План по профилактике асоциального поведения учащихся в школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Создание условий, направленных на предупреждение девиантного и асоциального поведения среди подростков во внеурочное время.

1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения.

2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.

4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.

5. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

6. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

Мероприятие

Сроки

Ответствен-ные

Организационно-методическая работа.

Организация мониторинга социального состава обучающихся класса и их семей. Социальный паспорт класса.

Создание (корректировка) банка данных обучающего с девиантным поведением.

Сентябрь (в течение года)

Кл. рук., соц. педагог,

Мониторинг посещаемости обучающимся творческих объединений, секций, занятий внеурочной деятельности.

Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением.

Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки, секции).

Кл. рук., рук.кружков

Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания.

Кл. рук., соц. педагог,

Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время.

Кл. рук., соц. педагог, администрация школы

Работа с обучающимися

Профилактические мероприятия

Выпуск газеты, листовок, памяток, посвященных Дню борьбы с курением.

Социальный педагог, педагог- психолог,

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению.

Занятия с элементами тренинга по коррекции девиантного поведения.

соц.педагог, кл.рук., психолог

Памятки, видеотрансляция в фойе школы.

Кл.рук., соц.педагог, психолог

Работа с родителями.

3.1 Профилактические мероприятия

соц.педагог, кл.рук., психолог

Проведение цикла индивидуальных и групповых профилактических бесед с родителями:

-Права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений взрослых и детей;

-Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых.

-Роль семьи в становлении личности ребенка.

-Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков.

Кл.рук., соц.педагог, психолог

Памятки, видеотрансляция в фойе школы.

Кл.рук., соц.педагог, психолог


Полный текст материала Индивидуальный план профилактической работы с детьми с девиантным поведением смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: - активизация работы по профилактике асоциального поведения и различных форм зависимостей среди детей и подростков.

- выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности

детей и подростков, совершению ими преступлений, правонарушений,

- обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

-осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную или

- формировать потребность ведения здорового образа жизни;

- обеспечить педагогов новыми подходами и технологиями в вопросах

организации профилактической работы с детьми и подростками.

Направления работы:

- профилактика вредных привычек;

- пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика употребления психоактивных веществ;

- профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;

- работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, органами

♣ создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

Педагогический коллектив МБОУ Сосновская СОШ №2

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе; стабилизация числа беспризорных детей подростков;

преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых. Это порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

∙ рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

∙ массовые нарушение прав детей;

∙ рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

∙ увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в Сосновской школе №2, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ Сосновская СОШ №2.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

∙ Конвенция ООН о правах ребёнка

∙ Конституция Российской Федерации;

∙ Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

∙ Указы Президента РФ;

∙ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

∙ принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъекта РФ.

- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление консультативно - профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Работа выстраивается в несколько этапов:

Изучение подростка и окружающей его среды

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса

к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, активные родители.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы

∙ Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.

∙ Организация работы школьного Совета по профилактике правонарушений

∙ Проведение тематических педагогических советов.

∙ Педагогический всеобуч для родителей

∙ Составление социального паспорта классов, школы.

∙ Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

∙ Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

Профилактическая работа со школьниками:

реализация системы воспитательной работы школы;

проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;

классные часы по пожарной безопасности;

организация правового всеобуча;

проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.

Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;

Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

выявление причин отклонений в поведении;

беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;

приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;

беседы инспектора ПДН;

вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

направление ходатайств в КДН;

проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

выбор родителей в состав Совета школы;

привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;

привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;

выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет;

посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении, направление ходатайств в социально-реабилитационный центр, Управление по социальной политике и защите прав несовершеннолетних, КДН, ПДН.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские лектории, семинары-практикумы и др.

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Мухтоловская средняя школа

План работы по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков на 2021-2022 учебный год

Цели: - активизация работы по профилактике асоциального поведения и различных форм зависимостей среди детей и подростков;- обеспечение единства действий участников образовательного процесса по профилактике правонарушений.

- выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности детей и подростков, совершению ими преступлений, правонарушений, антиобщественных действий;

- обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

-осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность;

- формировать потребность ведения здорового образа жизни;- обеспечить педагогов новыми подходами и технологиями в вопросах организации профилактической работы с детьми иподростками.

Направления работы:

- профилактика вредных привычек;

- пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика употребления психоактивных веществ;

- профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;

- работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, органами правопорядка.

Ожидаемый результат: Сформированная жизненная позиция обучающихся в вопросах здорового образа жизни, созданное единое информационное поле по профилактике различных форм зависимостей, обмен опытом и повышение профессионального уровня компетенции педагогического коллектива в вопросах профилактической работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальные факторы являются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков, а именно: семейное неблагополучие, алкоголизм, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.

В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, проводимых в школе как с ребенком, так и с родителями, в соответствии с

- Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ
"Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"

- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.)

- Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ
"Об ограничении курения табака"
(с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)

- Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
(с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)

- Положением о Совете по профилактике правонарушений необходима разработка программы по профилактике асоциального поведения обучающихся и по работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной

для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных мировой культурой.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Все вышесказанное учитывалось при составлении программы по профилактике асоциального поведения, рассчитанной на реализацию в стенах школы.
Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности по гражданскому воспитанию.

Программа

по профилактике асоциального поведения учащихся

Срок реализации - 1 год

Содержание

1.2. Основные понятия.

Методологические основы профилактики.

Цель и задачи программы.

Сроки реализации программы.

Предполагаемые участники Программы.

Направления в работе.

План работы с девиантными детьми.

Схема работы с неблагополучными семьями.

Содержание проблемы

Социальные факторы являются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков, а именно: семейное неблагополучие, алкоголизм, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.

В целях повышения эффективности профилактических мероприятий, проводимых в школе как с ребенком, так и с родителями, в соответствии с

- Уставом школы; - Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ
"Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" - Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.) - Федеральным законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ
"Об ограничении курения табака"
(с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.) - Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах"
(с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)

- Положением о Совете по профилактике правонарушений необходима разработка программы по профилактике асоциального поведения обучающихся и по работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной

для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных мировой культурой.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Все вышесказанное учитывалось при составлении программы по профилактике асоциального поведения, рассчитанной на реализацию в стенах школы.
Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности по гражданскому воспитанию.

Основные понятия

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Дети группы риска – категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью своей семьи.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию,

обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Асоциальное (девиантное, отклоняющееся) поведение – поведение, нарушающее социальные нормы, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, являющееся неприемлемым. Ряд подобных нарушений являются правонарушениями.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Методологические основы профилактики

Уровни профилактической работы

Программа предусматривает организацию работы по всем трем уровням.

Первичная профилактика охватывает всех учащихся, направлена на развитие социально успешной и психологически адаптивной личности с установками на здоровый образ жизни.

Третичная профилактика работа с детьми, уже проявляющими девиантное поведение, а также с их семьями.

Модели профилактической работы

Социальная модель предполагает пропаганду среди детей и подростков установок на здоровый образ жизни.

Социально-педагогическая модель основана на организации системы мер профилактики с нарастанием 6коррекционно-воспитательного воздействия на детей.

Психолого-педагогическая модель. В рамках этой модели образовательное учреждение организует основную обучающую и воспитательную деятельность таким образом, чтобы обеспечить социальную адаптацию, самореализацию и социальную компетентность личности ребёнка.

Цель:

Повышение эффективности работы по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Сдерживание роста правонарушений несовершеннолетних.

3.Изучение социальных потребностей и проблем несовершеннолетних с целью создания социально-психологических и развивающих условий.

4. Выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

5. Создание условий для социализации несовершеннолетних.

6. Создание условий для организации отдыха, оздоровления и временной занятости детей и подростков группы риска.

7.Совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности.

Читайте также: