План по профилактике асоциального поведения учащихся в школе
Обновлено: 04.07.2024
Цель: Создание условий, направленных на предупреждение девиантного и асоциального поведения среди подростков во внеурочное время.
1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения.
2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.
4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.
5. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
6. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).
Мероприятие
Сроки
Ответствен-ные
Организационно-методическая работа.
Организация мониторинга социального состава обучающихся класса и их семей. Социальный паспорт класса.
Создание (корректировка) банка данных обучающего с девиантным поведением.
Сентябрь (в течение года)
Кл. рук., соц. педагог,
Мониторинг посещаемости обучающимся творческих объединений, секций, занятий внеурочной деятельности.
Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением.
Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки, секции).
Кл. рук., рук.кружков
Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.
Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания.
Кл. рук., соц. педагог,
Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время.
Кл. рук., соц. педагог, администрация школы
Работа с обучающимися
Профилактические мероприятия
Выпуск газеты, листовок, памяток, посвященных Дню борьбы с курением.
Социальный педагог, педагог- психолог,
Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.
Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению.
Занятия с элементами тренинга по коррекции девиантного поведения.
соц.педагог, кл.рук., психолог
Памятки, видеотрансляция в фойе школы.
Кл.рук., соц.педагог, психолог
Работа с родителями.
3.1 Профилактические мероприятия
соц.педагог, кл.рук., психолог
Проведение цикла индивидуальных и групповых профилактических бесед с родителями:
-Права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений взрослых и детей;
-Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых.
-Роль семьи в становлении личности ребенка.
-Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков.
Кл.рук., соц.педагог, психолог
Памятки, видеотрансляция в фойе школы.
Кл.рук., соц.педагог, психолог
Полный текст материала Индивидуальный план профилактической работы с детьми с девиантным поведением смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Цель: - активизация работы по профилактике асоциального поведения и различных форм зависимостей среди детей и подростков.
- выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности
детей и подростков, совершению ими преступлений, правонарушений,
- обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
-осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную или
- формировать потребность ведения здорового образа жизни;
- обеспечить педагогов новыми подходами и технологиями в вопросах
организации профилактической работы с детьми и подростками.
Направления работы:
- профилактика вредных привычек;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика употребления психоактивных веществ;
- профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;
- работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, органами
♣ создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Сроки реализации программы
Педагогический коллектив МБОУ Сосновская СОШ №2
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; стабилизация числа беспризорных детей подростков;
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых. Это порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
∙ рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
∙ массовые нарушение прав детей;
∙ рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
∙ увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в Сосновской школе №2, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Сосновская СОШ №2.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
∙ Конвенция ООН о правах ребёнка
∙ Конституция Российской Федерации;
∙ Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
∙ Указы Президента РФ;
∙ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
∙ принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъекта РФ.
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно - профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
Изучение подростка и окружающей его среды
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса
к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, активные родители.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции
Планы мероприятий по каждому блоку работы
∙ Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.
∙ Организация работы школьного Совета по профилактике правонарушений
∙ Проведение тематических педагогических советов.
∙ Педагогический всеобуч для родителей
∙ Составление социального паспорта классов, школы.
∙ Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
∙ Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Профилактическая работа со школьниками:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;
классные часы по пожарной безопасности;
организация правового всеобуча;
проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
беседы инспектора ПДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
выбор родителей в состав Совета школы;
привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет;
посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении, направление ходатайств в социально-реабилитационный центр, Управление по социальной политике и защите прав несовершеннолетних, КДН, ПДН.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские лектории, семинары-практикумы и др.
-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
«Мухтоловская средняя школа
План работы по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков на 2021-2022 учебный год
Цели: - активизация работы по профилактике асоциального поведения и различных форм зависимостей среди детей и подростков;- обеспечение единства действий участников образовательного процесса по профилактике правонарушений.
- выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности детей и подростков, совершению ими преступлений, правонарушений, антиобщественных действий;
- обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
-осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность;
- формировать потребность ведения здорового образа жизни;- обеспечить педагогов новыми подходами и технологиями в вопросах организации профилактической работы с детьми иподростками.
Направления работы:
- профилактика вредных привычек;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика употребления психоактивных веществ;
- профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;
- работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, органами правопорядка.
Ожидаемый результат: Сформированная жизненная позиция обучающихся в вопросах здорового образа жизни, созданное единое информационное поле по профилактике различных форм зависимостей, обмен опытом и повышение профессионального уровня компетенции педагогического коллектива в вопросах профилактической работы.
Социальные факторы являются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков, а именно: семейное неблагополучие, алкоголизм, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.
В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, проводимых в школе как с ребенком, так и с родителями, в соответствии с
- Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ
"Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.)
- Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ
"Об ограничении курения табака"
(с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)
- Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
(с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)
- Положением о Совете по профилактике правонарушений необходима разработка программы по профилактике асоциального поведения обучающихся и по работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной
для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных мировой культурой.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Все вышесказанное учитывалось при составлении программы по профилактике асоциального поведения, рассчитанной на реализацию в стенах школы.
Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности по гражданскому воспитанию.
Программа
по профилактике асоциального поведения учащихся
Срок реализации - 1 год
Содержание
1.2. Основные понятия.
Методологические основы профилактики.
Цель и задачи программы.
Сроки реализации программы.
Предполагаемые участники Программы.
Направления в работе.
План работы с девиантными детьми.
Схема работы с неблагополучными семьями.
Содержание проблемы
Социальные факторы являются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков, а именно: семейное неблагополучие, алкоголизм, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.
В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, проводимых в школе как с ребенком, так и с родителями, в соответствии с
- Уставом школы; - Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ
"Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" - Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.) - Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ
"Об ограничении курения табака"
(с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.) - Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
(с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)
- Положением о Совете по профилактике правонарушений необходима разработка программы по профилактике асоциального поведения обучающихся и по работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной
для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных мировой культурой.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Все вышесказанное учитывалось при составлении программы по профилактике асоциального поведения, рассчитанной на реализацию в стенах школы.
Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности по гражданскому воспитанию.
Основные понятия
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Дети группы риска – категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью своей семьи.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию,
обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Асоциальное (девиантное, отклоняющееся) поведение – поведение, нарушающее социальные нормы, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, являющееся неприемлемым. Ряд подобных нарушений являются правонарушениями.
Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Методологические основы профилактики
Уровни профилактической работы
Программа предусматривает организацию работы по всем трем уровням.
Первичная профилактика охватывает всех учащихся, направлена на развитие социально успешной и психологически адаптивной личности с установками на здоровый образ жизни.
Третичная профилактика работа с детьми, уже проявляющими девиантное поведение, а также с их семьями.
Модели профилактической работы
Социальная модель предполагает пропаганду среди детей и подростков установок на здоровый образ жизни.
Социально-педагогическая модель основана на организации системы мер профилактики с нарастанием 6коррекционно-воспитательного воздействия на детей.
Психолого-педагогическая модель. В рамках этой модели образовательное учреждение организует основную обучающую и воспитательную деятельность таким образом, чтобы обеспечить социальную адаптацию, самореализацию и социальную компетентность личности ребёнка.
Цель:
Повышение эффективности работы по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Сдерживание роста правонарушений несовершеннолетних.
3.Изучение социальных потребностей и проблем несовершеннолетних с целью создания социально-психологических и развивающих условий.
4. Выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
5. Создание условий для социализации несовершеннолетних.
6. Создание условий для организации отдыха, оздоровления и временной занятости детей и подростков группы риска.
7.Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности.
Читайте также: