Часто ли использует спортивный инвентарь ребёнок? (Да/Нет)

9. Готовы ли вы оказать помощь воспитателю в изготовлении нестандартного оборудования для спортивного уголка в группе? (Да/Нет)

11. Какие бы вы вопросы хотели рассмотреть и обсудить на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальной беседе?

Приложение 3

Консультация для родителей

Цель консультации: способствовать сознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.

Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, педагогам. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.

Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье, проводят различные мероприятия посвящённые здоровью, но этого, к сожалению всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.

Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.

Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Читайте также: