План действий по реализации проекта школьного

Обновлено: 03.07.2024

План повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Обучение педагогов разработке программ с использованием ИКТ

Апрель – май 2012 г.

Зам. директора по ИТ

Разработка, корректировка, утверждение на предметных МО программ для проведения занятий.

Организационно-методическая и информационная деятельность

Проведение информационной работы с родителями, педагогами

Сентябрь 2012 г.

Протоколы родительских собраний, протоколы МО, составление перспективных планов работы МО

Обеспечение понимания целей и задач проекта всеми участниками

Создание банка актуальной информации по проблемам реализации проекта

Октябрь-ноябрь 2012 года

Директор, зам. директора по УВР

Изучение, обобщение и распространение имеющегося опыта в лицее.

Зам. директора по ИТ, методист информационного центра

Январь– февраль 2013 г.

Зам. директора по УВР, методист информационного центра

Проведение курсов, мастер-классов, семинаров-практикумов на базе лицея

Директор, зам. директора по УВР, ВР, ИКТ, руководители МО, методист ОЭП

Информационный банк продуктов

Ноябрь 2012 г. – январь 2013 г.

Зам. директора по УВР, методисты, председатель МО

Банк олимпиадных заданий

Участие в дистанционных олимпиадах

Январь– февраль 2013 г.

Зам. директора по УВР, классные руководители, методист информационного центра

Банк олимпиадных работ

Развитие локальных сетей в здании Перевозный пер. д.19, литера А

Август 2012 г. – апрель 2013г.

Зам. директора по ИТ, системный администратор

Локальная сеть по всем учебным и предметным кабинетам начальной школы

Постоянное обновление сайта отражающего работу лицея, организацию и проведение творческих мероприятий, результаты деятельности обучающихся и родителей, достижения учителей.

Зам. директора по ИТ

Сентябрь 2012г. – май 2013 года

Зам. директора по ИТ

Использование интерактивной доски учителями- предметниками

Дистанционное обучение с использованием П

Сентябрь 2012 г. – май 2013 года

Программа дистанционного обучения

Октябрь 2012 г. – апрель 2013 г.

Зам. директора по УВР, методисты, классные руководители

Отчеты, информационные листы, протоколы, фото и видеоотчет

Октябрь 2012 г. – апрель 2013 г.

Зам. директора по УВР, методисты, классные руководители

Отчеты, информационные листы, протоколы, фото и видеоотчет

Зам. директора по УВР, методисты

Буклет, исследовательские работы учащихся

Исследовательская и экспериментальная деятельность

Октябрь 2012 г. – февраль 2013 года

Директор, зам. директора по УВР

Разработка банка творческих исследовательских работ обучающихся начальной школы

Зам. директора по УВР

Практико-ориентированный – август 2013г. – июнь 2014г.

Директор, зам. директора по УВР

Составление плана работы на 2013-2014 учебный год.

Директор, зам. директора по УВР

План работы на 2013 – 2014 учебный год

Составление учебных планов для 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС

Директор, зам. директора по УВР

Учебные планы 1 – 4 классов

Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров

В течение 2013-2014 учебного года

Обучение педагогов на курсах.

Апрель – май 2014 г.

Зам. директора по УВР, зам.директора по ИТ

Организационно-методическая и информационная деятельность

В течение учебного года

Директор, зам. директора по УВР, ИТ

Уточнение содержания, форм и методов преподавания, развития и мониторинга интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Педагогические советы и педагогические лаборатории

В течение учебного года

Директор, зам.директора по УВР, ИТ

Доклады, выступления, продукты

Зам. директора по УВР, ИТ

Получение информационного материала

Конкурс уроков с использованием презентаций.

Зам.директора по УВР,ИТ

Банк презентаций уроков

Конкурс творческих работ обучающихся начальной школы

Директор, зам. директора по УВР

Банк творческих работ

Анализ работы медиатеки

Библиотекарь, зам. директора по ИТ, методист

База данных медиа материалов

Создание банка данных ученических и учительских презентаций

Зам. директора по УВР, по ИТ

Банк данных презентаций

Обучение в заочных школах обучающихся 2-4 классов

Зам. директора по УВР

Расширение образовательных возможностей обучающихся

Октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.

Зам. директора по УВР, методисты, классные руководители

Отчеты, информационные листы, протоколы, фото и видеоотчет

Октябрь 2013 г. – апрель 2014 г.

Зам. директора по УВР, методисты, классные руководители

Отчеты, информационные листы, протоколы, фото и видеоотчет

Зам. директора по УВР, методисты

Буклет, исследовательские работы учащихся

Зам. директора по ИТ

Исследовательская и экспериментальная деятельность

В течение учебного года

Директор, зам. директора по УВР, ИТ

Реализация учебного плана, образовательной программы в соответствии с ФГОС.

Мониторинг результатов обучающихся по проекту

В течение учебного года

Директор, зам. директора по УВР

Получение информации о результатах их обучения. Оказание индивидуальной помощи, психолого-педагогической поддержки.

Директор, методисты, председатель МО

Директор, зам. директора по УВР

Директор, зам. директора по УВР

Повышение компетентности обучающихся в использовании ИТ

Зам.директора по УВР,ИТ

Март – апрель 2014г.

Директор, зам. директора по УВР,ИТ

Разработка программ с введением интерактивного обучения

Директор, зам. директора по УВР,ИКТ

Привлечение родителей и общественности к вопросам реализации проекта

Практико-содержательный – август 2014г. – май 2015г.

Составление плана работы на 2014-2015 учебный год.

Директор, зам. директора по УВР

План работы на 2014 – 2015 учебный год

Составление учебных планов для 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС

Директор, зам. директора по УВР

Учебные планы 1 – 4 классов

Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

В течение 20114-2015 учебного года

Обучение педагогов на проблемных курсах.

Организационно-методическая и информационная деятельность

Работа по утвержденным планам

Директор, зам. директора по УВР

Мониторинг результатов обучающихся

Зам.директора по УВР

Получение информации о результатах их обучения. Оказание индивидуальной помощи, психолого-педагогической поддержки

Зам.директора по УВР, библиотекарь

Каталоги ЦОР, ЭОР

Пополнение методическими материалами страницу начальной школы на сайте

Заместитель директора по УВР, методисты, председатели МО

Октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Зам. директора по УВР, методисты, классные руководители

Отчеты, информационные листы, протоколы, фото и видеоотчет

Октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Зам. директора по УВР, методисты, классные руководители

Отчеты, информационные листы, протоколы, фото и видеоотчет

Зам. директора по УВР, методисты

Буклет, исследовательские работы учащихся

Постоянное обновление сайта отражающего работу лицея, организацию и проведение творческих мероприятий, результаты деятельности обучающихся и родителей, достижения учителей.

Зам. директора по ИТ

Зам. директора по УВР

Подготовка аналитического материала по реализации проекта

Директор, зам. директора по УВР

Исследовательская и экспериментальная деятельность

Организация контроля за нормативной документацией

Директор, зам. директора по УВР

Получение информации о ходе реализации проекта, о получении результатов обучения. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами, родителями

Организация информационного обучения в 1 -11 классах

Директор, зам. директора по УВР

Реализация учебных планов обучения в 1-11 классах.

Психолого-педагогическое, профессиональное консультирование обучающихся 1-4 классов

Директор, зам. директора по УВР

Оказание помощи в дальнейшем самоопределении. Привлечение специалистов

Организация взаимодействия начальной школы с организациями и социальными партнерами, находящимися в едином информационном пространстве

Директор, зам.директора по УВР,ИТ

Организация единого информационного пространства

Определение возможностей развития способностей обучающихся с использованием ИКТ

Директор, зам. директора по УВР

Материалы методического совета

Аналитический– август 2015г. – май 2016г.

Переход к единому информационному пространству.

Уточнение плана работы на 2015-2016 учебный год.

Директор,зам.директора по УВР

План работы на 2015 – 2016 учебный год

Уточнение учебных планов для 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС

Директор,зам.директора по УВР

Учебные планы 1 – 4 классов

Составление аналитического документа

Директор,зам.директора по УВР

Аналитический документ по реализации проекта.

Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

В течение 2015 -2016г.

Обучение педагогов на проблемных курсах.

В течение 2015г. -2016г.

Зам. директора по УВР

Оформление опыта работы

Организационно-методическая и информационная деятельность

Подготовка аналитического материала, документов для обсуждения результатов проекта

Директор,зам.директора по УВР

Анализ, обобщение результатов.

Формулировка выводов, проблем, предложений.

Итоговый педагогический совет по результатам реализации проекта

Директор, зам. директора по УВР

Оценка деятельности работы. Выработка направлений дальнейшего развития ОУ.

Работа по утвержденным учебным планам

Директор,зам. директора по УВР

Повышение качества обучения

Мониторинг результатов обучающихся

зам. директора по УВР

Получение информации об удовлетворенности обучающихся и родителей.

Оказание индивидуальной помощи, психолого-педагогической поддержки

Организация контроля за выполнением рекомендаций нормативно-правовой базы

Директор, зам. директора по УВР

Получение информации о ходе реализации планов, о получении учащимися результатов обучения. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами, родителями

Исследовательская и экспериментальная деятельность

Директор, зам. директора по УВР

Подготовка к педагогическому совету ОУ. Анализ, обобщение результатов. Формулировка выводов, проблем, предложений.

Освещение итогов деятельности лицея по реализации проекта

Август 2015г.– май 2016г.

Директор, зам.директора по УВР, ИТ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х классах в рамках введения ФГОС

План мероприятий по реализации гражданско-патриотического направления в 1-х классах в рамках введения ФГОС (классные часы, акции, праздники, конкурсы, библиотечные урок.


План мероприятий для начального уровня общего образования составлен на основе утвержденного плана работы школы по реализации инновационного проекта "АГРОШКОЛА" на 2017 - 20.


ПЛАН мероприятий по реализации программы воспитания и социализации обучающихся 1 "А" кл.

План воспитательной работы.


План мероприятий для реализации проекта "Интеллект 3Т"

План профилактика экстимизма. Формирование толерантности.

План мероприятий по реализации федерального проекта в области образования «Учитель будущего».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование наряду с прогнозированием и проектированием относится к способам работы с будущим, с тем, что пока существует только в вашем воображении.

Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта

Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта

Основное содержание Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ

планирование

1. Доказать актуальность данной проблемы.

2. Проанализировать различную информацию

2. Создать планирование деятельности по реализации проекта (выработать программу действий, разработать варианты реализации своей программы).

- это представление того, что может произойти в будущем.

  • экстраполяции(перенос существующих тенденций)
  • экспертные заключения
  • моделирование

Тенденция (от лат. tendo — направляю, стремлюсь) — сравнительно устойчивое направление развития определенного явления.

Проектирование направлено на осуществление целевого преобразования действительности на основе имеющихся ценностей и норм. Планирование - это обоснованное распределение во времени ресурсов для получения намеченного результата в будущем.

Проектирование направлено на осуществление целевого преобразования действительности на основе имеющихся ценностей и норм.

Планирование - это обоснованное распределение во времени ресурсов для получения намеченного результата в будущем.

План позволяет выделить Кто, что, где, когда должен выполнить? главные и второстепенные задачи, определить их соподчинение (ранжировать) определить необходимые ресурсы и источники их получения(благотворитель, инвестор, спонсор) определить время на каждое действие и последовательность самих действий во времени обеспечить согласованность и координацию совместных действий участников Организовать контроль исполнения Что в результате каждого действия будет получено? План- это алгоритм, в соответствии с ним определяется последовательность действий, выполнение которых к определенному сроку приведет к достижению требуемого результата

План позволяет выделить

  • главные и второстепенные задачи, определить их соподчинение (ранжировать)
  • определить необходимые ресурсы и источники их получения(благотворитель, инвестор, спонсор)
  • определить время на каждое действие и последовательность самих действий во времени
  • обеспечить согласованность и координацию совместных действий участников
  • Организовать контроль исполнения

Что в результате

каждого действия

будет получено?

План- это алгоритм, в соответствии с ним определяется последовательность

действий, выполнение которых к определенному сроку приведет к достижению требуемого результата





Каким образом удалось спланировать и реализовать мобилизацию различных ресурсов для решения важной научно-исследовательский задачи, имеющей большое практическое значение?

Каким образом удалось спланировать и реализовать мобилизацию различных ресурсов для решения важной научно-исследовательский задачи, имеющей большое практическое значение?

— норвежский полярный исследователь,

учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План действий учащихся в проекте

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

1.5. Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

предмет информационного поиска,

источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),

способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

2.2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "ученик - ученик", "ученик - учитель", "учитель - ученик", "ученик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Глава 3. Использование метода учебного проекта на уроках литературы

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Работа над различными проектами продолжается и в следующих классах.

Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: "Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история".

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: "История моей семьи в истории моей Родины", 5 класс

Тип проекта: творческий

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие семейных традиций

Родители тоже плохо знают историю своей семьи

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Изучить историю семьи

Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Что получить? (результат)

Сочинение "История моей семьи в истории моей Родины"

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут найти в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек и дедушек о людях, изображенных на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном итоге несколько снимает напряженность в разрешении вечной проблемы "отцов" и "детей".

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Важен также и познавательный аспект, т.к. учащиеся, рассматривая старые фотографии, попытаются узнать, где и когда была сделана фотография, опишут костюмы начала и середины 20 века, что способствует развитию интереса к прошедшей эпохе, образу жизни людей.

В 9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Работа над этим проектом подробно описана в журнале "Литература в школе" №6 за 1998 год (статья Р.Д.Мадер "Как мы создавали памятник Пушкину"). Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".

Развитию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся 10 класса будет способствовать подготовка проекта по лирике Ф.И.Тютчева. Как известно, поэзия Тютчева недостаточно глубоко понимается школьниками, не всегда находит эмоциональный отклик в их душах.

На 1-м этапе - погружении в проект - учитель должен пробудить у обучающихся интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. В результате проблематизации учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

На 2-м этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. Например:

Представить краткий биографический очерк;

Собрать и представить материал о художественном мире поэта по различным направлениям:

Философские взгляды Тютчева и философская поэзия;

Природа в ранней и поздней лирике Тютчева;

Особенности композиции стихотворений;

Роль антитезы в стихотворениях поэта и др.

При определении заданий для каждой группы необходимо учитывать характер задания: реферативный, исследовательский или творческий. И в связи с этим используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности. На втором этапе происходит и планирование работы по решению задач проекта.

3-й этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, при знакомстве с критической литературой в журналах, монографиях, в сети Интернет, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Когда детям не хватает знаний, каких-либо умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

4-й этап - презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Продуктом проектной деятельности учащихся станут тематические статьи реферативного характера, сочинения по личным впечатлениям, анализ стихотворений, статьи исследовательского характера по анализу различных аспектов мастерства поэта, иллюстрации к стихотворениям Тютчева.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: "Поэзия Ф.И.Тютчева", 10 класс

Тип проекта: исследовательский, творческий

Недостаточно знаний о жизни и творчестве поэта

Философская поэзия трудна для восприятия учащимися 15-16 лет

Поэзия Тютчева недостаточно изучается в средних классах

Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме

С использованием дифференцированных групповых заданий

С использованием современных педагогических технологий (ролевая игра)

Что получить? (результат)

Сборник работ обучающихся

Познавательный (знания о жизни и творчестве Тютчева)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Конечно, примерно треть обучаемых хотят учиться, но хотят делать это в знакомой им манере, они умеют учиться, но предпочитают это делать с помощью известных им средств и способов. Такая позиция обучающихся вполне объяснима, т. е. они субъективно трактуют эффективность обучения через безопасность, они хотят предсказуемости учебных действий. Познавательная мотивация в этом случае бывает высокой.

В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Ученик же, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует метод проекта.

Основные требования к использованию метода проектов можно определить тремя вопросами:

Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".

Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе "Профессия", человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия.

Список использованной литературы.

Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности в 7 классе [Текст] / Русская словесность, 2000, № 4, С.67 - 71.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону, 1999, С.111-115.

Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с.

Гин А. Приемы педагогической техники [Текст] / "Вита - Пресс". - М., 1999.- 125 с.

Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов-на-Дону, 2001, - 160 с.

Шоган В.В. Модульная организация педагогической практики [Текст] / В.В. Шоган, Н.Н. Мкртчян, О.В. Третьякова. - Ростов - на - Дону, 2000, - 175 с.

Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.

Один или несколько проектов, выполненных в школе, или мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, еще не дает право говорить, что в школе внедрено проектное обучение.

Для того чтобы сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, нужна целостная система. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников:

- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т. п.;

- обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);

- необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

- работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5-9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10-11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

2. Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

3. Практический

- выполнение плана работ;

4. Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

В программе должны быть обозначены функциональные обязанности участников проектной деятельности, которые находятся во взаимодействии, предложены формы работы с педагогами, обучающимися и родителями; рассмотрены оптимальные условия для обеспечения проектной деятельности; указаны прогнозируемые результаты по реализации программы. А также должен быть приведен план мероприятий по ее реализации.

Общешкольная проектная деятельность включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе:

- составляется общешкольный план работы над проектами;

- организуется обучение педагогов и учащихся в рамках проектной деятельности;

- проводится общение с учителями и учащимися, уже имеющими опыт данной работы.

На основном этапе:

- организуется выполнение проектов;

- освещается ход работы над проектами в школьной газете;

- организуются рефлексия и самоанализ деятельности.

На заключительном этапе:

- каждому проекту присваивается номинация, участники награждаются;

- в конце года подводятся итоги, обобщаются материалы, анализируются результаты.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

При разработке специального курса учитывалось соответствие формирования умений и навыков сфер индивидуальности:

Методы творчества, применяемые при проектировании

1. Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника.

Аналогия - метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т. п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука.

Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.

Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу?

Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием.

Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, - нажатием одной кнопки на брелке. Все это - антропотехника.

2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада.

3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи:

наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, перечень недостатков, свободное выражение функции.

Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т. п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проектную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может натолкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения поставленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа.

Изменение формулировки задачи расширяет границы поиска решения.

Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося.

Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта.

Способы включения проектной деятельности в работу школы

Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Как правило, педагоги используют два подхода:

- связь проектов с учебными темами (на уроке);

- использование проектов во внеурочной деятельности.

Для формирования проектных умений используется два вида урочных занятий.

Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения новых знаний учащимися.

Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляется в рамках:

- курсов по выбору;

- свободной самостоятельной деятельности;

- научного общества учащихся (НОУ);

- Академии школьных наук;

Основными направлениями проектной деятельности в школе являются, как правило, следующие:

Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, помогая преодолевать традиционную дробность и обрывочность нашего образования.

Поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин. Причем многие из этих знаний часто целесообразно не столько актуализировать, сколько непосредственно формировать в процессе решения этих проблем. В свою очередь, это можно осуществить лишь на основе более глубокой интеграции, обеспечивающей необходимый уровень синтеза знаний учащихся.

Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое проектно-ориентированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему проекта в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.


Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.

Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).

Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.

Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:


Цели проектной деятельности

  1. Формирование у школьников основ исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов проекта.
  2. Овладение приёмами сотрудничества и взаимодействия со школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности.
  3. Формирование умения планировать исследование или проектную работу с учётом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи исследования, выбирать методы, делать выводы по результатам проведённой работы.

Особенности проектной деятельности

Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.

В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы

От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:


Этапы выполнения проекта

Шаг "Реализация задач и создание продукта" будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.

Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!

Как выбрать тему школьного проекта

Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.

Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:

Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.


Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:


Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта

Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.

Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать "тема актуальна, потому что лично мне интересна" — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.

Например, для темы "Компьютерные игры: польза или вред" актуальность можно описать следующим образом:

Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.

Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, "информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр", "повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных".

Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы "Почему ты это делаешь?" (актуальность) и "Чего ты этим хочешь добиться?" (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.

Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.

Определение этапов проекта и выполнение проекта

О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.

Шаг "Реализация задач и создание продукта" надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.

Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Приведём пример этапов для проекта "Звонкие и глухие согласные", который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:

  1. Определить функциональные требования к приложению "Тренажёр для обучения школьников звонким и глухим согласным".
  2. Выбрать программу для создания приложения.
  3. Создать приложение.
  4. Протестировать приложение.
  5. Создать Руководство пользователя.

Оформление проекта

Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.

В какой программе оформить проект?

Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.

Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.

Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:

Требования к оформлению

Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.

Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Создание презентации и защита проекта

Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.

В какой программе сделать презентацию?

Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.

Какие должны быть слайды в презентации

Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс

Как написать речь защиты проекта

О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.

Читайте также: