План педагогического совета в доу по ознакомлению с литературой

Обновлено: 04.07.2024

Цель: способствовать росту профессионального мастерства педагогов, через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Цель: способствовать росту профессионального мастерства педагогов, через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.

Дата проведения: 15.04.2020 г.

Повестка дня

Библиотека в детском саду, как информационный ресурс развития детей дошкольного возраста

Знакомство детей с произведениями художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников с ТНР

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

Ознакомление с художественной литературой в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Инструктор по физической культуре

Дидактическая игра, как средство приобщения детей к художественной литературе

Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Лэпбук, как эффективное средство развития интереса дошкольников к художественной литературе

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через игровые упражнения с использованием атрибутов театрализованной деятельности

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности детей

Средства художественной литературы для развития речи детей старшего возраста

Оценить 4552 0

ПЕДСОВЕТ В ДОУ

ПОДГОТОВИЛА:

Светлана Александровна Амосова – ЗАВЕДУЮЩИЙ

Тема педсовета:

Проанализировать состояние работы в группах по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и наметить пути совершенствования в данном направлении;

Контроль за воспитательно-образовательным процессом;

Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

Повысить грамотность педагогов, их профессионализм в области литературного воспитания детей дошкольного возраста.

План проведения педсовета:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. Теоретическая.

Итоги тематического контроля, смотра книжных уголков.

Результаты тестирования педагогов, анкетирования родителей, диагностики литературного развития детей.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ. Практическая:

Презентация перспективных планов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Выработка решений педсовета. (Приложение 9)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ – (Приложение 10)

Подготовка к педсовету:

Консультации для воспитателей:

Смотр книжных уголков; (Приложение 3)

Диагностика литературного развития старших дошкольников; (Приложение 4)

Устное анкетирование детей; (Приложение 5)

Выставка новинок детской художественной литературы и методической литературы по вопросам литературного воспитания и развития дошкольников;

Выставка авторских дидактических игр по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;

Составление педагогами перспективных планов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в своей возрастной группе;

Тестирование воспитателей по теории и методике ознакомления детей с художественной литературой. (Приложение 6)

Приложение 1

Вступительное слово к педагогическому совету:

Детская книга при всей ее внешней простоватости —

вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка,

лишь мудрому терпению взрослого

доступны ее вершины.

Удивительное искусство — детская книжка!
Л. Токмаков

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым образом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Вовсе не случайно 2003 – 2010 годы ООН объявила Десятилетием грамотности.

Вот почему вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требует повышенного внимания.

Дошкольное детство, как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста - высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки.

Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста неоспоримо велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое, психофизиологическое и, конечно, на речевое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Приложение 2.

План проведения тематической проверки

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ознакомлению детей с художественной литературой; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по данному направлению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" (ст. воспитатель Капустина Л.С).

Развитие речи ребенка дошкольного возраста как отражение ФГОС ДО

Из опыта работы, самоанализ открытых НОД (воспитатели).

Деловая игра для педагогов (ст. воспитатель Капустина Л.С)

Разработка решений педсовета.

1.Выполнение решений предыдущего педагогического совета

2.Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой в свете ФГОС ДО

По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

Одним из направлений работы по развитию речи детей дошкольного возраста является ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг)

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция

-В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда

-Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.

-Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с

художественной литературой в пользу свободного

Задачи над которыми работаем в учебном году.

1мл.гр. - эмоц выразительность речи, умение слушать и рассказывать небольшие стихи, потешки, сказки, рассматривание иллюстраций в книге, умение говорить. При повторном чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

2мл гр. - Узнает сказку и может пересказать небольшой эпизод

Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

Использует цвет для обозначения своего отношения к персонажам сказки

Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Ср гр. - Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихи, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). Пользуется условными заместителями при разыгрывании сказок. Самостоятельное сочинение историй по предметам-заместителям.

Ст. гр. - Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. Использует пространственно-временную модель при пересказе одного из эпизодов сказки.

Подг гр. - Различает жанры литературных произведений. Называет любимые сказки и рассказы, знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

Доклады из опыта работы и самоанализ открытых занятий

Самоанализ проведенных открытых занятий

Деловая игра для педагогов

1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (Басня)

3. Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (Былина)

4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (Сказка)

5. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (Загадка)

7. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл

8. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (Частушка)

Методы ознакомления с художественной литературой: словесный, наглядный и практический

- вопросы по содержанию произведений,

- беседа по произведению,

- использование разных видов театра,

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

При ответах указывается название и авторство произведений

Назвать сказки, где эти предметы и герои упоминаются


Систематически отображать в уголке книги тематику занятий по художественной литературе. (срок - постоянно)

Ежедневно планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению. (срок - постоянно)

На старших и подготовительных группах в 2015-2016 учебном году организовать и провести проекты по знакомству с писателями, поэтами и художниками-иллюстраторами, с обязательным включением родителей в работу по проектам.

Разработать перспективный план по ознакомлению детей с писателями и художниками-иллюстраторами. (к сентябрю 2016 года)

Практический опыт и методический материал педагогов по данным проектам предоставить в методический кабинет. (в конце 2015-2016 учебного года)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический совет для воспитателей ДОО

2015 год – год РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!

Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.

Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.

Всем известно, что литература является одним из видов искусства, таких как: музыка, живопись, театр, кинематограф. Можно выделить ряд функций которые несет в себе литература в целом и детская литература в частности как один из видов искусства. (см. таблицу 1)

Литература как вид искусства дает совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Анализируя методическую, педагогическую, психологическую, литературу, можно выделить ряд личностных качеств, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы: (см. таблицу 2)

Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина, патриота своей Родины.

Со времен античности художественному слову уделялось немало внимания в трудах философов и педагогов. Слово оказывало внимание на мнение и поведение людей со времен появления письменности.

В современном же обществе люди все больше времени проводят за компьютером, просмотром телепередач и все реже читают книги. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;

Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;

Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

Злободневность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно ей, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы) должны быть направлены на пропаганду чтения.

Большое значение в решении данной проблемы придается и ДОУ. Педагогам детских садов необходимо вносить посильный вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного, вдумчивого читателя. Воспитателям следует подбирать наиболее оптимальные приемы развития у детей интереса к художественной литературе.

Предлагаю вспомнить основные формы работы с детьми в данном направлении:

Формы работы с детьми

Оформление уголков чтения (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей; обязательно должен учитываться региональный компонент) ;

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей и поэтов, к которым и приурочиваются выставки) ;

Занятия по ознакомлению с художественным произведением, с биографией писателей;

Создание мастерской по ремонту книг (решение задачи по воспитанию у детей бережного отношения к книгам) ;

Проведение занятий по истории возникновения книг и книжной продукции;

Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;

Создание детьми книг-самоделок (по произведениям или авторские, презентация книги;

Празднование именин произведения (по специальному календарю) ;

Изготовление макетов по мотивам любимых произведений;

Создание коллекций (книжки-малышки, открытки и т. д) ;

Привлечение родителей к участию в создании семейных библиотек в группах;

Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению книг на родительских собраниях, конференциях;

Взаимодействие с районной детской библиотекой;

Проведение детских досугов, утренников, праздников, викторин с участие детей и родителей.

Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности можно добиться того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, чтобы любили, читали, рассматривали иллюстрации, обменивались своими впечатлениями, с удовольствием посещали детские библиотеки.

Рассмотрим более подробно одну из перечисленных выше форм работы с детьми – занятие. Об этом нам расскажет педагог … .

А сейчас предлагаю на практике посмотреть, как организуют работу с дошкольниками по приобщению их к чтению в детском саду. Своим опытом поделится педагог … .

Личностные качества, формируемые у ребенка дошкольного возраста

средствами художественной литературы:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Примерные вопросы, задаваемы детям

после прочтения литературного произведения.

1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой? и тд.) Эти вопросы задают в начале беседы для оживления и обобщения первых, непосредственных впечатлений возникших у детей.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. (это поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения; например: Кто больше понравился и почему? Кто виноват в возникшей проблеме). Для того чтобы детям было легче аргументировать свои суждения, целесообразно еще раз прочитать кульминационную сцену в произведении.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности (для детей старшего дошкольного возраста) .

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Их назначение – вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Н-р: Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку? Почему писатель назвал так произведение? И т. д.

Вопросы, которые задаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления. Следует помнить, что вопросов не должно быть слишком много. Все они должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании.

Принцип отбора книг

1 группа: принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики.

2 группа: педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребенок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.

Читайте также: