План обогащения развивающей среды в доу

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.

В каждом уголке нашей стране найдется необходимое содержание для нравственного и патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, народное творчество,талантливые люди.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе.

Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада насыщена краеведческим содержанием:

В группах были созданы (организованы) центры по краеведению, в которых находятся куклы в национальных костюмах, флаг и герб России, фотография нашего президента В.В. Путина, герб родного города, символы районов и фотографии нашего садика.

центры по краеведению

центры по краеведению

В результате совместной работы с родителями были созданы семейные фотоальбомы.

семейные фотоальбомы

семейные фотоальбомы

Альбомы о птицах и животных нашего края

Альбомы о птицах и животных нашего края

Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, развитие логического и ассоциативного мышления, закрепление арифметического счета, поиска самостоятельного решения.

Присутствует в центрах и небольшая библиотека сибирских писателей (Ю.М. Магалиф, В.В. Шамов, Е.К. Стюарт, Е.В.Семёнова), сборники стихов о городе Новосибирске и разнообразная познавательная литература о Новосибирске, Новосибирской области и Сибири и конечно же книжки - малышки, сделанные руками детей.

библиотека сибирских писателей

лэпбук

Краеведческое содержание развивающей предметно-пространственной среды не ограничивается только центрами краеведения.

Так в музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни).

музыкальных центрах представлены народные музыкальные инструменты

В центрах творчества находятся альбомы с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы.

альбомы с образцами росписей

В театральных центрах есть народные костюмы для детей, маски для разыгрывания сценок из народного фольклора, потешек, народных песенок.

В спортивных уголках есть информация о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибуты к народным подвижным играм. В центре познавательно-экспериментальной деятельности находятся: мини-лаборатории с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края, гербарии растений, произрастающий в нашем регионе, альбомы и книги с иллюстрациями растений и животных, распространенных в Сибири, атакже тех, которые занесены в Красную книгу. В центре конструирования есть схемы и макеты, знакомых детям зданий города и необходимый строительный материал для самостоятельных построек.М

центре конструирования

центре конструирования

КККроме помещений групп, для реализации регионального компонента программы, было использовано все пространство детского сада. На лестничных пролетах расположены фотовыставки, посвященные прошлому и настоящему города Новосибирска. В коридорах ДОУ были размещены выставки работ детей. На подоконниках внутренних окон были выставлены разнообразные макеты зданий и достопримечательностей города, сделанные детьми и их родителями. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада.

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

фотовыставки

В методическом кабинете накоплен богатый методический материал: картотеки дидактических игр по краеведению, картотеки презентаций о городе Новосибирске, карты – схемы Дзержинского района, библиотека книг сибирских писателей, методические рекомендации по краеведению, видеофильмы, фотоальбомы, иллюстрации, познавательные книги, посвященные городу Новосибирск

Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же, как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом краеведческого компонента. Дошкольники на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности.

На других участках детского сада воспитатели и дети высаживали растения нашего региона. В летний период, на специально выделенном участке был посажен лекарственный огород.

лекарственный огород

лекарственный огород

лекарственный огород

Наш детский сад МКДОУ 281 уже несколько лет занимается краеведческим направлением. Творческими группами педагогов ДОУ были разработаны следующие педагогические проекты по краеведению:

Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей всестороннему развитию и саморазвитию творческой личности воспитанников в конкретно созданных условиях детского сада.

1. Продолжать внедрять в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. При создании предметно-пространственной развивающей среды, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы, увлечения, потребности; особенности края, города, социальных и природных явлений.

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых в процессе создания комфортной предметно-пространственной развивающей среды.

При формировании предметно-пространственной развивающей среды важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий, как они расположены.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, познавательного, эстетического и социального становления личности ребенка. Педагогам ДОУ необходимо постоянно вносить изменения в предметную среду, учитывая непрерывный рост и развитие воспитанников. Только в этом случае среда будет стимулирующим фактором развития дошкольников, отвечающим требованиям актуального ближайшего и перспективного развития каждого ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, согласно требованиям ФГОС должна быть :

Насыщенность среды предполагает :

- разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

- соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает :

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости :

- от образовательной ситуации;

- от меняющихся интересов детей;

- от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает :

- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

- периодическую сменяемость игрового материала;

- разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

- появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает :

- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды :

- соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности

для детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет

п/п Содержание РППС 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

План обогащения

предметно-пространственной развивающей среды

п/п Содержание РППС

создать условия для постоянного экспериментирования (стол, доступный для работы каждого ребенка, полки для размещения материала для экспериментирования).

Создать условия для трудовой деятельности (приобрести инструменты)

сделать передвижные ширмы-баннеры, содержащие фрагмент сюжета игры.

сделать куклы для театра Би-ба-бо и перчаточного театра.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Перспективный план обогащения

предметно-пространственной среды

на 2019-2020 учебный год

в старшей группе №8

Воспитатели: Орлова Д.А.

Ответственные

Отметка о выполнении

Изготовление д/и:

Пополнение уголка иллюстрациями достопримечательностей родного города, столицы Родины (Кремль, Красная площадь);

Пополнение уголка схемами приготовления овощных (фруктовых) салатов, соков;

Пополнить уголок ИЗО – творчества:

- Образцы различных фигур из бумаги и шаблоны для их вырезания;

- Пополнение уголка ИЗО творчества раскрасками по темам недели

Изготовление д/и:

Пополние уголков:

2. Набор медицинских принадлежностей

3. Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;

4. Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;

Пополнить уголок ИЗО – творчества:

Материалы для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, тычки и т.п.

Изготовление д/и:

Пополнение уголков:

1. оборудование для дыхательной гимнастики (султанчики, шарики, бутылки с водой и соломинки и др.);

3. Мешочки с грузом большие и маленькие

4. Наборы бумаги одного цвета, но разной формы (10-12 цветов, размер 10*12 или 6*7)

Пополнение уголков:

1. Иллюстрации с изображением народных игрушек;

3. Иллюстрации, календари, посвященные празднованию Нового года.

4. Составление книги пословиц и поговорок о зиме.

Изготовление д/и

Пополнение уголков:

2. Карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, глины, ткани и т.д.

3. Схемы для мозаики для детей 5-6 лет

Изготовление д/и:

Пополнение уголков:

- иллюстрации с изображением опасных ситуаций в детском саду, на улице и в семье;

- Иллюстрации с изображением воинов, различных родов войск;

- Иллюстрации об уходе и помощи больными людям и инвалидам

- Собрание пословиц, загадок, поговорок о безопасном поведении

Изготовление д/и:

Пополнение уголков:

Изготовление д/и:

Пополнение уголков:

- Иллюстрации с изображением весенних пейзажей и труда людей,

- Стихи про космос

- Загадки про космос

Изготовление д/и:

Пополнение уголков:

- Иллюстрации с изображением разных состояний воды в природе, водоемов;

- Иллюстрации с изображением Праздника весны и труда;

- Альбом с изображением медалей и орденов военных лет;

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 531 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.12.2021 241
  • DOCX 72 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Орлова Дарья Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области. Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО" будет полезна методистам, старшим воспитателям, воспитателям дошкольных организаций, а также ответственным и вдумчивым родителям дошкольников.

Цель: Повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, по вопросам, связанным с организацией развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО.

Задачи:
- ознакомить с основными требованиями ФГОС ДО, предъявляемыми к развивающей предметно-пространственной среде;
- ознакомить с примером построения предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада.

ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе.


Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

1. содержательно-насыщенной,
2. трансформируемой,
3. полифункциональной,
4. вариативной,
5. доступной
6. безопасной.

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей детей, которые имеют свои отличительные признаки:

Для детей третьего года жизни отличительным является наличие свободного, большого пространства, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвёртом году жизни ребенку необходим развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций:
- организующей,
- воспитательной,
- развивающей.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых;
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
- развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
- предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла,
пружинки, весы, мензурки и прочее;
- большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
- центр игры
- центр двигательной деятельности
- центр конструирования
- центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:
- центр книги
- центр отдыха
- центр природы

Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя:
- центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
- центр правильной речи и моторики.

Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.


Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.


Театрализованный центр – центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.


Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.
Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.


Центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что, в конечном счёте, обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.


Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества.
Он выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.


Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.


Центр двигательной активности – яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.


В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.


Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.


Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Читайте также: