План одного дня в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мы говорим - важно воспитать самостоятельность, ответственность у наших детей, но в тоже время мы настолько привыкли продумывать, выстраивать и организовывать каждую минуту жизни детей в детском саду, что можем написать возможные их ответы на вопросы воспитателя. (Свирская Л.В. к.пед.н.)

1. Установить обязательное время, когда мы вместе планируем день. Для моей группы очень удобно после завтрака. Дети все пришли, пообщались друг с другом, с чем-то позанимались, подкрепили свои силы завтраком, сформировали подгруппы. Теперь мы сможем спокойно общаться.

2. Говорим о значимых событиях прошедшего дня и наступившего утра.

Идей у детей множество и нам необходимо выбрать значимую, которая будет интересна для всей группы. Если у нас уже идёт проект, то все предложения детей будут непосредственно связаны с планом проекта, который мы вместе разработали.

Согласование идей организуется в виде диалога. Дети могут спланировать свои действия, выбрать место и партнеров. Можно прибегнуть к подсчету голосов.

3. После того, как выбрана тема дня, я предлагаю детям спланировать свою работу по выбранной теме: Что вы предлагаете сделать сегодня? Что вы хотите узнать? Чему научиться? Этапы планирования я, а в дальнейшем учатся и дети, фиксируем коротко на бумаге печатными буквами, результаты работы дети фиксируют схематично, всё это мы помещаем на рабочем стенде в группе Каждый исследователь знает, где его план на сегодня.

Первоначально я старалась объединить всех ребят в решение одной общей задачи, мне так было легче с ними работать, потом стали появляться подгруппы с общими интересами, которые стали работать больше самостоятельно.

Остальные предложения детей будут вливаться в главную идею (из опыта работы). Если лидер в группе предложил, например, узнать какие семена созревают у разных растений, то, как правило, несколько детей захотят делать тоже. Другие дети воспользуются этой идеей, и будут дополнять общий замысел: собрать гербарий, насушить семян для поделок,нарисовать картину, сделать аппликацию из семян, сходить на экскурсию, что-нибудь исследовать, провести какие-нибудь опыты и эксперименты и т.д.

Исследовательско-творческая деятельность над одним общим проектом, где каждый ребенок реализует свое предложение, помогает ответственно относиться к своей работе.

4. Перед дневной прогулкой мы опять собираемся в общий круг для обсуждения результатов. Мы учимся рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, учимся анализировать не только свой результат, но и результат других ребят.

В конце дня перед уходом домой, ребята обязательно получают разные фишки для поощрения. Я считаю, что это необходимо, для мотивации к деятельности. У нас в группе даже разработана система поощрений. Где каждый ребёнок отмечен, но и есть к чему стремиться.

Для поддержания интереса к теме проекта или исследования я каждое утро мотивирую детей к действиям. Заранее в группу вношу разные предметы: песок, глину, воду, духовку, сито, куриные яйца, лопаточки, совочки, весы, различные иллюстрации, мастерки, мелкие камни, мел, известь, цемент. Всё зависит от идущего проекта. Интернетом в группе дети пользуются всегда, ещё они приносят планшеты. Всё это конечно дозировано и под присмотром.

Обязательно поддерживаю ребёнка первым высказавшего идею:

- Я хочу сегодня полепить из глины.

- А что ты будешь лепить?

- Красивый замок с башнями и колодец.

- Что тебе для этого нужно?

- Мне нужен Интернет, глина, песок, камни, вода и цветная бумага для флажков.

- С чего ты начнёшь? Нужна ли тебе помощь? С кем бы ты хотел работать?

Я работаю в разновозрастной группе с детьми от 1,6 до 7 лет. Дети подготовительной и старшей группы передают свой игровой и учебный опыт малышам. Малыши учатся у них и чувствуют себя комфортно.

Когда дети начинают приобретать опыт планирования, моя роль уже заключается в том, чтобы обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, участие в планировании. Стимулировать и поддерживать инициативы детей, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.

С приобретением опыта мои дети уже в большей степени сами планируют свой день, самостоятельно формируют подгруппы. Моя задача состоит в том, чтобы фиксировать у детей идеи, стимулировать развивающую среду.

Педагог и дети, выполняющие аппликацию

Работа педагога детского сада — это не только креативное общение с малышами, но и систематическая реализация ряда формальностей, связанных с организацией процесса обучения и воспитания. И, прежде всего, речь идёт о написании планов работы с детьми. Поскольку каждый из аспектов эффективного педагогического взаимодействия с ребятами требует составления алгоритма выполнения, вопросы методически грамотного написания плана приобретают особую актуальность.

Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:

  • обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
  • рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).

Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.

Дети сидят на оранжевом коврике вокруг воспитателя

Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду

Виды планов

В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:

Это интересно. В педагогической литературе выделяется ещё один вид планирования — методическое. Это перечень мероприятий для осуществления учебно-воспитательного сотрудничества воспитателей с детьми, учителей с родителями и педагогов между собой.

Дети занимаются выполнением аппликации за столом

Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности

Формы составления планов

Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:

  • текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
  • блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
  • табличный, имеющий форму записи таблицей;
  • модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).

Миссия составления календарно-тематического планирования

Этот вид плана представляет содержание ежедневной методической работы, отражает интересы и потребности малышей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. Миссия написания календарно-тематического плана состоит в:

  • последовательном выполнении программы обучения и воспитания по всем векторам образовательного взаимодействия с ребятами;
  • систематизации работы с подопечными детского сада;
  • достижении поставленных образовательной программой целей и задач с возможностью отслеживать динамику этого процесса (например, в сентябре во второй младшей группе дети знают 2–3 подвижные игры, к концу календарного года — 5–6).

Задачи написания календарно-тематического планирования заключаются в:

  • обеспечении связи теории и практики сотрудничества с детьми (к примеру, применение инновационных технологий в работе — ИКТ, или внедрение технологии проектов в освоение той или иной темы);
  • решении задач, поставленных программой, через комбинацию видов сотрудничества с ребятами, самостоятельную деятельность малышей, а также через выстраивание стратегии работы с семьями детей;
  • выстраивании порядка реализации задач учебно-воспитательного процесса и в рамках НОД (непосредственной образовательной деятельности, то есть занятий), и при выполнении режимных моментов, подготовки и проведения развлечений и пр.;
  • выборе оптимальных приёмов сочетания видов образовательной деятельности для малышей того или иного возраста (например, в младших и средней группах это игровая активность, в старших — акцент на познание, но обязательно в игровой форме);
  • интеграции векторов процесса образования в соответствии с возрастной категорией и особенностями личностного развития малышей (к примеру, акцент на работу в мини-группах для старших дошкольников, у которых есть сложности с социализацией, в частности в выстраивании взаимоотношений с одногодками).

Дети стоят с рисунками видов обуви

Планирование позволяет найти оптимальные пути интеграции образовательных областей

Объекты составления плана

Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:

  • НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
  • режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
  • кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
  • нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
  • работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).

Видео: вопросы организации и планирования работы воспитателя детского сада в освещении руководителя кафедры развития образовательных систем Института развития образования Орловской области

Методика составления тематического планирования

План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:

  1. Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
  2. Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
  3. Задачи комплексного плана для конкретной группы.
  4. Список нормативно-правовой документации.
  5. Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
  6. Поимённый перечень малышей.
  7. Схема размещения ребята за столами.
  8. Распорядок дня.
  9. Расписание НОД.
  10. Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
  11. Содержание самостоятельной деятельности малышей.
  12. Список упражнений для утренней гимнастики.
  13. Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
  14. Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
  15. Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
  16. Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
  17. Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.

Лупа и папки с документами

Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами

Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь

Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов

Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.

Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.

Педагог и дети играют пирамидкой

Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей

Тематические недели

В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.

Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:

  • НОД, то есть занятия;
  • праздники;
  • игры;
  • экспериментирование;
  • экскурсии.

Такой формат планирования позволяет;

  • добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
  • привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
  • развлечь участников учебно-воспитательного процесса.

Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.

Дети с педагогом разбирают овощи на полу

Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему

Конспект занятия по теме недели

Занятия в объединениях дополнительного образования (ОДО).

Отдых и деятельность на воздухе.

1. Посещение ОДО по графику +

2. Проведение прогулки на свежем воздухе.

-Наблюдение за погодой. (Составление рассказов в зависимости от возрастных особенностей обучающихся)

-Организация подвижной игры. + (В зависимости от возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей детей группы)

-Организация мотивированной деятельности, самостоятельной игры.

1.Развивать индивидуальные склонности и интересы обучающихся.

3.Провести коррекционную (словарную) работу. Закрепить словарь.

4.Создать условия для восстановления сил и работоспособности обучающихся.

5. Формирование умения общаться в играх, соревнованиях, в ближайшем социуме.

Соблюдение техники безопасности (ТБ).

(Организация настольных игр, занятий по интересам с использованием личных планшетов и ноутбуков. (Погодные условия).

Время года, месяц(название)

Приметы. Атмосферные явления (ветер, облачность, осадки)

В какую игру вы будите играть?

Я иду на секцию, буду играть в футбол.

Сегодня будет репетиция.

Мы будем гулять на улице.

Я буду играть в футбол на спортивной площадке.

Я буду гулять.

Закрепление правил культуры общения во время еды.

Контроль приёма пищи.

Я выпил(а) йогурт(молоко) с булкой (кексом, пряником). Мне нравится ….. Я (не) люблю чай.

1.Мотивационно-ориентировочный этап.

2. Поисковый этап. Работа по теме.

3.Практический этап.

4.Рефлексивно-оценочный этап.

-образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выработка рациональных методов, развитие навыков, умений самостоятельной работы с книгой, справочной литературой, расширение кругозора, словарного запаса);

- развивающе (развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи);

-воспитательные(воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры и умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности-честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и т.д.);

- коррекционные (развитие речи, развитие слухового восприятия, обучение произношению).

I. Организационный этап.

Цели – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования к самоподгтовке, психологические настроить обучающихся на работу.

психологическая готовность обучающихся к началу самоподготовки;

- внешний вид обучающихся (аккуратность, опрятность, чистота рук, одежды, прическа, наличие сменной обуви);

- проведение влажной уборки;

- подготовка рабочих мест (воспитанников и воспитателя);

- подготовка доски ( чистота, пригодность для работы мелом);

- наличие наглядности ( таблиц, схем, словарей, дидактических игр, пособий);

II. Выполнение домашнего задании по предметам +

Соблюдение охранительного режима.

- уровень освещенности; чистота помещения; размещение воспитанников с учётом их здоровья; приёмы и методы работы над осанкой воспитанников; режим проветривания помещения; проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; соблюдение правил охраны труда и техники безопасности; смена видов деятельности воспитанников; эмоциональная атмосфера на самоподготовке)

III. Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях обучающихся, несформированности умений и навыков, их коррекция. +

IV. Итог самоподготовки

Формы контроля и проверки:

- устный или письменный опрос;

- пересказ по плану, опорным словам, опорным схемам;

- работа в парах, группах.

* Занятость воспитанников, выполнивших задание раньше других

(наличие игр, занимательной, справочной литературы; альбомов, красок,

пластилина, природного материала и т.д.)

Отпуск обучающихся домой

Проведение дежурства в классе.

Телефонные и устные консультации с родителями по вопросам обучения и воспитания обучающихся группы.

Передача обучающихся воспитателям, работающим на отбое

Отпуск обучающихся домой.

Я вытер(ла) пыль с мебели. . …, протри подоконники влажной тряпкой.

Режим дня в детском саду организован в соответствии с нормами СанПиНа. Его планируют таким образом, чтобы малыши смогли чередовать активную деятельность со спокойной и имели достаточно времени и на прогулку, и на принятие пищи, и на здоровый сон. Педагоги советуют родителям и дома придерживаться хотя бы приблизительно режима дня, который установлен в садике.

Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.

Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, полностью зависят от соблюдения или несоблюдения установленного режима. Даже небольшие запаздывания на сон или прием пищи способны отрицательно повлиять на общее самочувствие малыша.

режим дня в детском саду, распорядок дня в детском саду

Какое значение имеет режим в детском саду для ребенка

Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье малыша, а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям.

Когда педагоги планируют расписание дня в детском саду, то они в первую очередь учитывают тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность.

Работоспособность у детей

наиболее высокая

наиболее низкая

Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются.

На протяжении всего дошкольного детства режим в детском саду претерпевает лишь небольшие изменения. Незначительно меняется продолжительность дневного сна и время прогулки.

один день в детском саду, расписание в детском саду

Один день в детском саду, примерный план

Большинство дошкольных учреждений работает по двенадцать часов (с 7.00 до 19.00). Распорядок дня в садике составлен соответственно: начиная с семи утра - прием детей, заканчивая их уходом домой в семь часов вечера.

  1. Утро. В утренние часы воспитатель принимает детей, проводит с ними зарядку и организованную образовательную деятельность (занятия). Также дети утром завтракают, а в свободное время они могут поиграть или пообщаться с другими ребятами.
  • Прием детей . День начинается с того, что воспитатель принимает детей у родителей. Здесь важно создать положительный эмоциональный настрой у ребят всей группы. Когда педагог принимает ребенка, он интересуется состоянием его здоровья, а также может ответить на некоторые вопросы родителей.
  • Утренняя зарядка . Для того, чтобы дать заряд бодрости детям на весь день, с утра в расписание детского сада включена зарядка, которая предполагает ряд определенных физических упражнений. Ежедневные упражнения помогают укрепить опорно-двигательный аппарат малышей, делают их более выносливыми и здоровыми. Зарядку может проводить как сам воспитатель, так и работник по физической культуре. Обычно утреннюю зарядку выполняют под музыкальное сопровождение в зале для занятий по физкультуре (кроме ясельных и младших групп).
  • Завтрак . Режим дня в ДОУ строго регламентирует время приема пищи детьми, в частности, завтрака.
  • Занятия (образовательная деятельность) . Занятия воспитатель проводит в игровой форме для того, чтобы дети лучше усвоили материал. По продолжительности занятия варьируются в разных группах с учетом возраста детей. В среднем они длятся от 10 до 25 минут.

режим детского сада, расписание дня в детском саду

  1. День. Дневное расписание детского сада включает в себя прогулку, обед и дневной сон.
  • Непременно в режим детского сада входит дневная прогулка для детей. Она способствует оздоровлению детей, закаливанию, развитию движений и их общему познавательному развитию. Обычно в детском саду прогулки проводят в любую погоду. Поводом для ее отмены являются – сильные порывы ветра, проливной дождь, обильный снегопад и метель, сильный мороз и т.д. При моросящем дожде и не сильном снегопаде дети гуляют на верандах, которые специально для этого предусмотрены. В разных возрастных группах прогулка длится свое определенное время.
  • После прогулки дети обедают. Для того, чтобы восстановить энергию после познавательной и активной деятельности, ребенку предлагают съесть полноценный обед, который состоит из салата, первого, второго и третьего блюд.
  • Детям дошкольного возраста просто необходим дневной сон , поэтому его обязательно включают в режим дня в детском саду. Продолжительность сна зависит от возраста детей. Обычно дневной сон длится от полутора до трех часов.

расписание детского сада, распорядок дня в садике

  1. Вечер. Вечерним считается время после сна и до ухода детей домой. В эти часы у ребят появляется больше времени для самостоятельной игрой деятельности, а педагог может выкроить несколько минут для индивидуальной работы с тем или иным ребенком.
  • После того, как дети проснулись, они идут полдничать . Это легкий перекус, который поможет ребенку не испытать чувство голода до ужина.
  • Для ребят старшего возраста (старшая и подготовительная группы) после полдника в расписание в детском саду включена дополнительная прогулка .
  • Предусмотрена в вечернее время и образовательная деятельность . Занятия проходят в группах младшего и среднего возраста. Это может быть лепка или рисование, музыка или физкультура. В вечернее время детям отводится больше времени для самостоятельной деятельности, сюжетно-ролевых или настольно-печатных игр.
  • Около пяти часов вечера дети садятся ужинать , а после их начинают забирать домой.

режим дня детского сада, день в детском саду

Распорядок дня в детском саду для младших и старших детей

Режим дня в садике имеет свои отличия для младших и старших детей. Педагоги младших групп больше уделяют внимание развитию культурно-гигиенических навыков, чем непосредственно образовательной деятельности. Сами занятия здесь короче, длятся они по 10-15 минут. Воспитатель проводит занятие по подгруппам. Прогулка у малышей короче по продолжительности, потому что много времени уходит на процесс одевания-раздевания. Из-за этого в вечернее время прогулку для маленьких ребяток не проводят.

С возрастом детей увеличивается не только сложность занятия, но и его продолжительность. Поэтому на дневной сон остается меньше времени, а прогулка, наоборот, увеличивается.

Организация распорядка дня в ДОУ имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома.

Читайте также: