План экскурсии в природу эстетического характера в доу

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы.

Программное содержание:

Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.

Развивать наблюдательность, двигательную активность, речь детей.

Увлекать детей красотой осенней природы, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Предварительная работа:

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Скажите, а какое сейчас время года?

Назовите по порядку осенние месяцы.

С чего начинается осень в природе?

-Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы полюбоваться осенним пейзажем, посмотреть, как изменился парк, и действительно ли он стал золотым. Также поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.

Вспомним с вами правила поведения в парке. (не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых ).

2 часть.Основная.

4. Любование детьми красотой деревьев.

Ребята, а если закрыть глаза , какие звуки услышим какие запахи?

3. После экскурсионная работа.

После экскурсии в осенний парк, воспитатель и дети изготавливают коллаж из осенних листьев и делают выставку рисунков по результатам наблюдений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

2.Виды и содержание экскурсий в природу.

3.Методика организации и проведения экскурсий.

1.Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу.

Экскурсия – это сложная в методическом и организационном отношении форма занятия с детьми в природе или на сельскохозяйственном объекте, требующая тщательной подготовки педагога и детей.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о природе родного края. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

Одновременно педагог учит детей правильно называть предметы, их свойства, качества, развивает умение выражать свои впечатления в слове. И в результате речь становится более богатой, содержательной, связной: дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

Организуя наблюдения, практическую деятельность педагог помогает им установить причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающего мира, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Наблюдения в природе способствуют развитию познавательных способностей: наблюдательности, любознательности, самостоятельности.

Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. На экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинируют участников. Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу.

Экскурсии в природу способствуют эстетическому развитию. Обильное разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. Важная задача – научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею. Педагог должен обдумывать ход предстоящей экскурсии, определить, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания.

Экскурсии в природу способствуют физическому развитию (пребывание на свежем воздухе, двигательная активность).

Экскурсии в природу способствуют развитию трудовых умений и навыков.

2. Виды и содержание экскурсий в природу.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить 4 вида экскурсий:

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты.

Экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопления представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсия на сельскохозяйственные объекты помогают освоить представления о труде людей. Это экскурсии

в поле (вспашка, сев, уборка урожая),

на луг (выпас скота, уборка сена),

на выставки цветов, птиц, рыб

Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная их цель – показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии педагог должен прежде сам ознакомиться с объектом наблюдения, получить разрешение на проведение экскурсии, договориться о времени посещения, об участии детей в труде, определить содержание беседы детей с рабочими.

Экскурсия эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приемы, педагог способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи воспитания нравственного и эстетического отношения к природе можно и нужно решать при организации других видов экскурсий.

Содержание экскурсий в природу определено учебной программой дошкольного образования. Во время экскурсий педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Содержанием экскурсий может быть:

Систематизация материала о сезонных изменениях

Особенности растений и животных в разных природных условиях.

Потребности растений и животных разных ландшафтов в свете, влаге, тепле.

Раскрытие биоценологических связей, действующих в природных сообществах.

На экскурсии дети могут знакомиться с приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).

Приспособление к неблагоприятным условиям.

Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к некоторым обобщениям, накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (хвойные и лиственные деревья, дикие животные, овощи, фрукты).

Чтобы дети усваивали содержание необходимо организовать повторные экскурсии на один объект в разные периоды или в течение одного сезона.

При планировании системы экскурсий рекомендуется придерживаться следующих принципов:

Они должны обеспечить первоначальное яркое целостное впечатление предметов и явлений природы.

Повторные экскурсии следует намечать в тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходили заметные и качественные сдвиги.

Постепенное усложнение программного содержания экскурсий должно идти по 2 линиям:

- расширение круга наблюдаемых явлений

- последовательное углубление и обобщение знаний об одних и тех же объектах, явлениях.

4. Четкая последовательность и взаимосвязь между экскурсиями.

3. Методика организации проведения экскурсий

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Педагог должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цели, методика организации и проведения каждого этапа.

Этапы организации и проведения экскурсии:

1 этап – подготовительный.

подготовку педагога к экскурсии

подготовку детей к экскурсии

подготовку экскурсионного снаряжения.

Подготовка педагога к экскурсии

педагог должен осмотреть место, куда предполагается повести детей, выяснить состояние объектов, которые будут предметом наблюдения

уточнить объем знаний для усвоения

определить приемы руководства деятельностью детей, сформулировать вопросы, продумать содержание и характер пояснительного и заключительного слова

подобрать отрывки из художественной литературы, пословицы, приметы, которые целесообразно использовать

наметить задания, поручения, выполнение которых будет посильно детям

выбор маршрута, мест для наблюдений, игр, отдыха

Подготовка детей к экскурсии

за несколько дней до экскурсии педагог проводит небольшую беседу, для того чтобы

- вызвать у детей интерес к предстоящей экскурсии,

- оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии,

- сообщить цель экскурсии – дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду и обувь детей – она должна соответствовать сезону и погоде.

Полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала. Это побуждает интерес к предстоящей экскурсии.

Подготовка экскурсионного снаряжения

Перед экскурсией педагог продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

2 этап – организация познавательной и практической деятельности

В структуре экскурсии можно выделить следующие составляющие:

индивидуальное самостоятельное наблюдение детей

игры детей с собранным материалом

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии, обращает внимание детей на общую картину природы и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируется в зависимости от цели, от сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе

напоминает цель занятия,

дает им возможность осмотреться,

затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Педагог помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к литературе должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.

Однако давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

3 этап – послеэкскурсионная работа

Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются, обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.

Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Педагог читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.

Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.

Задание для самостоятельного выполнения

Разработать конспект проведения экскурсий на природу (место экскурсии и возрастная группа по выбору учащегося).

Автор: Жукова А. Г., воспитатель ГБДОУ детский сад №104 обще-развивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель:

- Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.

- Познакомить детей с осенним явлением природы – листопадом.

- Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно – все взаимосвязано.

- Закрепить знания детей о липе и березе.

- Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

- А вы знаете, почему листья опадают?

- Нравятся ли вам цветные листочки?

- Любите ли вы их собирать? Почему?

- Что вы с ними делаете?

- Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

- А летом так бывает?

- А весной так бывает?

Листья желтые летят

Под ногами шуршат

Скоро станет голым парк

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотниться, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими).

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой).

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад).

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеют береза и липа. И первое письмо, которое я получила, было от липы. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Кто хочет помериться силой с липой, кто попробует вытащить ее из земли? А теперь подумайте и скажите: что держит дерево в земле? (корни).

А для чего они нужны дереву?

Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет.

Постойте тихо, тихо и послушайте, как шелестят ее ветки. А почему они шелестят?

А кто знает, что такое ветер? (Ветер – это воздух, который постоянно движется).

Ребята, а вы знаете, почему весной к липе любят прилетать пчелы? (Цветы липы хорошо пахнут и пчелы летят на этот запах, чтобы собирать пыльцу).

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите, как окрасила листок осень. (Рассказы детей).

Настала пора нам попрощаться с липой, потому что нас ждет к себе в гости береза, а на память о липе возьмите себе несколько опавших листочков.

А вот и береза. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается. Встаньте вокруг дерева, потрогайте его руками, понюхайте. Чем береза похожа с липой? А чем отличается?

А как вы догадались, что липа и береза – деревья, а не кустарники?

Послушайте стихотворение о березе

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Скажите, а где сейчас больше желтых листочков на дереве? Почему?

Возьмите опавшие листочки в руки. Рассмотрите их, погладьте, сравните с листьями липы, чем они отличаются, а чем похожи?

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги пошире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас! Но пора опять превращаться в людей и возвращаться в детский сад.

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиня­ются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках рас­пускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже — одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; воз­вращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухо­ловки).

Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологи­ческой почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Пе­ред входом в парк детей встречает экологический светофор.

Ход.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:

красный цвет — предупреждает об осторожности;

желтый цвет — обрати внимание;

зеленый цвет — разрешаются действия, помогающие растени­ям и животным.

Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак —>. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения впе­ред.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозна­чает? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Куда же дальше тропинка нас ведет? Посмотри­те, я вижу конверт.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В кон­верте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, кле­на, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья ка­ких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои пред­положения, воспитатель подводит итог высказываний.

Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и опре­делить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?

Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились ли­сточки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.

Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вер­бы, затем — у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)

Из зеленой почки выросли листочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали:

Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся лис­точков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.

Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочка­ми, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.

Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?

Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.

Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?

Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясня­ют, почему она так называется), фиалка, ветреница.

Воспитатель: А это листья какого растения?

Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснеж­ники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и лан­дыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.

Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.

Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.

Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)

Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы отклады­вать яйца и выводить птенцов.)

Воспитатель загадывает детям загадки:

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его. (Скворец)

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)

Спереди шильце, сзади вильце, на груди — белое полотенце. (Ласточка)

В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)

Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. По­прощаемся с нашим добрым другом — парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологиче­ском дневнике.

Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.

Ход.

Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предла­гаю вам поприветствовать парк.

Воспитатель: Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На мно­гоэтажный дом.)

Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором — кустарники, на третьем — деревья.)

Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть измене­ния, а самое главное — ответить на вопрос: почему эти измене­ния произошли?

Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Мож­но предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.

Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать ли­ству, начался листопад.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся жел­тыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступле­нием осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэто­му листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малино­вая, как у рябины.

Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях — зеле­ных или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас — теплая пора осени.)

Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также по­явились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбра­сывать листву.)

Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)

Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)

Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, со­кратился световой день.)

Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.

(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)

Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы мо­жете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)

А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)

Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)

Как попали листья на луг, ведь деревья расположены доста­точно далеко? (На луг листья принес ветер.)

Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья на­зывают потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)

Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)

Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)

Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.

(Общение детей с любимым деревом.)

Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на люби­мое дерево.

Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают лис­точки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.

Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)

С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже засну­ли до будущей весны.)

Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился све­товой день.)

Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слыши­те? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)

Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)

Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)

(Дети обмениваются впечатлениями.)

Читайте также: