План канспект урока па тэме птушкі

Обновлено: 02.07.2024

Этот документ помогает учителю провести занятие на более высоком уровне, а также помогает представителям администрации школы, родителям учащихся и иным заинтересованным лицам лучше понять сущность и структуру учебного процесса и оценить эффективность работы педагога.

План-конспект урока содержит в себе следующую информацию:

  • О теме урока,
  • О целях урока, а именно: образовательной, развивающей и воспитательной,
  • О ходе урока,
  • О методическом обеспечении учебного процесса,
  • О предложенном ученикам домашнем задании.

Овладение профессией учителя предполагает способность систематически и грамотно составлять план-конспект урока по тому предмету, который преподается педагогом. Данная способность свидетельствует о готовности анализировать учебный материал, владение принципами и методами его отбора, планировать свое рабочее время и выполнять действующую учебную программу. В этой связи для всех студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям, установлено требование уже в процессе обучения и прохождения обучающей и государственной педагогической практики самостоятельно составлять план-конспект урока.

План-конспект урока базируется на следующих аспектах

  1. Требованиях современной учебной программы.
  2. Календарном планировании учебного года.
  3. Особенностях конкретной методической ситуации.

Сам по себе план-конспект урока должен отличаться лаконичностью, но в то же время быть информативным. Рассмотрим каждый из основных пунктов плана-конспекта урока в отдельности.

Тема урока

Цель урока

  • Образовательную,
  • Развивающую и
  • Воспитательную.

Образовательная (или, как иногда ее называют, познавательная) цель – для знакомства с каким учебным материалом проводится урок.

Развивающая цель – как урок может положительно повлиять на развитие способности к логическому мышлению, восприятию фактов и явлений и их самостоятельному анализу.

Ход урока

Ход урока – эта главная часть его плана-конспекта. Именно она говорит о том, как будет проходить урок, из чего он состоит, и в какой последовательности выполняются действия педагога и учеников. Урок в какой-то мере можно сравнить с театральной постановкой, в которой ход урока будет являться его сценарием. Так, например, в большинстве случаев можно выделить следующие этапы урока.

  • Приветствие,
  • Повторение последнего изученного материала в виде фронтального опроса или ответа у доски,
  • Проверка результатов выполнения домашнего задания,
  • Объяснение нового материала,
  • Выполнение заданий, направленных на закрепление нового материала,
  • Подведение итогов урока,
  • Объявление домашнего задания.

Однако следует отметить, что такая структура урока является лишь примерной и не претендует на универсальность: ход урока всегда зависит от его содержания и цели постановки. Например, о каком объяснении нового материала может идти речь, если на уроке пишется контрольная работа по вариантам, цель которой – выявить уровень овладения письменной речью на английском языке в пределах прошедшей четверти?

Каждый из этапов урока должен быть кратко описан учителем. Например, какое задание предложено выполнить, с каким именно учебным материалом будут ознакомлены ученики, и каким образом это будет сделано (в виде устного обращения учителя, компьютерной презентации, демонстрации учебного фильма или лабораторного эксперимента)?

Методическое обеспечение учебного процесса

Домашнее задание

Не секрет, что многие школьники относятся к домашним заданиям, мягко говоря, прохладно. И действительно, этому есть резонное объяснение: ведь помимо этого предмета, им надлежит готовиться и к другим занятиям, а многие из них также посещают дополнительные занятия в кружках и секциях, в музыкальной школе. К тому же каждому школьнику в распорядке дня должно быть предоставлено время для игр и отдыха.

Очевидно, что домашнее задание должно служить лишь одной цели: лучшему закреплению изученного на уроке материала. Поэтому его размер, как правило, не превышает 1/3 от общего его объема. Причем домашнее задание должно быть доступным и понятным по содержанию и смыслу, а также быть тесно связанным с темой урока. Например, при изучении на уроке русского языка обособленных определений, выраженных причастным оборотом, можно предложить школьника выполнить упражнение, в котором следует переписать небольшой объем текста, содержащего данную конструкцию, расставить знаки препинания и подчеркнуть обособленные определения в виде причастных оборотов.

Размер плана-конспекта урока сам по себе не ограничен каким-либо регламентом, однако на практике он, как правило, представляет собой 1,5-2 страницы машинописного текста формата А 4.

УМК: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф,2019.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta.doc 271 КБ
prezentatsiya.pdf 2.2 МБ
prilozhenie_1.docx 271.77 КБ
prilozhenie_1.2.docx 528.2 КБ
prilozhenie_1.3.docx 294.67 КБ
prilozhenie_1.4.docx 114.09 КБ
prilozhenie_2.docx 982.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Биология 7 класс.

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф,2019.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки-задания для пар, индивидуальные листы для изучения нового материала, диск голоса птиц.

-развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, анализировать информацию и делать выводы.

- раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных экологических групп;

-узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках.

2. Воспитательные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы .

3. Развивающие: развивать навыки самопознания живой природы

Тип урока : комбинированный, урок – изучение нового материала.

Форма урока : работа в парах.

Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям, развивать умение работать в паре.

- коммуникативные – строить речевые высказывания в устной и письменной формах;

- регулятивные – находить и выдвигать необходимую информацию, выбирать средства достижения цели;

- познавательные – работать с различными источниками информации ; преобразовывать информацию из одного вида в другой; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы;

- личностные – формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, осознавать значимость птиц в жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

-объяснять принципы классификации птиц.

-устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.

-называть признаки выделения экологических групп.

-приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.

2. Метапредметные: представлять информацию в разных формах, организовывать работу в паре.

3. Личностные: повышение коммуникативной компетентности, уважительное отношение к мнению другого человека.

(ключевые реплики и вопросы учителя - обычным шрифтом , возможные ответы обучающихся – курсивом)

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Приветствие. Проверка готовности учащихся

Включение в учебную деятельность.

2. Актуализация ранее полученных знаний (8 минут).

Ребята, на ваших столах в файлах находятся интеллект-карты, достаньте их, пожалуйста, и распределите в правильном порядке органы внутреннего строения птиц в соответствии с их функциями.

Работа в парах с интеллект-картами по пройденным ранее темам (особенности внешнего и внутреннего строения птиц). В конце отведенного времени учитель проходит и проверяет правильность составления интеллект-карт.

Для детей работающих по основной образовательной программе (Приложение 1)

Для детей работающих по адаптированной образовательной программе (Приложение 2)

  • Побуждает к актуализации знаний обучающихся о внутреннем строении птиц.

Разные критерии оценивания для детей работающих по основной образовательной программе и детей работающих по адаптированной образовательной программе (согласно положениям, разработанным в МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова)

  • целеполагание,
  • планирование,
  • прогнозирование
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью.
  • самостоятельное выделение познавательной цели,
  • моделирование,
  • выбор оптимальных способов решения задач,
  • умение строить речевое высказывание.

3. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока и целеполагание (5 минут)

Учитель включает несколько аудиозаписей голосов птиц.

Голова каких птиц мы услышали? Как думаете, по каким признакам будут отличаться птицы, чьи голоса мы услышали?

Разных- лебедь, чайки, кукушка, тетерев, цапля, дятел и т.д. Эти птицы могут отличаться по месту обитания, по типу питания, по разным местам гнездования, по внешнему виду и т.д.

Основываясь на признаках, которые вы только что назвали, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока?

Многообразие (разнообразие) птиц. 1слайд

Какую цель мы поставим себе на урок? 2 слайд

- изучить особенности отрядов птиц.

Предположим, вы хотите узнать об этих птицах все.

Что вы хотели бы о них узнать? Чему научиться?

- Раскрыть особенности строения птиц, связанные с образом жизни.

- Узнать особенности их обитания.

- Научиться отличать представителей отрядов птиц друг от друга .

- Уметь находить известных птиц на рисунках, фотографиях, таблицах, находить необходимую информацию в тексте.

Какими способами будем достигать поставленные нами задачи?

  • Рассматривать строение птиц на рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.
  • Делать необходимые записи в тетради.
  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.
  • Изучать новые понятия.
  • Задавать вопросы учителю.
  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы. 3 слайд
  • Создает проблемную ситуацию для осмысления и формулировки темы урока.
  • Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам.
  • Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.
  • Создает учебную ситуацию целеполагания.
  • Побуждает обучающихся формулировать цели урока.
  • Структурирует предложенные формулировки.
  • Определяют тему урока.
  • В результате возникшей проблемной ситуации предлагают свои варианты формулировки темы урока.
  • Формулируют цели урока.
  • Предлагают пути их достижения.

4. Изучение новой темы (20 мин)

Индивидуальное заполнение подготовленного шаблона конспекта урока.

В классе Птицы объединены три систематические группы, обладающие отличительными признаками: Страусовые, Пингвины и Типичные птицы. 4 слайд

Угадайте, какая это группа птиц? 5 слайд
По внешнему виду очень своеобразны. Все тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья - ласты, ноги сдвинуты назад, короткий хвост. Передвигаются в вертикальном направлении.

Пингвины. 6 слайд

С чем связаны видоизменения крыльев?

С местом обитания и охоты, им нужны ласты для плавания в воде.

А это кто такие? 7 слайд
Самые крупные современные птицы, не способны к полету, так как крылья редуцированы, небольшая грудина лишена киля, небольшая голова высоко поднята. Умеют бегать, развивая скорость до 70 км/ч.

Страусовые 8 слайд

Какую функцию выполняет киль? Почему грудина лишена его? Почему голова высоко поднята?

К килю прикрепляются мышцы,участвующие в полете. Киля нет, так ка они не летают. Голова высоко поднята потому что обитают на открытых пространствах и нужно видеть далеко, чтобы предотвратить опасность.

Третья группа – это Типичные птицы 9 слайд
Обладают всеми типичными признаками птиц, летающие птицы разной окраски, клюв различной формы. Распространены по всему земному шару

Глядя на различных птиц, мы очень часто безошибочно можем сказать, в каких условиях они живут. Невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. Потому, в каких местообитаниях живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы. 10 слайд

Что называют экологической группой животных?

Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения. 11 слайд

Учащиеся записывают определение в на листе с конспектом.

Давайте выясним: по каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

Рассказ учителя с наводящими вопросами (почему именно эти признаки помогли приспособиться к данным местам обитания и таким типам питания?)

Птицы леса: укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты. 1 2 слайд

Птицы открытых пространств : сильные ноги, длинная шея, выводковые птенцы. 13 слайд
Водоплавающие: лодкообразное тело, перепонки на лапах, хорошо развита копчиковая железа. 14 слайд
Птицы побережий водоёмов и болот: длинные тонкие ноги и шея, большой клюв, морские образуют птичьи базары. 15 слайд

По типу питания : растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды. 16-20 слайд

- Создает учебную ситуацию, связанную с изучением строения представителей отрядов птиц в процессе групповой работы.

- Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании.

- Создает учебную ситуацию моделирования строения представителей отрядов птиц на основе их образа жизни.

- Рассматривают представителя отряда птиц, анализируют его строение, описывают существенные признаки.

- Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации.

- Моделируют строения представителей отрядов птиц на основе их образа жизни.

  • поиск информации.
  • моделирование.
  • умение строить речевое высказывание.
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • смысловое чтение.
  • анализ.
  • синтез.
  • сравнение.
  • подведение под понятия.
  • установление причинно-следственных связей.
  • доказательство.
  • сотрудничество с учителем и сверстниками.
  • участие в коллективном обсуждении проблем,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
  • владение монологической и диалогической речью.

5.РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (5 минут)

Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?

- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.

Вернемся к целям урока (показаны на слайде). Все ли цели достигнуты теперь? Это результаты нашей совместной работы.

Вопросы для обсуждения: 21 слайд

- Итак, с чем связано такое многообразие птиц?

- Как приспособлены птицы к местам обитания?

- Что такое экологические группы?

Теперь необходимо оценить качество достижения результатов. Тест

Выберите один правильный ответ

1. Особенность класса Птицы наличие -

А) молочных желез

Б) перьевого покрова

В) трех камерного сердца

Г) многочисленных кожных желез

2. Отличительная черта отряда Дневные хищники –

А) длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова

Б) на ногах первый палец обращен назад

В) крылья короткие, широкие; летают тяжело

Г) ноги умеренной длины с острыми когтями, клюв крючковидный

3. Отличительная черта отряда Аистообразные –

А) длинные ноги, гибкая длинная шея, маленькая голова

Б) на ногах первый палец обращен назад

В) крылья короткие, широкие; летают тяжело

Г) ноги умеренной длины с острыми когтями, клюв крючковидный

Поставьте набранные баллы на полях.

Работа по карточкам в парах.

Дайте характеристику надотряда по рисунку страуса.

Где живут пингвины, и каковы их особенности?

Каково значение особенностей строения серой цапли?

https://urok.1sept.ru/articles/637417/Image10334.jpg

https://urok.1sept.ru/articles/637417/Image10335.jpg

https://urok.1sept.ru/articles/637417/Image10336.jpg

Домашнее задание: Изучить § 49, задание по желанию,

зарисовать понравившуюся вам птицу, уметь объяснять ее особенность, собрать интересные факты из жизни птиц. Слайд 22.

Я благодарю вас за активность на уроке. Сегодня мне особенно понравилось с вами работать!

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.
  • Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений.

Разные критерии оценивания для детей работающих по основной образовательной программе и детей работающих по адаптированной образовательной программе (согласно положениям, разработанным в МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; познакомить обучающихся с особенностями представителей отряда Пингвины.

Задачи урока:

1.Образовательные.

Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.

Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.

2.Коррекционно - развивающие

Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи

Корректировать коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)

3. Воспитательные

Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу

Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

Актуализация знаний

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

Какую группу животных изучали на прошлых уроках?

Кто относится к пресмыкающимся?

Где преимущественно обитают эти животные?

Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.

Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.

Ответ: Это панцирь у черепах.

Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.

Ответ: Это динозавры.

3. Переход к изучению нового материала

Постановка проблемы:

Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы – наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

- На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?

Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

Изучение новой темы

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал).

К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо.

Черты, связанные с полетом:

превращение передних конечностей в крылья;

перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;

облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;

киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;

воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;

ряд особенностей скелета.

Перо – это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.

Приступаем к выполнению лабораторной работы для того, чтобы лучше познакомиться с видами, строением и значением перьев птиц.

Строение перьев.

1.Прочитать по учебнику стр. 208, , рассмотреть строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.

Сравните строение контурных и пуховых перьев.

Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

Какие типы пера вы знаете?

Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?

Каково значение пера для птицы?

Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Контурные перья выполняют разные функции:

-маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла.

-рулевые образуют плоскость хвоста.

-покровные придают телу обтекаемую форму

(ими одето туловище).

- Под контурными перьями лежат пуховые перья –

не имеют бородок(пластинок) второго порядка

(не образуют сомкнутого опахала).

- Пух – пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию.

Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.

Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.

Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек

А знаете ли вы, сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Одни птицы строят гнезда, другие откладывают их прямо на землю, в траву, в дупла деревьев, на скалы. Некоторые виды кукушек подкладывают их в гнезда другим птицам. Послеинкубации – содержания яиц при определенной температуре в течение необходимого для развития времени – из яиц вылупляются птенцы.

Птенцы вылупляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы гнездовых птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы выводковых (или птенцовых) птиц.

Птицы – животные теплокровные, с постоянной температурой тела, совершенными органами дыхания. Легкие птиц многоячеистые, соединенные с воздушными мешками, что обеспечивает поступление кислорода в кровь при вдохе и выдохе.

У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови. Хорошо развиты головной мозг и органы чувств.

ОТРЯД ПИНГВИНЫ

15-17 видов, появились около 60 млн. лет назад. Пингвины не могут летать: их задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты, которые активно используются при плавании. По земле эти птицы ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, держа при этом тело на задних ногах вертикально. При остановках опираются на жесткое оперение хвоста. По льду и плотному снегу скользят, лежа на брюхе, отталкиваясь всеми конечностями.

Оперение иное, чем у других птиц: перья мелкие, жесткие, плотные, вершинами налегающие друг на друга, как черепица, ежегодно меняющиеся. Пуховых перьев нет. Под кожей всегда накапливается жир толщиной до 3 см. Плавают быстро, со скоростью до 36 км/ч. Из воды на берег выпрыгивают, преодолевая преграды полутораметровой высоты. Питаются рыбой, кальмарами, крабами, мелкими ракообразными.

Однажды образовавшаяся пара пингвинов сохраняется на всю жизнь. Гнезда устраивают на берегу из мелких камней либо в углублениях на земле. В кладке 1-2 яйца, насиживает либо самец, либо оба родителя поочередно, сменяя друг друга. При размножении и насиживании эти птицы образуют большие скопления.

Закрепление

Выберите правильные утверждения

Все птицы способны к полету.

Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

3. У птиц обычно на ногах 4 пальца: 3 направлены вперед, а один – назад.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.

10. Сердце у птиц четырехкамерное.

11. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

Домашнее задание

- Ребята! Перед вами кроссворд. Если вы разгадаете слова по горизонтали, то по вертикали получится ключевое слово этого кроссворда.

Разгадай кроссворд:


1. Часть скелета задней конечности. 2. Скрученное белковое образование в яйце, на котором держится желток. 3. Сросшиеся мелкие кости стопы. 4. Вид желудка. 5. Птицы, живущие весь год на одном месте. 6. Расширение пищевода. 7. Какие могут быть птенцы? 8. Часть клюва. 9. Орган размножения. 10. Высокий гребень на грудине. 11. Орган кровеносной системы.

(Ответы: голень, канатик, цевка, железистый, оседлые, зоб, выводковые, надклювье, яичник, киль, сердце.)

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: