План интегрированного урока указав его задачи и обосновав необходимость межпредметной интеграции

Обновлено: 07.07.2024

Важную роль играют обобщающие уроки с межпредметными связями, требующие тщательной подготовки. Подготовка таких уроков занимает значительное время, необходимое для:

- формулировки цели и задач урока с учетом межпредметных связей;

- подготовки конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний по другим темам;

- наличие мировоззреческого вывода, обобщающего факты и законы двух и более предметных областей;

- включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.

Межпредметные связи рекомендуется использовать в сочетании с внутрипредметными связями. Можно межпредметные связи основывать не на общих темах и предметах рассмотрения, а на методах мышления. Положив в основу методы научного мышления, мы автоматически согласуем все изучаемые предметы, хотя бы единым принципом нашего мышления. Эти принципы хорошо разработаны, просты и ясны даже для школьника.

Главные образовательные аксиомы: научить учиться и вызвать интерес к какой–то области человеческой деятельности, для того чтобы человек мог реализовать свои способности и интерес с максимальной пользой для себя и общества. Этот интерес будет формироваться собственным интересом ученика и модой, общественным мнением, поэтому тут всегда будет саморегуляция. Основой для межпредметных связей могут быть и законы нашего мышления. Эти законы едины при изучении физики, биологии, языков, искусства. Мир един, и только мы своим незнанием дробим его на части. Изучив законы своего мышления и получив критерии, позволяющие отделять существенное от малозначимого и истинное от ложного, учащийся получит важнейший фундамент для собственной реализации. Учителю полезно помнить о трех ступенях использования межпредметных связей в учебной деятельности.

Первая ступень - воспроизводящая - формирование умения переносить межпредметные знания (может быть использована в начальной школе). Основная цель учителя - научить использовать знания разных предметов. В среднем школьном звене при изучении понятий собственного предмета рассматривают родственные понятия из смежных курсов.

Вторая ступень - использование знаний - самостоятельное применение перенесенных из другого предмета сведений и знаний.

Третья ступень - обобщающая. Задача учителя - обучить учащихся применять знания, факты, понятия, законы и теории для иллюстрации единства мира, использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроке. Кроме того, чтобы создать дидактическую модель межпредметных связей в учебной теме, необходимо провести два структурно-логических анализа содержания учебных дисциплин: внутренний и внешний.

Внутренний – это структурно-логический анализ содержания изучаемой темы на предмет выявления ее ведущих положений и связеобразующих элементов.

Внешний - это структурно-логический анализ содержания тем других предметов с целью определения степени перекрываемости их содержания с содержанием изучаемой темы, выявления опорных межпредметных знаний, которые необходимо использовать, чтобы всесторонне раскрыть ведущие положения изучаемой темы. То есть необходимо определить круг синтезированных тем учебного предмета, выбранного для исследования. Критериями отбора могут быть:

- наибольшая значимость тем для раскрытия ведущих, основополагающих идей учебного предмета;

- высокая степень обобщения и интеграции разнородных знаний в содержании учебной темы.

Иногда предлагается интегрировать предметы с помощью таких форм и методов мышления как диалектика, логика, предполагая наличие у учащихся высокого уровня мышления, что возможно в отдельных случаях. Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса:

- интеграция на уровне педагогических целей (ориентация на активность, самостоятельность, креативность);

- на уровне содержания (интегрированные уроки, программы, факультативы);

- на уровне сфер активности учащихся (экскурсии, проекты, конференции);

- педагогических технологий и т.д.

Особый интерес педагогов вызывают интегрированные уроки. Они, как и уроки с межпредметными связями, требуют большой подготовительной работы и мастерства учителя, вместе с тем, помогают развивать это мастерство на высоком уровне. Особенно внимательно нужно относиться к отбору содержания таких уроков, если предполагается интеграция содержания. Дидактический принцип предметности определяет характер и тип взаимосвязи учебных предметов. Содержание предметов призвано целенаправленно формировать у учащихся понятия и представления, имеющие межпредметную структуру.

В педагогике под интегрированным уроком понимают урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов. В основе таких уроков лежит интегративно-тематический подход. При этом устанавливается связь данной темы с другими предметами, чтобы рассматриваемое понятие, явление, образ воспринимались учащимися целостно, комплексно и это было отражено в результате урока.

Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания. Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач.

Преимущества интегрированных уроков:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;

- способствуют формированию целостной научной картины мира (теоретической, практической, прикладной);

- способствуют развитию устной и письменной речи;

- способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;

- развивают в большей степени воображение, мышление, память;

- способствуют увеличению темпа выполняемых, учебных операций.

Содержание интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

- предельной четкостью, сжатостью учебного материала;

- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью;

- информационной емкостью учебного материала используемого на уроке.

Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему. Но в отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться два академических часа. Как правило, такой урок помимо обширного теоретического материала предполагает объемную по продолжительности практическую работу (в том случае, если идет интеграция с уроком изобразительного искусства).

Поэтому учителя в своей практике проводят интегрированные уроки двух видов. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делится в то же время на две части, одну из которых ведет учитель начальных классов, а вторую - педагог-предметник эстетического цикла. Несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые спецификой предмета. Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, показывая учащимся пример взаимного сотрудничества на основе понимания и взаимоуважения. Не только единый сюжет объединяет оба предмета, едины также воспитательная и развивающая цели. Это позволяет ребенку наиболее полно осваивать окружающий мир.

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Поэтому их целесообразно конструировать на объединении достаточно близких областей знаний.

Урок - это единство цели, содержания, методов и форм. Дидактическая цель интегрированного урока должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее реализация стала возможна путем интеграции содержания и системы методических приемов, присущих интегрируемым предметам. Результат интегрированного урока реализуется единством дидактической цели. На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку учителю необходимо знать особенности подготовки и проведения. Важным аспектом интегрированного начального образования является система уроков и внеклассной работы по предмету, проведение интегрированных занятий кружков и интересных внеклассных мероприятий. Следует также не забывать об учете возрастных и индивидуальных особенностях, а также о предпочтении использования игровых форм учебной деятельности для учеников начальной школы.

Примерный план проведения интегрированного урока может выглядеть так:

- направленность на практико-ориентированную деятельность;

- изучение научных терминов, источников, материалов по теме;

- организация поиска решения, обсуждения проблемы, формирование механизмов выработки решения с использованием предложенных на уроке средств;

- оформление результатов работы в виде образовательного продукта и его презентация;

- итоговая рефлексия занятия.

Такой план требует большой совместной подготовительной работы учителя и учащихся, иначе может получиться урок, на котором не произошла интеграция содержания, а в лучшем случае только раскрыты межпредметные связи. Затруднения педагогов при организации интегрированных уроков еще и в том, что:

- цели и задачи интегрированного урока чаще всего формулируются для каждого предмета отдельно;

- не отражаются межпредметные связи различных типов по причине незнания этих связей;

- тема урока не всегда отражает решение единой междисциплинарной проблемы.

Межпредметные факультативы имеют тоже большое значение в формировании мировоззрения учащихся. Здесь может применяться не только интеграция содержания, но и интеграция методов и технологий, способствующая развитию личности учащихся, расширению их кругозора.

Проблема несформированности общих навыков работы с информацией не может быть успешно разрешена средствами только одного какого-либо учебного предмета, или группы предметов (например, средствами русского языка и литературы), или усилиями только одной какой-либо группы учителей (например, силами учителей начальных классов). Решением этих проблем могла бы стать разработка и реализация системы межпредметных факультативов, например, по математике и химии (решение текстовых задач на проценты и пропорции, на смеси и сплавы) и т.п. Межпредметный (междисциплинарный) факультатив помогает развить любознательность школьников, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке.

Принципиальные подходы к организации междисциплинарного факультатива:

1. Мотивация и создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших).

2. Освоение компьютерной грамотности и использование информационных технологий в учебном процессе, в том числе ресурсов сети Интернет.

3. Формирование способности учащихся к рефлексии своего опыта.

4. Формирование научного типа мышления у учащихся.

5. Формирование стиля общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

6. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

Кроме того, междисциплинарный факультатив позволяет достичь таких целей, как повысить интерес учащихся к школьным предметам; пробудить интерес к познавательной и исследовательской деятельности; инициализировать различные виды деятельности: познавательную, практическую, эвристическую, поисковую и личностно-ориентированную. Для развития творческой активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации, открывающей общее видение единого предмета или явления.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесем следующие методические положения: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.

Интеграция – это обобщенное отношение между структурными компонентами целостного образования, такими как:

- различные виды знаний одного учебного предмета;

- обобщенные компоненты знаний межпредметного характера;

- обобщенные умения, сформированные на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной, учебно-производственной и практической деятельности.

При выборе методов и приёмов обучения на междисциплинарных факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса интегрируемых предметов, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из важнейших требований к методам является активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности в различных формах её проявления. На факультативных занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: лекции, практические работы, обсуждение заданий по дополнительной литературе, доклады учеников, составление рефератов, экскурсии. Применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет излагать учебный материал крупными блоками и на этой основе высвободить время для занятий является самостоятельная работа учащихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции. На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач. Семинарские занятия посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала. По своим дидактическим целям они служат также приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях. Полезная форма работы - подготовка рефератов. Выполнение таких заданий важно, прежде всего, в отношении развития навыков самообразования, удовлетворение индивидуальных интересов учеников. Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех участников факультативной группы.

Междисциплинарное обучение представляет большую сложность для учителей и учащихся, поэтому дебаты о целесообразности, доступности и т.п. такого обучения ведутся уже давно. Положительными сторонами междисциплинарного обучения считаются: реализация принципа системности обучения; создание оптимальных условий для развития мышления: логичности, гибкости, критичности; способствование развитию системного мировоззрения, гармонизации личности, возможности получения большого объема знаний; помощь в активизации познавательной деятельности учащихся, развитии их творчества. К отрицательным сторонам относят: увеличение плотности урока; отсутствие детализации; большие временные затраты при подготовке урока.

Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Междисциплинарное обучение положительно влияет на формирование способностей младших школьников к речевому творчеству, т.е. созданию высказываний в устной или письменной форме.

Интегрированные уроки, уроки с межпреметными связями, интегрированные внеклассные мероприятия, проводимые в системе, нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд, а учителю предоставляют возможность показать свой высокий профессионализм.

За последние годы увеличилось количество участников в дистанционных эвристических олимпиадах, требующих применения межпредметного содержания для выполнения более сложных заданий. Происходит расширение возрастного ценза и постоянной группы участников олимпиадного движения. Дети объясняют интерес к подобным мероприятиям оригинальностью заданий, проявлением положительных эмоций при их выполнении, приобретением новых знаний, умений и навыков, а также самостоятельной организацией своей учебной деятельности и возможностью проявить свой творческий потенциал. Данная форма сотрудничества учащихся и педагогов объясняется желанием педагогов расширить возможности школьного урока и интегрировать элементы дистанционного обучения в очный образовательный процесс. Интернет-коммуникации, ставшие популярными среди старшеклассников, расширяют и обогащают рамки очного обучения, наполняют процесс содержательной составляющей. Интеграция игровых, коммуникативных, информационных, компьютерных технологий в учебном процессе оказывает помощь учащимся в их дальнейшей успешной социализации.

1. Берулава М.Н. Интеграционные процессы в образовании/Интеграция содержания образования в педвузе/под ред. М.Н.Берулавы. Бийск 1994

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.// Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.3. Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный

курс (в школе). // География в школе. - 1994.

4. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении .- М.: Просвещение, 1987.

В данном материале можно найти информацию о понятии интегрированного урока, его целях, задачах, этапах проведения. Указаны преимущества данного типа урока. Приведены примеры интеграции математики и другими школьными предметами.

ВложениеРазмер
Интегрированный урок 24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: цели, задачи, этапы проведения

Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Одним из эффективных способов достижения метапредметных результатов можно выделить интегрированный урок. Эта форма проведения уроков активно внедряется и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Межпредметные связи предусматривают:

1. взаимную согласованность программ и учебников;

2. согласованную систему работы преподавателей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение на уроках предметов и явлений;

3. мыслительную деятельность учащихся по воспроизведению ранее усвоенных знаний смежных предметов и увязыванию их с новым материалом.

Все виды этих уроков имеют общие цели :

1) обучение умению выделять определенные свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;

2) обучение системе общих понятий, на основе которых учащиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;

3) обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;

4) понимание культурной ценности мировоззрения.

Интегрированные уроки позволяют решать следующие задачи:

∙ повысить качество образования;

∙ повысить интенсификацию урока, расширить его информативную ёмкость;

∙ отыскать точки соприкосновения математики с другими предметами;

∙ показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности;

∙ способствовать развитию творческих возможностей учащихся, помогать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса математики и других предметов;

∙ расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность, развивать интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла.

Интегрированные уроки математики имеют следующие преимущества:

1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;

2) способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3) способствуют развитию устной и письменной деятельности, помогают увидеть элементы математики и математических фактов в жизни;

4) способствуют развитию математических умений и навыков;

5) позволяют систематизировать знания;

6) способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;

7) способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, интегрированные уроки действительно помогают сформировать важные компетенции, необходимые в современном мире.

Интеграция уроков математики с историей, литературой, информатикой и другими учебными дисциплинами позволяет многогранно рассмотреть явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира. У ребят появляется возможность не только создать собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учащиеся проделывают на таких уроках следующие операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений, используют личное уподобление, незнакомое делают знакомым и, наконец, моделируют.

Применение математических методов в курсах физики, химии, географии формирует у учащихся обобщённые измерительно-вычислительные, графические умения.

Например: Задание 1. Выпишите масштабы географических карт атласа, выделив крупномасштабную карту и мелкомасштабную, определите, какой из масштабов наибольший. Определите расстояние между городами Москва и Санкт-Петербург, Москва и Владивосток и т.д.

Задание 2. Какой из масштабов крупнее?( используется раздаточный материал)

а) 1: 100 000 000 б) 1: 20 000 000 в) 1: 1 000 000

Задание 3. Длина шага малыша 25см, а взрослого – 5дм. Найдем отношение длины шага малыша к длине шага взрослого. Составим отношение – 25: 5. Длина шага малыша в 5 раз длиннее. Правда ли это?

Задание 4. Масштаб карты 1:100 000. Расстояние между пунктами на местности равно 3,84 км. Каково расстояние на карте между этими пунктами?

Задание 5. Найти масштаб карты, если расстоянию 3,78 см на карте соответствует расстояние на местности 18,9 км.

2 . Числа в истории – это не только даты. Это ещё и иллюстрации особенностей хозяйства, обычаев или политических событий, без которых трудно представить жизнь наших предков. Путешествуя от одной исторической картины к другой, учащиеся и не замечают, сколько математического материала они использовали. На уроках математики можно использовать исторический материал при составлении задач.

Проведению интегрированных уроков предшествует серьезная подготовка учителя . Рассмотрим этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:

1. Аналитический . В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов математики, физики, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно. Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

2. Установочный . Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему.

3. Предварительный . На этом этапе учителя-предметники должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.

4. Подготовительный этап . Определение цели, задачи урока обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, получают индивидуальные задания.

5. Основной этап . Организация и проведение урока в рамках предложенных типов.

6. Заключительный этап . Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Заключение Проведение интегрированных уроков требует большой подготовки, но нужно отметить, что эффективность таких уроков довольна высока. Интегрированные уроки интересны ученикам, побуждают к творчеству, раскрывают прикладную направленность математики.

В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний.

Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.

Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.

Так как начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.

Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность учащихся играют роль пускового, побуждающего стимула.

Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

2. СУТЬ И ЦЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ

Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь даёт следующее толкование этих понятий:

интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. ИНТЕГРАЦИЯ-ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?

  • создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция– средство обучения).

Таким образом, интегрированный урок имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития.

Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно– познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Методологической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий.

Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.

Например, группа понятий-“зима”, “мороз”, “стужа”, “вьюга” рассматриваются на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, ИЗО.

Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

3. УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ

  • внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов , понятий, принципов двух и более дисциплин;
  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

Фактически межпредметные связи устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами.

Так, на уроке математики изучается тема “Симметрия тел”, на уроке окружающего мира “Осень пришла” демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клёна, ясеня) и обсуждаются вопросы: “В чём красота листьев?” Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?

Это помогает учащимся увидеть и понять, что формы симметрии имеют место не только в математике, но и в природе и в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественнонаучных понятий.

Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием “лиственные” и “хвойные” деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.

Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом.

4. ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

  • повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
  • изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
  • повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

5. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Большинство исследователей и учителей-практиков сходятся в том, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.

В качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучении наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребёнок воспринимает реалии действительности целостно, не дифференцируя их деталей во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов.

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется.

В начальной школе интегрированные уроки имеют свои особенности и носят, особенно в первом классе, коллективный характер, т.е. “немного обо всём”.

Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления.

По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.

В этом основном сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления.

В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания ( в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения ( развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

  • особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные).

Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика.

Такие интегрированные уроки имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи, художественный труд.

Взаимопроникающая форма чаще всего реализуется в начальной школе.

Так, например, в ходе урока по внеклассному чтению “Сказки о животных” дети включаются в игровую деятельность. На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием художественного творчества – выполнение поделок из бумаги– оригами, театрализация– самовыражение в образах сказочных героев данного произведения.

Такой перевод ребёнка из одного вида деятельности в другой способствует развитию его познавательных процессов, снижает утомляемость за счёт переключения его внимания с одного вида деятельности на другой. А это в свою очередь поддерживает высокий уровень работоспособности.

Кроме того учащиеся отрабатывают знания, умения и навыки по видам животных в игровой форме с использованием интерактивной доски. Учатся сравнивать, классифицировать и обобщать животных по их отличительным признакам.

Использование интегрированного урока с системой внутри и межпредметных заданий, творческой деятельностью, являющейся здоровье формирующей средой, а также вовлечение всего класса в познавательную коллективную деятельность, являющейся здоровье созидательной средой – служит залогом успешного личностного роста учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад (подборка материалов) - теоретическое обоснование интеграции учебных предметов в образовательном процессе. Подготовлен для представления на школьном методическом объединении учителей - предметников.

Интегрированные уроки и методика их проведения

Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией информатика закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Метапредметность содержания курса информатики проявляется во все возрастающем числе междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Это один из учебных предметов, способный обеспечить освоение обучающимися методологии приобретения знаний об окружающем мире и о себе, развитие метапредметных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности с использованием средств ИКТ. Таким образом информатика объединяет все школьные предметы, при этом позволяет реализовать требования обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, а также дает возможность понимания предмета, его применение и перспективы.

Согласно определению ГОСТа от 1 марта 1996 г. интеграция (в системе или систем) - это восстановление и (или) повышение качественного уровня взаимосвязей между элементами системы, а также процесс создания из нескольких разнородных систем единой системы с целью исключения (до технически необходимого минимума) функциональной и структурной избыточности и повышения общей эффективности функционирования.

Интеграция - это не только усиление связей, это - изменение исходных элементов. Если такого изменения нет, то нет и усиления связей, оно подменяется механическим объединением. Интеграционный процесс означает новообразование целостности, которое обладает системными качествами общенаучного, межнаучного или внутринаучного взаимодействия, соответствующими механизмами взаимосвязи, а также изменениями в элементах, функциях объекта изучения, обусловленных обратной связью вновь образуемых системных средств и качеств.

В настоящее время понятие "интеграция в образовании" характеризуется принципами, объектами (составляющими интеграционного процесса), формами, видами, уровнями, направлениями, этапами.

Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации и систематизации учебно-познавательной деятельности. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего нас мира. Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся.

Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.

Основная цель обучения на интегративной основе связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития основных мыслительных действий.

ИНТЕГРАЦИЯ -- (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель интеграции -- создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника.

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами.

Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

Интегрирование - это новый подход к преподаванию предметов. Такие уроки позволяют экономить время, т. к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах.

Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.

Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.


Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.
Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок — одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Интеграция — это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. - использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. - они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. - Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: - предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; - большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, старые необходимы для ее реализации.

2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Поэтому основной задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты, направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта преподаватели нашей школы видят в проведении интегрированных уроков.

Преимущества интегрированных уроков.

Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

1. Паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2. Один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

3. Весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы:

2. Организация творческой группы.

3. Конструирование содержания урока.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде увертюры.

В заключительной части урока необходимо 1.Обобщить всё сказанное на уроке. 2.Подвести итог рассуждениям учеников. 3.Сформулировать чёткие выводы.

Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

При переходе на ФГОС второго поколения необходимо учитывать, что современному обществу нужен выпускник, который самостоятельно мыслит, умеет видеть и творчески решать возникающие проблемы. В результате образование должно быть ориентировано на развитие личности учащегося. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Таким образом, использование межпредметной интеграции дает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

1. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.

2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.

5. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.

6. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Представления о современной картине мира является основой для формирования целостного мировоззрения у обучающихся. Современные науки, двигаясь по разным направлениям, все чаще стали пересекаться, например, в областях квантовой космологии, синергетике, нанотехнологиях и глобальной экологии. В традиционном школьном образовании, конечно же, всегда уделялось внимание интегративным связям наук, но зачастую отрывочно и бессистемно. На физике вспоминали математику, на химии – физику, на биологии – химию, на обществознании – биологию, на истории – обществознание, на литературе – историю, на русском языке – литературу и т. д.

Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у школьников общих понятий физики, математики, информатики.

Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.

Целесообразно также учитывать, что интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.

Цели интегрированного обучения:

1. создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, математике, информатике на основе интеграции этих предметов;

Читайте также: