План по самообразованию декоративно прикладное творчество в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель.
Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

Задачи.
- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.
- Использовать полученный опыт в работе с детьми.

Актуальность.
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.

- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.

- Использовать полученный опыт в работе с детьми.

Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К. Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

6. Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен.

7. Взаимодействие с инструктором по физической культуре: разучивание русских народных подвижных игр.

2. Просмотр компьютерной презентации «Гжель беседа об её истории возникновения, обсуждение индивидуальных особенностей.

3. лепка посуды и роспись Рассматривание альбомов с иллюстрациями.

5. Ручной труд: украшение Филимоновских игрушек шерстяными нитками.

2. Рассматривание альбомов с иллюстрациями Филимоновских орнаментов и игрушек-свистулек.

1. Чтение русской народной сказки о богатыре Иване.

3. Лепка Дымковской барыни.

1. Чтение стихов о дымковской игрушке.

2. Расписывание Дымковской барыни.

3. Аппликация: заготовка силуэтов Дымковских игрушек.

1. Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию.

Список изучаемой литературы.

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.

3. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Москва.

4. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.

5 Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998. 6. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.

7. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.

8. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

9. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.

10. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.

11. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

12. Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.

13. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

14. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

15. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

18. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие.

19. Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.

20. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.

22. Паншелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Паншелеева Л. В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 197.

23. Разина Т. М. Русское народное творчество. Москва. 1993.

24. Рондели Л. П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.

25. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий.

26. Федотов Г. Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.

Влияние предметов русского народного быта и декоративно-прикладного искусства на формирование душевных качеств Народное декоративно-прикладное искусство неотъемлемая часть нашей культуры. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство.

Ценностно — смысловое содержание народного декоративно — прикладного искусства Ценностно - смысловое содержание народного декоративно – прикладного искусства[/b] Прежде чем раскрыть содержание данной темы, нам необходимо.

Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством современных техник декоративно-прикладного творчества 1 слайд Развитие творческой личности ребёнка – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. Эффективным средством для достижения этой.

Уголок народного декоративно-прикладного искусства

Уголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:

Подготовила воспитатель: Уставщикова Е.В

Г. Дзержинск 2018г .

- познакомить детей с художественными росписями родного края; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки)

- развивать творческие способности детей, чувство цвета, чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

- развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение)

- способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей;

- формирование восприятия формы, цвета, величины предметов, пространственных свойств и отношений при составлении и рисовании узоров;

-воспитание активности, инициативности и самостоятельности в процессе изобразительной деятельности.

- побуждение детей к словесному обозначению выполняемых действий и полученного результата;

Сформировать и развить творческие способности детей в изобразительной деятельности, способствовать самовыражению детей в самостоятельной деятельности, развить основы художественной культуры детей через народно-прикладное искусство,

Приобщить родителей к жизни и развитию их детей в группе ДОУ, вызвать интерес к народно-прикладному искусству как к одному из способов развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира. Изобразительная деятельность для слабослышащих детей дает возможность развить собственное восприятие и отображение действительности, воссоздающее воображение, замысел, играет ведущую роль в эстетическом воспитании дошкольника, в формировании эмоционально окрашенного отношения к искусству родного народа, в привитии ему чувства прекрасного.

Планирование работы по самообразованию по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному творчеству".

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

План по самообразованию

Воспитатель Дюбанова Светлана Викторовна

г.Рославль, Смоленская обл.

2017-2018 учебный год

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.

Расширить знания о народных промыслах

Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Воспитывать у детей любовь к русскому декоративно-прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

Систематизировать изученную литературу.

Актуальность

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В положениях ФГОСДО четко обозначена задача формирования патриотизма, гражданственности, нравственности, а это возможно только при условии активного использования произведений искусства в качестве средства и условия гармоничного развития ребенка. Посредством общения с народным искусством, происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к родному краю.

Формы и методы работы:

Проведение тематических занятий,

Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Экскурсия в городскую художественную школу, в краеведческий музей.

Встречи с интересными людьми.

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

Изучение программы по возрастным группам детей.

Работа с методической литературой

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Обработка анкетных данных.

Подготовка и оформление документации.

1.Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

3.Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

4.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

5.Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

6.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

7.Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9.И.А. Лыкова. Соленое тесто в семье, в детском саду и в начальной школе.

10.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга Для учителя.- М. Просвещение, 1984г.

Перспективный план работы

Работа с детьми

Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях.

Рисование расписных платочков.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Эмоционально отзываться на произведения народного искусства, развивать интерес к национальной культуре.

Работа с родителями

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными способностями.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении.

Развитие детского творчества в народной направленности.

Выявить особенности воспитания в разных семьях.

Работа с детьми

Рассматривание изделий с городецкой росписью.

Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов.

Проведение осенних праздников в старшей группе с использованием народных традиций

Рисование дымковских барышень с использованием элементов декоративной росписи.

Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу.

Рекомендуетсявсем детям для развития моторики.

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Развивать интерес к народным промыслам.

Работа с родителями

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Подведение итогов выявления одарённых детей.

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Работа с детьми

Беседа о видах городецкой росписи.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи.

Работа с родителями

Развивать сотрудничество и взаимопонимание с родителями по нравственному и художественно-эстетическому воспитанию.

Повысить уровень активности и заинтересованности родителями этой темой.

Работа с детьми

Рассказ о дымковской росписи, игрушках.

Изготовление новогодних игрушек.

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Посещение занятий кружка и ООД.

Конкурс новогодней игрушки.

Оказание методической помощи родителям.

Работа с детьми

Воспитывать уважение и интерес к мастерам своего дела.

Развивать навыки изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Работа с детьми

Расписывание детьми под хохлому силуэтов деревянной посуды.

Развивать интерес к художественному творчеству.

Работа с родителями

Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания.

Работа с детьми

Роспись посуды для кукол. Узор в стиле народной росписи (гжельской).

Развивать интерес к декоративному рисованию.

Работа с родителями

Семейный абонемент выходного дня (в городскую художественную школу)

Помочь развивать у ребенка художественные способности.

Пополнение методической копилки

Работа с детьми

Лепка индюка из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки.

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Создание уголка народных промыслов.

Повышение эффективности воспитательного процесса.

Работа с детьми

Роспись силуэтов гжельской посуды соответствующими элементами (гжельская роза, травка).

Развитие интереса к народным промыслам.

Развивать радость от совместного сотрудничества.

Работа с родителями

Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных способностей детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План самообразования педагога

Цель.
Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству.

Задачи.
- Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов.
- Изучить опыт других педагогов – специалистов в этой области.
- Использовать полученный опыт в работе с детьми.

Актуальность.
Декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Работа с детьми, работа с родителями, взаимодействие со специалистами.

Читайте также: