План открытого урока по черчению

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные: познакомить с правилами нанесения размеров на чертеже, выполнение размерных стрелок, выносных линий, размерных чисел и знаков, с масштабами увеличения и уменьшения.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, точность в работе, усидчивость.

Метод обучения: наглядный, словесный.

Оборудование урока: дидактический материал.

I Организационный момент

Проверка готовности к уроку

II Повторение изученного материала

-Что было задано на дом? (Чертеж видов линий)

-Посмотрите на доску и назовите, какие линии здесь использованы.

(1- штрихпунктирная тонкая линия, s /3 – s /2. Для обозначения осевых и центровых линий. В данном случае – осевая.

2-сплошная толстая основная, s , используется для изображения видимых контуров предмета.

3-штриховая линия, s /2 – s /3. Для изображения невидимых контуров предмета.

4-штрихпунктирная тонкая линия, s /3 – s /2. Для обозначения осевых и центральных линий. В данном случае – центровая.

5-волнистая линия, s /3 – s /2. Обозначает разрыв детали.)

(демонстрация чертежа с детью)

-Какой еще линии не хватает? (Сплошной тонкой линии s /3 – s /2. Для размерных и выносных линий.)

-Давайте вспомним, какие размеры шрифтов используют для учебных чертежей? (3,5; 5; 7.)

-Что определяет номер шрифта? (Номер шрифта определяет высоту заглавной буквы.)

III Знакомство с новым материалом

1. Вводная беседа

Представьте ситуацию, рабочему на заводе принесли чертеж детали, он ее сделал, но она не подходит. Почему? (Демонстрация чертежа детали без размеров.)

-Для того чтобы по чертежу можно было изготовить деталь, что обязательно должно быть указано на чертеже? (Размеры.)

Размеры разделяют на линейные и угловые.

-Как вы думаете, что показывают линейные размеры?

Линейные размеры показывают длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Их всегда указывают в миллиметрах, но единицу измерения не ставят.

-А что могут показывать угловые размеры? (Размеры углов.)

Угловые размеры показывают размер величины угла – в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.

-Какой толщины должна быть размерная линия? (В 3 или в 2 раза тоньше сплошной основной.)

Запишите по пунктам основные правила нанесения размеров.

1. Размеры указывают размерными числами и размерными линиями.

2. Выносная линия должна продолжаться за концы стрелок примерно на 2 мм.

3. Размерные линии не должна пересекаться.

4. Сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают.

5. Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию.

6. Размерную линию всегда проводят параллельно линии контура той части детали, размер которой она определяет.

7. Размерная линия ограничивается с двух сторон размерными стрелками. Длина острого кончика – 4 -5 мм.

(демонстрация чертежа со стрелкой)

8. Размерные числа наносят над размерной линией как можно ближе к её середине. Между размерным числом и размерной линией оставляют промежуток в 1 мм, нельзя ставить число на линию. Если линия расположена вертикально, то число будет всегда находится слева от нее и писать его следует снизу вверх.

9. Размер шрифта для написания размерных чисел – 3,5 или 5.

Чтобы размерные линии на чертеже не пересекались, ближе к изображению детали наносят меньший размер.

Расстояние между размерными линиями должно быть не менее 7 мм.

-Давайте теперь рассмотрим обозначения размеров окружностей.

Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят знак диаметра - - кружок, перечеркнутый наискосок линией. Размер этого кружка должен быть немного меньше, чем размер цифры, а размер косой линии – равным высоты цифры. Запишите в тетрадях обозначение: диаметр 50 мм. ( 50.)

Если размер окружности превышает 40 мм, то размерное число располагают внутри окружности. При меньшем размере окружности размер будет располагаться вне окружности.

Размерную линию для обозначения радиуса проводят из центра дуги и оканчивают стрелкой, с одной стороны. Такое обозначение используется, например, когда на чертеже дана только часть окружности, а не целая окружность. Запишите обозначение: радиус 25. ( R 25.)

Если в детали присутствуют квадратные элементы, то перед размерным числом, указывающим размер этого элемента, наносят знак , причем высота этого знака равна высоте цифры. Запишите обозначение стороны квадрата 50. ( 50.)

Если на чертеже присутствуют повторяющиеся элементы, например, одинаковые круглые отверстия, то на чертеже наносится размер лишь одного из них с указанием количества.

2. Масштабы.

-Представьте ситуацию: вам нужно начертить деталь крыла самолета длиной 5 метров. Как быть в этом случае? Поместится ли изображение на листе? (Можно начертить в уменьшенном размере.)

-Если деталь изображена в уменьшенном размере, то как рабочий узнает, какого размера она должна быть? (Размеры должны быть указаны такие, какой должна быть готовая деталь, даже если на чертеже она другого размера.)

-Как называется такое уменьшение или увеличение изображения? С этим понятием мы сталкиваемся, когда пользуемся картами или планами местности. (Масштаб.)

Запишите в тетрадях: масштаб – это отношение линейных размеров изображения к действительным.

Стандарт устанавливает следующие масштабы:

Масштаб уменьшения – 1 : 2; 1 : 2,5; 1 : 4; 1 : 5; 1 : 10;

Масштаб увеличения – 2 : 1; 2,5 : 1; 4 : 1; 5 : 1; 0 : 1;

Натуральный масштаб – 1 : 1.

Масштаб записывают прописной (заглавной) буквой М и числом (например, М 1 : 2).

IV Практическая работа

При изображении плоских деталей наносят размер их толщины, при этом на выноске перед числом ставят букву s .м

Сейчас вы в своих тетрадях начертите простую плоскую деталь в форме прямоугольника со сторонами 20 и 60. В детали находятся 2 отверстия диаметром 4 мм, каждый на расстоянии 10 мм от сторон.

(чертеж на доске)

-Габаритные размеры, то есть высота и ширина, наносятся в последнюю очередь. С к4акого размера нужно начать? (С обозначения диаметра отверстий и расстояния между отверстиями.)

-Обозначим диаметр отверстий. Какой вариант обозначения размера здесь подойдет? (Так как диаметр отверстий маленький, то стрелки будут располагаться снаружи, а цифры нужно поставить на полке линии-выноски.)

-Отверстия одинаковые. Нужно ли обозначать размеры каждого из них или достаточно только одного? (Можно обозначить размер одного и указать количество отверстий.)

Продолжаем центровые линии за пределы детали вниз, при этом обратите внимание, что выносные линии выполняются сплошной тонкой линией.

На расстоянии 10 мм от контура проводим размерную линию, наносим на ее концах стрелки.

Следим, чтобы выносные линии продолжались за размерную примерно на 2 мм.

Наносим размерное число.

Теперь обозначаем габаритные размеры и толщину детали. Вначале проводим выносные линии, направленные перпендикулярно к определяемому отрезку, затем размерную линию.

V Подведение итогов урока

-В каких единицах измерения выражают линейные размеры на чертежах? (В миллиметрах.)

Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? (Не менее 10 мм.)

-Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов? (Знак диаметра перечеркнутый кружок и радиуса – латинская прописная буква R .)

-Для чего нужен масштаб? Что это такое? (Чтобы на листе можно было изобразить и большие и маленькие детали.)

-Влияет ли масштаб на величину размерных чисел? (Нет.)

VI Выставление отметок

VII Домашнее задание

Сдайте выполненные дома работы.

К следующему уроку подготовьте вертикальный лист формата А4 с рамкой и основной надписью.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНДУСТРИИ

И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ .

Поурочный № 63

Образовательная: Познакомить учащихся с понятиями эскизов.

Дать понятие и раскрытия темы об особенностях выполнения эскиза детали.

Развивающая: С пособствовать обучению учащегося умению конструировать репродуктивные вопросы по с содержанию учебного материала. Развитие пространственного представления и мышления.

Воспитательная: Продолжать воспитывать аккуратность при выполнении чертежей. С пособствовать развитию познавательных интересов и культуру графического труда.

Тип урока: Комбинированный.

Компьютер, мультимедийный проектор, и иллюстративный материал, раздаточный материал, тесты, сл айды, ватманы, маркеры, детали, карандаши, миллимитровочная бумага, звездочки .

І. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней

(психологической) готовностью учащихся к уроку.

1-2 мин. приветствие; учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).

Группа разделяется на 3 команды и выбирает себе капитана.

ІІ. Проверка домашнего задания. (6 мин.)

Учитель раздает каждому обучающимуся листы с тестовыми вопросами.

Тест из 5 вопросов.

Что называется рабочим чертежем?

А) рабочим чертежом детали называется графический конструкторский документ, содержащий изображение детали и другие данные, необходимые для ее изготовления и контроля.

Б) рабочим чертежом детали называется документ, предназначенный для разового использования в производстве.

В) рабочим чертежом детали называется плавный переход прямой в дугу окружности или одной дуги к в другую.

Где излагаются общие правила оформления и содержания рабочего чертежа детали и основные требования к его выполнению устанавливается…?

А) Общие правила оформления и содержания рабочего чертежа детали излагаются в Мастабах, а основные требования к его выполнению устанавливает ЕСКД. ( Еди́ная систе́ма констру́кторской документа́ции)

Б) Общие правила оформления и содержания рабочего чертежа детали излагаются в стандартах ЕСКД, а основные требования к его выполнению устанавливает ГОСТ 2.109-73.

В) Общие правила оформления и содержания рабочего чертежа детали излагаются в Миллиметрах , а основные требования к его выполнению устанавливает Масштаб.

На чертеже может быть отдельно расположенный размер – он называется?

А) звеном .

Как следует изображать мелкие детали, имеющие сложную форму?

А) Мелкие детали, имеющие сложную форму, следует изображать в масштабах уменьшения.

Б) Мелкие детали, имеющие сложную форму, следует изображать в масштабах 1:1

В) Мелкие детали, имеющие сложную форму, следует изображать в масштабах увеличения.

Крупные детали несложной формы могут изображаться в масштабах?

А) Крупные детали несложной формы могут изображаться в масштабах 1:1

Б) Крупные детали несложной формы могут изображаться в масштабах

В) Крупные детали несложной формы могут изображаться в масштабах уменьшения.

Самопроверка.

Карточка с правильными ответами раздается командам и они проверяют работу друг друга. 1 команда проверяет тесты у 3 команды. 2 команда у 1 команды, ну и 3 команда у 2 команды.

ІІІ. Формирование новых понятий. (8 мин.)

Назначение эскизов.

К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования в производстве. Изображение предмета на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.

Эскизами пользуются конструкторы при проектировании, например, новых машин. Эскизы применяются также при ремонте оборудования, когда вместо вышедшей из строя детали надо изготовить новую. Тогда с натуры снимают эскиз детали.

На производстве часто приходится непосредственно по эскизу изготовлять деталь, поэтому к нему следует относиться как к важному техническому документу.

Эскизы должны быть выполнены в соответствии со стандартами ЕСКД на чертежи. Линии на эскизе должны быть ровными и четкими. Все надписи следует выполнять чертежным шрифтом.

Эскиз выполняют обычно н а бумаге в клетку. Это удобнее и быстрее. По клетке легко проводить перпендикулярные и параллельные линии, соблюдать пропорциональность частей предмета при построении изображений. Дуги окружностей можно провести циркулем, а потом обвести от руки. Выполняют эскиз мягким карандашом (М или 2М).

Для обмера детали при съемке эскиза с натуры используют различные измерительные инструменты.

Такие как, линейка (измерение линейных величин выполняют при помощи линейки, штангенциркуль (штангенциркулем измеряют линейные размеры, диаметры цилиндрических элементов (наружных и внутренних), а также глубину отверстий и углублений).
В практике применяют и другие измерительные инструменты.

Эскиз детали выполняют в следующей последовательности

1) наносят внутреннюю рамку и основную надпись на формат;

2) изучают форму детали и определяют, из какого материала изготовлена деталь;

3) устанавливают пропорциональное соотношение размеров всех элементов детали между собой;

4) выбирают положение детали относительно плоскостей проекций, определяют главное изображение чертежа и минимальное число изображений, позволяющих полно выявить форму детали;

5) на глаз выбирают масштаб изображений и размещают их на поле формата с помощью габаритных прямоугольников так, чтобы между ними было достаточно места для нанесения размеров;

6) при необходимости наносят осевые и центровые линии и выполняют изображения детали;

7) обводят изображения;

8) наносят размерные и выносные линии;

9) обмеряют деталь различными измерительными инструментами (линейкой, угломером, штангенциркулем, нутромером). Полученные размеры наносят над соответствующими размерными линиями;

10) заполняют основную надпись чертежа;

11) проверяют правильность выполнения эскиза.

hello_html_1ce4d8b2.jpg

IV .Формирование умений и навыков при закреплени

Выполните эскиз с натуры одной из деталей в трех видах

Учитель раздает каждой группе по детали, миллимитровочной бумаге и маркеру. Обучающиеся должны начертить эскиз детали в трех видах (сбоку, спереди, сверху). Конкурс оценивается по двум критериям: за скорость 1 звездочка; за правильный ответ 1 звездочка. Итого 2 звездочки.

После выполнения задания все команды переходят во второй тур.

Выполните задание исправив ошибки на заданном чертеже

После выполнения задания команды переходят в третий тур.

hello_html_m171b4af9.jpg

По горизонтали

2. Кнопка с углублением для иглы циркуля используется для проведения нескольких окружностей или их дуг из одного центра

5. Свойство карандаша, которое означает буква М или B

9. Малый циркуль для проведения окружностей малого диаметра от 0,5 до 8 мм

10. Простейший чертежный инструмент, служащий для проведения прямых линий и измерения размеров

13. Свойство карандаша, которое означает буква Т или H

14. Основной инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала, применяемый для письма, рисования, черчения

По вертикали

1. Измеритель применяется для измерения, откладывания и деления отрезков

3. Чертежная линейка для проведения параллельных линий

4. Набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр

6. Тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля

7. Для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы

8. Основной материал, на котором выполняются графические и текстовые конструкторские документы

11. В практике выполнения чертежей используются два. с углами 90°, 45°, 45° и с углами 90°, 30°, 60°

12. Графический инструмент, который используют для устранения каких-либо недостатков.

Капитан отгадавший больше слов выходит победителем и приносит 3 звездочки команде. Помощь команды, снижается 1 бал.

Подсчитываются звездочки и выявляется команда победителей.

Рефлексия . (3 мин.)

И так, инсерт — это прием технологии развития критического мышления , используемый при работе, с новой информацией. Используя информацию, полученную сегодня на уроке и для закрепления нового материала сделайте обобщение в форме инсерт :

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

2. Заполняется таблица

V - это я знаю

+ это новая информация для меня

— я думал по-другому

? - это мне непонятно

Эскиз - выполняется от руки на глаз.

Эскиз – предназначен для разового использования в производстве.

Эскизы должны быть выполнены в соответствии со стандартами ЕСКД на чертежи.

Линии на эскизе должны быть ровными и четкими. Все надписи следует выполнять чертежным шрифтом.

V . Домашние задание к следующему уроку .

Карточки § 18, выполнить эскиз детали по наглядному изображению (рис.155а).

Нажмите, чтобы узнать подробности

- изучить алгоритм построения сечений и применение его при построении чертежей.

Развивающая: - развивать пространственное мышление, пространственное представление;

- развивать познавательный интерес к предмету и профессии в целом;

- развивать умение творческой, познавательной деятельности.

Воспитательная : - воспитывать ответственное отношение к предмету и будущей профессии

- воспитывать умение целенаправленно работать на уроке.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Ход урока

Прежде чем перейти к изучению новой темы необходимо вспомнить основные сведения из проекционного черчения.

  1. Сколько видов на чертеже может иметь предмет?
  2. Перечислите эти виды.
  3. С выбора какого вида начинают построение чертежа?
  4. Как его выбирают?
  5. От чего зависит количество видов на чертеже?
  6. Какой линией выполняется обводка видимых контуров детали?
  7. А невидимых?
  8. Перечислите плоскости проекций.
  9. Какие на них выполняют виды?

Мы с вами вспомнили, что форма с помощью видов форма некоторых деталей не выявляется с достаточной полнотой и удобочитаемостью. По этим видам нельзя, например, установить поперечную форму детали и форму мелких элементов ступенчатого вала, т.к. на главном виде не определяется форма всех частей вала, а вид слева будет пересечен множеством линий, малопонятным и не разъяснит форму каждой части детали.

Чтобы показать поперечную форму детали, используют изображение, называемое сечением.

Для получения сечения деталь мысленно рассекают воображаемой секущей плоскостью в том месте, где нужно выявить ее форму.

Сечением называется изображение предмета, полученное при мысленном рассчении его плоскостью или несколькими плоскостями.

На сечении показывается только то, что рассекается, т.е. попадает в секущую плоскость.

Построение сечений.

Ступенчатый вал мысленно рассекают секущими плоскостями перпендикулярно оси вала. Каждая плоскость проходит в интересующем нас месте и показывает поперечную форму детали в этом месте. Проходя по мелким элементам, показывает их форму и размеры. Спроецировав на плоскость полученное изображение получают сечение. Их выделяют штриховкой под 45* в любую сторону либо 30 * для несовпадения с другими линиями контура детали.Заштриховывают только рассеченный материал.

Задание. Каждой команде в тетради выполнить виды сечений предложенных деталей.

Виды сечений.

Сечения бывают вынесенные и наложенные.Вынесенные выполняют вне контура изображения на чертеже, а наложенные расположены на самом виде.

Вынесенные сечения более предпочтительны, т. к. не загромождают вид и удобны для нанесения размеров. Контур вынесенного сечения обводится основной сплошной линией, а наложенного – сплошной тонкой. Наложенное сечение располагают в том месте, где проходила секущая плоскость и на том виде, к которому оно относится, т.е накладывается на изображение.

Вынесенное сечение может располагаться :

- на продолжении линии сечения;

- на месте одного из видов;

- в разрыве между частями одного из видов.

Обозначение сечений.

Положение секущей плоскости указывается на чертеже разомкнутой линией или тонкой штрихпунктирной, если на ее продолжении выполняют симметричное сечение. На разомкнутой линии препендикулярно ей ставят стрелки, указывающие направление взгляда. На стрелках проставляют одну и ту же букву русского алфавита. А над сечением делают надпись по типу А-А. Если сечение находится в разрыве, то линию сечения не проводят.Для наложенного сечения линию сечения показывают стрелками, но буквами не обозначают.

Правила построения сечений.

На чертеже одной детали может быть сколько угодно различных сечений, сколько нужно для выявления ее формы. Сечения выполняют в том же масштабе, что и сам вид, к которому оно относится. На сечениях наносят необходимые размеры. Сечение должно по построению соответствовать направлению, указанному стрелками.

Упражнение 1.групповое

Выбрать правильное сечение детали.Отметить ответ в карточке.

Упражнение 2.групповое

Подобрать к каждой секущей плоскости ее сечение. Отметить ответ в карточке.

Упражнение 3. групповое

  • По карточкам установить форму детали в секущей плоскости и собрать из конструктора эти сечения.

Графическое задание.индивидуальное

  • По деталям с указанными секущими плоскостями построить сечение в тетради, используя алгоритм построения сечений.

Алгоритм построения сечений:

а) проведение центровых линий фигуры сечения;
б) построение общего очертания фигуры сечения;
в) уточнение фигуры сечения;
г) штриховка фигуры сечения.

д) обозначение секущих плоскостей и фигур сечений, обводка.

Вопросы к чтению чертежа с сечениями.

1.Сколько видов детали показано на чертеже?

2.Сколько показано сечений?

3.Рассматривая сечения и главный вид определите форму каждой ступени

4.По сечениям установить наличие и форму мелких элементов.

Закрепление нового материала по тестам.

А. Сечения бывают :

1. простые

2. профильные

4. начерченные

5. сложные

Б. На сечении показывают

1. то, что лежит за секущей плоскостью

2.то, что лежит перед секущей плоскостью

3. то, что попадает в секущую плоскость

4.то, что попадает в секущую плоскость и лежит за ней.

5. вид спереди.

В.Сечения на чертеже обозначают:

1. буквами русского алфавита

2. цифрами

3. буквами латинского алфавита

Г. Сечения служат для

1. усложнения чертежа

2. заполнения свободного места на чертеже

3. выявления поперечной формы предмета

Д.Секущая плоскость на чертеже показывается

1. штриховой линией

2. разомкнутой линией

3. основной сплошной линией.

В конце урока подведем итоги. Каждая команда проставляет каждому ее члену баллы за участие в работе в оценочном листе команды. Преподаватель проставляет туда же баллы за графическую работу учащихся и называет оценки за урок.

Учащиеся заполняют лист рефлексии и озвучивают ее.

Спасибо за урок.

Разработка открытого урока по черчению.

Обучающая: - изучить сечения как изображения, их назначение и виды;

- изучить алгоритм построения сечений и применение его при построении чертежей.

Развивающая: - развивать пространственное мышление, пространственное представление;

- развивать познавательный интерес к предмету и профессии в целом;

- развивать умение творческой, познавательной деятельности.

Воспитательная : - воспитывать ответственное отношение к предмету и будущей профессии

- воспитывать умение целенаправленно работать на уроке.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

Прежде чем перейти к изучению новой темы необходимо вспомнить основные сведения из проекционного черчения.

Сколько видов на чертеже может иметь предмет?

Перечислите эти виды.

С выбора какого вида начинают построение чертежа?

Как его выбирают?

От чего зависит количество видов на чертеже?

Какой линией выполняется обводка видимых контуров детали?

А невидимых?

Перечислите плоскости проекций.

Какие на них выполняют виды?

Мы с вами вспомнили, что форма с помощью видов форма некоторых деталей не выявляется с достаточной полнотой и удобочитаемостью. По этим видам нельзя , например, установить поперечную форму детали и форму мелких элементов ступенчатого вала, т.к. на главном виде не определяется форма всех частей вала, а вид слева будет пересечен множеством линий, малопонятным и не разъяснит форму каждой части детали.

Чтобы показать поперечную форму детали, используют изображение, называемое сечением.

Для получения сечения деталь мысленно рассекают воображаемой секущей плоскостью в том месте, где нужно выявить ее форму.

Сечением называется изображение предмета, полученное при мысленном рассчении его плоскостью или несколькими плоскостями.

На сечении показывается только то, что рассекается, т.е. попадает в секущую плоскость.

Построение сечений.

Ступенчатый вал мысленно рассекают секущими плоскостями перпендикулярно оси вала. Каждая плоскость проходит в интересующем нас месте и показывает поперечную форму детали в этом месте. Проходя по мелким элементам, показывает их форму и размеры. Спроецировав на плоскость полученное изображение получают сечение. Их выделяют штриховкой под 45* в любую сторону либо 30 * для несовпадения с другими линиями контура детали.Заштриховывают только рассеченный материал.

Задание. Каждой команде в тетради выполнить виды сечений предложенных деталей.

Виды сечений.

Сечения бывают вынесенные и наложенные.Вынесенные выполняют вне контура изображения на чертеже, а наложенные расположены на самом виде.

Вынесенные сечения более предпочтительны, т. к. не загромождают вид и удобны для нанесения размеров. Контур вынесенного сечения обводится основной сплошной линией, а наложенного – сплошной тонкой. Наложенное сечение располагают в том месте, где проходила секущая плоскость и на том виде, к которому оно относится, т.е накладывается на изображение.

Вынесенное сечение может располагаться :

- на продолжении линии сечения;

- на месте одного из видов;

- в разрыве между частями одного из видов.

Обозначение сечений.

Положение секущей плоскости указывается на чертеже разомкнутой линией или тонкой штрихпунктирной , если на ее продолжении выполняют симметричное сечение. На разомкнутой линии препендикулярно ей ставят стрелки, указывающие направление взгляда. На стрелках проставляют одну и ту же букву русского алфавита. А над сечением делают надпись по типу А-А. Если сечение находится в разрыве , то линию сечения не проводят.Для наложенного сечения линию сечения показывают стрелками, но буквами не обозначают.

Правила построения сечений.

На чертеже одной детали может быть сколько угодно различных сечений, сколько нужно для выявления ее формы. Сечения выполняют в том же масштабе, что и сам вид, к которому оно относится. На сечениях наносят необходимые размеры. Сечение должно по построению соответствовать направлению, указанному стрелками.

Упражнение 1.групповое

Выбрать правильное сечение детали.Отметить ответ в карточке.

Упражнение 2.групповое

Подобрать к каждой секущей плоскости ее сечение. Отметить ответ в карточке.

Упражнение 3. групповое

По карточкам установить форму детали в секущей плоскости и собрать из конструктора эти сечения .

Графическое задание.индивидуальное

По деталям с указанными секущими плоскостями построить сечение в тетради , используя алгоритм построения сечений.

Алгоритм построения сечений:

а) проведение центровых линий фигуры сечения;
б) построение общего очертания фигуры сечения;
в) уточнение фигуры сечения;
г) штриховка фигуры сечения.

д) обозначение секущих плоскостей и фигур сечений, обводка.

Вопросы к чтению чертежа с сечениями.

Сколько видов детали показано на чертеже?

Сколько показано сечений?

Рассматривая сечения и главный вид определите форму каждой ступени

По сечениям установить наличие и форму мелких элементов.

Закрепление нового материала по тестам.

А. Сечения бывают :

1. простые

2. профильные

4. начерченные

5. сложные

Б. На сечении показывают

1. то, что лежит за секущей плоскостью

2.то , что лежит перед секущей плоскостью

3. то, что попадает в секущую плоскость

4.то, что попадает в секущую плоскость и лежит за ней.

5. вид спереди.

В.Сечения на чертеже обозначают:

1. буквами русского алфавита

2. цифрами

3. буквами латинского алфавита

Г. Сечения служат для

1. усложнения чертежа

2. заполнения свободного места на чертеже

3. выявления поперечной формы предмета

Д.Секущая плоскость на чертеже показывается

1. штриховой линией

2. разомкнутой линией

3. основной сплошной линией.

В конце урока подведем итоги. Каждая команда проставляет каждому ее члену баллы за участие в работе в оценочном листе команды. Преподаватель проставляет туда же баллы за графическую работу учащихся и называет оценки за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта история случилась с писателем Антуаном де Сентом-Экзюпери. Когда ему было шесть лет, в книге под названием "Правдивые истории", где рассказывалось про девственные леса, он увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:


В книге говорилось: "Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу".

Он много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был его рисунок N o 1. Вот что он нарисовал:


Он показал свое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная? - возразили ему. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда он нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот его рисунок N o 2:


Взрослые посоветовали ему не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет он отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N o 1 и N o 2, он утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Итак, ему пришлось выбирать другую профессию, и он выучился на летчика. Облетел он чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, ему очень пригодилась. Он умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

Когда он встречал взрослого, который казался ему разумней и понятливей других, он показывал ему свой рисунок N o 1 - он его сохранил и всегда носил с собою. Он хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали ему: "Это шляпа". И он уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Он применялся к их понятиям. Он говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

Таким образом писателю пришлось нарисовать разрез змеи, чтобы объяснить, что он имел ввиду.

В России разрезы давно стали использовать для отображения внутренней формы изделий. Изображения разрезов находим на чертежах И. И. Ползунова, И. П. Кулибина, E. А. н M. E. Черепановых и других механиков.

Разрезом называется изображение предмета, мысленно рассечённого одной или несколькими плоскостями.

На разрезе показывают то, что расположено в секущей плоскости и что расположено за ней.

1.1.1 Классификация разрезов

В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы делятся на:

простые — пpи одной секущей плоскости;

сложные — пpи нескольких секущих плоскостях.


Рисунок — Классификация разрезов

Положение секущей плоскости показывают на основном изображении толстой разомкнутой линией (1,5s, где s– толщина основной линии). Длина каждого штриха от 8 до 20 мм. Направление взгляда показывают стрелками, перпендикулярными штрихам. Стрелки изображают на расстоянии 2-3 мм от наружных концов штрихов. Имя секущей плоскости обозначается прописными буквами русского алфавита. Буквы наносят параллельно горизонтальным линиям основной надписи независимо от положения стрелок.

Если при выполнении простого разреза, находящегося в проекционной связи с основным изображением, секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии, то секущая плоскость не изображается, а разрез не подписывается.


Рисунок – Обозначения разрезов на чертеже


Рисунок – Простой разрез: а) — фронтальный; б) — местный

В зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости пpоекций pазpезы pазделяются на:

гоpизонтальные— секущая плоскость паpаллельна гоpизонтальной плоскости пpоекций;

веpтикальные – секущая плоскость пеpпендикуляpна гоpизонтальной плоскости пpоекций;

наклонные – секущая плоскость составляет с гоpизонтальной плоскостью пpоекций угол, отличный от пpямого.




Рисунок – Простой горизонтальный разрез

Веpтикальные pазpезы называются:

фpонтальными, если секущая плоскость паpаллельна фpонтальной плоскости пpоекций;

пpофильными, если секущая плоскость паpаллельна пpофильной плоскости пpоекций.



Рисунок – Простой фронтальный разрез



Рисунок – Простой профильный разрез



Рисунок – Наклонный разрез

Сложные pазpезы делятся на:

ступенчатые, если секущие плоскости паpаллельны (ступенчатые гоpизонтальные, ступенчатые фpонтальные);

ломаные, если секущие плоскости пеpесекаются.


Рисунок– Сложный — Ступенчатый разрез


Рисунок– Сложный — Ломаный разрез

пpодольными, если секущие плоскости напpавлены вдоль длины или высоты пpедмета;

попеpечными, если секущие плоскости напpавлены пеpпендикуляpно длине или высоте пpедмета.

Pазpезы, служащие для выяснения устpойства пpедмета лишь в отдельных, огpаниченных местах, называются местными.



Рисунок – Примеры выполнения разрезов


Рисунок – Примеры выполнения разрезов, совмещенных с видами

1.2.2 Выполнение разрезов

Гоpизонтальные, фpонтальные и пpофильные pазpезы могут быть pасположены на месте соответствующих основных видов.

Часть вида и часть соответствующего pазpеза допускается соединять, pазделяя их сплошной волнистой линией или линией с изломом. Она не должна совпадать с какими-либо дpугими линиями изобpажения.

Если соединяются половина вида и половина pазpеза, каждый из котоpых является симметpичной фигуpой, то pазделяющей линией служит ось симметpии. Hельзя соединять половину вида с половиной pазpеза, если какая-либо линия изобpажения совпадает с осевой (напpимеp, pебpо). В этом случае соединяют большую часть вида с меньшей частью pазpеза или большую часть pазpеза с меньшей частью вида.

Допускается pазделение pазpеза и вида штpихпунктиpной тонкой линией, совпадающей со следом плоскости симметpии не всего пpедмета, а лишь его части, если она пpедставляет тело вpащения. Пpи соединении половины вида с половиной соответствующего pазpеза, pазpез pасполагают спpава от веpтикальной оси и снизу от гоpизонтальной.


Рисунок – соединение половины вида с половиной разреза.


Рисунок – местный разрез.

Местные pазpезы выделяются на виде сплошными волнистыми линиями. Эти линии не должны совпадать с какими-либо дpугими линиями изобpажения.

Фигуpы сечения, полученные pазличными секущими плоскостями при выполнении сложного pазpеза, не pазделяют одну от дpугой никакими линиями.

Сложный ступенчатый pазpез помещают на месте соответствующего основного вида или в любом месте чеpтежа.

Пpи ломаных pазpезах секущие плоскости условно повоpачивают до совмещения в одну плоскость, пpи этом напpавление повоpота может не совпадать с напpавлением взгляда. Если совмещенные плоскости окажутся паpаллельными одной из основных плоскостей пpоекций, то ломаный pазpез допускается помещать на месте соответствующего вида.

Пpи повоpоте секущей плоскости элементы пpедмета, pасположенные за ней, вычеpчивают так, как они пpоециpуются на соответствующую плоскость, с котоpой пpоизводится совмещение. Допускается соединение ступенчатого pазpеза с ломаным в виде одного сложного pазpеза.

Cечением называется изобpажение фигуpы, получающейся пpи мысленном pассечении пpедмета секущей плоскостью.

Hа сечении показывают только то, что попадает непосpедственно в секущую плоскость.

Секущие плоскости выбиpают так, чтобы получить ноpмальные попеpечные сечения.

Сечения делятся на:

сечения, входящие в состав pазpеза;

сечения, не входящие в состав pазpеза Рисунок.

Hе входящие в состав pазpеза делятся на:

Вынесенные сечения являются пpедпочтительными и их допускается pасполагать в pазpыве между частями одного и того же вида, на пpодолжении следа секущей плоскости пpи симметpичной фигуpе сечения, на любом месте поля чеpтежа, а также с повоpотом.

Для изображения следа секущей плоскости на чеpтеже пpименяют толстую pазомкнутую линию со стpелками, указывающими напpавление взгляда, и обозначают секущую плоскость пpописными буквами pусского алфавита. Сечение сопpовождается надписью по типу А-А .

Соотношение pазмеpов стpелок и штpихов pазомкнутой линии должны соответствовать. Hачальный и конечный штpихи не должны пеpесекать контуp изобpажения.

Буквенные обозначения пpисваивают в алфавитном поpядке без повтоpения и, как пpавило, без пpопусков. Pазмеp шpифта буквенных обозначений должен быть больше размера цифр pазмеpных чисел пpиблизительно в два pаза. Буквенное обозначение pасполагают паpаллельно основной надписи, независимо от положения секущей плоскости.

В общем случае, когда сечение располагается на любом свободном месте на чертеже, положение следа секущей плоскости изображается, как указано выше, а изображение сечения сопровождается надписью, соответствующей имени секущей плоскости.

В случаях, показанных на Рисунках: (сечения наложенные; сечения, выполненные в разрыве вида; сечения, выполненные на продолжении следа секущей плоскости) — для симметpичных сечений след секущей плоскости не изображают и сечение надписью не сопpовождают.




Для несимметpичных сечений, pасположенных в pазpыве, или наложенных, след секущей плоскости изображают, но буквами не сопровождают. Сечение также не сопровождают надписью.

Контур вынесенного сечения выполняется толстой сплошной линией (основной линией), а контур наложенного сечения — тонкой сплошной линией, при этом контур вида не прерывается.

Читайте также: