План наблюдения урока истории по фгос

Обновлено: 02.07.2024

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Структура современного урока:

Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;

В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;

Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.

Типы и виды уроков истории по ФГОС ООО:

Тип урока по ФГОС

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Модель современного урока:

Четкий алгоритм (последовательность этапов);

Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;

Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;

Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке.

Практические рекомендации по построению современного урока

1.Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.

2. Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения.

3. На уроке должно быть интересно.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

четко определить и сформулировать для себя тему урока;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Понятия: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.

1.Образовательная: сф ормировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

(для учащихся)

- выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;

-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;

-определить причины восстания на юге России;

-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристов.

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

Например, на этапе постановка проблемы

Прежде чем мы начнем изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

Регулятивные: определять цель, проблему.

Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

4.Открытие новых знаний.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем

Коммуникативные: умение принимать решение.

Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

как использовать результаты контроля

Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.


Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Например, н а выбор :

1. Стр. 55-56, вопросы и задания к документам

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Например, н еобходимое техническое оборудование: у чебник (История России XIX век под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной),

презентация по теме урока.

В заключение, хочется сказать что нелинейный
(соответствующий ФГОС ООО) урок - это

• Урок выходит за свои временные и пространственные рамки (в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).

• Выход содержания урока за рамки учебного предмета(интегрированный, полипредметный, метапредметный)

В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурентоспособного. Направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Сегодня востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения.

Исходя из этого целью современного педагога становится: создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности на основе освоения универсальных учебных действий.

ВложениеРазмер
Представление методического опыта. 107 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурентоспособного. Направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Сегодня востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения.

Самостоятельный, коммуникабельный, предприимчивый, толерантный, ответственный, умеющий самостоятельно видеть и решать проблемы, эффективно работающий в команде, постоянно осваивающий новое, – вот те личностные качества, которыми должен обладать современный человек, чтобы реализовывать себя и быть успешным в современных условиях.

Исходя из этого целью современного педагога становится: создание средствами педагогической деятельности условий для проявления учеником в образовательном процессе самостоятельности, творчества, ответственности на основе освоения универсальных учебных действий.

Исходя из цели определяются и задачи деятельности педагога:

- способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии;

- создать оптимальные педагогические условия для формирования универсальных учебных действий;

- развивать мотивацию к самостоятельному поиску необходимо й информации;

- помогать ребенку раскрывать свой творческий потенциал и реализовывать его в жизнь;

- принимать участие в конкурсах, олимпиадах и проектах.

Новая схема взаимодействия современного урока такова: ученики - активные соучастники процесса приобретения знаний, а учитель — помощник, организатор и координатор процесса обучения. На уроке должна царить деловая обстановка, основанная на доброжелательности и доверии, сочетаемая с эмоциональным подъемом. От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.

Приёмы активизации познавательных интересов очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и мета предметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

Критериями сформированности личностных УУД следует считать:

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

Учитель должен быть очень осторожен, если у школьника что-то не получается. Нужно помнить, что любое не корректно сказанное слово или фраза может иметь обратный от желаемой мотивации результат. Лучше использовать такие приемы:

1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка

5. Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.

Группа – 4 человека (координатор группы + три участника)

ПЛАН РАБОТЫ В ГРУППЕ:

1. Распределить правовые ситуации-задачи между членами группы. координатор группы заносит информацию в лист продвижения

2. Каждый член группы решает собственную правовую ситуацию-задачу, для чего изучает соответствующий теоретический материал. Координатор составляет опорный план-конспект по содержанию учебного задания.

3. После решения правовых задач члены группы по очереди объясняют друг другу изученный материал, иллюстрируют его примерами из ситуации-задачи.

4. Группа презентует результат совместной работы другим учащимся

5. Координатор группы заносит оценку презентации группы, данную другими учащимися, в лист продвижения

6. Все учащиеся выполняют проверочную работу по изучаемой теме

работа выполняется индивидуально

Результат работы группы будет оцениваться следующим образом:

а. Качество презентации изученного материала (оценка работы группы)

б. Оценки за выполнение проверочной работы (оценка индивидуальной работы – отметка в журнал).

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

1) выбирать средства для организации своего поведения;

2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

5) начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса. Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: формирование мировоззренческой позиции учащихся ; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

способствовать формированию знаний о ВОВ, героизме и мужестве русского народа;

воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине;

развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.

формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне.

Оборудование: учебник, карта, ноутбук, презентация, оформление доски,

Методы обучения: словесный, иллюстративно-наглядный, проблемно-поисковый, работа в группах.

Литература: Учебник по Истории России С.В. Перевезенцев и Т.В. Перевезенцев

Практическая работа учащихся

Организационная часть

Учитель приветствует учеников, ученики также здороваются с педагогом.

Слова учителя.

Сегодня мы изучаем очень важную и страшную страницу истории нашей Родины – это Вов. Эта война вошла в каждый дом, в каждую советскую семью. У каждого из нас есть прабабушки, прадедушки, который воевали на этой войне. Каждый из них сделал свой весомый вклад в общую победу: кто на фронте, а кто в тылу. Наверняка вы уже что то слышали о Вов от своих родственников, но сегодня мы попытаемся более подробно разобраться в этом вопросе. (Слайд 1).

Вопрос: Что обозначает термин война? (Слайд 2)

Ответ детей:

это борьба народов за что – то

это голод, кровь, смерть близких людей, бомбежки

это боль, страдания людей и слезы детей

Что обозначает термин Великая Отечественная война?

Ответ детей:

Это война СССР с Германией

Это борьба советского народа против фашизма

Это испытание русских людей на стойкость

Это проявление героизма людей

Слова учителя.

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, обрушилась всей мощью на советскую землю. На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Голосом победы стал голос нашего земляка Юрия Борисовича Левитана. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро. В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах. В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. (Слайд 3)

Слова учителя. (Слайд 4)

Ответы учеников:

Гитлер хотел захватить Ленинград и города Прибалтики

Он планировал завладеть Москвой, потому что это столица СССР

Гитлер шел в трех направлениях: на север, на юг и в центр.

Слова учителя.

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Далее преподаватель рассказывает об основных сражениях 1941-1945 гг. (Слайд 5)

1. Московская битва (1941 - 1942 гг.)

Генеральное наступление немецких войск началось 30 сентября 1941 года, и к 7 октября им удалось окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом.

Несмотря на большие потери, немцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение.

К началу ноября защитникам города удалось остановить наступление врага, а 5 декабря советские войска, отразив еще ряд атак, перешли в наступление. На полях Подмосковья Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости ее армии. Немцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.

2. Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.)

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина – идеологического врага Гитлера, – делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом.

Однако защитникам Сталинграда удалось не только отстоять свой город, но и окружить, а затем и уничтожить армию врага вместе со спешащими ей на помощь соединениями.

Только с 10 января по 2 февраля 1943 года было взято в плен свыше 91 тысячи человек, в том числе две с половиной тысячи офицеров и 24 генерала. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

Победа советских войск в Сталинградской битве имела огромное политическое и международное значение, она оказала значительное влияние на развитие Движения Сопротивления на территории европейских государств, оккупированных фашистскими захватчиками. В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

3. Курская битва (1943 г.)

Успехи, достигнутые под Сталинградом, были закреплены летом того же года.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода, а 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.

Несмотря на массовость наступления, советским войскам удалось остановить продвижение врага вглубь Курского выступа, а всего сутки спустя войсками Брянского, Центрального и Западного фронтов было организовано контрнаступление. К 18 июля советская армия полностью ликвидировала клин противника на Курском направлении, чуть позже в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил двух воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, отбросили противника на запад, освободили Орел, Белгород и Харьков.

По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск были еще страшней. 863 тысячи человек не вернулись из боя, а бронетанковый парк оскудел на шесть тысяч машин.

Однако демографические ресурсы СССР были куда выше немецких, поэтому Курская битва более тяжело обошлась именно захватчикам. Соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления. Весь мир осознал, что поражение фашистской Германии – это вопрос времени.

4. Берлинская операция (1945 г.)

Одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны у мирового сообщества уже не было сомнений, что антигитлеровская коалиция одержит победу в затянувшейся войне. Однако руководство Германии до последнего надеялось смягчить последствия войны. В частности, немцы хотели заключить сепаратный мир с Великобританией и США, а затем, оставшись с Советским Союзом один на один, постепенно восстановить стратегическое равенство.

Потому от советского командования потребовались быстрые и смелые решения, направленные на скорейшее завершение войны. Необходимо было подготовить и провести операцию по разгрому группировки немецких войск на берлинском направлении, захвату Берлина и выходу к реке Эльба на соединение с войсками союзников. Успешное выполнение этой стратегической задачи позволяло сорвать планы гитлеровского руководства.

Для проведения операции привлекались войска трех фронтов: 2-го Белорусского под руководством маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев). Всего в составе наступавших войск было до 2,5 млн солдат и офицеров, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, а также часть сил Балтийского флота и Днепровской военной флотилии.

По характеру выполняемых задач и результатам Берлинская операция делилась на три этапа. Сначала был прорван одерско-нейсенский рубеж обороны противника, затем войска противника были окружены и расчленены.

30 апреля 1945 в 21:30 части 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. М. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. И. Негоды штурмом овладели основной частью здания Рейхстага. Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Драться приходилось за каждое помещение. Ранним утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за Рейхстаг продолжался еще весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии. Так Великая Отечественная война подошла к концу. (Слайд 6)

Рассказ учителя о подвигах детей во время войны. (Слайд 7,8)

На слайде 9 преподаватель демонстрирует плакаты военных лет и объясняет их назначение.

Далее учитель говорит о поэзии, которая отразила нелегкие военные годы.

Практическая часть

На слайде 10 демонстрирует пример (возможно, прочтение стихов на тему войны. По - желанию учеников)

Далее учитель предлагает ученикам посмотреть на слайд 11 и из своего личного опыта попытаться соединить кадры из фильмов и их названия.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок. Прочитать параграф 7, ответить на вопросы после параграфа письменно.

Завершение урока(Слайд 12)

Учитель, дав задание ученикам, завершает урок.

Список используемой литературы:

1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.

2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.

3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.

4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.

5. Великая Отечественная Война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2002. - 617 c.

6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука, 2009. - 560 c.

7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 528 c.

Выводы по результатам наблюдения урока: в результате наблюдения было отмечено, класс с интересом относится к урокам истории, активно реагирует на все действия учителя. В ходе урока все обучающиеся смогли проявить себя в учебной деятельности: выполняли полученные задания, участвовали в дискуссии, что было возможно благодаря грамотно организованному образовательному процессу. Не было конфликтных ситуаций, учитель вел диалог с обучающимися демократично, что, в целом, не нарушало дисциплины. На уроке активно привлекался материал рабочей тетради, иллюстрации. Были использованы разные методы обучению истории.

Студент–практикант смог организовать продуктивную работу на уроке, продемонстрировать высокие умения речевой деятельности. Главное, обучающиеся были заинтересованы темой, вовлечены в активный образовательный процесс.

Студент _____________________ /___________________________ /

Студент: Яковлева Дарья Борисовна

Преобладающие методы организации учебной деятельности: Вовлеченность в процесс обучения:

Творческо-поисковые с элементами исследовательской деятельности

Выводы по результатам наблюдения урока: в результате наблюдения урока можно отметить следующее: предложенный урок был успешно реализован. Первоначально, была проведена актуализация знаний прошлых тем, однако она заняла достаточный временной объем урока. Большая часть класса смогла проявить себя и высказать свое мнение по предложенным вопросам. Привлечение м/м презентации позволило в значительной степени визуализировать изучаемый материал. При этом, урок был построен на сочетании индивидуальной и парной работы учеников. В завершении урока можно было услышать положительные отзывы обучающихся. Также в конце урока, было предложено детям высказать точку зрения об историческом деятеле, и по дискутировать на эту тему.

Студент _____________________ /___________________________ /

3.Наблюдение урока по учебному предмету история. Класс: 8

Студент: Крюков Данил Андреевич

Преобладающие методы организации учебной деятельности: Вовлеченность в процесс обучения:

Творческо-поисковые с элементами исследовательской деятельности

Выводы по результатам наблюдения урока: в результате наблюдения урока можно сделать следующие выводы. Студенту–практиканту удалось организовать урок, который в высокой степени позволил усвоить материал, необходимый для написания ВПР. В начале урока была проведена небольшая самостоятельная работа, на проверку, как дети закрепили предыдущие темы по Екатерине II. Далее на сочетании лекционной и практической работе были рассмотрены основные вопросы заявленной темы, с привлечением карты и м/м презентации.

В целом, можно отметить, что студент–практикант стал увереннее чувствовать себя во время проведения урока, быстро ориентируется на незапланированные факторы. Из положительных сторон наиболее выраженными можно назвать максимально демократичную атмосферу урока, которая никак не подрывала общую дисциплину на уроке; активное использование наглядных средств обучения и постоянную актуализацию аспектов прошлых тем..

Студент _____________________ /___________________________ /

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Студент: Коптев Никита Сергеевич

Преобладающие методы организации учебной деятельности: Вовлеченность в процесс обучения:

Творческо-поисковые с элементами исследовательской деятельности

Выводы по результатам наблюдения урока: в результате наблюдения было отмечено, класс с интересом относится к урокам истории, активно реагирует на все действия учителя. В ходе урока все обучающиеся смогли проявить себя в учебной деятельности: выполняли полученные задания, участвовали в дискуссии, что было возможно благодаря грамотно организованному образовательному процессу. Не было конфликтных ситуаций, учитель вел диалог с обучающимися демократично, что, в целом, не нарушало дисциплины. На уроке активно привлекался материал рабочей тетради, иллюстрации. Были использованы разные методы обучению истории.

Студент–практикант смог организовать продуктивную работу на уроке, продемонстрировать высокие умения речевой деятельности. Главное, обучающиеся были заинтересованы темой, вовлечены в активный образовательный процесс.

Студент _____________________ /___________________________ /

Студент: Яковлева Дарья Борисовна

Преобладающие методы организации учебной деятельности: Вовлеченность в процесс обучения:

Творческо-поисковые с элементами исследовательской деятельности

Выводы по результатам наблюдения урока: в результате наблюдения урока можно отметить следующее: предложенный урок был успешно реализован. Первоначально, была проведена актуализация знаний прошлых тем, однако она заняла достаточный временной объем урока. Большая часть класса смогла проявить себя и высказать свое мнение по предложенным вопросам. Привлечение м/м презентации позволило в значительной степени визуализировать изучаемый материал. При этом, урок был построен на сочетании индивидуальной и парной работы учеников. В завершении урока можно было услышать положительные отзывы обучающихся. Также в конце урока, было предложено детям высказать точку зрения об историческом деятеле, и по дискутировать на эту тему.

Студент _____________________ /___________________________ /

3.Наблюдение урока по учебному предмету история. Класс: 8

Студент: Крюков Данил Андреевич

Преобладающие методы организации учебной деятельности: Вовлеченность в процесс обучения:

Творческо-поисковые с элементами исследовательской деятельности

Выводы по результатам наблюдения урока: в результате наблюдения урока можно сделать следующие выводы. Студенту–практиканту удалось организовать урок, который в высокой степени позволил усвоить материал, необходимый для написания ВПР. В начале урока была проведена небольшая самостоятельная работа, на проверку, как дети закрепили предыдущие темы по Екатерине II. Далее на сочетании лекционной и практической работе были рассмотрены основные вопросы заявленной темы, с привлечением карты и м/м презентации.

В целом, можно отметить, что студент–практикант стал увереннее чувствовать себя во время проведения урока, быстро ориентируется на незапланированные факторы. Из положительных сторон наиболее выраженными можно назвать максимально демократичную атмосферу урока, которая никак не подрывала общую дисциплину на уроке; активное использование наглядных средств обучения и постоянную актуализацию аспектов прошлых тем..

Читайте также: