План коррекционно развивающих занятий психолога в доу
Обновлено: 05.07.2024
оказание содействия в полноценном личностном развитии детей на каждом возрастном этапе, совершенствование научной организации образовательного процесса в ДОУ, создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности ребёнка, организации личностно – ориентированного подхода к каждому из воспитанников в соответствии с ФГОС
1. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
2. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
3. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе).
Мероприятия
Ответственные
1. Диагностическая работа
1. Психологическая адаптация детей в условиях детского сада
Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада
Наблюдение по параметрам:
- социальные контакты: с детьми и взрослыми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
2. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ
3.Диагностическая работа с педагогами:
-Оценка особенностей развития ребёнка,
с вновь поступившими детьми
для родителей вновь поступивших детей
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Консультативная работа
1.Консультации для педагогов:
2.Конультации для родителей:
для родителей всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3. Просветительская работа
педагоги всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1. Диагностическая работа
1.Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении
2. Интеллектуальных способностей детей по экспресс-диагностике МЭДИС (под редакцией В.Г.Колесниковой)
Цель: выявление уровня интеллектуальных способностей дошкольников
4. Диагностическая работа с родителями: определение степени адаптации в ДОУ
5.Диагнотическая работа с педагогами:
- Оценка особенностей развития ребёнка,
для родителей вновь поступивших детей
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Коррекционная и развивающая работа
воспитанники (3-7 лет)
воспитанники (4-6 лет)
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3.Консультативная работа
1.Консультации для педагогов:
родители подготовительной группы
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Просветительская работа
родители всех групп
педагог-психолог Жаркова О.А.
5. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1.Диагностическая работа
Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребёнка, отклонений в эмоционально – личностной сфере для коррекционной работы.
2.Диагностика эмоционального благополучия детей в дошкольном учреждении, отношение к детскому саду, режимным моментам, к занятиям в игре.
Цель: изучение эмоционального благополучия детей в детском саду.
воспитанники 5-6 лет
воспитанники 5-6 лет
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
2.Коррекционная и развивающая работа
воспитанники (3-7 лет)
воспитанники (4-6 лет)
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
3.Консультативная работа
1. Консультирование педагогов по интересующим вопросам
педагоги, обратившиеся за консультацией
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
4. Просветительская работа
педагог-психолог Жаркова О.А.
педагог-психолог Жаркова О.А.
5. Организационно-методическая работа
Участие в работе творческой группы
2. Работа по составлению и оформлению документации педагога - психолога
3. Разработка программ развития и индивидуальных карт воспитанников.
4. Заполнение индивидуальных карт развития. Составление мониторинга
5. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
6. Обработка и анализ полученных результатов диагностической деятельности
педагог-психолог Жаркова О.А.
1. Диагностическая работа
Цель: выявление детей с разным уровнем в умственном развитии; создание условий, стимулирующих развитие познавательной активности и повышение интеллекта детей
2. Отслеживание психологической готовности к школе (промежуточный мониторинг)
3. Диагностическая работа с родителями:
Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.
При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в психическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.
Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.
Индивидуальная диагностика психического развития.
На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.
Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.
Целью этих занятий является максимальное развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.
Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:
- развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
- коррекция отклонений в психическом развитии;
- формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:
- развитие сенсомоторной сферы,
- развитие речи, развитие мышления,
- развитие внимания и памяти.
В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.
На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.
Программа развития сенсомоторной сферы включает:
- развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
- развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
- развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;
Развитие памяти и внимания:
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- следовое конструирование по образцу.
Развитие мышления:
- Сравнение и установление тождества объектов;
- развитие способности соотносить часть и целое;
- классификация объектов по 2-м признакам.
Развитие речи.
- развитие речевого общения с окружающими;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи.
Развитие эмоционально-личностной сферы:
- умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
- формирование самооценки;
- обучение навыкам саморасслабления.
Подготовка к овладению учебной деятельностью:
В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.
Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.
ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ" (А.В.УХАНОВА)
Основная цель программы: создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ "КАК МУРАВЬИШКА В ШКОЛУ СПЕШИЛ"
Авторы: Воробьева Н.Б., Казакова Е.О.
Целью программы является системное формирование психических функций, необходимых для освоения основных учебных умений и навыков.
ПРОГРАММА "ВСТРЕЧИ СО ЗВЕЗДОЧКОЙ"
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРОГРАММА РЕЛАКСАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ "СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ"
Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста просто необходимы паузы, чтобы снять накопившееся психоэмоциональное напряжение и запастись энергией для дальнейшей активной деятельности.
Цель программы: охрана и укрепление психического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
- память;
- мышление;
- речь;
- воображение;
- восприятие.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
- создавать условия для саморегуляции малышей через прослушивание сказок, музыки, просмотра мультфильмов;
- формировать позитивный эмоциональный настрой во время пребывания в детском саду.
- развивать сферу познания;
- развивать навыки коммуникации и, как следствие, умение работать в группе;
- повышать самооценку за счёт создания условий для проявлений индивидуальности, к примеру, дети создают рисунки на свободную тему;
- тренировать психологические качества;
- формировать эмоционально-выразительные жесты, мимику;
- учиться преодолевать застенчивость, нерешительность;
- отрабатывать координацию движений.
- развивать сферу познания;
- учиться передавать чувства в эмоциях;
- осваивать навык вербализации ощущений (к примеру, после похвалы или после того, как мама отругала);
- практиковаться в разрешении конфликтных ситуациях.
- развивать сферу познания;
- воспитывать в малышах чувство принадлежности к группе (через использование групповых форм работы);
- практиковаться в словесном разрешении конфликтов (путём рассмотрения условных ситуаций);
- учиться описывать свои переживания словами;
- сбалансировать представления ребёнка о признании в социуме (не всегда делать в угоду других, но и не проявлять эгоизм).
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Читайте также: