План единого дня профессионального самоопределения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шакирова Гузель Митхадовна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Введение

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

Актуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

1.1. Цели и задачи реализации Программы:

Задачи:

формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

развитие памяти, внимания, воображения;

расширять кругозор воспитанников;

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

воспитывает любознательность и сообразительность;

воспитывает чувство ответственности и самостоятельности;

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три периода: младший дошкольный возраст (3- 4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4- 5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5- 7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

формировать первичные представления о мотивах труда людей;

формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

учить сравнивать профессии;

учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

систематизировать знания о труде людей в разное время года;

знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

1.2. Принцип и подходы к формированию Программы

За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1 . Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний .

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности . Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента . Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

Планируемые результаты.

Результатом реализации программы является развитие у детей:

3 года - знает и называет членов своей семьи, имеет общее представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда.

4 года- имеет представление о том, где и кем работают родители и в чем ценность их труда. Называет некоторые профессии и инструменты, которыми пользуются люди определенных профессий.
Проявляет положительное отношение к труду взрослых.

5 лет- имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

6 лет- имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Основные диагностические методы: наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

Актуальность составления данной программы вытекает из потребностей современного общества. Актуальность определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:

научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;

потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;

необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.

2.2 Взаимодействие педагога с семьями дошкольников

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на дополнительных занятиях, различных внеклассных мероприятий, в практической деятельности, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

В соответствии с Рабочей программой базируются на созданных следующих психолого -педагогических условиях, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;

строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;

помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

помогая организовать дискуссию;

3.2. Кадровые условия реализации Программы

Реализация Программы осуществляется педагогом с высшим профессиональным образованием.

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

Дошкольное учреждение, реализуя Программу, обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи:

─ осуществление всех видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организация участия родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

─ использование в образовательном процессе современных образовательных технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновление содержания основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечение эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Программой предусмотрено также использование Учреждением обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мульти медийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного , музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.4. Финансовые условия реализации Программы

Финансовое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования опирается на внебюджетный источник.

3.5. Планирование образовательной деятельности

НОД в соответствии с программой проводятся 1 раз в неделю. Количество НОД в месяц - 4, в год – 64 (с сентября по май месяц).

Формы организации образовательной деятельности в дошкольных группах: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Режим занятий: реализация программы строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно-досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Образовательная деятельность осуществляется с учетом:

- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

В основе планирования образовательной деятельности лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Перспективно-тематическое планирование по ранней профориентации дошкольников (по возрастам).

1.Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера.

4. Обогащать и пополнять словарный запас, расширять кругозор.

- Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о его труде в парикмахерской.

-Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера;

-Экскурсия в парикмахерскую (с воспитателем). Наблюдение за работой мастера;

-Приглашение парикмахера в группу;

-Экскурсия в парикмахерскую (с родителями). Наблюдение за работой мастера;

-Изготовить и собрать атрибуты для игры: фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, деньги, полотенчики, использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней;

1.Вызвать интерес к профессии фотографа, к трудовым операциям, орудиям труда, дать понятие о значение профессии для жизнедеятельности.

2.Развивать у детей самостоятельность, воображение, творчество, образное мышление

3.Дать представление о видах этой профессии, особенностях работы, о специальном оборудовании.

5.Обогащать и пополнять

словарный запас, расширять кругозор.

-Экскурсия с детьми в фотостудию фотографа А. Иванова ;

-Мастер класс для детей от фотографа А. Иванова;

1. Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.

2.Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание надлежащего отношения к труду сотрудников библиотеки.

4. Обогащать и пополнять

словарный запас, расширять кругозор.

- Изготовление карманчиков в книгах и формуляров.

-Рисование рисунков мотивам прочитанных произведений.

-Экскурсия в библиотеку;

-Приглашение библиотекаря в группу

1.Дать представление о видах тренерской профессии, особенностях работы, о специальном оборудовании.

2.Пробуждение у детей интереса и любви к спорту, воспитание надлежащего отношения к труду тренеров.

4.Обогащать и пополнять

словарный запас, расширять кругозор.

-Приглашение тренера по плаванью Альшанского в детский сад.

-Экскурсия в бассейн.

-Папка передвижка о ЗОЖ;

-Участие в спортивном мероприятии «Папа, мама я спортивная семья;

Внедрить метод обливания рук прохладной водой;

1. Расширить и уточнить представления детей о профессии кондитер.

2. Побуждать любознательность, желание трудиться.

4.Развивать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание.

5.Побуждать детей к самостоятельности и инициативе при оформлении изделий. 6.Воспитывать уважение к профессии кондитера.

-Экскурсия в кондитерский отдел в магазине;

-Совместное чаепитие детей и родителей;

1.Расширять представление детей о профессии учителя музыки, важности и значимости его труда.

2.Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в музыкальной школе.

4.Обогащать и пополнять

словарный запас, расширять кругозор.

-Экскурсия в школу искусств к педагогу музыки;

-Пополнение атрибутов в музыкальный уголок;

-Встреча с учителем музыки Гонновой Н.А.;

- Творческий вечер с родителями, которые умеют играть на инструментах и петь;

1.Обогатить знания детей о профессии телемастер, воспитывать уважение к труду телемастера.

4. Обогащать и пополнять словарный запас, расширять кругозор.

-Экскурсия в телемастерскую к Д. Старовойтову;

- Сбор иллюстраций об истории телевизоров;

-Приглашение телемастера в детский сад;

1.Расширять представление детей о профессии сварщика, важности и значимости его труда.

3. Обогащать и пополнять словарный запас, расширять кругозор.

-Встреча с человеком по профессии сварщик.

-Экскурсия в организацию КСК к сварщикам;

1. Познакомиться с профессией стоматолога.

2.Дать детям элементарные знания о строении ротовой полости, зуба; раскрыть причины порчи зубов. 3.Закреплять правила ухода за зубами, профилактика.

3. Обогащать и пополнять словарный запас, расширять кругозор.

-Экскурсия в кабинет стоматолога.

- Беседа о зубной пасте;

1.Расширять представление детей о профессии часовщик, о важности и значимости его труда.

2. П ознакомить детей с разными видами часов, деталями часов (циферблат, стрелки);

3. 3.Закреплять правила ухода за зубами, профилактика.

3. Обогащать и пополнять словарный запас, расширять кругозор.

-Мастер класс часовщика.

-Экскурсия в мастерскую по ремонту часов;

Выставка поделок – часов;

-Сбор часов разных видов для создания мини музея

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Перспективный план работы по формированию базиса личностной культуры детей старшего возраста

Проблемы нравственного восптания дошкольников находятся в центре внимания педагогики. За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дашкольного возраста. Все более в.


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Календарно - тематический план работы по формированию культуры безопасности личности дошкольников посредством ранней профессиональной ориентации с детьми старшего дошкольного возраста

Календарно- тематический план.


Профессиональное самоопределение дошкольников.

В статье раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается значимость ролевых игр в процессе профессионального самоопределения дошкольников.

Календарно - тематическое планирование. План работы на неделю " Безопасность дорожного движения"

Календарно - тематическое планирование на неделю "Безопасность дорожного движения".



Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор.

Цель: Выстраивание целенаправленной, систематической работы по ранней профориентации дошкольников.

Задачи:

1. Создать условия для знакомства детей с миром профессий.

2. Обогатить и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Троицка

3. Формировать у дошкольников обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

4. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.

5. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

6. Выработать и повысить мотивацию, положительное и сознательное отношение дошкольников к труду.

7. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.

8. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством консультирования и включения в воспитательно-образовательный процесс.

Организационно-методическая работа

- Назначение ответственного за профориентационную работу с воспитанниками и взаимодействие с заинтересованными органами и организациями До 23.11.2020

- Разработка и утверждение плана профориентационной работы образовательного учреждения на учебный год До 23.11.2020

- Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста В течение года

Работа с родителями

*Ознакомление с планом работы

*Фотовыставка о профессиях родителей и других членов семьи Ноябрь

"Дидактические игры, как средство ознакомления дошкольников с профессиями" Ноябрь

- Выставка пособий, игр.

Изготовление пособий, дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями Декабрь

- Открытый просмотр (в дистанционной форме)

Работа с педагогами

- Обеспечение теоретической методической и психологической поддержки педагогам ДОУ по вопросам ранней профориентации детей. В течение года

* Повышение теоретического уровня знаний педагогов по планированию деятельности. Использование разнообразных форм и методов работы с детьми по ранней профориентации. Декабрь

* Ознакомление детей с социальной действительностью, как средство развития сюжета творческих игр. Февраль

* Дидактические игры по ознакомлению детей с профессиями. Апрель

Организация дидактических игр, направленных на ознакомление с профессиями (2 пол. дня) Январь

* Приобретение дидактических игр, наглядно-иллюстративного материала, пособий по изготовлению с профессиями.

* Изготовление пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых, дидактических игр, ориентированных на ознакомление детей с трудом людей. Стихи, пословицы, поговорки, загадки, поговорки

-Подбор литературы (методической, художественной, иллюстрационного материала) В течение года

- Организация обучения педагогов в осуществлении профессионального просвещения детей дошкольного возраста В течение года

- Интервьюирование воспитанников старшего дошкольного возраста

Состояние работы в ДОУ по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями. Опыт работы, риски, перспектива. Май

Работа с детьми

Беседы по ознакомлению детей с профессиями (в т. ч. новыми) в соответствии с календарем профессиональных праздников. В течение года

- Выставки детских рисунков

- Экспериментирование с разными материалами, исследовательская деятельность, опыт хозяйственно-бытового труда В течение года

- Контрольные срезы уровня знаний детей о профессиях Май

Мониторинг качества профориентационной работы

- Творческие отчёты /презентации/ воспитателей по профориентации и трудовому воспитанию дошкольников Июнь

- Интервьюирование воспитанников старшего дошкольного возраста

Управление реализацией плана мероприятий по профессиональной ориентации дошкольников

- Проведение мониторинга эффективной реализации плана мероприятий по профессиональной ориентации дошкольников Апрель

- Публикации в СМИ материалов по профориентационной работе В течение года

Перспективно-тематический план по ранней профориентационной работе сентябрь 2019 г в подготовительной к школе группе Сентябрь 2019 г Тема недели /профессии для знакомства 1 неделя сентября - Педагогическая диагностика 2 неделя сентября - Педагогическая.

Перспективный план мероприятий по ПДД 1 младшая группа Сентябрь Задачи Познакомить детей с машинами, охарактеризовать основные части машин (кабина, кузов, колёса, руль, двери, объяснить назначение.

План мероприятий по противопожарной безопасности План мероприятий по противопожарной безопасности на 2014-2015 учебный год № п\п Название мероприятия СрокиРабота с детьми 1. Организация.

План мероприятий, посвященных Международному Дню семьи. План мероприятий, посвященных Международному дню семьи. Международный День семьи отмечается ежегодно 15 мая. Семья - это самые близкие люди,.

План мероприятий с родителями Перспективный план совместных мероприятий с родителями в подготовительной группе на 2017-2018гг. Сентябрь 1. Организационное собрание «Что.

“Игра представляет собой особую деятельность, которая
расцветает в детские годы и сопровождает человека
на протяжении всей его жизни.
Игра - есть дитя труда, которое
необходимо предшествует ей во времени. ”.
Плеханов Г.В.

Активная профориентационная работа, как правило, проводится в старших классах общеобразовательной школы. В начальном и среднем звене данное направление осуществляется опосредованно. Но не следует забывать и о первой ступени обучения, о дошкольном образовании. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент интеллектуального и личностного развития человека, в том числе и профессиональное самоопределение. Конечно, в детском саду и в школе, ребенок много раз может изменить свои приоритеты в выборе будущей профессии, но впервые малыш задумывается, кем он станет, когда вырастет, именно в дошкольном возрасте. Не маловажную роль в этом играют педагоги детского сада, которые знакомят дошколят с названиями основных профессий, расширяют осведомленность об их содержании, что необходимо уметь человеку в той или иной профессии. Дают знания о том, что каждый труд в почете, а не почетно безделье и лень.

С этой целью в детском саду используются непосредственная образовательная деятельность, беседы в утренние и вечерние часы, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание картин, иллюстраций с изображением профессий. Игра является эффективным методом профориентационной работы, направленной на активизацию дошкольников в предварительном выборе профессии. Воспитатели просто играют с детьми, предлагая дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры. Эти игры направлены на усвоения ими общественного опыта, формируют первые представления о профессиях. Игры с профориентационным содержанием повышают уровень осведомленности малышей. Например, в играх “Назови профессию”, “Кто работает в селе?”, “Кто где работает?”, дети запоминают названия распространенных профессий. В играх “Кому что нужно для работы?”, “Кто на чем играет?” узнают новое об инструментах, которые используют люди разных профессий. Игры малой подвижности “Садовник”, “Что мы видели не скажем, а что делали - покажем” непроизвольно и увлекательно способствуют расширению и углублению знаний о разных профессиях.

Особый интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые игры. Например, организовывая игру “Книжкина больница”, воспитатель не только учит детей беречь книги, а одновременно закрепляются знания о профессии библиотекаря. В строительных играх дети знакомятся со строительными профессиями, учатся распределять роли, проигрывая их в соответствии с выбранной ролью, играть дружно, быть главным и подчиненным, находить выход из проблемной или конфликтной ситуации.. А после того, как постройка завершена, например, построен театр, дети ставят спектакль для младших воспитанников, любуются не только своим творением, но мастерством актеров. Знакомятся и проигрывают профессии актера, портного, гримера. Если построили гараж, то мальчики и девочки могут проиграть роли водителей, кондуктора, слесаря и другие смежные профессии.

Совместные сюжетно-ролевые игры дают отличный результат благодаря присутствию моментов дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Они анализируют собственную деятельность и ее организацию. То, насколько профессионально будет организованна эта сторона игрового процесса, определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к своей будущей профессиональной деятельности.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники направляют свою активность на организацию и анализ коллективной деятельности в конкретных игровых ситуациях, учатся переносить внимание с продуктов и результатов мыслительных действий на процессы, способы и логику игры. Проигрывают выбранную профессию, пробуя свои силы и способности, “примеривают” на себя определенную роль. Например, в сюжетно-ролевой игре “Семья” дети пытаются жить взрослой жизнью: ходить на работу, ухаживать за малышом - куклой, готовить кушать. Подражают взрослым, прежде всего своим родителям, осмысливают их поведение. Аналогичным образом проигрываются другие сюжетно-ролевые игры, такие как: “Больница”, “Магазин”, “Школа”, “Спасатели”, “Летчики”, “Спецназ”.

Таким образом, в дошкольном возрасте игровая деятельность формирует у дошкольников исследовательское и творческое отношение к действительности и создает предпосылки к дальнейшему профессиональному самоопределению.

Читайте также: