План на урок 11 класс культура и искусство после октября 1917

Обновлено: 07.07.2024

помощи ху дожникам, ску льпторам и дру гим деятелям иску сств.

Ст али проводиться открытые выставк и (за 1918 – 1919 год было

организован о б олее 140), конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты

и системы преподавания в художестве нных ВУЗах составили кар тину

Сразу после революции 1917 года создается много творческ их

(на экран вывести слайд № 3, на котором выписаны наиболее

известные творческие объединен ия, это поможет ребятам

АХРР – Ассоциа ция ху дожников револ юционной Р оссии.

ВАПП – Всеросс ийская ассоциац ия прол етарских писателе й.

Каждый творчес кий союз отста ивал свое направле ние.

(на экран вывести слайд № 4, на котором выпис аны лозунги, я

считаю, что данны й текст необходим о иметь перед глазами, так как

- «Буржуазный язык, буржуазная л итература должны быть

- «Создадим новую, чисто пролетарску ю к ульту ру! Со здать ее

Сторонники ЛЕФа пытались внедрить новое искусство в

строительств о нов ой жизни, внедрить свое искусство в быт, в

повседневность. Ма яковский, А сеев, Брик пытал ись разработать новее

образцы мебел и, тканей, оформлен ие книг, театр альных пос тановок.

С этим направлением боролись представители Ассоциации, ко торые

не только выступал и против ниспроверже ния старого, но наоборот,

сохранили наследие реализма. Это и Бродский, и Герасимов. Картины

(показ сл айда № 5 дает возможность познакомиться с одной из

Эль Лисицкий , один из представит елей этого общества , свои

работы называл – проуны, проекты утверждения нового. Он гов орил,

что его п роекты это «пе ресадочная ста нция из живописи в

Вместе с тем в начале 1920 го дов па ртийное руководств о

воздерживал ось от прямого вмешательства в художественну ю жизнь,

но во вто рой пол овине десят илетия художест венная жизнь н ачала

испытывать все нар астающее идеологическое и администрат ивное

Многие мастера были вынуждены выехать за границу, др угие

подвергались травле в п ечат и, лишил ись возможн ости выставляться,

некоторые были арестованы. Основной удар пришелся на тех, кто

тяготел к абстракт ным форм ам изобраз ительного иску сства.

№ 6, 7, 8, что дает возможность познаком иться с некоторым и

Нужно отметить, что п олотн а этих художников, за и сключением

зрителю. Поэт ому у ребят есть возможность увидеть работы,

которым мн огим предста вителям вла сти были непоня тны).

Особенностью изобразительн ого искусства стало преобладание

парадной живописи, а так же картин на темы революции, Гражданской

войны. Суровый, аскетический быт был опоэтизи рован в

произведениях тех художников, ко торые стали певцами революции.

Среди них нельзя не отметить Ку зьму Петрова – Водкина.

появляется возможность увидеть разницу между его картинами и

Понятны народу были и по лотна Кустодиева. Его мадонны,

купчихи, на см ену котор ым пришел н овый герой – большевик.

видят, как в изображении св оих героев худо жник показывает

насколько велика власть Советской власти в изображени и

Отличительная черта первых послереволюцио нных лет – выход

искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения

Огромную роль игр али плакаты. В 1918 - 1921 годах было

организован о Росс ийское телеграфное агентств о. В.В. Маяковский,

Д.С.Моор (Орлов Дмитрий Стахеевич), М.М.Черемных, Дени (Денисов

Виктор Никола евич) работали над вы пуском пл акатов.

Художник Черемн ых предложил вывешивать плакаты в витрины

магазинов. В условиях информацио нного голода (бумаги часто не

хватало даже на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с

Даже неграмотные лю ди, глядя на плакаты, хорошо понима ли, в чем

(на экран вывести по очереди слайды № 17, 1 8, 19, которые

знакомят ребят с плакатами времен Гражданск ой войны ).

Сюжеты рисовали вручную, од новременно сочиняли текст,

размножали готовые плакаты по трафарету . В ся работа занимала

несколько часов . П реиму щество выпу ска пла катов состояло в т ом, что

авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность

быстрее реагировать на проходящие события. Кроме того, в работе на д

плакатами м ожно было и спользовать н е 1 - 2 краски, а больше.

У авто ров плакатов были одни и те же геро и : Раб очий, Матрос,

Швея, Красноа рмеец, Прачка, - их пи сали красн ой краской.

Врагов: Зав одчик, Банки р, Помещи к, Бар ыня, Гене рал, Поп ,

Окна РОСТа с и х досту пностью стали новой ф ормой в иску сстве.

В.Маяковский писал: «Шершавым языком плаката, революция

мобилизовала добровольц ев в Красную армию, об ъявляла смер ть

мировому капиталу, помогала голодающим Поволжья, призывала

( заслушать сообще ние о Маяковс ком В.В. демонстра ция слайда

№ 20. Данный слайд помогает активизир овать внимание учащ ихся,

так как ребята видят и портрет поэта и художника, кроме того

Кроме плакатов, в годы Гражданс кой войны, револ юционное

правительство прибегло еще к одной необычной форме агитации –

(на экран выве сти сла йд № 21, кото рый демонст рирует обра зцы

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоров ом заводе

осталось большое количество н ераспис анной, керамической посуды.

Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и

пастушек появил ись революц ионные символы и лозу нги.

Авторами подобн ых изделий были Чех онин, Кузнецов, Петров –

Наталья Яковлевна Данько стала выпускать фарф оровую

миниатюрну ю скульпту ру. Ее героями стали матросы, рабочие,

крестьянки, пионер ы, октябрята. В 1922 - 1923 годах о на выпустила

Например, Красный король был изображен в виде р абочег о с

кувалдой, а бел ый в виде ск елета в черной мантии, красные пешки –

крестьяне со снопа ми, а белые – рабы, окутанные черными цепями.

Предметы агитационного фарфора впо следств ии стал предм етом

В зодчестве наметился симв ол преобразова ния общества ,

строительств о нового мира. Спектр направлений был различен от

продолжения т радиций н еоклассиц изма 10 - х годов до сам ого дерзког о

архитекту рных ф орм пр ошлого обобщая и х, п ридавая или б ольшую

Популярно – наследие зодчество Древнего Востока . Простой и

емкий язык , говорящий о бессмерти и и вечности прослеживается в

Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 – 1 930 гг. архитектор А.В.

(вывести на экран слайд № 22, который дает возможность

заметить схожесть м авзолея и а рхитектурн ого сооружения

Яркий приме р техническог о новаторск ого московская радиобашн я,

В 1922 по проекту и п од руководством инженера Владимира

Григорьевна Шухова. Использованы стальные сетчатые конструкции

(вывести на экран слайд № 23, который демонстрирует различные

направления арх итектуры, обратить внимание н а разницу форм).

И тр адиционалист ы и новаторы создавали строго продуманные

сооружения, удобные в эксплуатации, построенные при минимальн ых

Константин Степанович Мельников - Д.К и мени Русакова 1927 -

(вывести на экран слайд № 24, который дает возможность

познакомится с архитектурны ми сооружения ми, авторам которых

Зодчие 20 – х годов были у топистами. Их романтическ ие

представлен ия оказались далеки от вкусов простого советского

человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой

им нравились б ольше, чем к онструкции из стекла и бето на.

После 1917 года искусство скульпту ры в России прио брело

Советская пропаганда стремилась создать образ со времен ности, как

героической эпохи, сказки, которая н а глазах становится былью.

Памятники и монумент ы стали играть ключевую роль в советской

(вывести на экран слайд № 25, на котором цитаты из декрета

Совнаркома о памятниках. По тексту задать вопросы: какая судьба

ожидала дореволюционные памятники? Кому в первую очередь

В.И.Ленин у твердил спи сок полит ических д еятелей, людей науки и

куль туры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и

других кру пных го родах. В их числе оказались: К.Маркс , Ф.Энгельс,

С.Разин, П.П естель, Н.Чернышевский, А.Герцен, а также Спартак,

Ж.П. Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил

Над памятн иками работали лучшие скульпторы: Л.В.Шерву д,

Это акция должна бы ла закрепить в массовом сознании мыс ль о

Самым известным произведение этого периода является работа

Ивана Дмитриевича Шадра ( настоящая фамилия - Иванов) –

(вывести на эк ран слайд № 26, кот орый знакомит у чащихся с

Вера Игнатьев на Му хина, преж де чем созд ать знамен итую

На площадях крупных город ов появляются п амятн ики вождям

пролетариата – К.М арксу, В.И. Ленину, героям Гра жданской во йны.

В городе Тверь, у ограды городск ого сада был установлен один из

первых п амятников Карлу Марксу , которы й сохра нился и до

(Вывести на экра н слайд № 27, который демонстрирует п амятник

На смену отде льны м фигурам появляются мону менты , состоящие из

групп. Это и памятник героям револю ции на улице Баррикадной в

В соответ ствии с декретом в Москве и П етрограде в 1 918 – 19 20

Начиная со второй по лови ны 20 – х годов литерату ра и искусство

рассматривали сь как одно из средств коммунистическог о просвещен ия

Позже будет принято постановление правительства о создании

единых творчес ких союзов писателе й, художников, к омпозиторов, с

образованием которы х ликвидировалась относительная свобода

(тестирован ие предложить в ф орме презентации, что даст

возможность оперативно проверить, как учащиеся усвоил и материал

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока-концерта по истории России для учашихся 11 класса общеобразоватеных уреждений на тему "Культура и искусство после октября 1917 года". Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: создать представление у учащихся о культуре и искусстве после Октябрьской рефолюции 1917 года, познакомить с особенностями искусства данного периода.Задачи, которые позволяют решить данные разработки:

- образовательные: познакомить учашихся с культурой револючионного и после революционного периода;

- развивающие: сформировать навыки анализа изобразительного исусства;

- воспитательные: сформировать уваительное отношение к сохранению произведений искусства.

План-конспект урока-концерта по истории в 11 классе.

Цель урока: Создать представление у учащихся о культуре и искусстве после Октябрьской революции 1917 года, познакомить их с особенностями искусства данного периода.

Задачи урока:

1) Образовательные: познакомить учащихся с культурой революционного и после революционного периода.

2) Развивающие: сформировать навыки анализа изобразительного искусства.

3) Воспитательные: сформировать уважительное отношение к сохранению произведений искусства.

Тип урока: изучение нового материала

Литература для подготовки:

2. Андреева, Л. Советский агитационный фарфор. – Москва : Искусство, 1971.- 224с.

3. Бровкин, В.Н. Культура новой элиты, 1921-1925 гг. // Вопросы истории. – 2004. - № 8. – С. 83 – 99

4. Ким, М. П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. – Москва : Наука, 1967.-450с.

5. Назаров, А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя (1917 - 1923). – Москва : Искусство, 1968.

Приветствие учащихся, установление тишины.

Приветствие учителя, установление тишины.

2.Объявление новой темы

Оглашается план урока:

1) Развитие просвещения и образования;

2) Развитие науки;

4)Развитие изобразительного искусства, театра и музыки. (2 сл.)

Запись в тетрадь темы и плана урока.

Учитель объявляет домашнее задание: §16, выучить названия художественных произведений и их авторов, фамилии известных ученых и названия их работ, а также видных деятелей искусства, подготовиться к проверочной работе по ним.

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

4.Изучение нового материала

Смена власти дала импульс художественному развитию в 1917-120-х гг. Революционные события разделили деятелей культуры на сторонников новой власти и на тех, кто не смирился с этим.

Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальных районах. Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А.В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования. (3 сл.)

За первое десятилетие советской власти было обучено около 10 млн. взрослых, доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. (6 сл.) В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе.

Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись

- связь обучения с производством,

- преемственность в воспитании и образовании,

- совместное обучение. (7 сл.)

Конституция РСФСР закрепила право на полное, всестороннее и бесплатное образование.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сей­час — имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. (9 сл.)

Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиа­ции Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. (10 сл.)

Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). (11 сл.)

В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Прави­тельство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для ста­новления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР. (12 сл.)

3. Развитие литературы

После 1917 года Бедный продолжил служить революции. Он не скрывал и даже гордился, что писал по заказу партии, так как свято верил в дело большевиков. Будучи рупором коммунистических идей, он прославлял и клеймил все в соответствии с требованиями партии.

Полна страданий наших чаша,

Слились в одно и кровь и пот.

Но не угасла сила наша:

Она растет, она растет!

Кошмарный сон — былые беды,

В лучах зари — грядущий бой.

Бойцы в предчувствии победы

Кипят отвагой молодой.

Пускай шипит слепая злоба,

Пускай грозит коварный враг,

Друзья, мы станем все до гроба

За правду — наш победный стяг!)

На равнее с ассоциацией была организация Пролеткульта, которая ориентировалась на радикальную молодежь.

Борьба литературно-художественных группировок отражала весь спектр настроений творческой интеллигенции. Их столкновения часто принимали форму публичных скандалов. Многие известные литераторы со временем отошли от активной работы в объединениях, такие как Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин. (15 сл.) Ожесточенной критике подверглись также детские произведения, в частности произведения К.И. Чуковского. (15 сл.)

Бейте в площади бунтов топот!

Выше, гордых голов гряда!

Мы разливом второго потопа

перемоем миров города.

Дней бык пег.

Медленна лет арба.

Наш бог бег.

Сердце наш барабан.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса.

Зеленью ляг, луг,выстели дно дням.

Радуга, дай дуг лет быстролётным коням.

Видите, скушно звезд небу!

Без него наши песни вьем.

Эй, Большая Медведица! требуй, чтоб на небо нас взяли живьем.

Радости пей! Пой!

В жилах весна разлита.

Сердце, бей бой!

Грудь наша - медь литавр.(16 сл.)

Группа подчеркивала свою преемственность футуризму и отстаивала новое искусство в противовес классическому культурному наследию.

4. Развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Художники рассматривали смену власти как сокрушение основ старого мира, открывавшее путь для свободы художественного творчества. Происходил выход искусства на улицы.

Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и Д. И. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны. (18 сл.)

Агитация за новый быт велась и средствами коммерческой рекламы: А.М. Родченко, Эль Лисицкий. (22, 23 сл.)

Художники С.В. Чехонин и М.М. Адамович расписывали тарелки, блюдца, чашки пропагандистскими лозунгами и революционными лозунгами. (24,25 сл.)

В этот период агитфарфор стал эмблемой новой эпохи.

В.Е. Татлин сделал проект памятника III Интернационалу. (26 сл.) В 1920-е гг. свои произведения создавали такие скульпторы как: И.Д. Шадр, В.И. Мухина, А.С. Голубкина и др. (27,28 сл.)

Лениным был утвержден план монументальной пропаганды в 1918 г. Он предусматривал создание монументов во всех городах РСФСР, изображающих видных деятелей науки, искусства и др. Этим проектом руководил А.В. Луначарский.

Их проекты отличало упрощение форм, отсутствие декора, использование новых материалов – стекло, бетон, металлические каркасы. Такой стиль стали называть конструктивизм.

Одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров).

В ранние годы советской власти появись документальные фильмы режиссеров А.П. Довженко и В.И. Пудовкина. (32 сл.) Главными героями стали народ и коллектив единомышленников.

(просмотр отрывка из фильма, 34 сл.)

Впервые была показана революция, наполненная эмоциональной насыщенностью и романтическим пафосом.

Ученики по ходу урока записывают названия произведений и их авторов, которые отображаются на слайдах.

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели значимый период в культурной жизни страны. Для повторения изученного материала давайте ответим на вопросы:

-Кто возглавлял Наркомат Просвещения?

-Назовите 3 принципа трудовой школы.

- Назовите крупного теоретика в области авиации.

-Какие поэты входили во Всероссийскую ассоциацию пролетарских писателей?

- Кто занимался искусством плаката?

-Какой стиль в архитектуре предполагал использование использование новых материалов – стекло, бетон, металлические каркасы?

-Кто являлся новатором в киноискусстве?

Ученики с помощью учителя отвечают на вопросы.

-26 декабря 1919г. он обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать.

Цель урока: показать учащимся, как осуществлялось становление новой советской архитектуры, каковы были первые шаги советской власти, какие архитекторы творили в то время в Нижнем Новгороде и какие первые дома были построены.

  • Образовательные - сформировать у учащихся представление о первых шагах советской власти в жилищной политике, о проблемах строительства после гражданской войны.
  • Воспитательные - формировать у учащихся патриотические качества, воспитывать чувство гордости и уважения к нижегородскому культурному наследию советского периода.
  • Развивающие - привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из бесед с учителем.
  • компьютерная презентация об архитекторе.
  • фотографии общественных и гражданских зданий и сооружений, построенных Яковлевым в этот период.
  • книги по архитектуре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

1. Оргмомент и целеустановка на урок. Приветствие. Постановка перед учащимися задачи: сформулировать тему и план урока, ответить на вопросы учителя, сделать промежуточные выводы.

Здравствуйте ребята! Мне хотелось бы начать урок с анализа одного документа. Прочитав его, объясните мне, о чём здесь идёт речь? А потом давайте вместе сформулируем тему и план нашего сегодняшнего урока.

Газета "Нижегородская коммуна", 1927, 11 ноября: ". 205 человек (больших и маленьких) получили возможность дышать чистым воздухом. Тут нет керосинового чада ламп, угара печей. В сумерки под потолком начинает отдаваться биение балахнинского "большого сердца" - вспыхивает современная "жар-птица" - электрическая лампочка. Под подоконниками излучает тепло железная гармошка, дышащая паром котлов, клокочущих где-то в подвалах дома.

. Против комнаты через коридорчик большая светлая кухня, могущая породить зависть в сердце любой хозяйки. К стене большим черным или белым жуком прижалась плита. Хозяйке не нужно ходить куда-то на перекресток к тумбочке за водой, водопровод под рукой.

. Рядом с кухней комната с белой ванной. 33 семьи рабочих могут всерьез подтвердить пословицу древних: "Культура измеряется количеством вылитой на себя воды".

. Чтобы не пахло по комнатам грязной мыльной пеной стираного белья, в подвальном этаже оборудована общая прачечная".

Предполагаемый ответ учащихся:

В этом отрывке описываются новые условия жизни рабочих, новые квартиры и передаётся радость, и гордость рабочих за своё новое жильё. Мы можем предположить, что тема урока будет связана с развитием новой советской архитектуры и с этапами её развития: до гражданской войны и в период восстановления народного хозяйства.

Да, действительно, здесь описываются новые квартиры рабочих "Чернопрудского небоскрёба", радость которых будет понятна, если знать, в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил в теплушке, а другой под соборной колокольней в кремле. И тема нашего сегодняшнего урока: "Становление новой советской архитектуры 1917 - 1932 г.г." Мы познакомимся с первыми шагами советской власти в Нижнем Новгороде по вопросу жилищной политики, с тем, какие архитекторы работали в то время и какие здания они создали.

  1. Конкурсные проекты и застройка Соцгорода Автозавода.
  2. Архитектурное творчество А. А. Яковлева (старшего) 1879 - 1951. Характеристика личности архитектора и его семьи. Первые постройки архитектора Яковлева: Чернопрудный "небоскреб" 1927 г., дом студента с кинотеатром ("Рекорд"), жилой квартал на ул. Грузинская и ул. Дзержинского, жилой дом № 1 по ул. Минина.

Изучение новой темы.

Первые шаги Советской власти ознаменовались переселением рабочих из трущоб и подвалов в дома и особняки, конфискованные у буржуазии. В годы гражданской войны и интервенции строительство в стране и в Нижнем Новгороде практически не велось. В 1922 - 1923 годах, в период восстановления народного хозяйства, в стране проходила дискуссия: каким должно быть социалистическое расселение, как решить вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней. Начало первым градостроительным мероприятиям было положено в 1924 - 1925 годах. Объёмы строительства в эти годы были невелики, но при большинстве промышленных предприятий уже проектировались и возводились первые благоустроенные дома и посёлки для рабочих.

Учитель рассказывает о конкурсных проектах и застройке Соцгорода Автозавода.

Учитель знакомит учащихся с личностью архитектора А. А. Яковлева и его деятельностью в Нижнем Новгороде с 1917 по 1934 года (с использованием компьютерной презентации; либо с проведением экскурсии в школьном музее, где создана экспозиция об А. А. Яковлеве (старшем)).

С творчеством А. А. Яковлева связана одна их ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода. Здания, выстроенные в Нижнем Новгороде (г. Горьком) по его проектам в 1920-1930 г., мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, который на протяжении четверти века являлся лидером горьковских архитекторов.

Родился Александр Александрович Яковлев 11 января 1879 года в г. Санкт- Петербурге. Отец его - Александр Васильевич (1835 - 1888) - действительный статский советник, знаменитый в то время правовед и писатель по экономическим и финансовым вопросам народного хозяйства. Александр Васильевич был женат гражданским браком на шведке Анне Егоровне Отсолиг (1840 - 1920). Но отец умер, когда сыну исполнилось только 9 лет и Александра отдали в приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Сохранилось свидетельство, об обучении в дополнительном классе реального отделения этого приюта, Александра Александровича Яковлева.

Рисовать мальчик начал с раннего детства. В приюте у маленького Шурика были очень хорошие педагоги, поддержавшие его страсть к рисованию. У родственников хранятся рисунки из альбома 1894г., когда юному художнику - 15 лет. В 1898 году Александр Яковлев поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. Через пять лет он получает звание архитектора-художника. Напоминают об этом событии два значка, выдававшиеся окончившим Академию художеств в те времена. Они были очень красивые. Праздничный значок - позолочённый, а для повседневного ношения - серебряный.

Уже в студенческие годы Александр был замечен мэтром отечественной архитектуры - ректором Академии художеств, профессором Александром Никаноровичем Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего - пора его профессионального становления.

По окончании училища Яковлев в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках, а затем по приглашению А. Н. Померанцева уехал в Болгарию, где вместе с женой провел 8 лет.

Несколько слов хочется сказать о жене Яковлева Юлии Петровне, в девичестве - Вайтенс (1881-1952). Она вышла замуж за Александра Александровича в феврале 1904 года. До замужества Юлия Петровна окончила Бестужевские курсы, увлекалась немецкой философией. Она всю жизнь хотела иметь дочку, а родила пятерых сыновей: Михаила, Александра, Владимира, Дмитрия и Кирилла.

По воспоминаниям внучки Ирины Михайловны Яковлевой, Юлия Петровна и Александр Александрович были удивительной парой: "Дед был влюблен в бабушку всю свою жизнь и рисовал ее каждую свободную минуту. На этом портрете нет никакой подписи. Я не знаю, когда он написан, но очень люблю его. Люблю рассеянно-задумчивый взгляд моей бабушки, которую я знала не такой молодой, но такой же ласковой, хлопотливо-внимательной ко всем, кто был рядом. Бабушка всегда была в курсе всех дел моего деда. Она была его главным советчиком и главным цензором его проектов".

В Болгарии, вместе с А. Н. Померанцевым, Яковлев работал на cтроительстве мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Александр Александрович в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и контролировал строительство. В память об этой работе в семье сохранился бронзовый с эмалью образок. Сотни таких образков были украшением фриза этого храма-памятника.

В 1912 году Александр Яковлев возвращается в Петербург и на протяжении ближайших двух лет занимается проектированием и строительством детских учреждений (комплекса земледельческой колонии на 200 воспитанников близ г.Гатчины и здания приюта для детей в г. Петербурге). До нашего времени из этих построек сохранилось немногое.

Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война.

Молодой архитектор был призван на военную службу и отправлен на Охтинский военный завод (под Петербургом), а с 1917 года работает сначала на Кулебакском , а затем на Выксунском заводах.

С этого времени и до конца своей жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем.

1924 год: Александр Александрович получает приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. Несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение благодаря прекрасному академическому образованию, широкой эрудиции и высокому профессиональному мастерству.

Первой его работой в Нижнем Новгороде стало проектирование и строительство четырехэтажного жилого дома на углу улиц Дзержинского и Осыпной. Его называли - "Чернопрудный небоскреб". Это был первый капитальный дом, построенный в Нижнем Новгороде после революции. Он знаменовал переход к качественно новой архитектуре. Архитекторы стремились сконструировать и организовать новый быт, новую жизнь, новые типы жилых и общественных зданий, носивших многофункциональный и рациональный характер.

Александр Александрович трудился, не покладая рук. Он не только был автором проекта, но сам выполнял рабочие чертежи и сам их копировал, ежедневно контролировал строительные работы, ездил по заводам, добиваясь своевременного обеспечения стройки материалами. И его усилия дали свои плоды. Несмотря на трудности, дом был сдан к 10-й годовщине Октября. Радость рабочих семей, получивших благоустроенные квартиры, была вполне понятна, если представить в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил до этого в Кремле под соборной колокольней, а другой в теплушке.

Вслед за постройкой первого капитального дома по проектам А. А. Яковлева были сооружены пять жилых домов на углу улиц Алексеевской и Грузинской.

Одновременно строилась школа им. Рылеева на Верхне-Волжской набережной (ныне Научно-исследовательский институт Травматологии и ортопедии). В дальнейшем были построены общежитие Горьковского института инженеров водного транспорта с кинотеатром "Рекорд", комплекс жилых домов на Сормовском шоссе, жилой дом №1 на ул. Минина, станция "Родина" Детской железной дороги, Школа советского строительства на проспекте Гагарина дом № 10 и большое количество жилых домов.

Он работал в годы, когда в советской архитектуре происходили изменения творческих направлений, стал господствовать конструктивизм. Представители этого направления часто делали здания внешне излишне упрощенными.

А. А. Яковлев не шел на крайние решения и, даже в этот период, какими-то минимальными средствами находил пути сделать здания более выразительными (например, жилой дом на ул. Грузинской, школа на Верхне-Волжской набережной). Дом №1 на ул. Минина стоит на одной из главных площадей города и имеет этажность большую, чем все остальные здания. Архитектор мог превратить этот дом в композиционный центр северной части площади, но Яковлев поступает наоборот: он делает отступ от красной линии и тем самым зрительно снижает высоту дома.

С 1934 года в советской архитектуре постепенно укрепляется направление, ставящее своей задачей "освоение классического наследия". Архитекторы оснащают здания таким большим количеством деталей, что эти приемы иногда переходят уже в явное украшательство. Александр Александрович Яковлев и здесь никогда не доходил до крайностей. Хотя он и применял классические приемы и детали, они были значительно упрощены и строги.

Неприятие крайних решений того или иного направления - это первая характерная черта архитектора.

Второй характерной особенностью творчества А. А. Яковлева является внимание к вопросам образа, отражение функционального назначения здания в его внешних формах. Так, например, станция "Родина" рассчитана была на детское восприятие своим интересным общим объемом и мелкими деталями.

И, наконец, третья черта в творчестве Яковлева, которую необходимо особо отметить, - это правильный учет в каждом отдельном случае общей градостроительной обстановки по отношению к соседним зданиям. Например, дом №1 на ул. Минина.

Учащиеся записывают в тетрадях важные вехи жизни и деятельности Яковлева (старшего), характерные черты его творчества, главные архитектурные направления того времени.

И закончить урок мне хотелось бы следующими словами:

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества. Не важно много ли они или мало создали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела профессиональная и общественная жизнь, что вся современная им история преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время и заглядывали далеко вперед. Эти слова как нельзя точно подходят к жизни и творчеству архитектора А. А. Яковлева (старшего).

Приход к власти большевиков принёс стране грандиозные преобразования. Культура стала испытывать некоторое давление со стороны власти. Какими были эти преобразования? Какой "носили знак"? Работа в группах на уроке способствует эффективному усвоению темы. Учащиеся формируют собственное отношение к происходящему. Урок построен исключительно на дополнительном материале (ресурсный материал) для групп.

ВложениеРазмер
kultura_20_gg.rar 2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Дидактический проект урока

Культура и искусство после октября 1917 г.

Автор Лоскутова Елена Александровна,

учитель истории МКОУ СОШ №66

1.Сформировать представление у учащихся о целостности процессов происходящих в духовной жизни страны в 20-30-е гг.

2.Продолжить формирование навыков работы с документами, видеоматериалом в микрогруппах (умение анализа и извлечения необходимой информации)

3.Воспитание чувства гражданской ответственности

Основные понятия : ЛЕФ, АХРР, ВАПП, Пролеткульт, конструктивизм

Форма урока : комбинированный

Тип урока : объяснение нового материала с элементами частично-поисковой работы

1.Проверка д/з: фронтальная проверка по ключевым понятиям образования СССР и Генуэзской конференции

Читайте также: