План мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков в школе

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Агафонова Валентина Николаевна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Новый Оскол

Введение

Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм

девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.

Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.

Исследования в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и ростом семейного неблагополучия. Так, по данным НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем , до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей.

В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.


1. Девиантное поведение подростков. Общие характеристики

Девиантное поведение [лат. deviatio — отклонение] — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное.

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.

Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними подростками социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием, прежде всего социально-экономических причин и снижения морально- этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол). Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Российской Федерации на каждые 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет 40 человек состоят на учете, это или наркоманы, или токсикоманы .

В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения:

1) делинквентное;
2) аддиктивное;
3) патохарактерологическое;
4) психопатологическое;

5) на базе гиперспособностей

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

Среди всех этих видов девиантного поведения первый – делинквентное поведение , в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и правовые санкции.


2. Причины появления детей с девиантным поведением.

3. Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

Стадии дезадаптации

Формы девиантного поведения

Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство. Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

Проблемы управления профилактической работой деструктивных проявлений в подростковой среде обусловлены не только субъективными, но и объективными причинами.

К объективным причинам можно отнести: .

  1. Ориентацию школ на выполнение отчётности по показателям обучения, а не на личностное развитие и социализацию детей, их активное включение в жизнь общества.
  2. Отсутствие программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых школами по профилактике девиантного поведения детей.
  3. Недостаток полномочий и ресурсов (административных, материальных) у школ для осуществления полного цикла профилактической деятельности для получения устойчивых положительных результатов.
  4. Отсутствие у государственных и общественных структур реальных рычагов влияния на родителей, которые не хотят выполнять свои основные функции по нормальному содержанию и воспитанию своих детей.
  5. Не разработанность механизмов реализации законов обеспечивающих приоритет детства и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-правовое обеспечение на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска.

Разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности органов и ведомств, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не даёт серьёзного результата в их работе.

Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются следующие социальные учреждения нашего города.

  • Центры медико-социально-педагогической поддержки.
  • Отделы опеки и попечительства.
  • Центры поддержки семьи.
  • Центры поддержки детей в кризисных ситуациях.
  1. дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  2. дети из неблагополучных семей;
  3. дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
  4. дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации

В первую группу входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.

Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.

В третью группу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав.

Четвёртую группу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.

Пятая группа: Подростки этой группы характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека

5. Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.
Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от
24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Основные направления системы профилактики в школе:

  1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
  2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
  3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
  4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
  5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;

Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы

Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в ОУ проводятся специальные анкетирования. Например, составляется социальный паспорт школы.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога.

Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению.

В задачи программы должны входить:

  • своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;
  • своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;
  • своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
  • организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
  • внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.

Итак, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.

6. Практические рекомендации:

  • с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник
  • классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей
  • заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей предметников со слабоуспевающими уч-ся: наличие журнала и тетрадей для индивидуальной работы
  • школьной службе сопровождения наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку
  • социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения
  • привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки
  • педагогический коллектив школы должен осуществлять дифференцированный подход в работе с учащимисяся определённой группы риска
  • заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся ОУ в районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов центра поддержки семьи и детства

Литература

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

О Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998

Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998.

Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Приложение № 1

к плану работы социального педагога

на 2020-2021 уч. год.

(разработан на основании программы

профилактики и коррекции

девиантного поведения детей и подростков )

План мероприятий на 2020-2021 учебный год,

по профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

Цель: Создание в школе условий, направленных на предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди подростков .

1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения.

2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.

4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.

5. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

6. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

1. Организационно-методическая работа.

Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей. Социальный паспорт класса, школы.

Создание (корректировка) банка данных об учащихся с девиантным поведением.

Сентябрь (в течение года)

Социальный педагог, классные руководители

Мониторинг посещаемости учащимися творческие объединения, секции, занятия внеурочной деятельности. (Учащиеся, состоящие на разных видах учёта.)

Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением.

Социальный педагог, классные руководители.

Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки, секции).

Социальный педагог, руководители кружков.

Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Классные руководители, социальный педагог.

Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания.

Классные руководители, социальный педагог.

Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время.

Классные руководители, администрация, социальный педагог.

Участие в методических секциях, семинарах, практикумах различного уровня по социально-педагогическим вопросам.

Пополнение базы нормативно-правовых документов.

Осуществление контроля за посещением школы учащимися, стоящими на разных видах учета данной категории. Мониторинг. (Учащиеся, состоящие на разных видах учёта).

В течение учебного года

2. Работа с учащимися

2.1 Профилактические мероприятия

Выпуск газеты, листовок, памяток, посвященных Дню борьбы с курением.

Социальный педагог, педагог- психолог, отряд ЮДП.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.

Социальный педагог, педагог- психолог.

Проведение тематических классных часов:

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальный педагог, педагог- психолог.

Проведение психолого-педагогической диагностики для учащихся, состоящих не разных видах учёта.

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению.

Школьный сайт, памятки, видеотрансляция в фойе школы.

(Учащиеся 1-11 классов).

Составление и реализация индивидуального плана профилактической работы с учащимся, состоящих на ВШК.

Индивидуальные и групповые профилактические беседы с участием специалистов органов социальной защиты, ЦДК, КДНиЗП, инспекторов ОПДН.

Групповые занятия с элементами тренинга по коррекции девиантного поведения.

3. Работа с родителями.

3.1 Профилактические мероприятия

В течение года (по запросу классных руководителей).

Проведение цикла индивидуальных и групповых профилактических бесед с родителями:

-Права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений взрослых и детей;

-Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых.

-Роль семьи в становлении личности ребенка.

-Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков.

В течение года по запросу

Школьный сайт, памятки, видеотрансляция в фойе школы.

(Родители учащихся 1-11 классов).

Выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения.

Опекуны (попечители) приёмные родители).

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам оказания социальной, правовой, медицинской помощи для нуждающихся семей (детей). (Семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения.

Опекуны (попечители), приёмные родители).

4. Работа с педагогическим коллективом.

Работа классных руководителей с учащимися, систематически пропускающими занятия. Консультирование.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики.

В течение года на основание запроса классного руководителя

Работа с картами учета несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений и преступлений.

5. Межведомственное взаимодействие при организации профилактической работы

Выявление несовершеннолетних, учащихся школы, состоящих на ВШК, учётах КДН и ЗП, ПДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы.

Выявление опекаемых (подопечных) приёмных детей, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях, для составления банка данных и оказания вышеуказанным семьям социальной, психологической, юридической помощи.

Комплексный центр социального обслуживания населения.

Корректировка списка учащихся, семей, находящихся в социально опасном положении, по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях.

По мере необходимости.

Комплексный центр социального обслуживания населения.

По мере необходимости.

Комплексный центр социального обслуживания населения.

Социальный педагог КДН и ЗП.

Комплексный центр социального обслуживания населения.

Социальный педагог.КДН и ЗП.

Комплексный центр социального обслуживания населения.

Краткое описание документа:

Цель: Создание в школе условий, направленных на предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди подростков. Задачи: 1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения. 2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие. 4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни. 5. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. 6. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Профориентация школьников: психология и выбор профессии

  • Сейчас обучается 162 человека из 40 регионов


Курс повышения квалификации

Профилактическая работа в ОО по выявлению троллинга, моббинга и буллинга среди подростков

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 262 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2021 2688
  • DOCX 26 кбайт
  • 123 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рогозина Анжелика Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Создание условий, направленных на предупреждение девиантного и асоциального поведения среди подростков во внеурочное время.

1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения.

2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.

4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.

5. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

6. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

Мероприятие

Сроки

Ответствен-ные

Организационно-методическая работа.

Организация мониторинга социального состава обучающихся класса и их семей. Социальный паспорт класса.

Создание (корректировка) банка данных обучающего с девиантным поведением.

Сентябрь (в течение года)

Кл. рук., соц. педагог,

Мониторинг посещаемости обучающимся творческих объединений, секций, занятий внеурочной деятельности.

Контроль посещаемости занятий и успеваемостью учащихся с девиантным поведением.

Вовлечение подростков к активному, развивающему досугу (кружки, секции).

Кл. рук., рук.кружков

Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания.

Кл. рук., соц. педагог,

Организация летнего отдыха и занятости учащихся в каникулярное время.

Кл. рук., соц. педагог, администрация школы

Работа с обучающимися

Профилактические мероприятия

Выпуск газеты, листовок, памяток, посвященных Дню борьбы с курением.

Социальный педагог, педагог- психолог,

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению.

Занятия с элементами тренинга по коррекции девиантного поведения.

соц.педагог, кл.рук., психолог

Памятки, видеотрансляция в фойе школы.

Кл.рук., соц.педагог, психолог

Работа с родителями.

3.1 Профилактические мероприятия

соц.педагог, кл.рук., психолог

Проведение цикла индивидуальных и групповых профилактических бесед с родителями:

-Права, обязанности и ответственность родителей, принципы отношений взрослых и детей;

-Причины совершения несовершеннолетними противоправных действий, ответственность за совершение таковых.

-Роль семьи в становлении личности ребенка.

-Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков.

Кл.рук., соц.педагог, психолог

Памятки, видеотрансляция в фойе школы.

Кл.рук., соц.педагог, психолог


Полный текст материала Индивидуальный план профилактической работы с детьми с девиантным поведением смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Изучить процесс реализации социальных потребностей подростка:
потребности в человеческих связях; потребности в самоутверждении;
потребности в эмоциональной привязанности; потребности в системе ориентации

Распознавание на базе полученных результатов причины трудновоспитуемости подростка и составление психолого-педагогической характеристики подростка

Коррекционная работа: психологические игры; коррекция школьной тревожности; коррекция самооценки ученика и учителя; игры и тренинги на снятие агрессивности; игры и тренинги повышения уверенности в себе; тренинг общения; тренинг волевых качеств личности; развивать умения и навыки к самовоспитанию

социально психологическая реабилитация.

Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей-предметников, родителей по работе с педагогически запущенными подростками и детьми девиантного поведения

социально психологическая реабилитация.

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

нарушения физического или психического здоровья;

акцентуация характера, темперамент;

проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);

педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

План реализации программы "Ты не один" 2015 - 2018 гг.

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Работа с педагогическим коллективом.

Семинар "Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации".

Подбор литературы по проблеме девиантного поведения.

Регулярно в течение года

Выступление на заседании педагогического совета: "Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение".

Сотрудничество с детским психиатром:

- индивидуальное консультирование учащихся и их родителей.

Регулярно в течение года

Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания "проблемных детей".

Зам. директора по учебной части

"Пожелания, замечания, предложения по работе с "особенными" детьми"

Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДДЮ, спортивной школой олимпийского резерва, центром трудовой адаптации, станцией юных техников и натуралистов, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся.

Регулярно в течение года

Зам. директора по воспитательной работе

Работа с родителями учащихся

"Мой ребенок. Его особенности".

"Что нового я узнал(а) о своем ребенке?"

Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам.

Регулярно в течение года

"Межличностные отношения в разных возрастных группах".

Зам. директора по воспитательной работе

Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия.

Регулярно в течение года

Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации "проблемных" детей.

Зам. директора по воспитательной работе

Работа с учащимися.

Создание банка данных "Особенные дети".

Разработка индивидуального и группового исследования личности:

- особенности темперамента и характера;

Индивидуальные коррекционные занятия с психологом.

Регулярно в течение года

Индивидуальные занятия с логопедом.

Регулярно в течение года

Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении.

Регулярно в течение года

Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся.

Регулярно в течение года

Учет посещаемости и успеваемости "особенных" детей.

Регулярно в течение года

Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению.

Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения.

Регулярно в течение года

Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении.

3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.

Читайте также: