План открытого урока по живописи в дхш
Обновлено: 01.07.2024
Способы трансформации формы (на примере бутыли). Показ репродукций.
1. Округлить или вытянуть форму.
2. Изменить соотношение пропорций как внутри предмета, так и между предметами.
3. Можно увеличивать или уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки.
4. Соотношение цветовых пятен.
- в познавательной сфере: осваивать основы изобразительной грамоты используя художественные средства выразительности.
- в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы, в том числе при работе с гуашью в тональном разборе средствами монохромной живописи
- в мотивационной сфере: формирование у учащихся интереса к живописи и технике монохромной живописи в частности.
- в эстетической сфере: развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров.
- в коммуникативной сфере развивать социальные контакты учащихся, основанные на общих художественно - эстетических интересах.
-В развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, художественной интуиции, памяти.
- расширение круга мировоззрения учащегося, овладение им техникой монохромной живописи.
-воспитательная -воспитание любви к предмету, творческому наследию.
-развивающая – развитие: памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, -глазомера и внимания, умение видеть градации тона.
профориентационная- развитие интереса к творческим специальностям.
-выполнить этюд в чёрно-белой цветовой гамме,
-выявляя объём предметов, посредством свето-тонального разбора.
-наглядные (демонстрация учебных пособий)
-демонстрация выполнения задания преподавателем
Ход урока На прошлом уроке мы выполнили подготовительный рисунок нашего натюрморта, сегодня мы выполним работу в цвете. Но не в обычном исполнении, а в чёрно- белом.
- Для написания натюрморта мы используем классические цвета: белый и чёрный.
- Рассмотрим насколько разным может быть белый цвет. Сравним лист бумаги, гипсовый барельеф, отрез белой ткани. Это совершенно разные оттенки белого…
- Чёрный цвет также неодинаков. Чёрный бархат темнее чёрного сукна. Чёрное сукно темнее чёрного ситца.
- Но наиболее богатые по световой градации серые тона. Диапазон вариантов от светло-серого до тёмно-серого очень широк.
- Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в шар.
- Свет – поверхность на которую падают прямые лучи.
- Блик - самое светлое пятно на плоскости, обычно яркие блики хорошо видны на блестящих поверхностях.
- Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают.
- Сравниваем полученные оттенки с цветом на предметах натюрморта.
Попробуем как можно точнее составить гамму оттенков, от белого, различных оттенков серого, до чёрного цвета.
Ход урока Учащиеся самостоятельно работают, смешивают краски.
Сравнивают полученные оттенки с тональностью натюрморта.
Ход урока Ведём работу к завершению
- Сегодня мы пользовались чёрным и белым цветом, казалось бы, имеющими весьма ограниченные возможности, но это не так. У этих цветов огромный потенциал. Человеческий глаз в состоянии отличить до 300-400 переходных оттенков от белого к чёрному.
- Работа над натюрмортом окончена.
- Ребята, а теперь давайте с вами отставим наши готовые работы, посмотрим, сравним с оригиналом.
- Молодцы все справились с заданием. В каждой работе есть свои достоинства, но есть и свои недостатки, давайте вместе обсудим каждую работу.
- Работы оценены.
- Уборка рабочих мест.
- До свидания ребята, вы все хорошо потрудились сегодня, до следующего занятия.
- Урок окончен.
-80%
Цели: учить детей поэтапно работать над пейзажем, передавать акварелью безмятежную синеву неба, кружева облаков, пелену тумана и фактуру морских волн. Показать поэтичность акварельной живописи.
План – конспект
открытого урока по живописи
преподавателя МОУ ДОД Курская ДХШ
Коржева Владимира Евгеньевича
Предмет: Живопись
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Обучающая: развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапной работы над пейзажем. Научить с помощью акварели передавать безмятежную синеву неба, кружева облаков, пелену тумана и фактуру морских волн
Развивающая: развитие творческого восприятия мира, умение пользоваться материалами и их свойствами.
Воспитательная: показать красоту и поэтичность акварельной живописи, которая позволяет замечать кратковременные явления природы.
Воспитание творческого мышления
Последовательно выполнить учебное задание
Развитие эстетического вкуса
Учить умению получать удовольствие от работы
Воспитание усидчивости и аккуратности в работе
Материалы и оборудование для преподавателя:
Работы преподавателей и учащихся школы.
Для учащихся:
Кисти беличьи от №8 до №16
Баночки с водой
Лист акварельной бумаги
Педагогические технологии:
Творческий дифференцированный подход.
Основные понятия:
Морской пейзаж, работа по сырому.
Уметь анализировать и фантазировать.
Уметь грамотно применять свойства материала, цвето-тоновые отношения.
Достижение дидактической цели урока:
Индивидуальный подход при проверке качества ЗУН (знаний, умений, навыков)
Организационный момент – 2 минуты
Объяснение нового материала – 5 минут
Постановка цели и задач.
Физминутка – 3 минуты
Подведение итогов, обсуждение и просмотр работ – 5 минут
Анализ работ преподавателем
Уборка рабочего места
Проверка готовности учащихся к уроку
Наличие всех необходимых материалов
Постановка цели и задач урока
Море-очень интересное место. Когда дует ветер ,идёт мелкая рябь.
А cамое необычное состояние на море-это закат. Людей всегда восхищает закат. Море становится спокойным, тихим, небо обычно бывает рубиново-красным , это отражается в морской воде.
Морской пейзаж, марина (от фр. marine-морской) - совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского, ". движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры". Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту морской стихии.
Морская тема в творчестве современных художников претерпела значительные изменения. Не только морская стихия, но и люди стали важными персонажами картин современных художников-маринистов. Особой популярностью пользуются морские пейзажи, написанные акварельными красками.
Мы же с вами рассмотрим и полюбуемся только морскими пейзажами. Показ 26 слайдов с краткими комментариями.
Теперь, когда вы увидели шедевры морского пейзажа, придумайте свои сюжеты и выполните подготовительный рисунок.
- Намечаем линию горизонта. Она может быть низкой, это когда она ниже середины формата вашего листа и высокой, когда она выше середины.
- На линии горизонта мы можем нарисовать остров или дальний берег залива.
- В зависимости от того, какое состояние природы или время суток мы хотим изобразить – подбираем тон и цвет.
- Можно выбрать смешанную технику, постепенно уточняя цветовое состояние, идти от общего к деталям. Желательно не исправлять испорченные места. Акварель не любит испорченности. Прозрачность работе придаёт бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила в работе акварелью не нужны.
- В нашей работе облака могут быть белыми, серыми, серебристыми, золотистыми и т.д.
Преподаватель следит за правильным нанесением краски, за выбором цвета, напоминает о цветовых гармониях, колорите, нюансных, контрастных, тепловых и холодных цветовых гаммах.
Нанося краску на сырой лист бумаги, вы видите как она необычно расплывается по поверхности листа, какие сказочные облака получаются у вас. А теперь наклоните ваши листы в разные стороны, как бы придавая движение вашим облакам. И вот мы видим, что они как бы плывут над морской поверхностью.
- Теперь напишем волны, они должны иметь более тёмный оттенок по сравнению с небом, а при тихой погоде небо с облаками как в зеркале отражается в воде.
- Пока работа влажная, более плотным тоном рисуем остров или дальний берег. Они у вас расплывутся, что придаёт эффект воздушной перспективы.
- Даём работе немного подсохнуть, затем рисуем на поверхности воды кораблики, парусники или лодки.
Подведение итогов урока. Экспресс выставка с совместным обсуждением полученных результатов. Доработка найденных образов. Какие интересные и эффектные работы у нас получились. Выбираем наиболее удачные работы. Разбираем ошибки, делаем замечания.
Уборка рабочего места
Список использованной литературы
Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.
Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1994.
Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986. Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994.
Урок акварели от Константина Стерхова.
Анализ эффективности занятия
Выбранная структура урока способствовала оптимальному решению задач.
Материал предлагался учащимся в доступной форме с мастер-классом преподавателя.
Трудность заключалась в самостоятельной поисковой деятельности. У школьников была возможность проявить свои знания в области композиции, цветоведения и применить собственный опыт на практике. Были использованы приемы и методы, направленные на развитие личности, настроенной на успех в изобразительной деятельности.
Атмосфера на уроке была доброжелательная, творческая.
-творческий подход учащихся к заданию
-умение анализировать в процессе работы
-правильно использовать свойства материала и цвета
-соблюдать последовательность этапов работы
-грамотно и аккуратно изображать состояние природы.
1 – й уровень: работа выполнена эффектно и выразительно.
2 - й уровень: работа выполнена недостаточно аккуратно и менее выразительна.
3 – й уровень: работа замучена, сухая.
Урок проведён успешно – большинство работ выполнено на высоком уровне.
Самоанализ урока.
Метод эксперимента и метод творческого самовыражения, примененные на данном уроке оказались удачными.
Актуализация ранее полученных знаний
Формирование новых знаний, умений
Выполнение практической работы на основе полученных знаний
Образовательные
Расширить знания учащихся в области живописи
Изучить приёмы работы акварелью
Совершенствовать умение грамотно подбирать цвет
Закрепить навыки поэтапного ведения работы
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность в решении творческих задач
эстетическое мышление и вкус
Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность в работе
Воспитывать желание видеть и передавать красоту природы
Развивающие
Развивать образное мышление
Развивать умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности
Вид занятия: рисование гуашью и акварелью.
Задание для выполнения: придумать и нарисовать композицию пейзажа с ближним и дальним планом.
Форма проведения занятия: групповая и индивидуальная.
Тип занятия: повторение и закрепление пройденного материала, изучение нового, формирование и совершенствование умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Цели и задачи занятия:
Образовательные: закрепление материала о тёплых и холодных цветах, знакомство с правилами изображения ближнего и дальнего планов, обучение составлению сложных цветов в заданной цветовой гамме, освоение навыков составления уравновешенной композиции, применения ритмической организации линий и пятен, выявления композиционного центра. Отработка умения подбора нужного колорита.
Развивающие: развитие зрительной памяти, пространственного мышления и образного воображения. Развитие творческих способностей и умения самостоятельного поиска композиции. Развитие и закрепление навыков работы в технике живописи гуашью и акварелью. Развитие мелкой моторики.
Воспитательные: воспитание эстетического отношения к окружающе-му миру, художественного вкуса, аккуратности, усидчивости, интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.
УДД (универсальные учебные действия):
способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;
элементарные навыки самоорганизации;
соблюдение верной последовательности действий;
проверка результата работы;
формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность; развитие мотивации к творчеству и учёбе.
Образовательные технологии.
Методы обучения.
Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:
- объяснительно – иллюстративный (на этапе объяснения темы и постановки задачи);
- репродуктивный (расстановка ближнего и дальнего планов);
- творческо-поисковый метод (создание собственной композиции);
- обучение при помощи технологических карт.
Материалы и оборудование.
для учащихся (воспитанников):
- бумага для акварели формата А3;
- карандаш;
- ластик;
- гуашевые краски;
- кисти;
- акварель;
- палитра;
- баночка для воды;
Оформление доски.
Показаны технологические карты, разъясняющие порядок построения пейзажа с дальним планом.
План занятия.
(3 академических часа по 40 минут; 2 перемены по 10 минут)
Ход занятия:
Дети входят в класс, рассаживаются за парты, достают всё необходимое для занятия по живописи.
Повторение и закрепление пройденного материала:
– Ребята! На прошлых занятиях мы успели с вами изобразить осенний и зимний пейзажи и разбирали, какие цвета называются тёплыми, а какие – холодными. Помните?
– Сейчас мы с вами немножко поиграем и вспомним то, что изучали раньше. Я вам буду показывать цветные картинки на мониторе компьютера, а вы мне будете говорить, это цвет тёплый или холодный (далее следует проведение педагогической игры).
Молодцы! Я вижу, вы всё помните! А почему одни цвета мы называем тёплыми, а другие – холодными? Например, тёплыми мы какие цвета называем?
– И какие это цвета? Назовите!
– Правильно. А также их смеси. А холодные – это какие цвета?
– Правильно. И что они нам напоминают?
– Правильно! Вы всё запомнили!
- Что мы видим на ней? (весна, грачи, деревья – березы, река)
- Какие краски они использовали для этого? (тусклые, светлые, темные, неяркие, неброские)
- Сравним эти картины.
- Чем они связаны?(на них изображена весна)
- На каких из картинах показан солнечный день? Как это определили? (у Левитана, т.к. солнечное небо, нехмурое, светлое)
- Правильно. Художнику удалось передать состояние природы в солнечный день при помощи теплых цветов.
- Какое небо на картинах? (У Саврасова-хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня)
– Я предлагаю вам нарисовать пейзаж с очень простой композицией (показываем на доске технологические карты). В ней чётко выделяются два плана – ближний и дальний. Композиция у каждого будет своя. Моя картинка – это только подсказка, а не образец для копирования. И ближний, и дальний план могут быть другими. Небо может быть разным: дневным или вечерним, даже ночным, может быть чистым или облачным. Это зависит от вашей фантазии. Но какое бы ни было небо, отражение в воде должно быть ему созвучно.
Обратите внимание на то, что деревья на дальнем плане кажутся нам меньше. А те, которые мы показываем вблизи, могут даже не умещаться в формат. Это происходит по законам линейной перспективы. Постарайтесь передать это в ваших работах.
Практическая работа учащихся:
Далее дети самостоятельно рисуют карандашом пейзаж, показывают педагогу, потом приступают к работе с цветом.
Индивидуальное консультирование и помощь:
В течение всего занятия наблюдаем за работой детей, при необходимости разъясняем материал в индивидуальном порядке, направляем на создание грамотной, уравновешенной композиции. В сам процесс рисования вмешиваемся только в случае крайней необходимости, и только при согласии ребёнка.
– Вы все молодцы! Нарисовали прекрасные работы!
Обязательно хвалим и эмоционально поддерживаем всех детей. После окончания работы делаем мини-выставку. Дети смотрят, что у кого получилось.
Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и баночки для воды, при необходимости протирают парты.
Читайте также: