План изучения нового материала урока истории

Обновлено: 02.07.2024

Тип занятия: урок изучения нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Формулирование вопроса для работы в группах.
  3. Работа в группах по предложенным документам.
  4. Выступление групп учащихся.
  5. Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны.
  6. Рефлексия.
  7. Задание на дом.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Определение образовательного объекта эвристической ситуации.

- Далее слово учителя. “Мы начинаем изучение темы Великая Отечественная война. Со дня окончания войны прошло много лет. Но она осталась в нашей памяти, потому что нет такой семьи, которую не затронуло бы горе войны”.

- 22 июня. учитель демонстрирует фрагмент видеофильма "Великая Отечественная война".

Далее учитель продолжает. “В первые месяцы войны Советский Союз потерял тысячи танков и самолетов, погибли и попали в плен миллионы солдат и офицеров. Наступление фашистских войск было стремительным. К осени 1941 года немецкая армия захватила Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Европейской России (показывает на карте). Десятки миллионов советских людей оказались на оккупированной территории”.

- Далее учитель читает отрывок из воспоминаний участника войны ". сегодня 6-ой день войны. Мы остались вдвоём: Павел Абрамов и я. Сижу в изрешеченном, изуродованном танке.

Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Снарядов нет, патроны на исходе".

- Далее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Симонова:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как слёзы они вытирали украдкою
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
Как кринки несли нам усталые женщины,
И снова себя называли солдатками,
Притаив, как детей, от дождя их к груди.
Как встарь, повелось на великой Руси.

2. Формулирование вопроса для работы в группах. Формулирование открытого задания с неизвестным решением.

На этом этапе урока используется приём "восстановления" истории. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, способствует осмысленному изучению и восприятию новых знаний. Формулируется задание: Почему Красная Армия отступала?

- Далее учитель задает вопрос: "Давайте попытаемся представить себя на месте тех советских людей. Какие у них, были мысли, настроение? Какой вопрос они могли задать и наверняка задавали себе?"

- Большинство учащихся отвечают: “Почему Красная Армия отступала и терпела поражение?".

Далее учитель говорит: "Ответа на этот вопрос мы не знаем, я хочу предложить найти ответ. Перед вами пакет документов. Представьте себя на месте современных историков и определите причины отступления Красной армии в первые месяцы войны". Класс делится на группы. Каждая группа получает пакет документов (Приложение 1), в которых должна найти ответ на поставленный вопрос.

3. Работа в группах по предложенным документам. Решение возникшей проблемы - создание образовательного продукта.

Задача данного этапа - дать учащимся конкретные представления об изучаемом объекте методом исследования. Таким объектом явилось отступление Красной Армии в первые месяцы войны. Используется такая форма организационной деятельности учащихся, как групповая работа по общей теме урока. Ученики взаимодействуют внутри группы, обсуждают новый материал, готовят выступление.

В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности. Учащиеся сами ставят цели, планируют свою деятельность, распределяют работу внутри группы. Этот этап урока позволяет учащимся реализовать свои конкретные, индивидуальные способности.

Идёт работа в группах в течение 15 минут. Учащиеся должны полученный ответ записать на листе и защитить у доски перед другими группами.

4. Выступление групп учащихся. Демонстрация образовательного продукта.

На этом этапе учащиеся демонстрируют конечный продукт своей деятельности в форме версий причин поражения Красной Армии в начале войны. Для этого используется наглядный метод. Этап урока является результатом активного восприятия исследования объекта. Предполагает осмысленное слушание. Защищая свой образовательный продукт, учащиеся приобретают веру в себя.

Далее учащиеся высказывают свои версии, почему Красная Армия отступала. Версии демонстрируют у доски и защищают, обосновывают, закрепляют наглядно для дальнейшего сравнения.

5. Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны. Деятельность по сравнению образовательных продуктов.

На этом этапе активизируется мыслительная деятельность, и учащиеся подходят к ответу на поставленный вопрос к теме урока. Учитель применяет метод сравнения, когда ученики сравнивают свои версии с историческим аналогом. Этот метод позволяет откорректировать знания, полученные учащимися. Происходит осознание учащимися достигнутой цели.

- Далее учитель говорит: “ Ребята, вы высказывали свои предположения о причинах отступления Красной Армии в первые месяцы войны. В современной исторической науке тоже есть объяснения причин отступления Красной Армии в первые месяцы войны. Сравните полученные вами ответы с теми, которые предлагает учитель. Они висят на доске и лежат перед вами на парте”.

Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.

Далее группы сравнивают свои версии с теми, которые предлагает учитель. Делают выводы, что им удалось ответить на поставленный вопрос в начале урока. Учащиеся выполнили задание и правильно определили, почему Красная Армия отступала в первые месяцы войны.

6. Рефлексия. Самооценка.

На этом этапе учащиеся оценивают свою деятельность, подводят рефлексивный итог: что сделано, как работали.

Далее учитель спрашивает: “Ребята, а как вы считаете, какая группа лучше поработала, почему?” (нашли больше версий, лучше говорила и защищала свои версии).

- А теперь оцените каждый свою работу в зависимости от того вклада, который вы сделали, чтобы найти ответ на вопрос. Заполните таблицу.

Определение задачи урока Анализ документов Предложение версий Участие в обсуждении версий Удовлетворен ли своей работой на уроке, почему? Оценка

7. Задание на дом. Оценка результатов обучения.

Учитель комментирует работу каждого ученика на уроке.

Далее учитель ставит задачу в виде эвристического домашнего задания.

- Задание на дом: “Ребята, есть ещё одна точка зрения о причинах поражения Красной Армии, она была опубликована в газетах 3 июля 1941г. - это речь Сталина. Сопоставьте две точки зрения и подумайте, почему одним и тем же фактам даётся разное объяснение. Ответ запишите в тетради. В помощь вам страница учебника 153-161”

Цель: способствовать созданию собственного представления о событиях, происходивших в Риме в период Римской республики на основе работы с разными видами источников: учебником, картой, дополнительной информацией, иллюстрациями.

Задачи: 1. Дать представление об устройстве Римской республики;

2. Развить у учащихся такие когнитивные умения, как наблюдение, выбор, антиципации, выдвижение гипотез;

3. Продолжить формирование интереса к истории.

Формируемые УУД :

Регулятивные: учащийся научится:

- использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, видео, дополнительные источники;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.

Коммуникативные: учащийся научится:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве

Познавательные: учащийся научится:

- Тетради по истории;

- Карандаши и ручки;

- Карта Римской республики

- Иллюстрации римского легионера, римского центуриона, римского консула;

- Дополнительный материал о римской тактике ведения боевых действий;

Используемое оборудование: ПК, мультимедиапроектор

1. Мультимедийная презентация.

ВложениеРазмер
ustroystvo_rimskoy_respubliki.docx 20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель: Тонкова Елена Викторовна

Тема урока: Устройство Римской республики

Тип урока: урок изучение нового материала с использованием технологии работы с видеоматериалами

Длительность: 45 минут

Цель: способствовать созданию собственного представления о событиях, происходивших в Риме в период Римской республики на основе работы с разными видами источников: учебником, картой, дополнительной информацией, иллюстрациями.

Задачи: 1. Дать представление об устройстве Римской республики;

2. Развить у учащихся такие когнитивные умения, как наблюдение, выбор, антиципации, выдвижение гипотез ;

3. Продолжить формирование интереса к истории.

Регулятивные: учащийся научится:

- использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, видео, дополнительные источники;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.

Коммуникативные: учащийся научится:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве

Познавательные: учащийся научится:

- Тетради по истории;

- Карандаши и ручки;

- Карта Римской республики

- Иллюстрации римского легионера, римского центуриона, римского консула;

- Дополнительный материал о римской тактике ведения боевых действий;

Используемое оборудование: ПК, мультимедиапроектор

1. Мультимедийная презентация.

Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Ориентировочная дозировка времени

Изложение нового материала

Учитель приветствует учащихся, оглашает цели и задачи сегодняшнего урока.

Консул – это политический и военный деятель в Древнем Риме. Избирался путём голосования на Марсовом Поле, сроком на один год. Стать консулом мог любой желающий гражданин республики, если за него проголосуют граждане Рима. Консулов избиралось два, один обычно оставался в Риме, а второй часто уходил воевать. Также он мог судить и казнить граждан Рима, на этот случай с ним всегда ходили двенадцать ликторов, которые были готовы исполнить любое юридическое решение консула.

Сенат – высший законодательный и политический орган государства. Число сенаторов составляло три ста человек. Формировался он из бывших консулов, народных трибунов и других должностных лиц. Заседание вёл консул, который оставался в Риме. Сенат никогда ни пред кем не отчитывался, даже за свои ошибочные решения. Он ведал внешней и внутренней политикой, а также казной государства.

И так, мы подошли к самому главному! Устройству римской армии.

Здесь мы видим, как выглядел римский легионер! Обратите внимание на его амуницию, пластинчатый доспех, большой щит и короткий меч. Это вооружение предназначено исключительно для строевого боя. В бою один на один с лёгким и маневренным варваром с длинным мечом, у легионера почти нет шансов на победу.

На этом слайде младший офицер римской армии, отличить его от других воинов можно очень легко, по горизонтально расположенному на шлеме гребню из конского волоса.

Обратите внимание, римляне действовали исключительно ровным строем. Разрушение строя означало гибель фактически всей армии, из-за указанных причин выше. Поэтому, главным моментов в тактике римского войска – это было сохранение боевого строя. В строю, каждый солдат был знал своё место, свой манёвр и внимательно слушал приказы своих офицеров. Так как римляне на поля боя придерживались строго строевой тактике, поэтому и их воины имели одинаковое обмундирование, в отличии от их врагов, скажем, галлов или германцев, которые имели амуницию лишь ту, которую сами могли себе позволить или где-нибудь достать.

Римская конница в основном была предназначена для добивания уже отступающего врага. Конница вообще была самым слабым звеном в римской армии, так как лошади не имели защиты, а всадники ещё не придумали в то время стремян, и воину приходилось прилагать немало усилий, чтобы удержаться в седле.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: формирование мировоззренческой позиции учащихся ; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

способствовать формированию знаний о ВОВ, героизме и мужестве русского народа;

воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине;

развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.

формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне.

Оборудование: учебник, карта, ноутбук, презентация, оформление доски,

Методы обучения: словесный, иллюстративно-наглядный, проблемно-поисковый, работа в группах.

Литература: Учебник по Истории России С.В. Перевезенцев и Т.В. Перевезенцев

Практическая работа учащихся

Организационная часть

Учитель приветствует учеников, ученики также здороваются с педагогом.

Слова учителя.

Сегодня мы изучаем очень важную и страшную страницу истории нашей Родины – это Вов. Эта война вошла в каждый дом, в каждую советскую семью. У каждого из нас есть прабабушки, прадедушки, который воевали на этой войне. Каждый из них сделал свой весомый вклад в общую победу: кто на фронте, а кто в тылу. Наверняка вы уже что то слышали о Вов от своих родственников, но сегодня мы попытаемся более подробно разобраться в этом вопросе. (Слайд 1).

Вопрос: Что обозначает термин война? (Слайд 2)

Ответ детей:

это борьба народов за что – то

это голод, кровь, смерть близких людей, бомбежки

это боль, страдания людей и слезы детей

Что обозначает термин Великая Отечественная война?

Ответ детей:

Это война СССР с Германией

Это борьба советского народа против фашизма

Это испытание русских людей на стойкость

Это проявление героизма людей

Слова учителя.

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, обрушилась всей мощью на советскую землю. На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Голосом победы стал голос нашего земляка Юрия Борисовича Левитана. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро. В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах. В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. (Слайд 3)

Слова учителя. (Слайд 4)

Ответы учеников:

Гитлер хотел захватить Ленинград и города Прибалтики

Он планировал завладеть Москвой, потому что это столица СССР

Гитлер шел в трех направлениях: на север, на юг и в центр.

Слова учителя.

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Далее преподаватель рассказывает об основных сражениях 1941-1945 гг. (Слайд 5)

1. Московская битва (1941 - 1942 гг.)

Генеральное наступление немецких войск началось 30 сентября 1941 года, и к 7 октября им удалось окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом.

Несмотря на большие потери, немцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение.

К началу ноября защитникам города удалось остановить наступление врага, а 5 декабря советские войска, отразив еще ряд атак, перешли в наступление. На полях Подмосковья Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости ее армии. Немцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.

2. Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.)

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина – идеологического врага Гитлера, – делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом.

Однако защитникам Сталинграда удалось не только отстоять свой город, но и окружить, а затем и уничтожить армию врага вместе со спешащими ей на помощь соединениями.

Только с 10 января по 2 февраля 1943 года было взято в плен свыше 91 тысячи человек, в том числе две с половиной тысячи офицеров и 24 генерала. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

Победа советских войск в Сталинградской битве имела огромное политическое и международное значение, она оказала значительное влияние на развитие Движения Сопротивления на территории европейских государств, оккупированных фашистскими захватчиками. В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

3. Курская битва (1943 г.)

Успехи, достигнутые под Сталинградом, были закреплены летом того же года.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода, а 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.

Несмотря на массовость наступления, советским войскам удалось остановить продвижение врага вглубь Курского выступа, а всего сутки спустя войсками Брянского, Центрального и Западного фронтов было организовано контрнаступление. К 18 июля советская армия полностью ликвидировала клин противника на Курском направлении, чуть позже в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил двух воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, отбросили противника на запад, освободили Орел, Белгород и Харьков.

По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск были еще страшней. 863 тысячи человек не вернулись из боя, а бронетанковый парк оскудел на шесть тысяч машин.

Однако демографические ресурсы СССР были куда выше немецких, поэтому Курская битва более тяжело обошлась именно захватчикам. Соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления. Весь мир осознал, что поражение фашистской Германии – это вопрос времени.

4. Берлинская операция (1945 г.)

Одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны у мирового сообщества уже не было сомнений, что антигитлеровская коалиция одержит победу в затянувшейся войне. Однако руководство Германии до последнего надеялось смягчить последствия войны. В частности, немцы хотели заключить сепаратный мир с Великобританией и США, а затем, оставшись с Советским Союзом один на один, постепенно восстановить стратегическое равенство.

Потому от советского командования потребовались быстрые и смелые решения, направленные на скорейшее завершение войны. Необходимо было подготовить и провести операцию по разгрому группировки немецких войск на берлинском направлении, захвату Берлина и выходу к реке Эльба на соединение с войсками союзников. Успешное выполнение этой стратегической задачи позволяло сорвать планы гитлеровского руководства.

Для проведения операции привлекались войска трех фронтов: 2-го Белорусского под руководством маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев). Всего в составе наступавших войск было до 2,5 млн солдат и офицеров, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, а также часть сил Балтийского флота и Днепровской военной флотилии.

По характеру выполняемых задач и результатам Берлинская операция делилась на три этапа. Сначала был прорван одерско-нейсенский рубеж обороны противника, затем войска противника были окружены и расчленены.

30 апреля 1945 в 21:30 части 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. М. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. И. Негоды штурмом овладели основной частью здания Рейхстага. Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Драться приходилось за каждое помещение. Ранним утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за Рейхстаг продолжался еще весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии. Так Великая Отечественная война подошла к концу. (Слайд 6)

Рассказ учителя о подвигах детей во время войны. (Слайд 7,8)

На слайде 9 преподаватель демонстрирует плакаты военных лет и объясняет их назначение.

Далее учитель говорит о поэзии, которая отразила нелегкие военные годы.

Практическая часть

На слайде 10 демонстрирует пример (возможно, прочтение стихов на тему войны. По - желанию учеников)

Далее учитель предлагает ученикам посмотреть на слайд 11 и из своего личного опыта попытаться соединить кадры из фильмов и их названия.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок. Прочитать параграф 7, ответить на вопросы после параграфа письменно.

Завершение урока(Слайд 12)

Учитель, дав задание ученикам, завершает урок.

Список используемой литературы:

1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.

2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.

3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.

4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.

5. Великая Отечественная Война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2002. - 617 c.

6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука, 2009. - 560 c.

7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 528 c.


Методическая разработка посвящена структурным компонентам урока, как звеньям процесса обучения. Организационный момент, подведение учащихся к изучению новой темы, изучение нового материала. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения, систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных заданий на преобразующем и творческом уровнях. Организация домашнего задания, проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии.

Содержимое разработки

Структурные компоненты урока ИСТОРИИ.

(звенья процесса обучения)

1. Организационный момент:

- внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку;

- подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы:

- актуализация ранее полученных знаний и умений, связь новой темы с

предшествующими занятиями и видами деятельности

- определение места урока в теме и курсе, его связи с предшествующими уроками;

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

- восстановление в памяти учащихся главных исторических событий, дат, понятий

и теоретических выводов урока;

- отработка новых познавательных приемов;

- фронтальная беседа по основным моментам учебной темы, тренировочные

упражнения, картографические и хронологические задачи.

5.Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении

познавательных заданий на преобразующем и творческом уровнях:

- решение познавательных, проблемных и творчески-образных задач;

- применение новых знаний и умений в иной учебной ситуации.

6. Организация домашнего задания:

- подробная инструкция о видах и способах выполнения домашней работы по

- определение целей домашнего задания;

- рекомендация источников и объяснение приемов работы с ними;

- определение условий и форм проверки домашнего задания.

7. Проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии.

Типы уроков по истории

(классификация по соотношению звеньев процесса обучения)

Урок изучения нового материала:

1. Организационный момент.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

6. Организация домашнего задания.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений по данной теме.

3. Подведение учащихся к изучению новой темы.

4. Изучение нового материала.

5.Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

7. Организация домашнего задания.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений по данной теме.

3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

4. Организация домашнего задания.

Повторительно-обобщающий урок:

1. Организационный момент.

2. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

4. Организация домашнего задания.

Традиционные формы уроков истории

1. Лабораторное занятие (по учебнику)

5. Эвристическая беседа

Нетрадиционные формы уроков истории

1. Заочное путешествие

2. Спектакль, литературный салон. ассамблея

3. Аукцион, презентация

4. Урок-суд, урок-знакомство, урок - исторический портрет

5. Соревнование, турнир, викторина

6. Брифинг, пресс-конференция, симпозиум, телемост, круглый стол

7. Кино-, теле-, видеоуроки

8. Экскурсия в музей

9. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

Определение целей и задач урока

Образовательные цели и задачи:

- формирование исторических знаний

- усвоение понятий, законов, теорий, идей

- повторение, закрепление и углубление исторических знаний

Воспитательные цели и задачи:

- нравственное, эстетическое воспитание

- воспитание интереса к предмету

Развивающие цели и задачи:

- развитие мышления, речи, интеллектуальных навыков и умений (умения видеть

главное, сравнивать, анализировать, обобщать)

- развитие познавательных интересов и способностей учащихся

- развитие воли учащихся (целеустремленность, уверенность, выдержка,

- формирование специальных и общеучебных навыков и умений

Тематический план:

1) тема (раздел курса, глава, параграф учебника и тема урока)

2) дата и номер урока

3) тип и форма урока

4) основные понятия, идеи

5) основные умения

6) межпредметные, внутрикурсовые, межкурсовые связи

7) средства обучения

Поурочное планирование

2) тип и форма урока

3) цели и задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие)

4) основные понятия, идеи

5) основные методы, применяемые на уроке

6) межпредметные , внутрикурсовые , межкурсовые связи

7) средства обучения

8) оборудование урока

10) ход урока, его содержание

11) домашнее задание

Ход урока (план-конспект)

Ход урока, этапы урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории

Функции проверки знаний учащихся

Требования к проверке знаний

1. Мотивация опроса

2. Включение всех учащихся в работу

3. Учет особенностей учеников

5. Связь содержания проверки с новой темой

6. Определение места проверки на уроке

7. Мотивация оценки знаний

Формы проверки знаний учащихся

Виды и приемы проверки знаний учащихся

Устная проверка знаний:

- рассказ у доски;

- ответ по цепочке;

Письменная проверка знаний:

- составление планов, таблиц;

- письменные контрольные и проверочные работы.

Практическая проверка знаний и умений:

- ответ по карте, картине, иллюстрации;

- обсуждение кадров диафильма;

- описание музейных экспонатов.

Текущая проверка знаний:

- устный и письменный опрос;

Тематическая проверка знаний:

Итоговая проверка знаний:

Тесты. Задания с несколькими вариантами.

а) из основной части, которая содержит утверждение или вопрос

Задания с вариантами выбора можно сформулировать на всех структурных компонентах

учебного исторического материала и проверить:

а) хронологические знания и умения:

- знание дат и событий

- умение определять синхронность исторических фактов

- умение соотносить факт с историческим периодом

- умение определять последовательность событий, вести счет лет

б) картографические знания и умения:

- знание места действия

- умение читать легенду карты

в) знание главных и неглавных исторических фактов:

- сложный исторический факт

г) теоретические знания:

- понятия и их признаки

- существенные черты, признаки явлений и процессов

- причины и предпосылки исторических событий

- последствия исторических событий и явлений

- устоявшиеся оценки исторических фактов

- умение выделять существенные признаки однородных исторических фактов.


-75%

1. Модуль изучения нового материала.

2. Организация познавательной деятельности школьников на уроках истории.

3. Модуль закрепления результатов обучения на уроке.

Теоретический блок

1. Урок изучения нового материала весьма часто строится на сочетании изложения учителя, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстовыми или наглядными источниками информации. Он характеризуется многообразием методических приемов, призванных формировать различные умения учащихся, активизировать их деятельность как на репродуктивном, так и на творческом уровне, что обеспечивается постановкой и решением проблемных вопросов и заданий.

Методика преподавания истории в средней школе // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. – М., 1986. – С. 224.

2. Переход к изучению нового. Дидактически важен этап перехода к изучению нового материала. Учитель переключает внимание учащихся на изучение нового, старается вызвать у них интерес к теме, потребность в познании неизвестного, создает необходимый психологический настрой. На этом этапе урока учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, в случае необходимости напоминает об основных представлениях и понятиях. Затем он намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные задания и вопросы. Среди них могут быть задания проблемного характера.

Изучение нового. Основную часть урока может занимать рассказ учителя. Если рассказу отводится центральное место, то вся остальная работа подчинена ему. Рассказ строится с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Младшие школьники не могут удерживать внимание на чем-то одном длительное время, для поддержания внимания требуется смена деятельности.

Исходя из этого изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате анализа иллюстраций и учебных картин, технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, видеофильмов), чтения учебника и работы с его картой, анализа документов.

Как показывает практика, при устном объяснении нового или чтении учебника ученики легче усваивают односюжетный материал, чем многоаспектное содержание. Корректируя учебник, учитель объясняет наиболее важную, трудную часть содержания – базовые знания, дополняя и конкретизируя их необходимыми главными фактами и яркими, образными примерами. Легкую для усвоения часть содержания учебника учитель при объяснении вообще опускает, ее ученики прочитают дома самостоятельно. Основное внимание обращается на сложный теоретический материал, базовые знания.

Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2004. –
С. 156-158.

3. Сущностью и содержанием любого урока является обучение в единстве его двух сторон – работы учителя, т. е. собственно обучения, и соответствующей деятельности учащихся, т. е. учения. Результатом обучения является усвоение учащимися знаний, умений, навыков.

Процесс обучения-усвоения протекает по определенным объективным закономерностям, установленным современной психологией. Исходным моментом усвоения является восприятие учащимися нового учебного материала, т. е. непосредственное отражение в сознании школьника изучаемых им явлений, фактов, процессов, излагаемых учителем, сообщаемых в тексте (учебника, документа) или представленных наглядно. При этом речь идет не о чисто чувственном восприятии, но всегда о восприятии, протекаемом в неразрывной связи с мышлением, на основе предшествовавшего опыта школьника и ранее усвоенной им системы представлений и понятий, в единстве первой и второй сигнальных систем.

Важнейшим звеном усвоения является осмысливание воспринятого (или воспринимаемого в данный момент) материала, его понимание, анализ и обобщение, выяснение причинно-следственных связей и закономерностей изучаемых событий и процессов. Следующие звенья процесса усвоения – запоминание воспринятого и осмысленного материала и, наконец, применение новых знаний, т. е. активное пользование ими в учебной или практической деятельности. Одновременно . усвоение знаний связано с овладением соответствующими умениями и навыками, в том числе умением воспринимать, понимать, запоминать и применять усваиваемый исторический материал.

V . Осмысливание сообщенного (воспринятого) на уроке исторического материала осуществляется путем его разбора и обобщения, либо методом беседы, либо объяснением, которое дает сам учитель. Беседа является более активной формой работы, организующей самостоятельное размышление школьника над историческими фактами. Но для участия в аналитико-обобщающей беседе по сообщенному материалу учащиеся должны обладать некоторым минимумом умений оперировать историческими фактами, выделять их существенные стороны, сравнивать их по определенным признакам и т. п. А все это должно быть показано учителем, всему этому следует учить на простейшем, наиболее доступном и наглядном материале. Необходимо иметь в виду, что объектом разбора, сравнения и т. п. на уроке истории служат не только исторические факты, изложенные учителем или в учебнике, но и наглядный материал

Но выработка умений и навыков может стать и содержанием работы на особом этапе урока, когда, например, после изложения и разбора исторического материала школьники под руководством учителя учатся составлять план изложенного, хронологические и синхронистические таблицы, наносить события на контурную карту и т. п.

VII . Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков может осуществляться в качестве особого этапа урока прежде всего в форме небольших заданий по картине или иллюстрации в учебнике, по вопросам, поставленным в конце параграфа или сформулированным учителем.

Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1968. –
С.375-376, 380-382.

4. Условия, позволяющие сообщать и усваивать необходимые знания. Уроки этих двух типов [урок изучения нового материала и комбинированный урок - ред.] имеют много общего: на первом из них изучение нового материала занимает почти или даже все время, а на втором оно равноправно сочетается с другим звеном обучения. Вот почему главная проблема для этих уроков состоит в следующем: как сообщить учащимся необходимые знания, создать образные, целостные картины изучаемых эпох и найти достаточное время для самостоятельного установления учащимися ряда связей и оценок, для мировоззренческих и моральных обобщений, для широкого применения знаний? Перегруженность некоторых школьных курсов придает этой проблеме особую остроту. Для ее успешного решения необходимо соблюдать следующие основные условия.

1. Целесообразное соотношение материала, сообщаемого в классе (например, в изложении учителя) и изучаемого дома (текст учебника). Чем меньше они совпадают, тем более обширные сведения могут получить учащиеся. Но при этом подготовка уроков дома окажется достаточно трудной. Чем больше они совпадают, тем легче выполнение домашних заданий, но тем меньше объем сведений.

Оба эти сочетания возможны во всех классах в зависимости от содержания урока. Однако второе сочетание наиболее правомерно для IV-V классов, а первое – для IХ-Х. Самым же целесообразным является третий тип сочетания, когда: а) наиболее важная, трудная часть материала содержится и в учебнике, и в изложении учителя; б) какую-то часть материала учебника учитель совсем не излагает и учащиеся работают над ним дома самостоятельно; в) какая-то часть материала, сообщаемого на уроке, дополняет учебник. Такая информация оказывается достаточно широкой, и рассказ учителя, и текст учебника содержат новый для учащихся материал, а домашняя работа является умеренно трудной.

Вместе с тем во всех классах на уроке целесообразно работать над картами, схемами, таблицами, рисунками и репродукциями картин, помещенными в учебнике, над его документами. В ряде случаев на уроке следует прочитать трудный для учащихся текст и разобрать его.

В IV-VI классах оправдана более широкая работа с текстом учебника: чтение его в целях проверки доступности и лучшего усвоения, выделение главных мыслей, составление плана и т.д.

2. Наличие единого логического, сюжетного стержня урока. Реализация этого условия органически связана с реализацией предшествующего.

Если учитель попытается равномерно осветить на уроке весь материал подобных параграфов, то изложение с неизбежностью окажется лоскутным, сухим и хуже усвоится.

3. Сочетание изложения учителя с одновременной, т. е. по ходу изучения нового материала, самостоятельной работой учащихся. Умением выполнять задания по ходу изложения учителя учащиеся овладевают не сразу, это надо строго учитывать. Но, овладев им, они работают с меньшими затруднениями, затратой времени, более продуктивно. Выполнение же задания после окончания изложения, как правило, занимает так много времени, что исключает возможность сообщить на уроке достаточно обстоятельный материал. Оно оправдано лишь иногда.

Подчеркнем, что подобная проверка знаний оправдывает себя лишь при определенных условиях. Но она вполне доступна и чрезвычайно оптимизирует обучение.

5. Правильный темп ведения урока. Наблюдения показывают, что замедленный темп речи учителя, неоправданное повторение им слов и фраз, многочисленные дисциплинарные и организационные замечания, непроизводительная трата времени при демонстрации фильмов, диапозитивов, картин, а также использовании доски ведут к очень большим потерям времени.

Очень часто речь учителя вообще не является экономной, содержит много слов и фраз, не несущих смысловой нагрузки. Больше же всего времени пропадает из-за плохо организованной беседы, когда учитель, вместо того чтобы прийти на помощь классу системой вспомогательных вопросов, упорно вытягивает знания у одного вызванного ученика или без пользы для дела опрашивает многих учащихся.

Все это ведет к потере 35-45% времени урока.

Достаточно быстрый (но не слишком) темп изложения учителя, экономная речь, предельно четкая организация всех действий учителя и учащихся, умелое ведение беседы являются обязательными условиями достижения высокой эффективности урока.

6. Знание учащимися своих обязанностей в связи с применением тех или иных форм учебной работы и владение необходимыми умениями и навыками.

Реализация этих важнейших условий позволяет сообщать учащимся настоящее богатство знаний и осуществлять широкие педагогические замыслы.

Подготовка учащихся к уроку, их ориентация в предстоящей деятельности. Психология и методика всегда придавали громадное значение желанию учащихся учиться, той мотивации, тем движущим силам, которые лежат в основе учения, в частности, на каждом уроке. Крайне важно, чтобы к пониманию важности темы присоединялся бы интерес, добровольное, возникающее изнутри, активное стремление усвоить тему.

За последнее время установлено большое значение так называемой ориентации учащихся в предстоящей деятельности. Доказана несравненно большая продуктивность обучения, если учащиеся конкретно знают, чему они на данном уроке должны научиться, что сделать и какие способы деятельности с этой целью использовать.

Поэтому исключительно важна подготовка учащихся к уроку, охватывающая области мотивационно-эмоциональную, содержательную, логическую и организационную.

Подготовка к содержанию следующего урока, как правило, начинается на сегодняшнем уроке. Общеизвестно, что урок раскрывает лишь какое-то звено исторического процесса. Оно связано с предшествующими звеньями, и для понимания этих связей крайне важна актуализация пройденного. Если же учащимся предстоит применять приобретенные ранее знания, то их восстановление в памяти, уточнение, упрочение абсолютно необходимы, ибо от качества приобретенных ранее знаний во многом зависит и степень усвоения новых.

. Если материал велик, то часть его учащиеся подготовят дома, а о другой его части напомнит учитель в классе.

Кроме того, педагог предлагает учащимся дома продумать круг показателей, рассмотрение которых необходимо для правомерности суждения по тому или иному вопросу, уяснить последовательность рассмотрения материала в учебнике, припомнить те или иные формы таблиц, схем и т. д. При этом важно объяснить, почему эта домашняя подготовка необходима, а в дальнейшем подтвердить это практикой познавательной деятельности учащихся.

Методика обучения истории в средней школе. В 2 ч. / Отв. редактор Н.Г. Дайри. – М., 1978. – Ч. 2.С. 103-106.

Читайте также: