План баллады светлана жуковского 9 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

ВложениеРазмер
zhukovskiy-svetlana.docx 20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка:
Ермолаевой Инны Леонидовны
учитель русского языку и литературы,
высшей квалификационной категории

-развивающие : развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;

-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.

Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.

Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.

4.Чтение и анализ баллады

-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?

( Баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)

- Какой вам представляется главная героиня – Светлана?

( Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)

Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).

- Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)

-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).

-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).

- С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).

- Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).

-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).

- В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).

-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).

- Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).

- Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).

5. Подведение итогов.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания и утреннее пробуждение, принёсшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.

Жанр – Баллада.

Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт. Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переводные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.

Невольно встаёт вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед её глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.

Композиция

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме, как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приёму Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

  • Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
  • Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит её обвенчаться.
  • Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. Вмиг всё исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
  • Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
  • Развязка – пробуждение Светланы, её встреча с женихом.
  • Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.

При определении жанровой принадлежности произведение Жуковского часто путают с поэмой, однако оно написано в жанре баллады, поскольку излагается мелодичным слогом, а лирический герой оказывается в гуще загадочных, мистических событий.

Особую лиричность и напевность балладе придаёт размер произведения – хорей. Подобный эффект звучания ещё больше усиливается перекрёстной рифмой.

Средства выразительности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

урока литературы

В.А.Жуковский.

Учитель русского языка и литературы

Цели урока: рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения; формировать систему нравственных ценностей; вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания; развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.

Эпиграфы к уроку:

Верность - заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман)

С верой нет ничего невозможного. (Пословица)

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя

Работая над переводами баллад, В. А, Жуковский задумался над тем, чтобы самому написать балладу.

Вопросы к классу

1. Что такое баллада?

2. На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад.

3. В чём состоит отличие народной баллады от литературной?

(При повторении можно использовать схему,которую учащиеся заполняют после каждого ответа на поставленный вопрос. )

БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Баллада - это народная песня, в которой раскрывается какая-либо история, как правило любовного содержания.

Народная баллада – баллада, созданная народом.

Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором.

За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы.

Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта - успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом.

Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.

2) Работа над эпиграфами урока.

Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете эти высказывания?

Верность - стойкость и неизменность в чувствах.

Вера - убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.

3) Работа над текстом

У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.

Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется,все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?

- Чтение учителем начала баллады/наизусть/

4) Беседа с классом

Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.

Любовь в балладе дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры

Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?

В балладе преобладает два цвета. Назовите их /белый и чёрный/.

Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана - “светлая”.

Гиперболический ряд - усиление признака от меньшего к большему и наоборот.

Печаль —> Страх —> Горе

Как вы думаете, какой момент в данном произведении является кульминационным?/пробуждение Светланы/

Найдите его в тексте.

Почему все страшные события отнесены в сон?

Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности.

Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких.

Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.

В заключительной части баллады найдите слова, с которыми автор обращается к своей героине/ “моя краса”, “моя Светлана”/

О чём они свидетельствуют?

5) Лексическая работа.

Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение - жилище/

очи, перси, уста – Запишите опред.

4. Рефлексия

Жуковский отступил от привычного сюжета баллады, потому что его героиня смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип урока: урок с использованием активных форм работы.

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С.Пушкин.

Развивающая: умение анализировать прочитанное, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;

Воспитывающая: воспитание уважения к традициям своего народа, интереса к творчеству и личности писателя. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

1. Оргмомент.

II. Экспресс-опрос (проверка д/з). Знание романтизма как литературного направления. Романтизму присуще.

Присутствие субъективной авторской оценки, выражающей в большинстве случаев настроения людей, родственных ему своим мировоззрением.

Романтический герой – яркая, исключительная личность. Он страдает от несоответствия окружающего мира и идеального представления о нем.

Будничная повседневность не влечет писателей-романтиков, поэтому действие часто переносится в прошлое или в некие экзотические страны.

Интерес к фольклору и национальной истории.

Романтический герой идеален: он красив физически и духовно, способен на самопожертвование во благо других.

Представление необычных характеров в исключительных обстоятельствах, где проявляются страсти, неукротимая мощь и свобода героя.

Интерес к человеческой индивидуальности, бессознательному, интуитивному.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим встречу с В.А. Жуковским. Вы уже знаете, что это поэт, переводчик, литературный критик, основоположник романтизма в России.

Откройте свои тетради и запишите тему урока, эпиграф.

Попробуем определить цель нашего урока.

Учитель: Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эти слова, к которым мы вернёмся позже. Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси; современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда понимали краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии.

Нам с вами придется доказать, что поэзия Жуковского – это поэзия подлинно русская. Мы определим, насколько она пропитана любовью к бескрайним долинам и шумящим лесам России, насколько она окружена тайной.

Поэтом было создано и переведено около 40 баллад, среди которых особое место отведено теме любви. Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И.В.Гёте, Ф.Шиллера, В.Скотта.

5. Определение баллады как жанра.

Прежде чем мы обратимся к сюжету нашей баллады, давайте познакомимся с определением понятия. А что же такое баллада?

Баллада – это хоровое пение в средневековой западной поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай: многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными происшествиями.

7. Физкультминутка.

Интересно узнать своё будущее, хотя сегодня и не святки, но мы с вами тоже сейчас погадаем, помечтаем и отдохнём. Сядьте удобней, расслабьтесь, закройте глаза руками. Загадайте желание, и оно обязательно сбудется.

8. Анализ баллады.

Выявим жанровые особенности баллады:

1) Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

- Расположите события по порядку.

Девушки гадают в крещенский вечер.

Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.

Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

Светлане является её жених и увозит её венчаться.

Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.

В избе Светлана видит своего жениха в гробу.

Светлана пробуждается от страшного сна, и друг возвращается к ней.

2) Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

- Найдите диалог героини и её подруг во время гадания. Что мы узнаём из ответа Светланы?

3) Реальное сочетается с фантастическим.

- Какие элементы в сюжете реальные?

- Что относится к фантастическому?

4) Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

- Как сам автор оценивает смысл рассказанного?

5) Баллада имеет композицию.

- Обратим внимание на оригинальность композиции этого произведения.

Кульминация: встреча с мертвецом.

Развязка: пробуждение, встреча с возлюбленным.

6) Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов.

- Поработаем с текстом и приведём примеры выразительных средств (1 вариант)

- Приведите примеры народных оборотов речи, слов и выражений (2 вариант)

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "Светлана" – это птицы.

Предсказывает плохое, страшное, ужасное. Вестник несчастья, смерти.

Символ счастья, любви, нежности, защиты, мира; символ благословления Господа.

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, заступник.

Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль.

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.

…в тишине Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней в уголок белоснежный голубок с светлыми глазами, тихо, вея, прилетел, к ней на перси тихо сел,обнял их крылами: но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул

Лёгкие он крылы;…

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону, голубок силён равноценно силе веры в Бога. А Светлана, как бы ни было ей страшно, верит в свою защиту Господом. Ни на минуту не выпускает своего креста из рук, молится, сидит в уголке под святыми. И чем больше страх, тем сильнее её вера и тем больше защита голубка (Бога).

…шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:

В этот момент Светлана просыпается, петух шумно пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра. Таким образом, мы понимаем, что чаша весов склоняется в сторону добра, потому что "наяву" не случилось ничего плохого, а то, что случилось во сне - "нейтрализуется" присутствием голубя.

- Что же спасает Светлану?

ВЫВОД. Вера Светланы в Бога спасла её от трагического конца, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, а Светлана - героиня русской баллады.

- Что же мы видим русское, национальное в балладе?

В чём смысл баллады?

- В какую часть баллады отнесено всё мрачное и фантастическое?

Обратите внимание на оригинальность композиции этого произведения. Что интересного вы заметили в построении баллады?

Каким образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию - счастливым завершением, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад - надеждой на радостную, полную любви жизнь?

Какой же смысл в балладе Жуковского?

Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

9. Домашнее задание:

1) Выписать из баллады все оценочные слова, которые относятся к героине. На основе их дать устную характеристику Светланы.

2) Баллада написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Найдите эти слова и дайте объяснение значениям непонятных слов.

3) Отрывок наизусть (по выбору).

10. Итог урока.

- Заканчивая нашу сегодняшнюю встречу, мне хочется обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете смысл этих слов?

- Что вам понравилось?

- А как бы вы оценили свою работу?

Читайте также: