План открытого урока по живописи в дхш

Обновлено: 01.07.2024




Способы трансформации формы (на примере бутыли). Показ репродукций.
1. Округлить или вытянуть форму.
2. Изменить соотношение пропорций как внутри предмета, так и между предметами.
3. Можно увеличивать или уменьшать количество предметов, вводить дополнительные объекты, драпировки.
4. Соотношение цветовых пятен.


- в познавательной сфере: осваивать основы изобразительной грамоты используя художественные средства выразительности.

- в трудовой сфере: формирование навыков самостоятельной работы, в том числе при работе с гуашью в тональном разборе средствами монохромной живописи

- в мотивационной сфере: формирование у учащихся интереса к живописи и технике монохромной живописи в частности.

- в эстетической сфере: развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров.

- в коммуникативной сфере развивать социальные контакты учащихся, основанные на общих художественно - эстетических интересах.

-В развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, художественной интуиции, памяти.

- расширение круга мировоззрения учащегося, овладение им техникой монохромной живописи.

-воспитательная -воспитание любви к предмету, творческому наследию.

-развивающая – развитие: памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, -глазомера и внимания, умение видеть градации тона.

профориентационная- развитие интереса к творческим специальностям.

-выполнить этюд в чёрно-белой цветовой гамме,

-выявляя объём предметов, посредством свето-тонального разбора.

 Методы проведения занятия: -наглядные (демонстрация учебных пособий) -демонстрация выполнения задания преподавателем -беседа. -самостоятельная работа. Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная форма познавательной деятельности (пред­полагает одновременное выполнение общих заданий всеми учени­ками класса для достижения ими общей познавательной задачи).

-наглядные (демонстрация учебных пособий)

-демонстрация выполнения задания преподавателем

Ход урока На прошлом уроке мы выполнили подготовительный рисунок нашего натюрморта, сегодня мы выполним работу в цвете. Но не в обычном исполнении, а в чёрно- белом.

Ход урока На прошлом уроке мы выполнили подготовительный рисунок нашего натюрморта, сегодня мы выполним работу в цвете. Но не в обычном исполнении, а в чёрно- белом.

Ход урока Для написания натюрморта мы используем классические цвета: белый и чёрный. Рассмотрим насколько разным может быть белый цвет. Сравним лист бумаги, гипсовый барельеф, отрез белой ткани. Это совершенно разные оттенки белого… Чёрный цвет также неодинаков. Чёрный бархат темнее чёрного сукна. Чёрное сукно темнее чёрного ситца. Но наиболее богатые по световой градации серые тона. Диапазон вариантов от светло-серого до тёмно-серого очень широк. Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в шар. Свет – поверхность на которую падают прямые лучи. Блик - самое светлое пятно на плоскости, обычно яркие блики хорошо видны на блестящих поверхностях. Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Сравниваем полученные оттенки с цветом на предметах натюрморта.

  • Для написания натюрморта мы используем классические цвета: белый и чёрный.
  • Рассмотрим насколько разным может быть белый цвет. Сравним лист бумаги, гипсовый барельеф, отрез белой ткани. Это совершенно разные оттенки белого…
  • Чёрный цвет также неодинаков. Чёрный бархат темнее чёрного сукна. Чёрное сукно темнее чёрного ситца.
  • Но наиболее богатые по световой градации серые тона. Диапазон вариантов от светло-серого до тёмно-серого очень широк.
  • Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в шар.
  • Свет – поверхность на которую падают прямые лучи.
  • Блик - самое светлое пятно на плоскости, обычно яркие блики хорошо видны на блестящих поверхностях.
  • Тень образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают.
  • Сравниваем полученные оттенки с цветом на предметах натюрморта.

Попробуем как можно точнее составить гамму оттенков, от белого, различных оттенков серого, до чёрного цвета.

 Ход урока Учащиеся самостоятельно работают, смешивают краски. Сравнивают полученные оттенки с тональностью натюрморта.

Ход урока Учащиеся самостоятельно работают, смешивают краски.

Сравнивают полученные оттенки с тональностью натюрморта.

Ход урока Ведём работу к завершению

Ход урока Ведём работу к завершению

 Ход урока Сегодня мы пользовались чёрным и белым цветом, казалось бы, имеющими весьма ограниченные возможности, но это не так. У этих цветов огромный потенциал. Человеческий глаз в состоянии отличить до 300-400 переходных оттенков от белого к чёрному. Работа над натюрмортом окончена. Ребята, а теперь давайте с вами отставим наши готовые работы, посмотрим, сравним с оригиналом. Молодцы все справились с заданием. В каждой работе есть свои достоинства, но есть и свои недостатки, давайте вместе обсудим каждую работу. Работы оценены. Уборка рабочих мест. До свидания ребята, вы все хорошо потрудились сегодня, до следующего занятия. Урок окончен.

  • Сегодня мы пользовались чёрным и белым цветом, казалось бы, имеющими весьма ограниченные возможности, но это не так. У этих цветов огромный потенциал. Человеческий глаз в состоянии отличить до 300-400 переходных оттенков от белого к чёрному.
  • Работа над натюрмортом окончена.
  • Ребята, а теперь давайте с вами отставим наши готовые работы, посмотрим, сравним с оригиналом.
  • Молодцы все справились с заданием. В каждой работе есть свои достоинства, но есть и свои недостатки, давайте вместе обсудим каждую работу.
  • Работы оценены.
  • Уборка рабочих мест.
  • До свидания ребята, вы все хорошо потрудились сегодня, до следующего занятия.
  • Урок окончен.



-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить детей поэтапно работать над пейзажем, передавать акварелью безмятежную синеву неба, кружева облаков, пелену тумана и фактуру морских волн. Показать поэтичность акварельной живописи.

План – конспект

открытого урока по живописи

преподавателя МОУ ДОД Курская ДХШ

Коржева Владимира Евгеньевича

Предмет: Живопись

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Обучающая: развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапной работы над пейзажем. Научить с помощью акварели передавать безмятежную синеву неба, кружева облаков, пелену тумана и фактуру морских волн

Развивающая: развитие творческого восприятия мира, умение пользоваться материалами и их свойствами.

Воспитательная: показать красоту и поэтичность акварельной живописи, которая позволяет замечать кратковременные явления природы.

Воспитание творческого мышления

Последовательно выполнить учебное задание

Развитие эстетического вкуса

Учить умению получать удовольствие от работы

Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

Материалы и оборудование для преподавателя:

Работы преподавателей и учащихся школы.

Для учащихся:

Кисти беличьи от №8 до №16

Баночки с водой

Лист акварельной бумаги

Педагогические технологии:

Творческий дифференцированный подход.

Основные понятия:

Морской пейзаж, работа по сырому.

Уметь анализировать и фантазировать.

Уметь грамотно применять свойства материала, цвето-тоновые отношения.

Достижение дидактической цели урока:

Индивидуальный подход при проверке качества ЗУН (знаний, умений, навыков)

Организационный момент – 2 минуты

Объяснение нового материала – 5 минут

Постановка цели и задач.

Физминутка – 3 минуты

Подведение итогов, обсуждение и просмотр работ – 5 минут

Анализ работ преподавателем

Уборка рабочего места

Проверка готовности учащихся к уроку

Наличие всех необходимых материалов

Постановка цели и задач урока

Море-очень интересное место. Когда дует ветер ,идёт мелкая рябь.

А cамое необычное состояние на море-это закат. Людей всегда восхищает закат. Море становится спокойным, тихим, небо обычно бывает рубиново-красным , это отражается в морской воде.

Морской пейзаж, марина (от фр. marine-морской) - совершенно особый жанр живописи. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. По словам великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского, ". движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры". Тем удивительней представляется мастерство живописца, способного запечатлеть всю красоту морской стихии.

Морская тема в творчестве современных художников претерпела значительные изменения. Не только морская стихия, но и люди стали важными персонажами картин современных художников-маринистов. Особой популярностью пользуются морские пейзажи, написанные акварельными красками.

Мы же с вами рассмотрим и полюбуемся только морскими пейзажами. Показ 26 слайдов с краткими комментариями.

Теперь, когда вы увидели шедевры морского пейзажа, придумайте свои сюжеты и выполните подготовительный рисунок.

- Намечаем линию горизонта. Она может быть низкой, это когда она ниже середины формата вашего листа и высокой, когда она выше середины.

- На линии горизонта мы можем нарисовать остров или дальний берег залива.

- В зависимости от того, какое состояние природы или время суток мы хотим изобразить – подбираем тон и цвет.

- Можно выбрать смешанную технику, постепенно уточняя цветовое состояние, идти от общего к деталям. Желательно не исправлять испорченные места. Акварель не любит испорченности. Прозрачность работе придаёт бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила в работе акварелью не нужны.

- В нашей работе облака могут быть белыми, серыми, серебристыми, золотистыми и т.д.

Преподаватель следит за правильным нанесением краски, за выбором цвета, напоминает о цветовых гармониях, колорите, нюансных, контрастных, тепловых и холодных цветовых гаммах.

Нанося краску на сырой лист бумаги, вы видите как она необычно расплывается по поверхности листа, какие сказочные облака получаются у вас. А теперь наклоните ваши листы в разные стороны, как бы придавая движение вашим облакам. И вот мы видим, что они как бы плывут над морской поверхностью.

- Теперь напишем волны, они должны иметь более тёмный оттенок по сравнению с небом, а при тихой погоде небо с облаками как в зеркале отражается в воде.

- Пока работа влажная, более плотным тоном рисуем остров или дальний берег. Они у вас расплывутся, что придаёт эффект воздушной перспективы.

- Даём работе немного подсохнуть, затем рисуем на поверхности воды кораблики, парусники или лодки.

Подведение итогов урока. Экспресс выставка с совместным обсуждением полученных результатов. Доработка найденных образов. Какие интересные и эффектные работы у нас получились. Выбираем наиболее удачные работы. Разбираем ошибки, делаем замечания.

Уборка рабочего места

Список использованной литературы

Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.

Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1994.

Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986. Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994.

Урок акварели от Константина Стерхова.

Анализ эффективности занятия

Выбранная структура урока способствовала оптимальному решению задач.

Материал предлагался учащимся в доступной форме с мастер-классом преподавателя.

Трудность заключалась в самостоятельной поисковой деятельности. У школьников была возможность проявить свои знания в области композиции, цветоведения и применить собственный опыт на практике. Были использованы приемы и методы, направленные на развитие личности, настроенной на успех в изобразительной деятельности.

Атмосфера на уроке была доброжелательная, творческая.

-творческий подход учащихся к заданию

-умение анализировать в процессе работы

-правильно использовать свойства материала и цвета

-соблюдать последовательность этапов работы

-грамотно и аккуратно изображать состояние природы.

1 – й уровень: работа выполнена эффектно и выразительно.

2 - й уровень: работа выполнена недостаточно аккуратно и менее выразительна.

3 – й уровень: работа замучена, сухая.

Урок проведён успешно – большинство работ выполнено на высоком уровне.

Самоанализ урока.

Метод эксперимента и метод творческого самовыражения, примененные на данном уроке оказались удачными.

Актуализация ранее полученных знаний

Формирование новых знаний, умений

Выполнение практической работы на основе полученных знаний

Образовательные

Расширить знания учащихся в области живописи

Изучить приёмы работы акварелью

Совершенствовать умение грамотно подбирать цвет

Закрепить навыки поэтапного ведения работы

Воспитательные

Воспитывать самостоятельность в решении творческих задач

эстетическое мышление и вкус

Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность в работе

Воспитывать желание видеть и передавать красоту природы

Развивающие

Развивать образное мышление

Развивать умение грамотно пользоваться средствами художественной выразительности

20170306eizajh.jpg

Вид занятия: рисование гуашью и акварелью.

Задание для выполнения: придумать и нарисовать композицию пейзажа с ближним и дальним планом.

Форма проведения занятия: групповая и индивидуальная.

Тип занятия: повторение и закрепление пройденного материала, изучение нового, формирование и совершенствование умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Цели и задачи занятия:

Образовательные: закрепление материала о тёплых и холодных цветах, знакомство с правилами изображения ближнего и дальнего планов, обучение составлению сложных цветов в заданной цветовой гамме, освоение навыков составления уравновешенной композиции, применения ритмической организации линий и пятен, выявления композиционного центра. Отработка умения подбора нужного колорита.

Развивающие: развитие зрительной памяти, пространственного мышления и образного воображения. Развитие творческих способностей и умения самостоятельного поиска композиции. Развитие и закрепление навыков работы в технике живописи гуашью и акварелью. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к окружающе-му миру, художественного вкуса, аккуратности, усидчивости, интереса к самостоятельной изобразительной деятельности.

УДД (универсальные учебные действия):

способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

элементарные навыки самоорганизации;

соблюдение верной последовательности действий;

проверка результата работы;

формирование личных качеств: внимательность, трудолюбие, аккуратность; развитие мотивации к творчеству и учёбе.

Образовательные технологии.

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

  • объяснительно – иллюстративный (на этапе объяснения темы и постановки задачи);
  • репродуктивный (расстановка ближнего и дальнего планов);
  • творческо-поисковый метод (создание собственной композиции);
  • обучение при помощи технологических карт.

Материалы и оборудование.

для учащихся (воспитанников):

  • бумага для акварели формата А3;
  • карандаш;
  • ластик;
  • гуашевые краски;
  • кисти;
  • акварель;
  • палитра;
  • баночка для воды;

Оформление доски.

Показаны технологические карты, разъясняющие порядок построения пейзажа с дальним планом.

План занятия.

(3 академических часа по 40 минут; 2 перемены по 10 минут)

Ход занятия:

Дети входят в класс, рассаживаются за парты, достают всё необходимое для занятия по живописи.

Повторение и закрепление пройденного материала:

– Ребята! На прошлых занятиях мы успели с вами изобразить осенний и зимний пейзажи и разбирали, какие цвета называются тёплыми, а какие – холодными. Помните?

– Сейчас мы с вами немножко поиграем и вспомним то, что изучали раньше. Я вам буду показывать цветные картинки на мониторе компьютера, а вы мне будете говорить, это цвет тёплый или холодный (далее следует проведение педагогической игры).

Молодцы! Я вижу, вы всё помните! А почему одни цвета мы называем тёплыми, а другие – холодными? Например, тёплыми мы какие цвета называем?

– И какие это цвета? Назовите!

– Правильно. А также их смеси. А холодные – это какие цвета?

– Правильно. И что они нам напоминают?

– Правильно! Вы всё запомнили!

- Что мы видим на ней? (весна, грачи, деревья – березы, река)

- Какие краски они использовали для этого? (тусклые, светлые, темные, неяркие, неброские)

- Сравним эти картины.

- Чем они связаны?(на них изображена весна)

- На каких из картинах показан солнечный день? Как это определили? (у Левитана, т.к. солнечное небо, нехмурое, светлое)

- Правильно. Художнику удалось передать состояние природы в солнечный день при помощи теплых цветов.

- Какое небо на картинах? (У Саврасова-хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня)

– Я предлагаю вам нарисовать пейзаж с очень простой композицией (показываем на доске технологические карты). В ней чётко выделяются два плана – ближний и дальний. Композиция у каждого будет своя. Моя картинка – это только подсказка, а не образец для копирования. И ближний, и дальний план могут быть другими. Небо может быть разным: дневным или вечерним, даже ночным, может быть чистым или облачным. Это зависит от вашей фантазии. Но какое бы ни было небо, отражение в воде должно быть ему созвучно.

Обратите внимание на то, что деревья на дальнем плане кажутся нам меньше. А те, которые мы показываем вблизи, могут даже не умещаться в формат. Это происходит по законам линейной перспективы. Постарайтесь передать это в ваших работах.

Практическая работа учащихся:

Далее дети самостоятельно рисуют карандашом пейзаж, показывают педагогу, потом приступают к работе с цветом.

Индивидуальное консультирование и помощь:

В течение всего занятия наблюдаем за работой детей, при необходимости разъясняем материал в индивидуальном порядке, направляем на создание грамотной, уравновешенной композиции. В сам процесс рисования вмешиваемся только в случае крайней необходимости, и только при согласии ребёнка.

– Вы все молодцы! Нарисовали прекрасные работы!

Обязательно хвалим и эмоционально поддерживаем всех детей. После окончания работы делаем мини-выставку. Дети смотрят, что у кого получилось.

Дети собирают свои художественные принадлежности, моют кисти и баночки для воды, при необходимости протирают парты.

Читайте также: