План кружка в доу по развитию мелкой моторики для детей 5 7 лет

Обновлено: 06.07.2024

Актуальность программы: неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы: обучение детей проводится с пятилетнего возраста. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:

1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных функций и мелкой моторики).

2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.

3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Отличительные особенности данной программы. Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Образовательные

1. Научить детей владеть графическими навыками письма

2. Формировать навыки исполнительского мастерства.

3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (5 - 6 детей) по 25-30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:

  • беседа;
  • экскурсия;
  • дидактическая игра;
  • ролевая игра;
  • физические упражнения;
  • коллективное творчество;
  • индивидуальная корректировка действий.

В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, взаимодействие со школой.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • конструирование;
  • графические упражнения;
  • игры и действия с предметами;
  • лепка;
  • аппликация.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети должны знать:

К концу второго года обучения дети должны знать:

Формы подведения итогов реализации программы:

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: самостоятельные работы, беседа, выставки работ, участие в конкурсах.

Содержание курса

Первый год обучения (5 – 6 лет).

- Диагностика - 1ч. Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика - 3 ч.

Второй год обучения (6 -7 лет).

- Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Познакомить детей с приемом обрывания с целью создания выразительных образов.

Автор: Ольга Александровна Ершова

Населенный пункт: Владимирская область, Собинский район, г.Лакинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Актуальность:

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Данная программа предназначена для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Новизна программы:

  • обучение детей проводится с 2 лет;
  • подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с тематическим планом;
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель программы:

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

Обучающие:

Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.

Знакомить детей с названием пальчиков.

Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление.

Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать в детях усидчивость.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. На первом занятии - детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии - задания повторяются.

Занятия проводятся в группах (5 человек) по 10-15 минут и предполагают использование следующих форм:

  • беседа
  • художественное слово
  • дидактическая игра
  • физические упражнения
  • индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • пальчиковые игры
  • инсценировки
  • игры и действия с предметами.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

1.Анкетирование родителей в начале и в конце учебного года

5. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы)

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Возможные достижения ребёнка к концу обучения

Организационные принципы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:

  • дифференцированность движений рук и пальцев рук, координированность и синхронность движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности
  • насколько точно выполняется действие
  • способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
  • точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук
  • способность синхронно выполнять движения обеими руками

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве;

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.

ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ

ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Дети с косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Плохо развитые двигательные функции руки и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаз и руки вызывают у детей трудности.

Цель: развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.

  1. Развивать мелкую моторику руки, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
  2. Формировать более точные и координированные зрительно-моторные координации.
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Развивать графические умения, ориентироваться в ограниченной плоскости.
  5. Развивать произвольное внимание, зрительную память.
  6. Воспитывать в детях аккуратность, самостоятельность.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обеспечить подвижность каждого пальца обеих рук.

3. Попади карандашом в точку.

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Становление совместной деятельности двигательного и зрительного анализатора.

2. Катание ребристого карандаша между ладонями – массаж.

3. Раскрашивание игрушек.

  • развивать координацию движений пальцев рук;
  • укрепление устойчивой зрительной различительной способности.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать навыки пространственной ориентации у детей при сходящемся и расходящемся косоглазии.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Продолжать формировать графические навыки.
  • Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры.

2. Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук.

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Формирование общей умелости рук.
  • Активизация взора.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Упражнять в координации движений с речью.
  • Повышение зрительной функции глаза – прослеживающей функции глаза.
  • Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.
  • Развивать пространственное воображение.
  • Развивать ориентировку на листе бумаги в клетку.
  • Повышать зрительную активность – прослеживающую функцию глаза.
  • Развивать мелкую моторику – формировать общую умелость руки.
  • Развивать точность и координацию движений рук.
  • Развивать графическую моторику.

Развитие умения штриховать в разных направлениях и конфигурациях. 1. Массаж кистей рук резиновыми шариками.

  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Активизация фиксации взора.
  • Развивать графомоторные умения.
  • Развивать мелкую моторику пальцев руки.
  • Закрепление штриховки разными способами.
  • Совершенствовать графические умения и навыки.
  • Развивать точность и координацию движения руки с речью.
  • Упражнять в координации движений руки.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать чувство ритма, координацию движений.

3. Самомассаж пальцев руки резиновыми шариками.

  • Формировать скорость и точность движений.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Формирование общей умелости руки.

3. Самомассаж пальцев рук шестигранным карандашом.

  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Повышать зрительную функцию глаза – прослеживающую функцию.

3. Самомассаж пальцев массажными мячиками.

  • Формирование общей умелости руки.
  • Формирование контроля за собственными движениями.
  • Развивать мелкую моторику пальцев руки.
  • Формирование общей умелости руки.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Формирование автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаз.
  • Совершенствование зрительно-моторной координации и ориентировки в микропространстве – развитие зрительной памяти.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия.

3. Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом.

  • Совершенствование графических умений (способ удерживания карандаша, ручки).
  • Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук.
  • Развитие пространственного воображения.
  • Совершенствовать скорость и точность движений.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

3. Самомассаж пальцев рук резиновыми мячиками.

  • Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук.
  • Закрепление штриховки разными способами.
  • Развивать зрительное внимание, память.

5. Сортировка круп (рис, фасоль, горох).

  • Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.
  • Продолжать развивать ориентировку в пространстве на листе бумаги в клетку.
  • Совершенствовать внимание, память.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…

По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматические или быстрые, нервные руки).

Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.

Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активности головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинец – на работе подтверждают развитие рук с развитием мозга.

Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Всё дело в головном мозге человека, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и мышление. Чем теснее взаимосвязь мыслительных и речевых процессов, тем лучше речь, мышление, внимание, выше способности ребенка. Массаж стимулирует взаимосвязь между полушариями головного мозга – чувства и образы запускают речевые процессы. Благодаря массажным и двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активация межполушарного взаимодействия, гармонизация головного мозга в целом.

М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор- физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, а затем и клавиатурой компьютера, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка; готовим к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель программы: Развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.

Задачи:Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.

Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику.

Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.

Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание.

Развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.

Развивать творческие способности.

Воспитывать доброту и инициативу; воспитывать усидчивость и терпение.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю.

Продолжительность зависит от возрастной группы.

Средняя группа – 20 мин.

Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценить собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития.

Формы проведения итогов по результатам освоения программы предусматривают:

*диагностику освоения детьми программы (в начале учебного года и в конце)

*отчет педагога на родительском собрании. Итоговое родительское собрание (май)

2. Диагностика

В начале учебного года проводится обследование мелкой моторики руки каждого ребенка. Все полученные данные заносятся в диагностическую карту, в начале учебного года и в конце. В карте отражены основные навыки владения пальцами рук, критерии самостоятельности выполнения заданий. Достаточно ли развита мелкая моторика, правильно ли дети держат карандаш, регулируют силу нажима, предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически правильно.

Читайте также: