План экскурсии в природу эстетического характера в доу
Обновлено: 07.07.2024
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы.
Программное содержание:
Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.
Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Развивать наблюдательность, двигательную активность, речь детей.
Увлекать детей красотой осенней природы, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Предварительная работа:
Ход экскурсии:
1. Вводная беседа.
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?
-Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы полюбоваться осенним пейзажем, посмотреть, как изменился парк, и действительно ли он стал золотым. Также поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.
Вспомним с вами правила поведения в парке. (не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых ).
2 часть.Основная.
4. Любование детьми красотой деревьев.
Ребята, а если закрыть глаза , какие звуки услышим какие запахи?
3. После экскурсионная работа.
После экскурсии в осенний парк, воспитатель и дети изготавливают коллаж из осенних листьев и делают выставку рисунков по результатам наблюдений.
1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.
2.Виды и содержание экскурсий в природу.
3.Методика организации и проведения экскурсий.
1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.
Экскурсия – это сложная в методическом и организационном отношении форма занятия с детьми в природе или на сельскохозяйственном объекте, требующая тщательной подготовки педагога и детей.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о природе родного края. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.
Одновременно педагог учит детей правильно называть предметы, их свойства, качества, развивает умение выражать свои впечатления в слове. И в результате речь становится более богатой, содержательной, связной: дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.
Организуя наблюдения, практическую деятельность педагог помогает им установить причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающего мира, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Наблюдения в природе способствуют развитию познавательных способностей: наблюдательности, любознательности, самостоятельности.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. На экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинируют участников. Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу.
Экскурсии в природу способствуют эстетическому развитию. Обильное разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Важная задача – научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. Педагог должен обдумывать ход предстоящей экскурсии, определить, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания.
Экскурсии в природу способствуют физическому развитию (пребывание на свежем воздухе, двигательная активность).
Экскурсии в природу способствуют развитию трудовых умений и навыков.
2. Виды и содержание экскурсий в природу.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить 4 вида экскурсий:
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты.
Экскурсия эстетического характера.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
между органами животных и растений и их функциями
между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
между различными живыми существами в одной экосистеме.
Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогают освоить представления о труде людей. Это экскурсии
в поле (вспашка, сев, уборка урожая),
на луг (выпас скота, уборка сена),
на выставки цветов, птиц, рыб
Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная их цель – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии педагог должен прежде сам ознакомиться с объектом наблюдения, получить разрешение на проведение экскурсии, договориться о времени посещения, об участии детей в труде, определить содержание беседы детей с рабочими.
Экскурсия эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приемы, педагог способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи воспитания нравственного и эстетического отношения к природе можно и нужно решать при организации других видов экскурсий.
Содержание экскурсий в природу определено учебной программой дошкольного образования. Во время экскурсий педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Содержанием экскурсий может быть:
Систематизация материала о сезонных изменениях
Особенности растений и животных в разных природных условиях.
Потребности растений и животных разных ландшафтов в свете, влаге, тепле.
Раскрытие биоценологических связей, действующих в природных сообществах.
На экскурсии дети могут знакомиться с приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).
Приспособление к неблагоприятным условиям.
Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к некоторым обобщениям, накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (хвойные и лиственные деревья, дикие животные, овощи, фрукты).
Чтобы дети усваивали содержание необходимо организовать повторные экскурсии на один объект в разные периоды или в течение одного сезона.
При планировании системы экскурсий рекомендуется придерживаться следующих принципов:
Они должны обеспечить первоначальное яркое целостное впечатление предметов и явлений природы.
Повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходили заметные и качественные сдвиги.
Постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по 2 линиям:
- расширение круга наблюдаемых явлений
- последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях.
4. Четкая последовательность и взаимосвязь между экскурсиями.
3. Методика организации проведения экскурсий
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цели, методика организации и проведения каждого этапа.
Этапы организации и проведения экскурсии:
1 этап – подготовительный.
подготовку педагога к экскурсии
подготовку детей к экскурсии
подготовку экскурсионного снаряжения.
Подготовка педагога к экскурсии
педагог должен осмотреть место, куда предполагается повести детей, выяснить состояние объектов, которые будут предметом наблюдения
уточнить объем знаний для усвоения
определить приемы руководства деятельностью детей, сформулировать вопросы, продумать содержание и характер пояснительного и заключительного слова
подобрать отрывки из художественной литературы, пословицы, приметы, которые целесообразно использовать
наметить задания, поручения, выполнение которых будет посильно детям
выбор маршрута, мест для наблюдений, игр, отдыха
Подготовка детей к экскурсии
за несколько дней до экскурсии педагог проводит небольшую беседу, для того чтобы
- вызвать у детей интерес к предстоящей экскурсии,
- оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии,
- сообщить цель экскурсии – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.
При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду и обувь детей – она должна соответствовать сезону и погоде.
Полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала. Это побуждает интерес к предстоящей экскурсии.
Подготовка экскурсионного снаряжения
Перед экскурсией педагог продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.
2 этап – организация познавательной и практической деятельности
В структуре экскурсии можно выделить следующие составляющие:
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
игры детей с собранным материалом
заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии, обращает внимание детей на общую картину природы и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируется в зависимости от цели, от сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе
напоминает цель занятия,
дает им возможность осмотреться,
затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Педагог помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Полезно в процессе наблюдения использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к литературе должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.
Однако давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
3 этап – послеэкскурсионная работа
Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются, обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.
Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Педагог читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.
Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.
Задание для самостоятельного выполнения
Разработать конспект проведения экскурсий на природу (место экскурсии и возрастная группа по выбору учащегося).
Автор: Жукова А. Г., воспитатель ГБДОУ детский сад №104 обще-развивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Цель:
- Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
- Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.
- Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.
- Закрепить знания детей о липе и березе.
- Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.
Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.
Ход занятия.
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.
- А вы знаете, почему листья опадают?
- Нравятся ли вам цветные листочки?
- Любите ли вы их собирать? Почему?
- Что вы с ними делаете?
- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?
- А летом так бывает?
- А весной так бывает?
Листья желтые летят
Под ногами шуршат
Скоро станет голым парк
Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).
Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.
Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).
А для чего они нужны дереву?
Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.
Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?
А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).
Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).
Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).
Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.
А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?
А как вы догадались, что липа и береза – деревья, а не кустарники?
Послушайте стихотворение о березе
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?
Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?
Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?
Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.
Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги пошире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиняются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках распускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже — одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; возвращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухоловки).
Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологической почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Перед входом в парк детей встречает экологический светофор.
Ход.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:
красный цвет — предупреждает об осторожности;
желтый цвет — обрати внимание;
зеленый цвет — разрешаются действия, помогающие растениям и животным.
Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак —>. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения вперед.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозначает? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Куда же дальше тропинка нас ведет? Посмотрите, я вижу конверт.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В конверте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, клена, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья каких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит итог высказываний.
Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и определить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?
Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились листочки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.
Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем — у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)
Из зеленой почки выросли листочки,
Оглянулись, улыбнулись и сказали:
Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся листочков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.
Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочками, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.
Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?
Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.
Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?
Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясняют, почему она так называется), фиалка, ветреница.
Воспитатель: А это листья какого растения?
Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснежники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и ландыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.
Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.
Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.
Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)
Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы откладывать яйца и выводить птенцов.)
Воспитатель загадывает детям загадки:
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его. (Скворец)
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)
Спереди шильце, сзади вильце, на груди — белое полотенце. (Ласточка)
В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)
Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. Попрощаемся с нашим добрым другом — парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологическом дневнике.
Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.
Ход.
Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предлагаю вам поприветствовать парк.
Воспитатель: Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На многоэтажный дом.)
Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором — кустарники, на третьем — деревья.)
Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть изменения, а самое главное — ответить на вопрос: почему эти изменения произошли?
Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Можно предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.
Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать листву, начался листопад.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся желтыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступлением осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малиновая, как у рябины.
Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях — зеленых или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас — теплая пора осени.)
Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также появились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбрасывать листву.)
Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)
Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)
Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, сократился световой день.)
Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.
(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)
Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы можете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)
А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)
Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)
Как попали листья на луг, ведь деревья расположены достаточно далеко? (На луг листья принес ветер.)
Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья называют потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)
Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)
Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)
Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.
(Общение детей с любимым деревом.)
Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на любимое дерево.
Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают листочки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.
Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)
С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.)
Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился световой день.)
Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слышите? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)
Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)
Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)
(Дети обмениваются впечатлениями.)
Читайте также: