План анализа урока литературы

Обновлено: 03.07.2024

2. Место урока в системе уроков по данной теме. Перспективное распределение учебного материала.

3. Целенаправленность урока. Наличие целевых установок на каждом этапе урока. Задачи образовательные, развивающие, воспитательные.

4. Тип урока по его дидактической цели. Форма урока и его структура. Соответствие формы урока его задачам, жанру изуча­емого произведения, возрастным особенностям учащихся, возмож­ностям учителя.

6. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке: реализация всех звеньев процесса обучения; осознанность процесса обучения; опора на опережающее развитие учащихся; эмоциональный фактор обучения; организация контроля и учета
знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний.

7. Организация на уроке поисковой деятельности учащихся: проблемное изложение материала, решение проблемных вопроси и; объем самостоятельной творческой работы на уроке; умение при­менять знания в новой ситуации; организация на уроке полилога,
диалога; развитие речи учащихся, умение самостоятельно форму­лировать выводы.

8. Домашнее задание: инструкция, объем, технология выпол­нения, дифференцированность домашнего задания; наличие про­блемности, творчества, опора на инициативу учащихся.

9. Методическое и педагогическое мастерство учителя: умение комментировать художественный текст; умение вести эвристиче­скую беседу; образность и правильность речи; педагогический такт; создание на уроке творческой атмосферы; рациональное использование времени на уроке.

10. Общая оценка урока (заключение): эстетичность урока, фи­лософский и духовный потенциал; методические и педагогические находки учителя; реализация основных целевых установок; оценка индивидуального стиля преподавания учителя и системы его дея­тельности.

• Анализ урока можно провести также и по схеме, предложен­ной ранее.

Нормы оценки по литературе

Общеобразовательная школа

Печатается по: Настольная книга учителя литературы / сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. - М., 2004. - С. 400-403.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе -100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе -250-350, в 9 классе - 350-150 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уро­ках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений;в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1.5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-3,0, в 9 классе - 3,0-4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоя­тельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замыс­ла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2)умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей

3)соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: перваяставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением слу­чаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литера­туре. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оцен­кой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим кри­териям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитыва­ется:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических,

Основные критерии оценки

Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать само­стоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинальногоза­мысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за со­чинение на один балл.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положитель­ной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения о однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником правлениях.

Тема: Сложное предложение. (образец написания на доске)

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Время: 2 объединенных урока (80 минут).

2) уметь применять на практике полученные ЗУН, владеть свободным конструированием синтаксических единиц подобного рода, владеть техникой устного ответа и методикой анализа (синтаксического разбора) предложений;

3) учиться работать в группе, распределять деятельность между членами команды, осуществлять взаимоконтроль, основанный на уважении друг к другу и умении слушать и слышать другого.

Материалы и оборудование: схемы и маршрутные листы для работы в группах.

1. Организационный этап.

Проверка готовности к началу урока учащихся (наличие учебных принадлежностей, внешний вид).

Проверка готовности к началу урока кабинета (чистая доска, наличие мела).

Организация внимания учащихся.

2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.

2. Формулирование (учащимися!) целей урока.

- Итак, вы знаете тему урока. А как вы думаете, каких целей мы должны будем сегодня достичь? Попытайтесь сформулировать их, исходя из темы урока.

- А какова, на ваш взгляд, практическая значимость данного урока? Зачем мы изучаем эту тему, как она сможет вам пригодиться в будущем? В качестве эпиграфа к уроку представьте собственное понимание того, зачем вообще нужны сложные предложения? Может быть, вполне достаточно обходиться простыми? Вы можете использовать четверостишие, афоризм, любую другую ёмкую и краткую форму.

3. Практическая значимость урока.

(образцы творческих работ учащихся:

· Сложные предложения выражают сложные мысли…

· Не слово, а со смыслом,

не словосочетание, а

с сочинительной и

еще не текст, но обладает

грамматической и интонационной

законченностью. Что это значит?

· Без сложных предложений не напишешь сочинений.

· Боюсь представить на мгновенье, как жить без сложных предложений…

Умение строить сложные предложения является показателем умения мыслить, потому что мыслить – значит сравнивать, выделять главное и анализировать, что мы и делаем, конструируя сложное предложение.

(Таблицы, схемы, образцы практических заданий, а также критерии оценивания работы группы учителем и критерии оценки личного вклада в работу группы приводятся ниже).

Пункты анализа ПП СП Слс.
Цель высказывания + +
Интонация + + +
Структура + +
Количество основ +
Вид связи + +
Вид основы + +
Распространенность +
Осложненность +

Примерные схемы и таблицы.

Задание к работе со схемой: провести соединительные линии от центра (ССП) к тем кругам, с которыми соотносится сложносочиненное предложение (например, ПП – простое предложение, ПОП – простое осложненное предложение, СП – сложное предложение, ССК – сложная синтаксическая конструкция), объяснить, в каких отношениях они находятся, обязательно привести собственные примеры ССП с характеристикой.

Задание к работе с таблицей: отметить пункты анализа, необходимые для характеристики ССП, СП, словосочетания, объяснить причины отсутствия некоторых пунктов в разборе названных синтаксических единиц, обязательно привести собственные примеры ССП с характеристикой.

Остальные задания (практического характера) представляют собой выполнение разнообразных упражнений:

· конструктор (составление ССП из данных пар простых предложений);

· распределение номеров предложений в 3 колонки таблицы (ССП, БСП, СПП);

· составление предложений по схемам;

· тесты на проверку знания соединительных, противительных, разделительных союзов;

· расстановка знаков препинания;

· соединение разбежавшихся частей сложного предложения;

· преобразование ССП в ПП, СПП;

· составление связного текста по заданной теме;

Данный этап включает выполнение 10-12 видов заданий и рассчитан на 20-25 минут самостоятельной работы учащихся. Роль учителя на этом отрезке времени – консультирование и контроль над выполнением заданий, индивидуальная работа с теми, кто уже справился с заданиями.

4. Этап информации о д. з.

(выписать из толкового словаря объяснения слов: бизнес, имидж, менеджер, эксклюзивный, рейтинг, котировка; подобрать к ним синонимы; подготовиться к диктанту).

Распределение времени:

· организационный этап – 5 мин.;

· этап подготовки к усвоению знаний (без определения практической значимости урока) – 5 мин.;

· определение практической значимости урока (творческое задание) – 7 мин.;

· постановка учебной проблемы – 3 минуты;

· этап обобщения и систематизации (работа в группах) – 25 мин.;

· этап проверки качества выполнения работы, защита и обсуждение макета – 25 мин.;

· подведение итогов, выводы по уроку, оценивание, этап информации о д.з. – 10 мин.

Образцы заданий:

1. Конструктор (из данных пар простых предложений составить ССП):

Евгений Онегин получил только домашнее образование. Отношение Пушкина к такому воспитанию было крайне отрицательным.

Онегин никогда не носил военного мундира. Это выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 год в возрасте 16-17 лет.

2. Составление предложений по схемам:

3. Соединение разбежавшихся частей сложного предложения, подбор соответствующих союзов:

1. Нумер Александра был четырнадцатый (№. ) потом прочел им несколько стихотворений Вергилия.
2. Он сначала отказывался (№. ) прогулки были важнее, чем лекции.
3. Каждый день их (лицеистов) трижды водили гулять (№. ) рядом за дощатой перегородкой тихонько посвистывал нумер пятнадцатый Пущин. и т.д.

Разработка интегрированного урока

(русский язык и английский язык)

Учителя: Шумская Э.Н.,

Афанасьева Л.П.

Тема: Литературный язык и его стили.

Тип урока: интегрированный (русский и английский язык)

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Время: 2 объединенных урока.

1. Актуализация имеющихся знаний по теме, наблюдение за функционированием стилей в английском языке, сопоставление результатов наблюдения с аналогичными результатами в русском языке;

2. Развитие навыков устной и письменной речи, навыков составления документов, тезисов научных работ, подготовка заметок в газету;

3. Воспитание уважения к языку и культуре другого народа.

Организация внимания учащихся.

2.Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.

Слово учителя русского языка.

- О том, как они функционируют в русском языке, у вас уже есть некоторое представление, а вот о том, как они проявляют себя в английском языке, вы узнаете сегодня на уроке с помощью учителя английского языка.

- А для чего нам это нужно? Где и когда на практике вы сможете применить полученные знания, умения и навыки?

- Какова практическая значимость изучаемого материала? Что вам это даст при изучении английского языка? (учащиеся дают ответы)

- А какие цели в изучении материала вы перед собой поставите? С точки зрения английского языка? (класс предлагает варианты)

- Итак, сегодня на уроке

Ø вы должны будете вспомнить все, что вам известно по данной теме, и показать эти знания, применяя их на практике;

Ø вам необходимо будет провести наблюдение за функционированием стилей в русском языке и сопоставить выводы, сделанные по результатам наблюдения, с английским языком;

Ø вы приобретете навыки составления документов, навыки написания аннотации к собственной научной работе и навыки подготовки заметки в газету.

- И, наконец, вы должны будете решить учебную проблему, которая выглядит так (Слайд 2):

Стили русского Стили английского

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.024)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Дата посещения урока

Учащихся по списку , по факту

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

Класс к уроку готов

Оснащенность урока наглядными пособиями, дидактическими и раздаточными материалами

Урок оснащен наглядными пособиями, дидактическим и раздаточным материалом, информационными ресурсами.

Соответствие темы урока календарно - тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию.

Раздел 2. СТРУКТУРА УРОКА, ТИП, ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

изучение нового материала.

Организационные формы обучения и организация деятельности учащихся

Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких методов, как:

· учебная работа под руководством учителя;

· репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации, чтение наизусть);

· наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);

· словесный метод (рассказ, элементы беседы);

· методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);

· логические методы (сравнение, анализ);

· метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

Дидактическая задача урока:

-обеспечение усвоения понятий.

.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниям

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. - соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

-осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- аргументировать свое мнение.

Ругулятивные УУД:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе;

- развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы

Задачи урока :обучающие, развивающие, воспитывающие

Обучающие:

· продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;

· вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта и с людьми, которые окружали его.;

· продолжить обучение декламационному чтению.

Развивающие:

· развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;

· способствовать развитию творческого воображения;

· развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

· развить умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

· воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;

· воспитывать уважение к его творчеству.

Из средств обучения на уроке использовала мультимедийную презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Осуществлялись межпредметные связи (история, литература) и связь с жизнью.

Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные

Личностными результатами являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты проявляются в умениях:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

· определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

· владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) ценностно-ориентационной сфере:

· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

3) коммуникативной сфере:

· восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

4) эстетической сфере:

· понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

· понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Урок соответствует возрастным особенностям учащихся.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

IV. Постановка цели урока.

VI. Закрепление полученных знаний (викторина, синквейн).

VII. Заключительное слово учителя.

IX. Домашнее задание.

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Объём работы на уроке выполнен большой. Творческая деятельность учащихся на уроке представлена в полном объёме.

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

В течение всего урока, в процессе самостоятельного поиска, ребята выделяли необходимую информацию.

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

Реализовалась развивающая функция обучения, что способствовало развитию таких качеств как восприятие, логика, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Учитель использовал различные приёмы для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использовался наглядный материал: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал достаточен, уместен.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

На уроке реализовалось дифференцированное обучение, имелись задания для детей разного уровня обученности.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

В ходе урока велся контроль за качеством усвоения материала, на каждом этапе работы ученики получали оценку деятельности.

В ходе самоконтроля ученики во взаимодействии друг с другом оценивали свою и чужую деятельность на основе самоанализа. Использовалась форма взаимооценки. Также представлен в виде оценок за письменные и устные ответы

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо ,практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильной рабочей позы.

Санитарные нормы на уроке соблюдались.

Температурный режим соответствовал норме, проветривание класса проходило на перемене, на уроке чередовались виды деятельности, динамические паузы (физкультурные минутки) имели место и проводились своевременно, учитель следил за правильной посадкой учащихся за партой.

Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Время на уроке использовалось рационально.

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок прошёл живо и интересно, воспитывал познавательную потребность к знаниям.

Темп и ритм образовательного процесса .

Темп урока оптимален, все этапы урока имели завершённый вид.

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Атмосфера урока доброжелательная, творческая.

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

Учитель применял различные приёмы обучения, виды деятельности, методы обучения.

Соблюдение единого орфографического режима

На протяжении всего урока прослеживалась межпредметная связь с русским языком.

Обеспечение активного учения каждого школьника

Урок обеспечил активное участие каждого школьника в учебном процессе.

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Учителем в полной мере соблюдались нормы педагогической этики

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Дисциплина на уроке хорошая, учитель умело организовывает класс на учебную деятельность.

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

Речь, дикция учителя соответствует нормам. Учитель умело пользуется голосом.

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

Учитель рационально использовал средства обучения.

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов

Так как учителем были достигнуты все предполагаемые планируемые результаты, то это свидетельствует о его компетентности, умении своевременно использовать необходимые формы и методы работы, умении заинтересовать учеников, создавать доброжелательную обстановку на уроке, учитывая психологические особенности учеников данного возраста.

Раздел 5. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ урока и его результативности

Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока личностно ориентировано, доступно.

Из средств обучения на уроке использовала презентацию со зрительной и речевой опорой, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

Осуществлялись межпредметные связи (история, литература) и связь с жизнью. В своей лекции использовала исторические и биографические факты, историко – литературные сведения. Факты – это основа литературных знаний. Они учат учащихся сопоставлять разрознённые явления, сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы. Фактический материал, осознанный учениками, плодотворно влияет на их мысли и чувства, вызывает заинтересованное отношение к личности поэта и его творчеству. Иными словами, является не только основой литературных знаний, но и нравственного воспитания. Применялся как устный, так и письменный вид работы учащихся, чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке, логичность, последовательность и доступность в изложении материала.

Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме вопросно – ответной деятельности (викторины) и составлении синквейна.

Для закрепления материала было дано домашнее задание по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных, интеллектуальных особенностей учащихся и познавательного интереса.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммукативных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, применяла дифференцированный подход.

Отклонений от плана урока не было.

Результативность урока хорошая.

Учитывая небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Перегрузки детей не было.

Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планиро­вание структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок

Анализ современного урока литературы

Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный, феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, давал бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.

Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый учитель сам определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический, предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Урок литературы оценивается по тому, насколько он насыщен материалом искусства словесности, которое непременно должно в нем присутствовать. Эмоциональная увлеченность уроком литературы – одно из первейших требований к нему. Проблемная ситуация и способность класса активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки с характером темы и уровнем класса, разнообразие и оправданность видов деятельности, органичное включение в урок аудио- и видеоматериалов, сопряженность проводимого урока с предшествующими и последующими, очевидность движения в развитии каждого ученика – таковы основные параметры, по которым может быть оценен урок литературы.

Схема анализа урока литературы

Место урока в системе уроков по данной тема_______________________________

Перспективное распределение учебного материала_________________________________

5. Целенаправленность урока.

Наличие целевых установок на каждом этапе урока.

Задачи образовательные, развивающие, воспитательные.

6. Тип урока по его дидактической цели. Форма урока и его структура.

Реальное воплощение методического замысла

Соответствие формы урока его задачам, жанру изучаемого произведения, возрастным особенностям учащихся, возможностям учителя

7. Теоретический, содержательный уровень урока, решение художественно-исследовательских задач:

Работа с понятиями-

Глубина раскрытия темы, установление причинно-следственных связей-

Нравственно-эстетический аспект урока-

Кодирование информации(организация записей: схемы, планы, опорные конспекты)-

Формулировка вопросов и выводов-

8. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уроке:

Реализация всех звеньев процесса обучения-

Преподавание на высоком уровне сложности-

Осознанность процесса обучения-

Опора на опережающее развитие учащихся-

Эмоциональный фактор обучения, приемы эмоционального стимулирования-

Организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний-

9. Организация на уроке поисковой деятельности учащихся:

Проблемное изложение материала, решение проблемных вопросов-

Объем самостоятельной творческой работы на уроке-

Умение применять знания в новой ситуации-

Организация на уроке полилога и диалога-

Приемы поддержания интереса и поискового режима деятельности-

Развитие речи учащихся, умение формулировать самостоятельные выводы-

10. Домашнее задание:

Наличие проблемности, творчества, опора на инициативу учащихся-

11. Методическое и педагогическое мастерство учителя:

Умение комментировать художественный текст-

Умение вести эвристическую беседу-

Образность и правильность речи-

Создание творческой атмосферы на уроке-

Рациональное использование времени-

12. общая оценка урока (заключение):

Философский и духовный потенциал урока -

Методические и педагогические находки (открытия) учителя -

Реализация основных целевых установок-

Оценка индивидуального стиля преподавания и системы деятельности учителя


-75%

Оценить 5185 0

ФИО автора материала:

Ивашкина Ирина Васильевна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Куровская средняя общеобразовательная школа №1"

Учитель русского языка и литературы.

Анализ урока.

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая –формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная –воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Были использованы такие средства обучения, как учебник, тетрадь, карточки, слайды для мультимедийной презентации.

Планируемые результаты:

– предметные – создание условия для интерпретации баллад Жуковского,

научить выявлять драматический и исторический смысл баллад,

приемы анализа литературного произведения;

– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции,

выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

– личностные – формирование духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений,

воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности, доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Основные понятия: жанр, баллада, эпитет, звукопись, историческое событие.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история, ИЗО

Методы и педагогические технологии:

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов – работа по карточкам, которые дети сами выбирали.

компьютерные (новые информационные) технологии обучения-компьютер был использован (презентация)

(В.К. Дьяченко)- задание по группам.

Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой)

объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод,

На уроке использовались виды работы: прослушивание и восприятие материала, беседа, практическая деятельность, ответы учащихся.

УУД (Универсальные учебные действия):

Коммуникативные УУД:

Целью УУД было научить детей

1.Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

3. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме

Познавательные УУД:

1.Уметь проводить сравнение по заданным критериям

2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

3. Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные УУД:

1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленными целями и задачами. Время, отведённое на урок, было использовано рационально.

Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.

Я старалась заинтересовать детей, быть выразительной и эмоциональной. Классный коллектив на уроке проявлял активность и интерес к данной теме. Я старалась правильно распределять внимание на уроке, внимательно прислушиваться к ответам учащихся. Организация урока была удовлетворительная, уровень дисциплины хороший. Считаю, что в ходе урока была достигнута поставленная цель и решены задачи.

Мне удалось получить соответствующие результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся.

Читайте также: