План кружковой работы в детском саду в подготовительной группе по развитию речи

Обновлено: 07.07.2024

Цель программы кружка – развитие у дошкольников речевых умений и навыков. Формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями.

Предполагаемые результаты:

Занятия в кружке помогут развить индивидуальную творческую деятельность детей, будут способствовать объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогатят детей новыми знаниями в области речи; будут способствовать развитию внимания, усидчивости, памяти и мышления, а так же творческого воображения.

Задачи программы кружка:

  • пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;
  • помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения ими навыков общения;
  • организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания;
  • развивать чувство уместности высказывания;
  • развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
  • воспитывать внимание той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

В основе занятий кружка лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:

учет возрастных особенностей старших дошкольников;

принцип комплексного подхода;

принцип сочетания различных форм организации деятельности.

принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.

Основные формы кружковой работы. Занятия построены по тематическому принципу — времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, и др. Система работы предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях кружка, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Критерии результативности обучения:

  • дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
  • умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
  • используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.

Организационно- методическое обеспечение программы кружка

( возраст, перспективный план, тематический план занятий. Режим занятий)

Возраст: подготовительная к школе группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Решением педагогического Заведующая МАДОУ

Протокол №1 от 31.08.0.2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

(по подготовке детей к обучению грамоте)

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 учебных года

Составитель:

Содержание изучаемого курса

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Капранова Елена Викторовна

г. Саранск, Веселовского 74

развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

Срок реализации программы

Уровень реализации программы

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

-развит фонематический слух и восприятие; -правильно произносить все звуки; -выделять из слов звуки; -отчетливо и ясно произносить слова; -усвоение лексико-грамматического строя речи; -выделять слова и предложения из речи; -соблюдать орфоэпические нормы произношения; -развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза; -раскрывать смысл несложных слов; -пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме. -развито зрительно-пространственные представления -графо-моторные навыки -тонкая ручная моторика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Новизна программы. Направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.

Актуальность.

- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]. ) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.

Отличительные особенности программы.

В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е.В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.

Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Цель программы – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

Задачи программы:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Развитие звукобуквенного анализа слова.

Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

Первый год обучения -подготовительный этап (дети 5-6 лет) - подготовка к звуковому анализу слова;

Второй год обучения -основной этап (дети 6-7 лет)- формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения ( первый год обучения)– подготовка к звуковому анализу слова. На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов. Задачи для детей 5-6 лет.

1. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении. 2.Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове. 3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух. 4. Введение терминов "звук" и "слово". 5. Научить называть слова с заданным звуком. 6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап (второй год обучения) дети 6-7 лет - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.

Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

Развитие звукобуквенного анализа слова.

Формирование первоначальных навыков письма.

1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка

Дать представление о звуках русского языка.

Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.

Показать детям связь звука с буквой.

Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.

Учить детей определять позицию звука в слове.

Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки. 4.Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Раздел 3. Обучение чтению

Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.

Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).

Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.

Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.

Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.

Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.

Развитие мелкой моторики рук.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на два года обучения (32 занятия в год).

Форма и режим занятий.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 мин.

Ожидаемые результаты.

Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:

развит фонематический слух и восприятие;

правильно произносить все звуки;

выделять из слов звуки;

отчетливо и ясно произносить слова;

усвоение лексико-грамматического строя речи;

выделять слова и предложения из речи;

соблюдать орфоэпические нормы произношения;

развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза;

раскрывать смысл несложных слов;

пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.

Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму:

развито зрительно-пространственные представления

тонкая ручная моторика

Сформированность навыка чтения:

Овладение звуко-буквенными обозначениями;

Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;

Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;

Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

наблюдений за ребёнком;

бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.

Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Количество часов

кол-во занятий

Давайте познакомимся. Веселый язычок.

Звук (а). Понятие о звуковом ряде.

Звук (м) .Звуки (м), (м”)

Звук (п) . Звуки (п), (п”)

Звук (н) Звуки (н), (н”)

Звук (б) Звуки (б), (б”)

Звуки (в) Звуки (в), (в”)

Звук (д) Звуки (д), (д”)

Гласные и согласные звуки

Звук (т) Звуки (т), (т”)

Звук (ф) Звуки (ф), (ф”)

Звук (к) Звуки (к), (к”)

Звук (г) Звуки (г), (г”)

Звуки (х) Звуки (х) ,(х”)

Звук (с), Звуки (с), (с”)

Звук (з) Звуки (з), (з”)

Гласные и согласные звуки

Слова и предложения

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа разработана для старших дошкольников (5-7 лет) в соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

Реализация программы позволяет организовать работу по нескольким направлениям: *подготовка к обучению грамоты, *подготовка к обучению чтению, *подготовка к обучению письму.

Подготовка к обучению грамоты.

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада.

Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).

Общие задачи обучения:

знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Познакомить с печатными буквами

На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

2..Подготовка к обучению чтения

Общие задачи обучения: * Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных.

*Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы.

*Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.

*Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.

Подготовка к обучению письму

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.

3.Развивать мелкую моторику рук. Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки.

В результате выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

4.Начать подготовку к технике письма.

-Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.

-Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов.

-Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.

В каждое занятие включены дидактические игры и упражнения для первого года обучения.( Приложение 1)

И для второго года обучения ( Приложение 2)

Составлена обширная работа с родителями (Приложение 3)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН работы по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза. (первый год обучения)

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.

Группа состоит из 18 детей.

Форма предоставления услуги - групповая.

Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты, обучение навыкам чтения.

- развивать связную речь в игровой деятельности;

- поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях;

- поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого;

- учить передавать словесно содержание сказки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания;

- формировать графические навыки.

Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать:

  • все звуки и буквы русского алфавита;
  • правильное положение тетради при письме;
  • уметь вычленять первый и последний звук в слове;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог;
  • писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
  • составлять предложения с заданными словами;
  • составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
  • правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
  • использовать в речи обобщающие слова;
  • правильно держать ручку;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.

цветные карандаши, тетради.

Цуканова С.П., с. 37

Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить определять на слух место звуков -О, -И в словах. Развивать связную речь, умение составлять рассказы, опираясь на план-схему. Воспитывать контроль за собственной речью.

картинки с изображением грибов; тетради, цветные карандаши; план-схема описания грибов.

Читайте также: