Что такое рокировка в шахматах кратко

Обновлено: 05.07.2024


Рокировка — самый интересный ход в шахматах, и ее должен уметь делать каждый игрок. Сегодня мы познакомимся с тем, что такое рокировка, для чего она нужна и при каких условиях можно рокироваться.

О чем эта статья:

Почему рокировка — самый интересный ход? Очень просто: это единственный возможный по правилам ход в шахматах, который делают сразу две фигуры! В рокировке участвуют король и ладья, и ее цель — спрятать короля в надежное укрытие и вывести в бой ладью.

Как делать рокировку в шахматах

Рокировка в шахматах делается так: король прыгает к ладье через клетку, а ладья — через короля.

Как делать рокировку в шахматах

В результате король оказывается спрятан за своими пешками.

Рокировка возможна с обеими ладьями: рокировку с ближней ладьей (h1) называют короткой, а рокировку с дальней ладьей (а1) — длинной.

Короткая и длинная рокировка

Важно, что при любой рокировке король перепрыгивает всего через одну клетку, а ладья всегда перелетает через короля и оказывается на соседнем поле. Поэтому при длинной рокировке ладья совершает большой прыжок на 3 клетки.

Правила рокировки в шахматах

Правило №1

Рокироваться можно, только если король и ладья стоят на своих начальных местах и они еще не ходили.

Обратите внимание: если король покинет свою начальную клетку, а потом вернется назад, рокировку делать в этой партии он все равно уже не сможет. А если начальную клетку покинула одна из ладей, то рокироваться можно только со второй ладьей.

Правило №2

Рокировка возможна только в том случае, если между королем и ладьей на доске нет других шахматных фигур.

Правило №3

У начинающих шахматистов порой возникает вопрос — можно ли делать рокировку после шаха? Ответ: нет, такой ход запрещен правилами игры в шахматы.

Нельзя рокироваться в тот момент, когда королю объявили шах.

Обратите внимание: если удалось защититься от шаха, не сходив королем, то на следующих ходах рокировку делать можно.

Правило №4

Король при рокировке не имеет права прыгать через битое поле.

Битым полем в шахматах называют поле, которое атаковано фигурой противника. Король не имеет права перелетать через клетку, атакованную соперником. А вот ладья при длинной рокировке имеет право перелететь через битое поле b1.

Правило №5

Конечно же, король не может рокироваться под шах. Рокировку невозможно сделать, пока поле g1 (или с1 — для длинной рокировки) атаковано одной из фигур соперника.

Правила рокировки в шахматах

Рокировка — очень важная часть партии. Считается, что именно после нее заканчивается дебют и партия переходит во вторую стадию — миттельшпиль. Для того, чтобы рокировка была удачной, в начале партии не стоит ходить пешками f и g (если нарушить это правило, можно получить быстрый мат). В дебюте мы выводим центральные пешки, а пешки f, g и h после рокировки становятся забором для короля. А после центральных пешек развиваются конь и слон, чтобы освободить место между королем и ладьей — только тогда можно рокироваться.

Мат с помощью рокировки

Обычно рокировка выполняется в течение первых 10–15 ходов партии. Однако бывает, что этот ход делают уже в конце партии, и с помощью рокировки можно даже поставить мат. Это происходит из-за того, что рокировка вводит в игру ладью, которая сможет атаковать короля соперника. Пример мата с помощью рокировки можно увидеть на диаграммах: белые начинают и ставят мат в 1 ход.

Мат с помощью рокировки

Напоследок расскажем короткий стишок про рокировку в шахматах:

Чтобы сделать рокировку,
Королю нужна сноровка.
Если еще он не ходил
И под шах не угодил,
И ладья на месте тоже —
К ней через клетку прыгнуть сможет.
Его ладья перепрыгнет ловко,
И это будет рокировка!

Еще больше наглядных объяснений, понятных даже ребятам дошкольного возраста, вы встретите на онлайн-занятиях по шахматам в школе Skysmart. Уроки проходят на современной онлайн-платформе в удобное для ученика время один на один с опытным и внимательным тренером. При первой оплате дарим до 3 бесплатных уроков!


Не так давно, краем уха услышал спор о том, что такое правильная рокировка. Один из спорщиков, к моему удивлению с пеной у рта доказывал на полном серьезе, что рокировка заключается в перемещении короля и ферзя. Неплохо, да? Как правильно делается рокировка в шахматах, — в сегодняшней статье.

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Что такое рокировка?

Рокировка – это ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево). а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле.

rokirovka

Кстати, в некоторых статьях и руководствах автор этих строк встречал ошибку: пишут, что ладья становится на место короля. Это неправильно. Ладья встает рядом с королем.

rokirovka-gotova

Как делать рокировку?

Начинать рокировку следует с короля . Передвигаем короля на две клетки, затем берем ладью и переставляем через короля на соседнее с королем поле.

Это важный момент. Часто начинающие игроки забывают или просто не знают как делается рокировка, что может не много не мало напрочь испортить позицию и повлиять на результат партии. Подробнее об этой типичной ошибке – чуть ниже.

Зачем делать рокировку?

Мы с вами знаем, что короля важно оберегать. Рокировка – весьма удобный способ обезопасить своего монарха. То есть увести из центра доски, где обычно начинается борьба в дебюте.

На краю доски король под защитой пешек будет чувствовать себя безопаснее. Кроме того, ладья, участвующая в рокировке, — подтягивается к центру доски и открытым линиям.

Виды рокировки

Видов всего два: короткая и длинная.

Короткую рокировку мы уже видели, она делается с участием ладей h1 (белые) и h8 (черные).

dlinnaia-rokirovka

Обратите внимание : король при длинной рокировке ходит через одно поле, не в коем случае не через два!

Правила рокировки

Рокировку делать разрешается, если:

1. Фигуры ,участвующие в рокировке, то есть король и ладья не сделали в этой партии ходов. Ни одного.

2 .Между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры. (в том числе чужие. То есть нельзя одновременно сделать рокировку и побить фигуру противника)

3. Король не находится под шахом. Иными словами, при шахе королю, — рокировать нельзя.

pod-shahom

Если же под боем ладья – рокироваться можно.

pod-boem-lagia

cherez-bitoe-pole

cherez-bitoe-pole-ladii

5. Король после рокировки не попадает под удар (шах)

rokirovka-pod-shah

Рокировка – это один ход, а не два. Рокировку, как вы уже понимаете, может в партии сделать каждый из партнеров только один раз. В шахматной записи рокировка обозначается нулями: 0-0 -два нуля, –коротая, 0-0-0 — три нуля, — длинная

Когда рокировку делать не следует

Основная идея рокировки –безопасность короля. Если эта задача не выполняется, рокировка теряет смысл. Например:

rokirovka-pod-ataku

После рокировки король не защищен своими пешками и фигурами. Он может стать легким объектом для атаки черных фигур. Например, после 1. 0-0 Фе7-h4

Гораздо разумнее пока воздержаться от немедленной рокировки или подготовить длинную рокировку ходом 1. Фd1-d2.

Частая ошибка новичков

Важно! Начинать рокировку следует с перемещения короля. Нельзя начинать рокировку с ладьи.

uhi

hod-ladiej

Ход абсолютно бессмысленный. Лучше бы его вообще не делать.

Когда вы играете в сети или с компьютером и начинаете рокировку с движения ладьи – программа разрешит вам сделать только ход ладьей. Короля переставить через ладью не удастся. Получиться то же что на предыдущей диаграмме. Впрочем, можете попробовать сами.

Также не рекомендую за доской делать рокировку двумя руками.

Рокировка в шахматах Фишера

Мы не будем подробно разбирать эту разновидность шахмат. Скажу только об особенностях рокировки. Правила такие:

  1. Где бы н находились король и ладья в начальной расстановке шахмат Фишера (она случайна) сделав рокировку, король и ладья становятся на поля, которые приняты в правилах рокировки в классических шахматах. То есть король на вертикали g (при короткой) или с (при длинной). Соответственно ладья на f или d.
  2. В шахматах Фишера рокировку разрешено делать, начиная с любой фигуры или передвигая их одновременно. При этом игрок должен перед ходом объявить: “Делаю рокировку”. Ход считается сделанным, когда переключены часы.

В заключение:

Когда наши президент и премьер поменялись должностями, в народе, да и в прессе, этот политический ход окрестили рокировкой. Как видите, емкие шахматные термины охотно используют не только шахматисты за доской.

Потом произошла обратная рокировка. А вот в шахматах обратная рокировка невозможна. Шахматы – мудрая игра. Разве не так? )


Рокиро́вка — особый ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.

Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру — ладью.

Содержание

Описание хода

Рокировка — двойной ход, который выполняют король и ладья, ни разу не ходившие.

  • Сначала король делает ход на две клетки в сторону ладьи.
  • Затем ладья переносится через короля и ставится на следующее за ним поле.

Рокировка возможна в двух направлениях — в сторону королевского фланга (в короткую сторону) и в сторону ферзевого фланга (в длинную сторону). При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной — король на позиции ферзевого слона, ладья на начальной позиции ферзя (см. диаграмму).

Условия рокировки

В задачах и этюдах рокировка по умолчанию считается возможной, только если нельзя совершенно точно доказать с помощью ретроанализа, что король или ладья уже ходили.

Этикет

Правила шахмат требуют выполнять ходы только одной рукой [3] . Рокировка — это ход короля, поэтому игрок, выполняя её, должен сначала передвинуть короля, затем — ладью. В случае, когда игрок касается одновременно короля и ладьи, он обязан сделать рокировку в сторону этой ладьи, если такой ход возможен (если невозможен, игрок обязан сделать любой другой ход королём, включая рокировку в другую сторону) [4] . Если игрок ошибочно взялся сначала за ладью, он должен сделать ход ладьёй.

Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём, если такой ход возможен.

Нотация

История

Рокировка — относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV—XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат не имеют такого хода.

Нынешние правила рокировки утвердились не сразу. В некоторых европейских странах долгое время не действовало правило о запрете на рокировку с переходом короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Также не везде требовалось, чтобы между ладьёй и королём не было фигур (то есть была возможна длинная рокировка при наличии фигуры на втором от края поле ферзевого фланга). Дольше всего нестандартные правила рокировки в классических шахматах продержались в Италии — там к общепринятым сейчас правилам перешли только в начале XIX века, когда итальянским игрокам пришлось выбирать: либо хранить верность национальным правилам шахмат, либо участвовать в международных турнирах.

Варианты

  • В Случайных шахматах Фишера рокировка максимально приближена к классической: при соблюдении тех же обязательных условий она возможна как к левому, так и к правому краю доски для всех 960 начальных позиций. Конечная позиция рокируемых ладьи и короля, независимо от выбранной начальной расстановки, в точности соответствует конечной позиции соответствующей рокировки для классических шахмат.
  • В шахматах Капабланки для досок 10x10 и 10x8 при рокировке король передвигается не на два поля в сторону ладьи, а на три.
  • В некоторых позднейших вариантах шахмат, например, в гексагональных шахматах Глинского и в Grand Chess, от рокировки снова отказались. Отказ связан с тем, что используемые в этих играх правила ходов и расстановки фигур позволяют и без рокировки легко провести вывод ладьи на активную позицию и убрать короля с центра, где он более подвержен атаке.
  • В гексагональных шахматах Шафрана рокировка не только возможна, но имеет больше вариантов: допускается как длинная, так и короткая рокировка на любом фланге.
  • Рокировка отсутствует также в национальных азиатских видах шахмат сянци (китайские), чанги (корейские) и сёги (японские) — эти игры выросли из ранних вариантов шахмат, где рокировки не было.

Рокировка в шахматных программах

В компьютерных шахматных программах, чтобы совершить рокировку, надо передвинуть короля на требуемое место. Компьютер автоматически передвинет ладью.

Интересные факты

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Be3 Nf6 4.e5 Nfd7 5.f4 c5 6.c3 Nc6 7.Nf3 Qb6 8.Qd2 c4 9.Be2 Na5 10.O-O f5 11.Ng5 Be7 12.g4 Bxg5 13.fxg5 Nf8 14.gxf5 exf5 15.Bf3 Be6 16.Qg2 O-O-O 17.Na3 Ng6 18.Qd2 f4 19.Bf2 Bh3 20.Rfb1 Bf5 21.Nc2 h6 22.gxh6 Rxh6 23.Nb4 Qe6 24.Qe2 Ne7 25.b3 Qg6+ 26.Kf1 Bxb1 27.bxc4 dxc4 28.Qb2 Bd3+ 29.Ke1 Be4 30.Qe2 Bxf3 31.Qxf3 Rxh2 32.d5 Qf5 33.O-O-O Rh3 34.Qe2 Rxc3+ 35.Kb2 Rh3 36.d6 Nec6 37.Nxc6 Nxc6 38.e6 Qe5+ 39.Qxe5 Nxe5 40.d7+ Nxd7, белые сдались.

Шахматные правила рокировки - Полное руководство

Чтобы сделать рокировку, вам нужно переместить короля на два поля в одну сторону, а затем переместить ладью рядом с королём на противоположной стороне.

Однако для возможности рокировки должны быть выполнены следующие правила:

Независимо от того, какую сторону вы выберете, при рокировке король переместится только на два поля.

Позиция, показывающая, что белый король может рокировать на ферзевый фланг, а чёрный король на королевском фланге.

Диаграмма 1: Шахматные правила рокировки

После того как король переместится, Ладья перепрыгивает через него и приземляется рядом с ним, чтобы завершить рокировку.

Шахматные правила рокировки

Всегда помните об этих пяти правилах. Вы не можете рокироваться, если:

  • Вы уже сделали ход своим королём или задействованной ладьёй.
  • Король находится по шахом.
  • При рокировке вам нужно поставить своего короля под шах.
  • При рокировке король проходит атакованное поле.
  • Есть фигуры между королём и задействованной ладьёй.

Стратегия рокировки

В дебюте этот ход очень важен. Она выполняет две важные цели:

Обычно лучше выбирать рокировку на королевский фланг, потому что она удерживает короля на более безопасном расстоянии. Король остаётся ближе к краю доски, а все остальные пешки будут стоять ближе к королю, в ряд, защищая короля от атак.

Во время всего этого процесса, когда король будет отходить от центра доски, у соперника будет дополнительное время подготовить атаку. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг потребует ухода и ферзя. Рокировка на ферзевый фланг займёт больше времени.

При такой стратегии рокировки игры обычно заканчиваются ожесточённой борьбой между двумя игроками, поскольку пешки обоих игроков могут двигаться вперёд и атаковать короля противника. Пример такой ситуации - Вариант Дракона в Сицилианской защите и Югославская атака.

Разносторонние Рокировки: Сицилианский Дракон против Югославской Атаки

Исходная позиция Югославской Атаки

Исходная позиция Югославской Атаки

В этой позиции оба игрока рокировали на противоположные стороны доски. В такой игре будет жестокая битва. Белые намерены вскрыть вертикаль h манёвром h2-h4-h5 при поддержке g4 и атаковать короля чёрных. Они также попытаются разменять основных защитников чёрных на королевском фланге, таких как конь на f6 и слон на g7, обычно путём Nd5 и Bh6 соответственно.

Приведём наглядный пример этого устрашающего дебюта.

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0

Белые надеются выиграть время для атаки на королевском фланге, отложив или исключив развитие слона на c4. Если чёрные просто будут развиваться как обычно, это дополнительное время может быть очень выгодно белым. 9…d5!? Это то, что позволяет последний ход белых. Сейчас в центре будут размены 10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Bd4

Позиционный подход, предлагающий размен чернопольных слонов. Белые могут выиграть пешку ходом 12.Nxd5 cxd5 13.Qxd5, но после 13…Qc7 открытые линии на ферзевом фланге дают чёрным немалые шансы для атаки.

Обратите внимание на 14.Qxa8 Bf5! с выигрышем ферзя. После 15.Qxf8 + Kxf8. У чёрных по-прежнему сильная атака.

12…e5 13.Bc5 Be6! Ещё одна типовая жертва качества в Драконе.

14.Ne4!

После 14.Bxf8 Qxf8 большинство экспертов сходятся во мнении, что атакующие шансы чёрных и контроль чёрных полей с лихвой компенсируют небольшой материальный дефицит. Обратите внимание, чёрные уже угрожают …Bh6, чтобы связать белого ферзя. Действительно, эксперт по Дракону и гроссмейстер Эдуард Гуфельд не раз выигрывал такие позиции!

ПРИМЕЧАНИЕ: Жертва качества очень распространена в Югославской атаке.

14…Re8 15.g4 h6 16.h4 a5 17.g5 h5 18.a4 Qc7 19.Bc4 Red8 20.Qf2 Qb7 21.g5

Игра здесь медленнее, чем в других играх Югославской Атаки, так как и королевский, и ферзевый фланги частично заблокированы.

21…Nf4 22.Bxe6 Nxe6 23.Rxd8+! Rxd8 24.Bb6 Ra8 25.Rd1 Nd4 26.Bc5 Qd7

Важность рокировки в шахматах

Шахматные ходы в целом можно рассматривать с динамической или позиционной точки зрения, в зависимости от того, являются ли они частью комбинации или какой-то статической особенностью. Рокировка, без сомнений, сильно увеличивает динамический потенциал позиции. Сразу после рокировки игрок получает целый ряд возможностей, которых у него раньше не было.

С другой стороны, рокировка - это позиционный ход, который обеспечивает определённый элемент постоянства в позиции. Поскольку он уникален и необратим, его можно провести только один раз за игру, а это означает, что король, как правило, остаётся на стороне, на которую он рокировался.

В особых случаях он может перемещаться с большей или меньшей степенью сложности из позиции рокировки в различные части доски.

Таким образом, рокировка является относительно безвозвратной (в отличие от хода пешкой, который абсолютно безвозвратный). Но с практической точки зрения положение короля после рокировки, по крайней мере до начала эндшпиля, определённо является постоянным позиционным признаком.

Перед рокировкой у короля есть три возможных варианта действий:

  • Оставаться в середине доски
  • Рокировать на королевский фланг или
  • Рокировать на ферзевый фланг

После рокировки у него больше нет выбора. Теперь у короля будет определённое убежище, постоянный адрес; факт, который противник, естественно, принимает во внимание.

Без сомнения, здесь он находится в большей безопасности от атаки, но в то же время он позиционно привязан к одной конкретной области доски, поэтому несомненные преимущества рокировки компенсируются определёнными недостатками.

Искусственная рокировка

Вот наглядный пример искусственной рокировки.

Чёрные ходят сыграть 1…Nxe4. Лучшим вариантом для белых было 2.Nxe4 d5 3.Bd3 dxe4 4.Bxe4, и в этом случае перспективы остались равными.

Однако, прежде чем взять коня на е4, белые решили использовать своего слона, чтобы помешать сопернику рокироваться, идея, которая в данной позиции ошибочна.

2.Bxf7 + Kxf7 3.Nxe4

На первый взгляд, план белых кажется успешным, поскольку он не только поддерживает материальный баланс, но и препятствует рокировке чёрных.

3…d5 4.Ng3 Rf8 5.d3 Kg8

Правильный момент для рокировки

Новичкам часто рекомендуется делать рокировку как можно быстрее. В большинстве случаев это полезный и разумный совет. Конечно, менее опытные игроки очень часто нарушают это общее правило, без надобности откладывая рокировку и в результате внезапно оказываются в неловкой ситуации, когда рокироваться уже слишком поздно.

Общее правило, согласно которому следует рокироваться как можно скорее, вполне уместно, хотя следует сразу подчеркнуть, что из него также есть много исключений. Любой опытный шахматист хорошо знаком с конкретными ситуациями, когда рокировку следует отложить или когда в этом нет необходимости.

Отложенная рокировка

Есть пять случаев, когда рокировку можно отложить:

  • Некоторые другие действия более полезны
  • Позиция пока опасна для рокировки.
  • Игрок хочет сделать рокировку на другую сторону и ему нужно время, чтобы её подготовить.
  • Когда центр навсегда заблокирован
  • Когда эндшпиль уже не за горами
1. Рокировка откладывается или не проводится, потому что некоторые другие действия более полезны.

Некоторые полезные действия, откладывающие рокировку, могут включать:

  • Взятие фигуры соперника
  • Порча своего положения
  • Прогнозируемая атака

Если такая атака достаточно сильна и прибыльна, нападающий часто никогда не рокируется, потому что он побеждает первым.

2. Рокировка откладывается, потому что пока она ещё опасна. Лучше подготовить её, сначала устранив опасность, например, разменять угрожающие фигуры соперника, или каким-либо другим манёвром.

Вот пример опасности слишком ранней рокировки в хорошо известной Итальянской партии

На данный момент рокировка преждевременна и неверна. Есть опасность, что чёрные ответят …g5 с последующей пешечной атакой на позицию рокировки белых. В первую очередь следует предотвратить эту опасность. 7.Nc3 - ход в этом направлении. Если чёрные продолжат 7…0-0? 8.Nd5 g5, тогда белые могут ответить 9.Nxg5! Nxd5 10.Qh5 hxg5 11.Bxg5 с подавляющей атакой.

Более того, если чёрные ответят на 7.Nc3 ходом 7…g5 8.Bg3, а затем …Bg4 или …h5. Ситуация менее опасна, поскольку белые ещё не рокировались и поэтому могут подготовиться к рокировке на ферзевом фланге, которому ничто не угрожает.

7…g5 8.Bg3 h5! 9.Nxg5 h4!

Диаграмма 3: Шахматные правила рокировки

Чёрные не беспокоятся о последствиях Nxf7, но последовательно продолжают атаку. Фактически они отдают ферзя за слона на g3. Это плохой размен, если белые не рокированы, но против рокировавшего короля эта атака очень мощная.

3. Игрок не делает рокировку сразу, потому что он хочет рокировать на другую сторону и должен её подготовить.

В качестве альтернативы он задерживает рокировку, пока соперник не сделает свою рокировку и только после этого решает, куда рокироваться.

Если он нацелен на атаку, он может решить сделать рокировку на противоположную сторону по отношению к своему сопернику.

Если он нацелен на предотвращение атаки, то он, скорее всего, сделает рокировку на ту же сторону, что и его соперник.

Примеров такой пауз перед рокировкой в партиях мастеров немало. Предполагается, конечно, что эта пауза, конечно, не влечёт за собой никаких опасностей. В открытых позициях такие опасности встречаются чаще, чем в закрытых.

Ниже пример паузы перед рокировкой.

Диаграмма 4: Шахматные правила рокировки

Без сомнений для атаки, основанной на g4, белый король плохо расположен на g1, и для этого лучше рокироваться на ферзевый фланг, а затем разместить ладьи на линиях g и h. Однако, если белые выберут 1.Qd2, а затем 2.0-0-0, чёрные могут сыграть 2…0-0-0, где атака с g4 уже не имеет смысла. Белым придётся поспешно сыграть b4, и в этом случае быстро станет видно, что их король плохо расположен на c1. Следовательно, они должны отложить рокировку и подождать.

Поэтому белые играют 1.Qe2, и если 1…0-0, то 2.0-0-0, а если 1…0-0-0, то 2.0-0. Они рокируют на противоположную сторону от чёрных, чтобы получить максимальную свободу для проведения атаки.

4. Рокировку можно отложить и, возможно, навсегда забыть в определённых позициях, где центр заблокирован навсегда.

Причина откладывания рокировки в таких позициях, конечно же, состоит в том, что пешки создают препятствие в центре, что делает невозможным открытие центральных вертикалей и диагоналей без болезненных жертв.

Когда центр заблокирован, королям также безопаснее находиться посередине, по крайней мере, на некоторое время. В этом случае логичнее проводить атаку на разблокированных флангах, и бывают случаи, когда король более уязвим, находясь в позиции рокировки на фланге, чем в середине, где он защищён заблокированными пешками.

Здесь, если белые сыграют 1.Qe2, лучшим ответом чёрных также будет отсрочка рокировки, например, 1…a6 или 1…Nd8. Отсрочка рокировки в этой позиции возможна для обеих сторон, и по вполне очевидной причине - ярко выраженная блокада в центре.

Атака возможна только на флангах, поэтому короли в данный момент находятся в относительной безопасности в середине. Игра с этой позиции может развиваться следующим образом

1.Qe2 Nd8 2.h3 Nf7 3.Qd2 0-0-0

Теперь рокировка на ферзевом фланге для чёрных менее опасна. Если белые сыграют 4.0-0, чёрные отвечают 4…Rdg8, угрожая …g5, а после 4.0-0-0 опасность атаки на фланге исчезает, и чёрные могут расслабиться.

В этом случае предварительная схватка фактически закончилась рокировкой, но есть заблокированные позиции, где рокировка вообще не происходит, а короли постоянно остаются в середине. Даже в вышеупомянутой позиции у белых есть альтернатива - не рокировать и вместо этого скоординировать ладьи путём Kf2. Позже они могут даже поднять своего короля на е3.

5. Рокировка не нужна, потому что эндшпиль уже не за горами, и в этом случае король хорошо расположен в середине доски.

Такие случаи тоже не редкость в профессиональных шахматах. В этой позиции белый король теряет право рокировки в результате размена ферзей.

Освободительный манёвр Капабланки в Ортодоксальной защите Ферзевого гамбита.

10.Bxe7 Qxe7 11.Ne4 Qb4+ 12.Qd2 Qxd2+ 13.Kxd2.

Этот вариант был сыгран в ряде партий матча на первенство мира по шахматам 1927 года между Капабланкой и Алехиным. Белых не волнует рокировка, так как позиция приближается к эндшпилю, а король находится в довольно безопасном положении в середине доски.

Смотрите также: Правила игры в шахматы: полное руководство

Примечание: Если вы стремитесь к резкому увеличению шахматного уровня , то необходимо систематически работать над всеми элементами игры:

  • Тактика
  • Позиционная игра
  • Атакующие навыки
  • Техника эндшпиля
  • Анализ классических игр
  • Психологическая подготовка
  • И еще многое другое

Читайте также: