План медико педагогического контроля в доу

Обновлено: 04.07.2024

Рекомендованные сроки проведения медико-педагогического наблюдения – 1 раз в пол.года, всю группу с пяти лет.

Для проведения МПН выбираются два ребенка произвольно из группы занимающихся: у первого ребенка определяется физиологическая кривая занятия, прирост пульса после разных частей занятия, средний пульс.; у второго ребенка определяется моторная плотность занятия (секундомер с сумматором, реальное движение ребенка).

Наблюдающий внимательно следит за ребенком и засекает только время движения.

Моторная плотность = время движения х 100 : общее время занятия.

Работа по определению физиологической кривой:

  1. Перед занятием определяется исходное ЧСС в покое, далее в ходе занятия определяется ЧСС после вводной части, после основной части (обязательно определяется ЧСС после подвижной игры), после заключительной части, средний уровень ЧСС.

Средний уровень пульса на занятии физического воспитания должен составлять 120-140 уд. в мин. в зависимости от возраста ребенка.

Если средний уровень ЧСС ниже 120 уд.в мин., то нагрузка считается ниже средней и не дает тренирующего эффекта, а дает только поддерживающий эффект.

При ср.ЧСС 120-140 уд.в.мин. достигается тренирующий эффект занятия. Тренирующий эффект обеспечивает развитие функционального состояния организма ребенка от занятия к занятию.

При ср.ЧСС больше 140 уд.в мин. нагрузка выше средней интенсивности это допустимо для спортивных тренировок, но не для физкультурного занятия.

Построение физиологической кривой занятия.

Физиологическая кривая – это графическое изображение изменения ЧСС во время физкультурного занятия.

По вертикальной оси откладывается значения ЧСС (ударов в мин.), причем О точка соответствует исходному ЧСС (10 уд.в мин. одно деление)

По горизонтальной оси откладывается время занятия (цена деления 2 мин).

При правильном построении занятия физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к подвижной игре и снижается от подвижной игры к концу занятия.

На занятии ЛФК и специальных медицинских групп пульсовая кривая имеет несколько вершин.

Прирост ЧСС во время занятия:

- в № прирост ЧСС после ВЧ – 15-20% от исходного;

Длительность занятия в ДОУ составляет в зависимости от возраста

Для определения ЧСС от фактического ЧСС минус исходное = прирост. (исх.ЧСС – 100%; прирост – Х %).

Прирост = ЧСС х 100 : исходн.ЧСС.

Незначительный подъем и плоская форма физиологической кривой говорит о недостаточной нагрузке, а резкий прирост пульса и небольшое его снижение к концу занятия говорит о чрезмерной нагрузке.

Указывать в протоколе наличие упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

После упр. Сопровождавшихся нарушением ритма дыхания, нужно давать дыхательные упражнения для восстановления дыхания.

Дыхательные упражнения не выполняются под счет.

Звуковые дыхательные упр. Полезны, происходит микромассаж бронхов. Очень полезно акцентировать внимание детей в конце занятия на правильную осанку, поправлять и хвалить их.

Контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления и одной из важнейших е функций. Контроль позволяет выявить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных с тем, чтобы обеспечить достижение цели. К. Ю. Белая предлагает рассматривать методическую деятельность с позиции управленческой деятельности, которой присущи такие функций, как: анализ деятельности, планирование, организация, регулирование, коррекция и контроль. Если мы рассмотрим методическую службу, то увидим все названные функции.

В методической деятельности различают три самые распространенные формы контроля : оперативный, тематический и итоговый.

Оперативный контроль – суть его заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, регулировать деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов.

Тематический контроль – главным предметом тематического контроля является система работы с детьми по одному из разделов программы. Результаты контроля тщательно изучаются, анализируются, это позволяет установить причины сложившегося положения дел.

Итоговый контроль проводится по итогам очередного периода

(года, полугодия). Итоговый контроль направлен на изучение различных сторон образовательной деятельности.

Что представляет собой МПК и каковы его критерии.

Организация медико-педагогического контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя. Основная задача МПК – создание условий (режимов) для укрепления здоровья детей, совершенствования физического и нервно-психического развития.

Благодаря организации медико-педагогического контроля можно отследить :

- санитарно-гигиенический режим: температурный режим помещений, режим проветривания, санитарное состояние помещений и участка.

- режим питания: сервировка стола, умение детей пользоваться столовыми приборами, сформированность навыка есть разнообразную пищу.

- режимные моменты в течение дня, такие как: утренняя гимнастика, прогулка, сон, закаливающие процедуры, гимнастика пробуждения. Результаты контроля заносятся в специальные карты, разработанные методистом городской службы В. Н. Зимониной.

Вот, например, как выглядит карта контроля сна, прогулки.

Так же МПК позволяет отслеживать режим двигательной активности детей. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в допустимых пределах.

Двигательная активность может быть как самостоятельной, так и организованной. Основной организованной формой ДА детей в детском саду являются физкультурные занятия.

На физкультурном занятии проводится комплексная оценка двигательной активности ребенка по трем показателям:

продолжительность (время, объем (количество движений, интенсивность – тренирующий эффект занятия.

Продолжительность двигательной активности определяется

методом индивидуального хронометража и позволяет определить общую и моторную плотность занятия (%);

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии и позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени;

Интенсивности двигательной активности определяется методом пульсометрии и позволяет определить тренирующий эффект занятия, т. е. правильное распределение физической нагрузки и реакцию организма на эту нагрузку.

Как оценивать продолжительность занятия (время, затраченное на движения).

Моторная плотность физкультурного занятия рассчитывается по формуле: время, затраченное на движения, делим на продолжительность занятия и х 100. МП грамотно построенного занятия находится в пределах 80-90%.

При этом нужно помнить о том, что в младших возрастных группах элемент обучения является более продолжительным, моторная плотность занятий должна быть не менее 60%.

Общая плотность физкультурного занятия – время, затраченное на обучение: и двигательная активность ребенка, и объяснения воспитателя, показ упражнений, перестроения, расстановка спортивного инвентаря, но при этом исключается время, затраченное на простой детей по вине воспитателя, на восстановление дисциплины.

Чтобы рассчитать общую плотность занятия, нужно полезное время разделить на продолжительность занятия и х на 100.

Общая плотность занятий в зале должна быть не ниже 90-95%, т. е. приближаться к 100%.

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии. Эта методика позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей, она не требует много времени, а используемый в обследовании прибор достаточно прост в употреблении. Шагомер помещается в карман и крепится на поясе ребенка. Количество движений – это и есть показатель объема ДА.

Следующей характеристикой ДА ребенка на физкультурном занятии является интенсивность ДА. Интенсивность – это реакция организма ребенка на физическую нагрузку, основным методом измерения является пульсометрия.

Методика проведения : медсестра при помощи секундомера измеряет ЧСС наблюдаемого ребенка в разные периоды физкультурного занятия (когда) :

после вводной части,

после заключительной части,

в восстановительном периоде в течение 3-5 минут.

Как измеряем: подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин.

Физиологическая кривая. Эти результаты заносятся в специальную таблицу, и на их основе строится физиологическая кривая занятия.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

Тренирующий эффект занятия. Чтобы определить тренирующий эффект занятия, нужно суммировать все показатели и разделить на количество измерений, исключая первый и последний пункт. ТЭ занятия достигается у детей 3-4 лет при ЧСС, равной 130-140 уд/мин., 5-7 лет при ЧСС, равной 140-160 уд/мин.

О характере физической нагрузки можно судить и по внешним признакам утомления. Так, например, при допустимой степени утомления у ребенка наблюдается небольшое покраснение лица, незначительная потливость, дыхание слегка учащенное, движения быстрые, самочувствие хорошее.

При значительной степени утомления эти признаки ярко выражены: резкое покраснение или побледнение лица, выраженная потливость, учащенное дыхание, может наблюдаться одышка и головокружение. В этом случае необходимо ограничить физическую нагрузку на ребенка, дать отдых между упражнениями высокой степени интенсивности.

Если значительные признаки утомления наблюдаются у многих детей, то воспитатель должен задуматься о соответствии физической нагрузки возрасту детей и перестроить занятие.

Медико-педагогический контроль в детском саду будет эффектным и действенным только при условии его систематического осуществления.

План медико-педагогического консилиума План медико-педагогического консилиума на 2013-2014 учебный год. СОДЕРЖАНИЕ СРОК Ответственный I 1Результаты физической подготовленности.

План медико-педагогического-консилиума на 2015–2016 учебный год План работы медико-педагогического консилиума на 2015-16 у. г. октябрь 1 Итоги обследования детей на начало учебного года: антропометрия,.

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Варениковского куста (фотоотчет)

Районное методическое объединение воспитателей ДОО Варениковского куста (фотоотчет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 станицы Варениковской муниципального образования Крымский район.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:


Мониторинг это система непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогно.

Мониторинг это система непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения. Объектом мониторинга являются процесс и результаты образовательно-воспитательного процесса, а также средства достижения этих результатов.

Мониторинг включает в себя: дидактический мониторинг – слежение за состоянием.

Мониторинг включает в себя: дидактический мониторинг – слежение за состоянием содержания, организационных форм и методов образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями воспитательный мониторинг – слежение за состоянием специально организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и детей медико-педагогический мониторинг - слежение за динамикой здоровья воспитанников образовательного процесса

Цель и основные задачи: Цель мониторинга – непрерывное, научно-обоснованное.

Цель и основные задачи: Цель мониторинга – непрерывное, научно-обоснованное, диагностико - прогностическое слежение за характером протекания образовательно-воспитательного процесса в ДОУ и психологическим состоянием его воспитанников, оздоровительной деятельностью. Задачи: сбор и накопление фактического материала о реально протекающем образовательно – воспитательном процессе в ДОУ и разработка на этой основе планов работы ДОУ; своевременное выявление нарушений в ходе образовательно – воспитательного процесса и их адекватное исправление; своевременное выявление достижений в ходе образовательно – воспитательного процесса ДОУ, анализ условий, обобщение опыта; профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов дошкольников в ходе образовательно – воспитательного процесса.

Функции мониторинга: Гностическая - накопление, обобщение, анализ, структуриз.

Функции мониторинга: Гностическая - накопление, обобщение, анализ, структуризация данных о протекании образовательно – воспитательного процесса ДОУ. Прогностическая – формулирование на основе полученных данных обоснованного заключения о предстоящем развитии или исходе образовательно – воспитательного процесса. Ориентировочная – возможность определить значение отдельных процессов в целостном образовательно – воспитательном процессе. Контрольно-ориентировочная – обоснованное определение уровня развития отдельных сторон образовательно – воспитательного процесса. Коррекционная – своевременное внесение поправок, частичное исправление или изменение в ход образовательно – воспитательного процесса. Регуляторная – приведение в должное состояние отдельных процессов и всего образовательно – воспитательного процесса. Координационная – взаимное ориентирование и согласование работы при взаимодействии разных специалистов ДОУ: педагогов, психолога, медицинского работника.

Принципы мониторинга: Непрерывность Научность Целесообразность Диагностико -.

Принципы мониторинга: Непрерывность Научность Целесообразность Диагностико - прогностическая направленность Прогностичность

Состав службы мониторинга: Старший воспитатель Воспитатели Специалисты (психо.

Состав службы мониторинга: Старший воспитатель Воспитатели Специалисты (психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) Медицинский работник

Мониторинг осуществляется при единой координации действий и руководстве завед.

Мониторинг осуществляется при единой координации действий и руководстве заведующего ДОУ и старшего воспитателя.

Медико-педагогический контроль Система современных систематических наблюдений.

Медико-педагогический контроль Система современных систематических наблюдений и проверок: Гигиенического состояния помещений и территории пребывания детей Соблюдение санитарно-гигиенического режима и распорядка дня Организация и качество питания Соблюдение требований двигательного режима Инструкции по охране жизни и безопасности жизнедеятельности

Контроль результатов Контроль процесса Этапный, текущий и оперативный

Контроль результатов Контроль процесса Этапный, текущий и оперативный

Контроль результатов (этапный) Осуществляется два раза в год – в начале и в к.

Контроль результатов (этапный) Осуществляется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Включает различные тесты и наблюдения за двигательной активностью детей Задачи: Собрать информацию о физической подготовленности детей за относительно небольшой промежуток времени; Откорректировать списки подгрупп детей по уровням их физической подготовленности; Внести коррективы в планы работы с дошкольниками.

В обязанности медицинской сестры ДОО входит контроль: За утренней гимнастико.

В обязанности медицинской сестры ДОО входит контроль: За утренней гимнастикой Подвижными играми Закаливающими мероприятиями (текущий контроль или контроль процесса) Наблюдение за деятельностью педагога и воздействием физических нагрузок на организм ребенка на физкультурных занятиях (контроль процесса)

Объекты текущего и оперативного контроля Санитарно-гигиеническое состояние ме.

Объекты текущего и оперативного контроля Санитарно-гигиеническое состояние мест пребывания детей (физкультурный зал, групповое помещение, спальня, участок детского сада и др.); Организация и качество питания; Режим дня (прогулка, утренняя гимнастика, дневной сон, длительность занятий); Двигательный режим; Охрана жизни и безопасность жизнедеятельности; Физическая подготовленность.

Роль медико-педагогических наблюдений Устранение недостатков в организации ус.

Роль медико-педагогических наблюдений Устранение недостатков в организации условий жизнедеятельности детей; Не допущение переутомления дошкольников при проведении различных занятий; Определение оптимальной физической и эмоциональной нагрузки с учетом индивидуальных возможностей детей; Выявление отклонений в здоровье; Планирование наиболее эффективных оздоровительных и профилактических мероприятий.

Позволяет оценить правильность построения занятий и соответствие мышечной на.

Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают.

Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия. Общая плотность занятия (ОПЗ) – это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности занятия. Она включает: Организацию детей ОРУ, ОВД Подготовку и уборку инвентаря Объяснение, наблюдение, слушание Помощь, страховка Подведение итогов, упражнения на расслабление Воспитательную работу. Для определение ОПЗ суммируются показатели времени активной деятельности на занятии (кроме времени на неоправданные ожидания и простои по вине педагога). Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. ОПЗ при правильной организации должна приближаться к 100%.


Определение соответствия физической нагрузки состоянию здоровья Небольшое уто.

Определение соответствия физической нагрузки состоянию здоровья Небольшое утомление: слабое покраснение кожи, незначительное потоотделение, учащенное ровное дыхание; Утомление средней степени: значительное покраснение кожи, большая потливость, учащенное дыхание с периодическими вдохами и выдохами, напряженное выражение лица, нарушение координации движений, жалобы на усталость, сердцебиение, боль в мышцах; Резкое утомление: сильное покраснение или побледнение кожи, обильная общая потливость, чрезвычайно учащенное дыхание, одышка, глубокое нарушение координации движений, дрожание конечностей, жалобы на головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота.

Оценка физического развития Оценивается: Методом наружного осмотра; Антропоме.

Оценка физического развития Оценивается: Методом наружного осмотра; Антропометрическими измерениями и расчетами (длина и масса тела, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки, данные динамометрии кистей рук и др.) Измерения проводятся всегда в одно и то же время суток, с использованием одного и того же инструментария.

Уровень двигательной активности (три группы) Первая группа: дети со средней и.

Уровень двигательной активности (три группы) Первая группа: дети со средней и нормальной ДА. Характеризуются нормальной массой тела, редко болеют. Вторая группа: дети малоподвижные, с низкой ДА. Характеризуются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Третья группа: дети с большой ДА. Их называют гиперактивными. Такие дети очень подвержены заболеваниям.

Должен осуществляться личностно-ориентированный подход, который предусматрива.

Должен осуществляться личностно-ориентированный подход, который предусматривает учет уровня и группы здоровья, работоспособности, физической подготовленности и уровня двигательной активности дошкольника. Все перечисленные параметры позволяют получить медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания в ДОО.

Средством обеспечения эмоционально-психологического комфорта при реализации о.

Средством обеспечения эмоционально-психологического комфорта при реализации образовательной области физическое развитие, является индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей по рекомендациям А.А. Чеменевой. Проблемы со здоровьемРекомендуетсяНежелательно НАРУШЕНИЕ ОСАНКИКонтроль осанки у стенки, с приседанием.Упражнения на скручивание, из ИП – сидя, ограничивается скоростной бег. Упражнения на повышение мобильности позвоночника и растяжку. ПЛОСКОСТОПИЕБосоногохождение, коррегирующие упражнения, ходьба по неровной поверхности и прочееДлительный медленный бег, ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача), нельзя использовать ходьбу на внутренней стороне стопы.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Ход по ровной поверхности в медленн.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫХод по ровной поверхности в медленном темпе, дозированный равномерный медленный бег. ОРУ на все группы мышц, особенно на плечевой пояс, спину и нижние конечности. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания. Исключить упражнения на задержку дыхания, нельзя резкие изменения темпа и положения тела. Нельзя длительное статическое напряжение, бег на длительные дистанции. Ограничить прыжки и силовые упражнения. ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫУпражнения на выносливость, ритмическая гимнастикаНельзя сложно- координированные движения и упражнения (равновесие на скамейке), ограничивается время подвижных игр, которые требуют высокого эмоционального напряжения (игры-соревнования).

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Упражнения на тренировку полного дыхания, звукова.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯУпражнения на тренировку полного дыхания, звуковая гимнастика. Упражнения для верхнего плечевого пояса, ходьба и бег. Исключить сложно- координированные упражнения, упражнения в быстром темпе, на задержку дыхания. Ограничить участие в спортивных упражнениях. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯОРУ без резких движений, которые могут вызвать сотрясение организма. Ограничить подскоки, прыжки и упражнения с натуживанием. Уменьшить нагрузки на мышцы брюшного пресса. Нельзя упражнения из положения лежа на животе. ЗАБОЛЕВАНЯ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩ ИХ ПУТЕЙМожно упражнения для мышц брюшного пресса, таза и нижних конечностей, спины. Ограничиваются подвижные игры на воздухе, акробатические упражнения.

Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях (рекомендации.

Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях (рекомендации кафедры физического воспитания Государственного педагогического университета им. Герцена) УпражнениеРекомендованная заменаПричины ограничения 1. Круговые вращения головой; 2. Наклоны головы назад; 3. Стойка на голове; 4. Чрезмерное вытягивание шеи.1. Наклоны вперед, в стороны, повороты; 2. Замена отсутствует; 3. Замена отсутствует; 4. Выполнять упражнения с опусканием плеч назад-внизНестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения, лежа на спине, руки согнуты под головуИзменить положение рукЧрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника

Тренировка нижнего отдела брюшного пояса: поднимать ноги вместе из положения.

Тренировка нижнего отдела брюшного пояса: поднимать ноги вместе из положения, лежа на спинеПоднимать и опускать ноги попеременноФаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза Кувырок впередЗамена отсутствуетНестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи Перекат на спине, удерживая руками колениВыполнять упражнение только со страховкой педагогаОтсутствует фиксация шейного отдела позвоночника Прогиб в поясничном отделе из положения, лежа на животе с упором на выпрямленные рукиВыполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локтиВозможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков Сидение на пяткахСидение по-турецкиВозможно растяжение сухожилий и связок коленного сустава

Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх Изменит.

Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверхИзменить положение рук: в стороны или на поясеУменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса Висы более 5 секундЗамена отсутствуетСлабость и растяжение связочно-мышечного аппарата Прыжки босиком по жесткому покрытиюПрыжки только на гимнастических матахСлабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны Бег босиком с опорой на переднюю часть стопыБег в спортивной обуви Несформированность костей плюсны Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы до старшей группыХодьба на носках и на пяткахСлабый связочно-мышечный аппарат стопы Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя рукамиНесоответствие массы тела ребёнка и веса мячаНесоответствие массы тела ребёнка и веса мяча

Favorite

Автор: Наталья Сорокина В избранное 0 Комментарии


- презентации для педагогов

Игры для здоровья Семинар-практикум для педагогов


Гимнастика для ленивого кишечника


- презентации для педагогов

Организация и методика проведения физкультурных занятий в ДОО


Положение о конкурсе


Растяжка 23 февраля


Технологическая карта физкультурного занятия в ДОО


Технологическая карта утренней гимнастики для детей


Анкета для родителей о значении спорта в семье

Должностная инструкция инструктора по физической культуре ДОО (новая)


- презентации для педагогов

Основные требования к двигательному режиму в ДОО


Новогодняя растяжка


Дидактические игры по обучению детей правилам дорожного движения


Подготовительные и подводящие упражнения


График физкультурно-оздоровительных режимов в ДОО


Обучение дошкольников основным видам движений ЛАЗАНИЕ


Обучение дошкольников основным видам движений РАВНОВЕСИЕ

Педагогический контроль физкультурного занятия

Педагогический контроль осуществляется заведующим, методистом или старшим воспитателем ДОО. Как правило в области Физическое развитие применяется следующие виды педагогического контроля: оперативный, плановый и итоговый.

Цель оперативного контроля — устранять с помощью рекомендаций и советов имеющиеся недостатки в работе инструктора.
Цель планового контроля — удостовериться, что инструктор работает в соответствии с программой ДОО.
Цель итогового контроля (по итогам месяца, полугодия, года)— определить уровень освоения дошкольниками программы ДОО.

Для осуществления педагогического контроля можно воспользоваться предложенной таблицей, заполнив которую проще сделать выводы по итогам проверки.


! В файле дана развернутая таблица
Выглядит так:

Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм.

Медицинский контроль за проведением физкультурного занятия

Медицинский контроль осуществляется врачом или медицинской сестрой ДОО. Проверяется плотность двигательной активности детей на занятии. Различают общую и моторную плотность физкультурного занятия.

Объем двигательной активности определяется методом шагометрии и позволяет определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени.
Метод шагометрии прост и удобен для массового обследования детей: шагомер крепится на поясе ребенка, количество движений на приборе – показатель объема двигательной активности
Интенсивность двигательной активности определяется методом пульсометрии и позволяет определить тренирующий эффект занятия, т. е. правильное распределение физической нагрузки и реакцию организма на эту нагрузку.
Методика проведения: медсестра при помощи секундомера измеряет ЧСС наблюдаемого ребенка в разные периоды физкультурного занятия

  • до занятия
  • после вводной части
  • после общеразвивающих упражнений
  • после проведения основных видов движений
  • после подвижной игры
  • после заключительной части
  • в восстановительном периоде в течение 3-5 минут

Как измеряем: подсчет пульса у дошкольников удобнее проводить, положив ладонь на область сердца. Полученные цифры ЧСС за 10 с умножают на 6 и получают данные за 1 мин.
Физиологическая кривая. Эти результаты заносятся в специальную таблицу, и на их основе строится физиологическая кривая занятия.
При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.
! В файле даны

  • таблица для составления физиологической кривой
  • формулы для расчета общей и моторной плотности занятия
  • таблица по возрастам с параметрами: длительность занятия, допустимая плотность, пульс, дыхание

Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.
Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.
Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.
Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка. Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.
По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного, а в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.
Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному.

Медико-педагогический контроль в детском саду будет эффектным и действенным только при условии его систематического осуществления.

Читайте также: