План ответа на уроке 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

В нашем быстро меняющемся мире с его скоростью информационного потока только правильно организованный труд может быть эффективным - при минимальных затратах будут достигнуты максимальные результаты. Учиться этому надо с детства. Научная организация труда школьника поможет тебе в этом. Материал взят из "Справочника старшеклассника", собранного автором блога.

Афоризм недели

Хорошая организация при бедном оборудовании даст лучшие результаты, чем отличное оборудование при плохой организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать умения связного устного высказывания обучающимися.

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок ______ 5 класс Дата _____________

ТЕМА. ПЛАН ТЕКСТА (ПРОСТОЙ).

развивать умения связного устного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;

способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности.

Планируемые результаты:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка.

Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении.

умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Сценарий урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся, решает организационные вопросы.

II. Орфографическая минутка.

Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, собака. (Взаимопроверка).

III. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

- Вспомните, что такое текст?

- Что такое тема, основная мысль текста?

- Назовите типы текста.

- Как строится текст?

- Что такое абзац? Микротема?

3-6 обучающихся в это время работают по карточкам – собирают текст из предложений.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню. Ответ. 2, 4, 3, 1.

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

IV. Определение темы и цели урока.

- А что может нам помочь при пересказе текста?

- Правильно, план. Что мы будем сегодня учиться делать? (дети определят тему,ставят цели урока)

- Запишите тему урока.

V. Изучение нового материала.

5.1 Пояснение учителем материала.

План текста – краткая программа, которую важно наметить при подготовке к сочинению, пересказу, изложению, докладу. Составить план – значить выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке.

План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Заголовок каждой микротемы – это пункты плана.

План может быть в форме вопросов – вопросный план, в форме повествовательных предложений, в форме назывных предложений, в форме цитат, картинный.

- Подробнее рассмотрим вопросный план. Он записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста, в которых используются вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.

При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.

Чтобы составить план к тексту, необходимо:

Внимательно изучить текст, понять его.

Выделить тему и его основную мысль.

Разбить его на смысловые части, микротемы.

Озаглавить каждую смысловую часть.

5.2 Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

- Тема: о том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете мальчишеской среде, умении организовать мальчишек на доброе дело

- Какая основная мысль текста (ради чего этот текст написан)? (Спешите делать добро, берите пример с Гайдара, в бескорыстной помощи состоит человеческое счастье).

- Сколько смысловых частей в тексте? (5) Они соответствуют абзацам.

- Определите микротемы текста.

- Выпишите из 3 предложения грамматическую основу.

- Из 1-2 предложения выпишите имена существительные.

Физкультминутка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.

2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.

VI. Закрепление изученного материала.

- Давайте составим и запишем вопросный план текста.

1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?

2. Как относились к Гайдару дети?

3. Какая беда случалась в семье московского писателя?

4. Какую команду Гайдар дал мальчишкам?

5. Как выполнили команду мальчишки?

-Давайте составим план в форме повествовательных предложений.

1. Аркадий Гайдар – легендарный человек.

2. Гайдар – лучший друг и предводитель мальчишек.

3. Гайдар делает всё, чтобы помочь в беде.

4. Гайдар дает мальчишкам команду к действию.

5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.

- Мы с вами составили два примера простого плана, на следующем уроке мы будем составлять сложный план.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности.

Педагог просит дать самооценку своей работе. Определить, в чем возникали трудности? Чему научились?

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.

2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.

3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.

4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.

1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.

3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.

Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?

Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.

У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.

Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Определите вид связи предложений в тексте
Мурзик
Однажды озорной котик Мурзик прыгнул на дерево. Там на ветке сидела ворона. Ей на спину прыгнул Мурзик. Котик вцепился когтями в перья вороны. Вдруг она взлетела над деревней вместе с Мурзиком. Наш кот не удержался и свалился в траву.

Определите вид связи предложений в тексте
Дятел
У него красивое, пестрое оперенье: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Дятел – труженик. Расклюет в своей “кузнице” шишку и летит за новой.

Определимся с темой урока
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если их делать без . .
Будь, как строитель, как капитан:
Готовишься к делу - обдумывай . .
плана
план

Что такое план текста?
Тема урока:

Что такое план?
Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.
Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
Взаимное расположение частей.
(словарь С.И. Ожегова)

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Что такое план текста?
План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Зачем человеку нужен план?
Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу.
Ф.М. Достоевский

Нужен ли план?
Работа над планом имеет большое значение
План учит:
Отделять главное от второстепенного.
Располагать материал в определённой последовательности.
Устанавливать взаимосвязь между героями и событиями.
Развивать устную и письменную речь.
Выражать мысли в краткой и точной форме.
Составление плана заставляет проникнуть в суть произведения, анализировать его, поэтому нельзя недооценивать этого вида работы.

I. План текста помогает восстановить в памяти содержание прочитанного, его последовательность. Если озаглавить каждую микротему, то получится план текста.

II. Планы бывают нескольких типов.
♦ Вопросный план. Он записывается в форме вопросов к тексту; каждому ключевому предложению текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова: как, сколько, когда, почему.
♦ План из повествовательных предложений (назывной). В предложении кратко формулируется основное содержание каждого абзаца текста — микротема.

Виды планов
Планы бывают нескольких типов

план – опорная схема

Как составить план текста

1. Прочитай текст целиком.
2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).
3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
4. Таким образом, поработай над другими частями.
5. Запиши заголовки к каждой части (план).
6. Проверь себя:
- отражает ли заголовок главное в части текста:
-не повторяются ли заголовки;
-не пропущено ли что-либо важное;
-помогут ли твои заголовки.

Составьте вопросный план текста § 8, обозначенного цифрами I—VII,
и запишите его. Каждая часть текста, обозначенная цифрой, будет пунктом вашего плана.
Сделайте вывод, продолжив предложение: Чтобы составить план к тексту, необходимо,
во-первых. во-вторых. в-третьих, .

Упражнение 51. 1 . Прочитайте текст. Придумайте ему такое название, чтобы
в заголовке была сформулирована тема текста.

2. Расскажите, что нового вы узнали из этого текста. Как компьютер изменил технологию письма?
3. Преобразуйте данный ниже план так, чтобы каждый его пункт был сформулирован в виде вопроса. Запишите этот план.
1. Люди всегда записывали информацию.
2. Древние и современные способы записи информации. Общее и различное.
3. Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма

Заг..ловок, инф..рмац..я, соч..нение, б..седа, пам..тка, к..мпьют..р, тыс..ч..летие, труд…ёмкий, в т…чение, вопр…сительный, сост…вление, хр..нилище, т…лкование, зап..чатлённая, т…хнология, эл…ктронный, об(?)единить, ..бзац, ш. шка, дят..л, микр..тема, м..тель, дождич.ж.

Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет?
Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?

Работа по тексту

Рефлексия
С каким настроением ты уходишь с урока?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось на уроке?
Были ли задания, которые вызвали трудность?
Что нового ты для себя узнал?

nauchnyi.JPG

1. Изучите теоретический материал, предложенный на фотографиях ниже

podstili.jpg

2. В учебнике обратите внимание на упр.212 (после текста представлены 3 варианта плана, которые можно составить, чтобы было удобнее пересказывать текст, прочитайте их и подумайте, какой план ответа Вам понятнее). Выполните упр.213, составьте к нему 1 план, опираясь на примеры из упр.212.

Читайте также: