План кружковой работы в доу в средней группе по экологии

Обновлено: 04.07.2024

экологического кружка в средней группе

Воспитатель 1 категории

Шалаева Светлана Борисовна

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить ребѐнка правильно общаться с природой родного края, любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

У детей 4-5 лет ещѐ не достаточно исследовательских навыков по исследованию природных объектов с помощью органов чувств (на прогулке потрогать, понюхать, погладить, рассмотреть (кору деревьев) в уголке природы и т.д.

Дети средней группы заинтересованы проведением экспериментов с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, плодами, семенами и т.д.

Дети способны узнавать свойства разных объектов и могут исследовать предметы и материалы.

У детей появится желание составлять и изучать мини-коллекции.

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

*чтение художественной литературы;

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –

драматизаций и др.);

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Критерии результативности обучения:

* Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Алтайского края;

*Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;

*Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;

*Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Цель и задачи наблюдений

1. Амурская область – наша малая Родина.

Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае.

2. Просмотр видеоролика.

Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам(берѐза, клѐн, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.

2. Рассматривание листьев коры, плодов деревьев.

3. Отгадывание загадок.

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям.

1.Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки.

Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям.

1. Чтение пословиц, поговорок и примет.

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными(их кормят, лечат, выгуливают).

1. Беседа о домашних животных.

2. Отгадывание загадок про домашних животных.

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах).

1. Рассматривание иллюстраций, муляжей.

2. Отгадывание загадок.

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы(рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

1. Разгадывание загадок о грибах.

Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

1. Наблюдение за аквариумными рыбками.

2. Кормление рыбок.

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Дидактические игры:

Продолжить знакомить детей с зимующими и перелѐтными птицами(сорока, ворона, скворец, грач, голубь).

3. Устройство птичьей столовой

4. Наблюдение за птицами на участке

5. Слушание пения птиц (аудио запись)

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха(на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Учить выявлять свойства воздуха(невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

3. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года

1. Путешествие по временам года.

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды(вода может быть холодной, тѐплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

1. Беседа «Что было бы, если не было воды?

2. Эксперименты по определению свойств воды.

3. Изготовление цветных льдинок.

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе

1. Сравнение живой и искусственной елей.

2. Игры с шишками.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

2. Эксперименты с водой.

3. «Кто живет в лесах нашего края?

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нѐм диких животных(как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным.

1. Беседа о зимних изменениях в природе.

3. Эксперимент «Лед- твердая вода.

Познакомить с циклом развития лягушки.

1. Рассказ о лягушке.

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

1. Беседа о временах года, о посадке лука.

Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям.

1. Встреча со снеговиком.

2. Беседа о свойствах снега.

3. Эксперименты со снегом.

Закрепить названия знакомых растений(бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

1. Беседа о строении растения.

Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

1. Наблюдение за черепахой.

2. Знакомство со строением черепахи.

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

1. Разгадывание загадок о весне.

2. Чтение стихотворений о весне.

Познакомить с новыми растениями (аспидистра, герань).

1. Встреча с Веснянкой.

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения(деревня, город, страна), о звѐздах.

3. Беседа о звѐздах

Сформировать у детей представление о реке Бурея.

Дать представление о водоѐмов(пруд, болото, озеро, река, море).

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Отгадывание загадок

Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом.

1. Беседа о рыбах.

Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

1. Рассматривание камней и песка на прогулке.

2. Эксперименты с камнями и песком.

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить еѐ. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелѐной аптеке). Упражнять в практической помощи природе(уборка мусора, лечение деревьев).

2.. Целевая прогулка по экологической тропинке.

Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

1. Наблюдение за растениями.

3. Чтение стихотворений.

Дать элементарные знания о жуках(майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках(крапивница, капустница). Показать пользу насекомых.. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

1. Наблюдение за насекомыми на прогулке.

4. Отгадывание загадок.

Требования к уровню подготовки детей

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

О перелѐтных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времѐн года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

4. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.

8. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2011 го.

9. В. Н. Чернякова Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

10. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2005год.

В основу которой положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.

Конспекты занятий, справочный и познавательный материалы, дополняющие сборник, позволяют в полной мере реализовать программу на практике, обеспечивая педагогу и родителю весь необходимый спектр информации по этому аспекту.

Мы- это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы- это гуманный способ совместного проживания; это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы- это взрослые, осуществляющие экологическое образование детей.

Приобщение детей к экологической культуре, необходимо начинать с раннего возраста, так как детей легче всего научить, любить и охранять окружающую среду. Занимаясь в кружке, дети расширяют и углубляют представления о природе. Развивают навыки и умения по уходу за животными и растениями. При изучении тем, предусмотренных кружком, у детей развиваются познавательные и речевые умения, зрительная и слуховая память; внимание, восприятие. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, экологическое сознание.

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов

Актуальность кружковой работы состоит в использовании на каждом занятии метода сотрудничества ребенка с педагогом, накоплению у каждого ребенка эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе.

1.2 Цели и задачи

Цели: - формирование экологической воспитанности ребенка, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние;

интерес к природным объектам, стремление взаимодействовать с ними; желание и умение заботиться о живых существах.

Формирование экологической воспитанности предполагает решение следующих задач:

-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;

-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

1.4. Принципы и подходы к формированию программы.

Отличительные особенности программы.

Принципы, лежащие в основе программы:

- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и посильности;

- принцип учета возрастных особенностей детей;

1.5. Ожидаемый результат.

1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

2. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

3. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

1.6 Система мониторинга.

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.

2. Имеет представления о правилах поведения в природе.

3. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов края.

4. Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения.

5. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории России.

6. Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона.

7. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов края.

8. Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края.

9. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.

10. Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности.

2. Содержательный раздел.

Для удобства восприятия тем, освещаемых в программе, темы непосредственно - образовательной деятельности представлены в виде таблицы.

Основные формы и методы работы.

Работа с энциклопедической природоведческой литературой

2.1 Тематический план.

Каждый раздел включает блоки:

-растения и животные

-человек как живой организм и социальное существо

-правила взаимодействия в природе

Отношение к природе.

Экологически ориентированная деятельность

для средней возрастной группы.

№ Название темы (блока) Содержание (тема, цели, задачи) Формы работы

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Формировать умения детей наблюдать явления природы.

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями.

Декабрь, январь, февраль

Уточнить знания детей о природных явлениях; развивать мышление, память, Картинки с изображением зимнего пейзажа.

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Беседа о домашних животных;

Загадки и стишки;

Март, апрель, май

Вызвать интерес к выращиванию огорода на окошке. Закрепить представления детей о потребности растения в почве, воде, тепле, свете.

Цель – познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев.

Продолжать устанавливать связи между условиями (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

установить связь с погодными условиями.

Формировать представления детей о жуках, бабочках.

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

2.2План работы с родителями.

3. Организационный раздел

3.1 Расписание кружковой работы

- Кружок работает в течение учебного года (сентябрь -май).

-Проводится один раз в неделю.

-План кружка рассчитан на год.

-Кол-во детей посещаемых кружок 20 чел.

-Возраст детей: от 4 до 5 лет.

Техническое оснащение занятий:

- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

- Фигурки с домашними и дикими животными;

- Кормушка для птиц;

- Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;

- Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;

- Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для

рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)

3. 2Список литературы:

1. МЫ. Программа экологического образования детей/ Н. Н. / Кондратьева и др. - 2-е изд., испр. и доп. – СПб. Детство-пресс, 2002.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. 2004г.

3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте/С. Н. Николаева – М: Просвещение, 1995

4. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Учено- метод. 1996.

6. Воспитание любви к природе у дошкольников. Ю. А. Вакуленко 2008г.

7. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. 2013г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

для детей средней группы (4-5 лет)

hello_html_m22108a51.jpg

Воспитатель: Ладикова Е.В.

Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 3

Планируемые результаты освоения программы. . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 4

Перспективный план работы кружка на год. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 5

Диагностика по экологическому воспитанию детей средняя группа стр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Используемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр. 14

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 15

Пояснительная записка

Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В связи с этим возникла идея проведения кружка по экологии в нашей группе, где дети могут дополнительно узнать об окружающей нас природе, увидеть ее красоту, а также научиться заботиться о животном и растительном мире.

Кружок способствует воспитанию любви к природе, чуткому отношению ко всему живому; развивает познавательную активность, наблюдательность, творческие возможности.

Цель кружка : сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи кружка:

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.

Виды деятельности:

Организация деятельности и режим:

Кружок проводится с октября по май, во второй половине дня во вторник 1 раз в неделю по 20 минут, в год 33 занятия. В кружке задействованы все дети группы 23 человека.

Методы, используемые в работе кружка:

Наглядные: рассматривание картин, предметных картинок, наблюдения за объектами природы

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, словесные игры, рассказ воспитателя

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, хороводные игры

Практические: организация продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка), экспериментирование, сбор природного материала

Прослушивание музыкальных произведений

Планируемые результаты освоения программы

определять состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая, снежная, ветреная, облачная);

называть 2 вида комнатных растений; ухаживать за комнатными растениями в уголке природы, знают правила посадки цветов на рассаду и лука;

называть свойства воды и воздуха, провести элементарные опыты с водой и воздухом самостоятельно;

называть значение человека для природы и природы для человека;

назвать правила поведения в природе.

В качестве итога проводится познавательное занятие в форме КВНа.

Перспективный план работы кружка на год

Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать двигательные навыки; развивать память, внимание, мышление.

Закреплять и уточнять знания детей о признаках осени; упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев; включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); учить детей создавать в рисунке сказочный образ; упражнять в умении передавать характерные особенности дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие; совершенствовать способности и умения у детей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

Уточнить знания детей о пользе фруктов и овощей, названиях, форме, вкусе, запахе твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку

Познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность, учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе

Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам

Расширять представления детей о лесе: что в лесу живут разные животные (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ежик), как животные к зиме готовятся, учить различать этих животных по особенностям внешнего вида; активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать, бережное отношение к животным.

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе

Уточнить и расширить знания детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явления неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ

Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле; дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком; уточнить представление детей о хвойных деревьях; закрепить умение детей рисовать методом тычка; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Расширять представления детей о свойствах воды , снега и льда ; учить устанавливать причинно - следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд; продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда ; обогащать чувственный опыт детей .

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, рисовать короткие штрихи и линии; проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым

Формировать представления о свойствах воздуха : воздух прозрачный и невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и запереть, воздух легкий , воздух есть везде , воздух может двигаться , а когда воздух движется , то получается ветер; развивать познавательную активность, побуждать детей мыслить , рассуждать, искать ответ самостоятельно, внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга; пополнять словарный запас

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках

Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора

Расширить представления детей о комнатных растениях : их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду

Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталины, а затем первые цветочки и трава; развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее

Расширять знания детей о весенних цветах (луке, их значении в жизнедеятельности; формировать умение правильно садить цветы на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет).

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного; через опыты – эксперименты закрепить понятия о том, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях; воспитывать бережное отношение к природе.

Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; активизировать и расширять словарь детей; воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.

Расширить и уточнить представления детей о русской березе ; продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о березке ; расширять представления детей об образе березы в поэзии , музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской березке .

Дать детям первоначальное знание о солнце ; показать значение солнечного света и его свойство - способность отражаться от предметов; использование этого свойства человеком.

Формировать представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере – Байкал; обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края; продолжать воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе; развивать доказательную речь детей, пополнять словарный запас.

Познакомить детей с машинами специального назначения – пожарная машина; сформировать правильное отношение к огню; рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь – друг, огонь – враг; расширить знания детей о правилах обращения с огнем; закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведения в общественных местах, лесу; воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания , о птицах, о деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц; развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Диагностика по экологическому воспитанию детей средняя группа.

Живая природа.

Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем

2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Почему нужно беречь природу? Как вести себя в природе?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок.

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: Картинки с животными домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.

1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?

2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь

засыпает зимой? Куда улетают птицы?

5. Каких животных живущих в воде ты знаешь?

6. Почему нужно охранять исчезающих животных?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Характерные особенности времён года.

Цель: выяснить знания детей о приметах осени.

1. Посмотри на картинку и назови приметы осени.

2. Что происходит с погодой осенью?

3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?

4. Куда осенью улетают птицы?

5. Как животные готовятся к зиме?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?

2. Расскажи, как животные проводят зиму?

3. Какая погода зимой?

4. Что ты любишь делать зимой на улице?

5. Какой праздник мы отмечаем зимой?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Цель: выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.

1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.

2. Как изменилась погода с приходом весны?

3. Почему стали возвращаться птицы?

4. Какие изменения происходят с растениями?

5. Чем занимаются люди весной на своих участках?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.

1. Посмотри на картинку и назови приметы лета.

2. Что делают животные летом?

3. Чем занимаются птицы?

4. Какая погода летом?

5. Назови все времена года и покажи их на картинке.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Цель:

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:

1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Эколожка" имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

2. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –

драматизаций и др.);

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

4. Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Расписание работы

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Читайте также: