План и импровизация в преподавании кратко

Обновлено: 05.07.2024

Планирование как основа творческого преподавания. План и импровизация в преподавании. Виды планов и конспектов. Научная организация труда учителя. Замысел урока и его реализация. Подготовка учителя к уроку. Связь урока с другими видами занятий. Учёт и оценка знаний и умений учащихся как средство обратной связи на уроке и стимулирование активной деятельности школьников. Виды и формы опроса по литературе, проведение уроков-консультаций, зачётов, семинарских занятий. Индивидуализация заданий по литературе в зависимости от уровня общего и литературного развития учащихся.

Творческий характер труда учителя

Влияние личности учителя на формирование ценностных ориентаций школьников. Творческая индивидуальность учителя. Искусство педагогического общения.

Характер труда учителя, его творческая лаборатория. Роль самообразования в совершенствовании профессиональной подготовки учителя, в повышении уровня художественного восприятия произведений литературы и искусства.

Устные и письменные формы подготовки учителя к уроку.

ТемаVI. Методы и приёмы преподавания литературы в школе

Метод преподавания литературы, его дидактическая основа и предметная специфика. Основные системы методов в дидактике: по источникам передачи и характеру восприятия информации; по дидактическим задачам; в зависимости от уровня активности и характера познавательной деятельности; по сочетанию методов учения; по видам деятельности.

Попытки создания системы специфических методов преподавания литературы. Из истории вопроса. Дискуссии о классификации методов преподавания литературы.

Перспективы дальнейшей разработки специфических методов обучения на уроках литературы. Попытки создания В.Г. Маранцманом системы проблемного обучения, основанной на видах деятельности ученика, методах и операциях по изучению литературного произведения и историко-литературного процесса.

Методы и приёмы преподавания литературы в школе. Комплексный подход к классификации методов обучения. Взаимосвязь методов и типов уроков. Специфические приёмы изучения литературного произведения: приёмы, связанные с активизацией читательского восприятия и выявления авторской позиции.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ II: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Планирование как основа творческого преподавания. План и импровизация в преподавании. Виды планов и конспектов. Научная организация труда учителя. Замысел урока и его реализация. Подготовка учителя к уроку. Связь урока с другими видами занятий. Учёт и оценка знаний и умений учащихся как средство обратной связи на уроке и стимулирование активной деятельности школьников. Виды и формы опроса по литературе, проведение уроков-консультаций, зачётов, семинарских занятий. Индивидуализация заданий по литературе в зависимости от уровня общего и литературного развития учащихся.

Творческий характер труда учителя

Влияние личности учителя на формирование ценностных ориентаций школьников. Творческая индивидуальность учителя. Искусство педагогического общения.

Характер труда учителя, его творческая лаборатория. Роль самообразования в совершенствовании профессиональной подготовки учителя, в повышении уровня художественного восприятия произведений литературы и искусства.

Устные и письменные формы подготовки учителя к уроку.

ТемаVI. Методы и приёмы преподавания литературы в школе

Метод преподавания литературы, его дидактическая основа и предметная специфика. Основные системы методов в дидактике: по источникам передачи и характеру восприятия информации; по дидактическим задачам; в зависимости от уровня активности и характера познавательной деятельности; по сочетанию методов учения; по видам деятельности.

Попытки создания системы специфических методов преподавания литературы. Из истории вопроса. Дискуссии о классификации методов преподавания литературы.

Перспективы дальнейшей разработки специфических методов обучения на уроках литературы. Попытки создания В.Г. Маранцманом системы проблемного обучения, основанной на видах деятельности ученика, методах и операциях по изучению литературного произведения и историко-литературного процесса.

Методы и приёмы преподавания литературы в школе. Комплексный подход к классификации методов обучения. Взаимосвязь методов и типов уроков. Специфические приёмы изучения литературного произведения: приёмы, связанные с активизацией читательского восприятия и выявления авторской позиции.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ II: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ


В настоящее время активно обсуждаются вопросы, связанные с качеством высшего педагогического образования. В отличие от некоторых западных стран, система подготовки учителей в России предполагает не сокращенную теоретическую и практическую подготовку, которая позволяет вести уроки, опираясь только на четкие методические рекомендации, а ориентируется на подготовку педагога к преподаванию как творческой деятельности.

Одним из компонентов творческой деятельности является педагогическая импровизация. Опытные педагоги имеют в своем арсенале большое количество приемов, которые можно использовать при решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто необходимо быстро принимать решения, проявлять гибкость в условиях нестандартных ситуаций на уроке и во внеклассной деятельности.

Импровизация как важнейший компонент творческой деятельности в определенной степени сходна по своей структуре с творчеством актера (Ю.П. Азаров, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова). В сфере театрального искусства это доказал К. Станиславский, который использовал импровизацию как один из методов в учебно-воспитательной работе с актерами.

Импровизация – вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, в результате которой создается новый продукт.

Импровизационность – компонент деятельности, придающий ей творческий характер, выступающий условием ее развития и мерой творческой насыщенности.

Педагогическая импровизация – способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции. (В.И. Загвязинский)

Импровизация педагогическая — деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания, а ее сущность составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи [1, с.103].

В.А. Кан – Калик рассматривает педагогическую импровизацию в творчестве учителя как компонент его субъективно-эмоциональной сферы.

Л.Ю. Берикханова считает, что педагогическая импровизации не случайное явление, а закономерный, неотъемлемый и очень важный компонент творческой обучающей деятельности учителя, выступающей как эффективный способ оптимального воплощения задуманного и средства оперативной корректировки педагогического замысла в соответствии с изменившимися обстоятельствами деятельности; в соответствии с основными компонентами процесса обучения педагогическая импровизация может быть направлена на целесообразное уточнение целей конкретного урока, содержания учебного материала, методического приема и коммуникации.

Педагогической импровизации, по мнению В.Н. Харькина, свойственны следующие признаки:

- совпадение процессов создания и исполнения или их минимальный разрыв;

- единство интуитивного и логического с изначальной опорой на инсайт.

Можно выделить критерии педагогической импровизации.

1. Объективные критерии

- внезапность (неожиданность препятствия, скорость ответного действия на неожиданную ситуацию или внезапно изменившуюся ситуацию, новизна этого действия, его необычность и несовпадение с ожидаемыми действиями);

- сиюминутность (незамедлительность действия);

- новизна (степень оригинальности);

- публичность (наличие зрителей, соучастников импровизации);

- педагогическая значимость (способствование воспитанию, развитию личности).

2. Критерии осуществления импровизации субъектом

- демонстрация работы мысли;

- духовный и эмоциональный подъем;

3. Критерии импровизации в ее восприятии зрителями

- удивление (реакция на неожиданное);

- повышение тонуса и настроения;

Показателями могут быть вскинутые брови, сияние глаз, невольные жесты, реплики, смех и т.д.

Составными частями творческой доминанты в педагогической импровизации являются внимание, воображение и вдохновение.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, чувства, мировоззрение, необходимость предвидеть. Воображение характеризуется степенью новизны создаваемых образов, оно может быть воссоздающим и творческим. В процессе творческого воображения создаются образы, отличающиеся новизной и оригинальностью, зачастую это образы предметов, которые не существуют в настоящее время. В творческом воображении участвуют знания человека, его переживания, опыт, волевые и интеллектуальные усилия, неосознанные установки, интуиция.

Большое значение для реализации импровизации имеет наличие вдохновения. Вдохновение — состояние наивысшего подъёма, когда познавательная и эмоциональная сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Вдохновение тесно связано с внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему.

Внутренним механизмом, приводящим в действие педагогическую импровизацию является интуиция, а основной движущей силой выступает рассогласование между первоначальным педагогическим замыслом и новым, возникшим непосредственно в процессе обучения или воспитания, более эффективным вариантом его реализации, а также между проектом урока (дела, мероприятии и т.д.) и объектно-субъектными условиями его реализации. В процессе обучения педагогическая импровизация может быть направлена на организацию и уточнение учебной коммуникации, методического приема, содержания учебного материала, целей обучения или воспитания.

Существуют разные подходы к классификации импровизации.

По структуре процесса

- Импровизация с домашней заготовкой

- Смешанная или переходящая импровизация (может быть изначально классическая или изначально с домашней заготовкой).

В.А. Кан-Калик выделил пять вариантов педагогической импровизации на уроке в зависимости от ее источника:

1. импровизация, вызванная косвенно (важную роль играет практическое мышление и эмоциональная устойчивость);

3. импровизация, вызванная логикой изложения материала (осуществляется за счет активного участия педагогического мышления);

4. импровизация, основанная на самоанализе и восприятии класса;

Харькин В.А. отмечает, что педагогическая импровизация – сложный процесс, который осуществляется в четыре этапа.

1 этап – озарение (инсайт). На этом этапе происходит неожиданное интуитивное обнаружение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли и т.д. Часто озарение возникает в нестандартной ситуации или на фоне эмоционального подъема.

2 этап – интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути ее реализации.

3 этап – публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией.

4 этап – мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации. Принимается решение о продолжении импровизации или перестройка деятельности.

Импровизации необходимо учить будущих учителей и молодых педагогов с помощью системы специально разработанных упражнений, специфика которых состоит в целенаправленном сокращении и постепенном снижении до минимума времени, отведенного на решение нетиповой педагогической задачи. Здесь следует говорить об импровизационной готовности педагога.

В.А. Кан-Калик, определяет импровизационную готовность по наличию следующих компонентов:

- профессионально педагогический компонент: общее содержание определяется профессиональной компетентностью учителя, системностью, динамизмом, мобильностью его специальных знаний и умений на фоне общей высокой культуры и эрудированности;

- индивидуально-личностный компонент: опосредованная специфика действий учителя в тех или иных нетиповых ситуациях педагогического общения с обучаемыми, требующая быстрой ориентации и оперативного принятия педагогически грамотных решений;

В.И. Загвязинский определяет этапы формирования импровизационной готовности учителя:

1 этап– предполагает преимущественное развитие умений осуществлять педагогическую импровизацию, нацеленную на организацию учебной коммуникации, т.е. умений оперативно выявлять адекватные конкретному акту педагогического общения речевые средства изложения содержания учебного материала, эмоционально, интонационно-выразительно довести содержание до аудитории, оперативно выявлять приемы организации спонтанной коммуникации.

2 этап – совершенствование и развитие умений осуществлять педагогическую импровизацию, направленную на конкретизацию методического приема, в том числе умений анализировать методическую структуру урока, соотносить прием с воплощаемым с его помощью содержанием учебного материала, анализировать правомерность применения оперативно выявленного методического приема.

3 этап– формирование умений осуществлять импровизацию, нацеленную на корректировку содержания учебного материала. Акцент делается на развитие умений соотносить содержание учебного материала со сложившейся на уроке учебно-воспитательной ситуацией.

Итак, мы кратко остановились на характеристике педагогической импровизации как компоненте педагогического творчества. Творческая педагогическая деятельность не может осуществляться полноценно без умения педагога воплощать и своевременно корректировать педагогический замысел в зависимости от обстоятельств деятельности, своего творческого потенциала и самочувствия, настроения коллектива учащихся, т.е. без умения целесообразно и педагогически оправданно импровизировать.

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Убечное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.,2005.

4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1987.

5. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: в 3 т. М.,1981. Т.3.

6. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.,1992.

7. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация? Импровизация! М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая импровизация, учебный материал, импровизация, методический прием, педагогический замысел, педагогический процесс, педагогическое общение, процесс обучения, решение, творческая деятельность.

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс.

Направленность образовательного процесса в вузе на.

педагогическая импровизация, учебный материал, импровизация, педагогический замысел, педагогический процесс, методический прием, процесс обучения, решение, творческая деятельность, педагогическое общение.

Влияние стиля педагогического общения учителя на.

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Урок как культурологический и педагогический феномен

Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и.

О возможностях использования в обучении имитационных игр

Основным направлением учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении является подготовка специалистов, способных к постоянному

Она проводится в соответствии с определёнными правилами, предусматривающими элементы импровизации.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании.

Использование педагогических игр как фактор повышения. игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация, учебная деловая игра, учебная деятельность.

Использование педагогических игр как фактор повышения.

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. К числу новых методов, средств и приемов.

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Интуиция как компонент педагогического творчества.

интуиция, педагогическая интуиция, педагогическая деятельность, решение, педагогическое творчество, творческая интуиция, деятельность педагога, процесс.

Автор: Ищенко Татьяна Анатольевна

Организация: МБОУ Заболотовская СОШ

Населенный пункт: п. Заболотовка

Самое сложное и главное для учителя увлечь в страну знаний своих учеников, заинтересовать, сделать интересным и разнообразным урок. Для обеспечения высокого качества деятельности учителя в общении и стимулировании обучающихся изучать предмет, необходима профессиональная коммуникация учителя. Средством развития ее служит педагогическая импровизация, когда в ходе общения с учащимися без предварительной подготовки, осмысления, обдумывания учитель находит новое решение той или иной задачи учебно-воспитательного процесса. Находит решение спонтанно. Импровизация может осуществляться по самым различным, неожиданным случаям. Однако все эти случаи можно объединить в две большие группы:

– импровизация учителя в ходе овладения учащимися новыми знаниями;

– импровизация во внеучебной деятельности во время самых различных организационно-педагогических мероприятий.

В первом случае, к примеру, могут возникнуть ситуации со сложностями в понимании некоторых теоретических вопросов учебного материала. Учитель, отойдя от формальных подходов к объяснению содержания изучаемого, может импровизировать его аналогию с понятными для учащихся бытовыми примерами. Для этого учителю необходимо в своем багаже знаний иметь большую копилку различных притч, историй и рассказов.

Каждая притча понимается человеком, а в нашем случае учащимися, по его сознанию. После рассказанной притчи, учащиеся высказываются, а преподаватель вовлекает данную информацию в ход урока по теме.

Второе направление, связанное с внеучебной деятельностью, будет значительно проигрывать, если здесь не найдет места качественная педагогическая импровизация. Различные события в учебном коллективе, спорные ситуации, неожиданные вопросы учащихся по различным политическим, культурным, экономическим и другим общественно-социальным явлениям требуют немедленной и грамотной реакции учителя. Организация спонтанного коллективного анализа и получение выводов требуют от учителя высочайших профессиональных организационных и интеллектуальных импровизационных способностей.

Педагогическая импровизация заранее не готовится, она реализуется неожиданно, но сама импровизационная деятельность, ее содержание, способы формируются всей педагогической практикой учителя.

Важнейшим условием для высокопрофессиональной, актуальной и своевременной импровизации являются глубокие знания и навыки учителя в научно-предметной области и в области смежных предметов, основательные знания и позитивная практика в области педагогики и педагогической психологии. Кроме этого, педагогическая импровизация будет наиболее эффективной, если учитель высоко развит в общекультурном плане, в его педагогической деятельности доминирует творчество, наделен профессиональной интуицией, хорошо ориентируется в политических и экономических вопросах.

Импровизация подразумевает способность оперативно оценивать ситуации, поступки учеников, собственную деятельность, принимать решения на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции, интуитивного поиска и работать в меняющихся обстоятельствах, корректируя в соответствии с ними собственную деятельность. Успешность импровизации зависит от серьезной творческой подготовки, в том числе и психолого-педагогической; умения управлять своими психическими состояниями и навыков самоанализа; умения общаться с детской аудиторией, в частности от хорошего знания конкретного коллектива и каждого ребенка.

Для успешности данного метода существует специальный арсенал средств общения, которые педагог с лёгкостью может использовать:

- паралингвистические средства: темп речи, культура голоса, интонация и др.;

- экстралингвистические средства: имидж учителя, его обаяние, выразительность;

- кинесические средства: подвижная мимика, визуальный контакт, жесты;

- проксемические средства: расположение в пространстве, передвижения в аудитории и т.д.

Эти средства в совокупности помогут педагогу экономно использовать время на уроке, поскольку воздействие на учеников будет происходить быстрее, активизируется речемыслительная деятельность обучающихся и самого учителя, а также возникнут доверительные отношения между классом и педагогом. Ученики оценят по достоинству такого специалиста.

Но для того, чтобы внедрить в педагогическую деятельность импровизацию, учитель должен много над собой работать, увеличивая и усложняя свой личный опыт.

К.С.Станиславский отмечал: “Как это прекрасно, что человек может овладеть своим телом, своей речью! Тогда можно просто повести глазами, и две тысячи человек поведут глазами вместе с вашими глазами, вы задумаетесь — и они задумаются вместе с вами”. Эти слова как нельзя лучше раскрывают суть педагогического воздействия на учеников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На тему: Педагогическая импровизация

1.1 Педагогическая импровизация: исторический аспект

Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания.

Очевиден непреходящий интерес современных исследователей к проблеме подготовки будущих учителей к творческой профессиональной деятельности (О. А. Абдулина, В. И. Андреев, И. М. Борисенко и мн. др.). По мнению Л. Ю. Берикхановой, К. Н. Боголюбова, С. П. Дуделя, В. П. Загвязинского, В. А. Кан-Калика и В. Н. Харькина, педагогическая импровизация - это уникальный и своеобразный вид творчества педагога, отличающийся сиюминутностью. Ими заложена творческая база исследования как самого явления педагогической импровизации, так и ее влияние на процесс формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности [35, 3].

В настоящее время накоплены некоторые наработки в области технологий подготовки к педагогической импровизации, ее использованию в качестве эффективного методического приема или профессионального средства обучения. Немало работы ведет в этом направлении Гродненский государственный университет.

Но многое в рамках проблемы педагогической импровизации остается неизученным. Не исследованы возможности импровизации в контексте совершенствования существующих и создания новых педагогических методов и технологий [35, 4]. В своем исследовании мы опирались на подход к проблеме педагогической импровизации В. Н. Харькина, так как его исследования в этой области представляются нам наиболее систематизированными и основательными.

1.2 Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание

Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что среди исследователей нет единства мнений на определение сути педагогической импровизации, так же как нет единой модели построения системы целенаправленной подготовки к ней (см. прил. 2.1).

Педагогическая импровизация - показатель качества и результат взаимодействия стереотипного и импровизационного в педагогической деятельности. А. А. Слядневым предпринята попытка выявления общего и особенного в стереотипных и импровизационных педагогических действиях с точки зрения подготовленности действия, сиюминутности событий и новизны происходящего [35, 8]. Дифференциация замечена на всех уровнях (см. прил. 1).

Единство стереотипного и импровизационного определяет меру творческой насыщенности деятельности педагога. В. Н. Харькин различаeт импровизацию, как вид и компонент сиюминутной публичной деятельности, и импровизационность, как компонент деятельности, придающий ей творческий характер [40, 14].

В.А. Кан-Калик выделил пять вариантов педагогической импровизации на уроке в зависимости от ее источника:

1. импровизация, вызванная косвенно. Важную роль играет практическое мышление и эмоциональная устойчивость;

3. импровизация, вызванная логикой изложения материала. Осуществляется за счет активного участия педагогического мышления;

4. импровизация, основанная на самоанализе и восприятии класса;

С. А. Сляднев привел несколько вариантов классификации педагогической импровизации, которые могут помочь в изучении проблем, связанных с ней [35, 11] (см. прил.2.2).

В импровизации, согласно В. Н. Харькину, прослеживается четыре этапа: озарение (инсайт), выбор пути ее реализации, собственно реализация и мгновенный интуитивно- логический анализ результата. Доказано, что в ней в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса [28], хотя импровизация обладает собственной спецификой и структурой [40, 23].

В зависимости от структуры процесса Харькин В.Н. выделяет три вида педагогической импровизации: обычная, или классическая импровизация, импровизация с домашней заготовкой и импровизация смешанного типа.

Классическая педагогическая импровизация предполагает три обязательных этапа: 1) педагогическое озарение; 2) публичное воплощение; 3) осмысление.

Этап педагогического озарения представляет собой невидимую мыслительную деятельность, единство интуитивного и логического с опорой на инсайт. В нем выделяют два звена: 1) инсайт -- неожиданное интуитивное обнаружение идеи, парадоксальной мысли в ходе урока и 2) интуитивно-логический выбор пути ее воплощения. В.Н. Харькин подчеркивает, что мгновенному нахождению способа педагогического воздействия всегда предшествует накопление и анализ фактов [40].

Решающим этапом процесса импровизации является ее публичное воплощение, так как от него зависит ее педагогическая эффективность. Именно поэтому важна актерско-режиссерская подготовка педагога.

Завершающим этапом педагогической импровизации является ее осмысление учителем: происходит анализ процесса, а затем принимается решение о его продлении или прекращении. Переход от импровизации к запланированному должен быть плавным. Для этого нередко используется импровизационный момент, вызванный корректирующими факторами

Противоречиво, на наш взгляд, понятие об импровизации с домашней заготовкой, так как суть импровизации заключается в ее спонтанности. Доля интуитивного здесь минимальна, а наполнение этапов существенно отличает ее от классической импровизации.

На первом этапе учителем выбирается подходящий момент для импровизации. В соответствии с текущей ситуацией урока учителем производится мысленная коррекция заранее разработанных путей осуществления импровизации. На данном этапе существует опасность возникновения импровизации как самоцели, отвлекающей неопытного педагога. На последнем этапе может быть принято решение о переходе к импровизации на другой заготовке [40, 52].

Кроме выше рассмотренных видов импровизации, встречается и переходящая импровизация, или смешанная, которая представляет собой различные варианты комбинации классической импровизации и импровизации с домашней заготовкой. Так, например, если учитель не знает, как закончить подготовленную импровизацию, он прибегает к обычной импровизации. Но чаще применяется вариант изначально классической импровизации [40, 56].

Харькин В.Н. выделяет три группы критериев, определяющих педагогическую импровизацию:

1) объективные (относятся к явлению в целом): внезапность, сиюминутность, новизна, публичность и педагогическая значимость;

2) субъективные, относящиеся к импровизатору: работа мысли, чувство удовлетворения;

3) субъективные, относящиеся к зрителю: внимание, включенность, активность, эмоциональная отзывчивость, сопереживание учителю, концентрация внимания, скачок интереса к содержанию урока и к предмету в целом [40, 87-89].

Нужно отметить, что в педагогической деятельности взаимодействие с аудиторией, сотворчество учителя и учеников, играет очень большую роль. Соимпровизация на уроке способствует появлению у учащихся умственных, нравственных и интеллектуальных новообразований [3, 31]. Ученики более расположены к учителям, способным к импровизации, так как сами любят импровизировать.

Во время урока английского языка в 7-м классе ученица неожиданно говорит учительнице:

- А давайте споем песенку!

- Какую песенку?- удивленно спрашивает учительница.

- У Иры сегодня День рождения, - отвечает девочка.

- Вот как! Ну конечно споем,- с радостью соглашается учительница-практикантка и громче всех поет “Happy Birthday to You”, хотя еще недавно говорила, что песни с учениками распевать не будет. А класс взбодрился и готов дальше заниматься грамматикой.

Вслед за В. Н. Харькиным в качестве основ педагогической импровизации мы видим во-первых, общекультурные и психолого - педагогические знания, умения и навыки, в т. ч. о природе творчества вообще и педагогической в частности; во-вторых, творческую доминанту; в-третьих, специальные знания о сущности педагогической импровизации, умения и навыки импровизации [40, 32].

Педагогическая деятельность рассчитана на живое общение и поэтому предполагает развитую способность учителя к речевой и пластической (невербальной) импровизации [30], т.е. коммуникативной [37].

На основании формы осуществления импровизации В. Н. Харькин выделяет словесное действие, физическое и словесно-физическое, которое чаще всего используется, подчеркивая особую важность словесного действия.

Для успешной реализации педагогической импровизации важно учитывать взаимосвязь ее внешней и внутренней сторон. Польский психолог Е. Мелибруда отмечает чрезвычайную ценность эмоциональной раскованности учителя в общении с детьми, так как естественность импонирует учащимся [30]. Здесь важен артистизм. Соимпровизация - основной жанр уроков артистичного педагога. Ю. П. Азаров предлагает использовать систему К. С. Станиславского для повышения мастерства педагогического воздействия [1]. Очень важна быстрота реакции на проблемную ситуацию. По результатам исследований Г. Н. Судженко о достаточно быстрой реакции можно судить, если задача решается в течение 3-5 минут [37, 12-13].

Среди основ педагогической импровизации особое значение имеет творческая доминанта. Она включает развитые способности одновременной концентрации и распределения внимания, развитые воображение и интуицию, творческое самочувствие (вдохновение) [25]. Творческое самочувствие представляет собой единство ряда интеллектуальных, эмоциональных и волевых состояний учителя. Его созданию способствует саморегуляция. Умение управлять своими психическими состояниями помогает импровизировать в эмоционально напряженной обстановке и основывается на чувстве ответственности за результаты учебно-воспитательного процесса, положительной психологической установке и уверенности в себе [10, 15]. Незаменимо здесь чувство юмора, которое, к тому же, рассматривается О. А. Сергеевой как эффективное педагогическое средство, приемам и правильному, уместному использованию которого вполне можно научиться.

Для качественной педагогической импровизации важна педагогическая рефлексия, проявляющаяся в анализе собственных импровизационных способностей, предпочтения того или иного вида импровизации, его уместности, определения эффективности импровизации [3, 33].

По мнению А. А. Сляднева, сущность педагогической импровизации и ее специфика определяют тактику и стратегию целенаправленной подготовки к ней как будущих, так и практикующих педагогов. Подготовка к педагогической импровизации может осуществляться путем вкрапления элементов импровизации в ход преподавания учебных дисциплин в вузе, с помощью специального тренинга в вузе и школе и самоподготовки с опорой на театральную педагогику. Кратчайший путь к ее эффективному использованию лежит через осмысление собственных попыток сиюминутного творчества. Важно соблюдать преемственность между теорией и практикой, так как наблюдается противоречие между широким использованием методик и технологий, насыщенных импровизацией и низким уровнем знаний о сущности педагогической импровизации. А. А. Сляднев описал недостатки в подготовленности студентов к педагогической импровизации (см. прил. 3.1). Трудность при подготовке в вузах педагогов-импровизаторов представляет несовершенство нервно-психической организации, волевой сферы и физиологические особенности некоторых студентов.

Рассматривая педагогическую импровизацию как специфический вид педагогической деятельности в контексте субъектно-деятельностного подхода, разработанного психологом С. Л. Рубинштейном и его последователями [35, 12], нужно подчеркнуть необходимость мотивации к ней.

Нами был произведен опрос студентов пятого курса английского факультета Минского государственного лингвистического университета, проходящих преддипломную практику в гимназиях Минска, с целью выявления уровня их знаний о сущности педагогической импровизации. В результате анализа данных опроса подтвердилось наше предположение о недостаточной сформированности у выпускников теоретических знаний о педагогической импровизации и их системности. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Что такое педагогическая импровизация?

2. Чем педагогическая деятельность отличается от деятельности актера?

3. Как осуществляется педагогическая импровизация?

4. Чем она может быть вызвана?

5. На каких этапах урока возможна педагогическая импровизация?

6. Что необходимо учителю для эффективной импровизации?

7. Часто ли Вы импровизируете во время проведения урока? Если нет, то почему? Если да, то как часто Ваша импровизация помогает решить педагогическую задачу?

8. Приведите примеры собственных попыток педагогической импровизации.

9. Как можно научиться педагогической импровизации?

Читайте также: