Плакатов школы баухауз в которых используются геометрические примитивы как выразительное средство

Обновлено: 30.06.2024

Онлайн обучение графическому дизайну, типографике и брендингу


Не будет преувеличением сказать, что революция, которая случилась в области дизайна и вёрстки печатных изданий, может быть даже более радикальна, чем революция совершённая ими в архитектуре и дизайне промышленных изделий. Ну, достаточно упомянуть одно имя — Ян Чихольд, но не о нем сейчас речь, а речь — о тех безымянных верстальщиках (в те времена они назывались — наборщики), которые в течение нескольких лет в типографии Баухауз верстали малотиражный альманах школы Bauhausbucher.

Собственно по ним, по этим немногочисленным потрёпанным экземплярам, которые на сегодняшний день являются коллекционной ценностью, мы можем составить некоторое представление о том, каков был графический дизайн 20-х, каковы были правила вёрстки в эпоху раннего конструктивизма, и через это понять, откуда и как появился концепция модульного дизайна, которая и по сей день не потеряла своей актуальности.

Данная подборка, это обложки и отдельные страницы из двух альманахов Bauhausbucher 1925 года. В одном из них — лекции Пауля Клее, в другом — Василия Васильевича Кандинского. Особое очарование этим листам придаёт ещё и то, что лекции проиллюстрированы Кандинским и Клее собственноручно. Делюсь своей неожиданной находкой с читателями. Получайте удовольствие и подписывайтесь на блог.

Эволюция плаката: Баухаус

Когда мы говорим о плакате и о Баухаусе, мы должны понимать, что дизайн и собственный (не)стиль (сами участники этой школы отрицали их приверженность к какому-либо стилю) этой школы подарил миру иллюстрации с тремя главными цветами: желтым, красным, синим.


Постер школы Баухауса

Главными чертами изданий Баухауса были упорядоченность, система и асимметричная типографика. Декор сводился к линиям, прямоугольникам и кругам. В Баухаусе получили развитие все жанры графического дизайна: шрифт, коллаж, фотомонтаж, рекламный плакат, книга и т.д. Непременным атрибутом стал гротескный шрифт.


Афиша школы Баухауса


Небольшая инфографика достижений Баухауса

Особенности преподавания

Обучение проходило не в студиях, а в мастерских, где опытные художники и мастера знакомили учеников и тайнами творчества и приобщали к собственному художественному языку.

Учителей в Баухаузе называли мастерами, а студентов - рабочими и подмастерьями (с целью подчеркнуть связь художественного производства с реальным миром).


Фотографии учеников школы Баухауса


Фотографии учеников школы Баухауса

Работы учеников стали ассоциироваться с определенным стилем - геометричным, функциональным и современным. Сам Гропиус неустанно отрицал существование какого-либо стиля Баухауса в принципе, а Оскар Шлеммер говорил о стиле, который приписывали школе, так:

Отрицание всех стилей прошлого, стремление к актуальности моменту любой ценой - такой стиль повсюду, но только не в Баухаусе.

На самом деле, дизайн всего, что делалось в школе, определялся функциональными потребностями, а не стремлением соответствовать некому стилю.


Работы учеников школы Баухауса


Работы учеников школы Баухауса

Разработка новых шрифтов на основе эстетики абстрактной геометрической формы стала одним из главных направлений графического дизайна школы Баухаус. Крупнейшим мастером типографии и книжного дизайна в Баухаусе стал Герберт Байер. Для разработки новых типов шрифтов Байер использовал простейшие геометрические элементы, экспериментируя в сфере стандартизации процессов современной визуальной коммуникации.

Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал:

Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной "А" или со строчной "а".


Пример такого шрифта

Ещё одним крупным мастером типографики в Баухаусе был Йост Шмидт.

Под его руководством учеником школы Вальтером Пуффом был создан знаменитый логотип Баухауса, присутствующий сегодня на фасаде здания школы в Дессау.


Логотип школы Баухаус


Фотография школы Баухаус

Таким образом, если мы говорим о значении Баухауса в графическом дизайне и в плакате, то мы не можем не считаться с тем фактом, что эта школа подарила миру “новый” дизайн трёхцветного плаката, шрифты без использования заглавных букв и минималистичность, которая не была так востребована до этого периода.

Баухаус

Когда мы говорим о плакате и о Баухаусе, мы должны понимать, что дизайн и собственный (не)стиль (сами участники этой школы отрицали их приверженность к какому-либо стилю) этой школы подарил миру иллюстрации с тремя главными цветами: желтым, красным, синим.

Постер школы Баухауса

Главными чертами изданий Баухауса были упорядоченность, система и асимметричная типографика. Декор сводился к линиям, прямоугольникам и кругам. В Баухаусе получили развитие все жанры графического дизайна: шрифт, коллаж, фотомонтаж, рекламный плакат, книга и т.д. Непременным атрибутом стал гротескный шрифт.

Особенности преподавания

Обучение проходило не в студиях, а в мастерских,

где опытные художники и мастера знакомили учеников и тайнами творчества и приобщали к собственному художественному языку.

Учителей в Баухаузе называли мастерами,

а студентов - рабочими и подмастерьями (с целью подчеркнуть связь художественного производства с реальным миром).

Работы учеников стали ассоциироваться с определенным стилем - геометричным, функциональным и современным. Сам Гропиус неустанно отрицал существование какого-либо стиля Баухауса в принципе, а Оскар Шлеммер говорил о стиле, который приписывали школе, так:

Отрицание всех стилей прошлого, стремление к актуальности моменту любой ценой - такой стиль повсюду, но только не в Баухаусе.

На самом деле, дизайн всего, что делалось в школе, определялся функциональными потребностями, а не стремлением соответствовать некому стилю.

Разработка новых шрифтов на основе эстетики абстрактной геометрической формы стала одним из главных направлений графического дизайна школы Баухаус. Крупнейшим мастером типографии и книжного дизайна в Баухаусе стал Герберт Байер. Для разработки новых типов шрифтов Байер использовал простейшие геометрические элементы, экспериментируя в сфере стандартизации процессов современной визуальной коммуникации.

Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал:

Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной "А" или со строчной "а".

Пример такого шрифта

Ещё одним крупным мастером типографики в Баухаусе был Йост Шмидт.

Под его руководством учеником школы Вальтером Пуффом был создан знаменитый логотип Баухауса, присутствующий сегодня на фасаде здания школы в Дессау.

Таким образом, если мы говорим о значении Баухауса в графическом дизайне и в плакате, то мы не можем не считаться с тем фактом, что эта школа подарила миру “новый” дизайн трёхцветного плаката, шрифты без использования заглавных букв и минималистичность, которая не была так востребована до этого периода.

Баухауз — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры XX века. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауза стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

В этой статье мы расскажем про основные этапы ее становления и про то, как и кем были заложены принципы самого смелого учебного учреждения XX века. Также вы узнаете о досуге и знаменитых вечеринках студентов Баухауза и о некоторых работах, созданных его мастерами и студентами.

Баухауз в Веймаре 1919-1925

Здание Баухауз в Вемайре

Первое здание университета Баухауз в Веймаре, построенное в 1904 году

25 апреля 1919 года в Веймаре открылась Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухауз. Ее директором стал Вальтер Гропиус. Еще находясь на фронте Первой мировой войны, будучи уже известным архитектором, Вальтер мечтал об учебном заведении, которое изменило бы значение дизайна и мир вообще. Такая возможность представилась ему на посту директора крупнейшей школы дизайна XX века.

Баухауз

Эта гравюра по дереву Лионеля Фейнингера была включена Вальтером Гропиусом в основополагающий манифест и программу Баухауза в 1919 году

Подход к отбору и обучению студентов

Гропиус решил, что у студентов Баухауза должно быть по два наставника по каждому предмету. Мастера и ремесленники обучали профессии, художники прививали эстетическое вдохновение и чувство вкуса. Первыми преподавателями стали Иоганнес Иттен, Лионель Фейнингер и Герхард Маркс. Позднее к ними присоединились Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь. Многие из первых студентов впоследствии оставались в Баухаузе в качестве мастеров.

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

студенты школы Баухауз

Студентам Баухауза было от семнадцати до сорока пяти лет. Учитывая тяжелый военный период, Гропиус убедил Веймарское министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь тем студентам, чьи работы были коммерчески успешны.

Поступить в Баухауз могли и мужчины, и женщины. В первые годы девушки распределялись преимущественно в ткацкие и текстильные цеха. Гропиус считал, что работа с металлом и архитектура не подходят женскому типу мышления. Интересно, что одна из самых известных студенток Веймарского Баухауза Марианна Брандт работала именно в металлическом цехе и в 1928 году стала его руководителем.

Баухауз

Баухауз

Баухауз

Баухауз, Gerhard Marcks

Гропиус сам придумал программу обучения в Баухаузе. Большая ее часть была связана с ручной работой. Он был уверен, что ручной и машинный труд не различаются по своей сути, а отличаются только возможными масштабами производства. Только человек, знающий ремесло и работающий с материалами, способен качественно и профессионально управлять машинами. Он хотел, чтобы студенты не чертили на бумаге, а работали с материалами и создавали реальные объекты.

Учебная программа Баухауза в Веймаре

Первая учебная программа Баухауза состояла из трех курсов: подготовительного, практического и строительного. На подготовительном студенты изучали основы формы и работы с материалами. На практическом — занимались ремеслом, создавали продукцию для массового потребления, детально изучая проблемы формы и цвета. В каждой мастерской обучали работе с определенным материалом: камнем, деревом, металлом, глиной, стеклом, текстилем, цветом. На строительном курсе подмастерья работали уже на строительных площадках.

Баухауз

Диаграмма Гропиуса

Такой подход к обучению давал ученикам Баухауза возможность почувствовать радость от создания новых объектов. Студенты должны были понимать, что их будущее связано с промышленностью и массовым производством.

Одним из первых преподавателей подготовительного курса стал швейцарский художник Иоганнес Иттен, которому Гропиус лично предложил присоединиться к школе. Из Вены, где Иттен преподавал, с ним приехало шестнадцать учеников, они стали первыми студентами Баухауза.

Студенты Баухауз

Йоханнес Иттен занимается с учениками физическими упражнениями на крыше школы, 1931

Форкурс длился один семестр: студенты должны были раскрепоститься и освободиться от условностей; выбрать профессию и материал, с которым интересно работать; изучить законы цвета и формы. После курса студенты переходили в интересующие их мастерские для изучения непосредственно ремесла.

Для расслабления и концентрации студентов Иттен начинал занятия с медитации и дыхательных упражнений. На курсе художественной грамоты они, наоборот, хаотично двигались и танцевали, чтобы понять, как изобразить ритм на бумаге.

баухауз

баухауз

баухауз

баухауз

После ухода Иттена из Баухауза в 1923 году подготовительный курс стал вести Ласло Мохой-Надь, а с 1928 — художник и дизайнер Джозеф Альберс.

Выставка 1923 года в Веймаре

Спустя 4 года после основания Баухауза правительство Тюрингии (куда входит Веймар) начало активно интересоваться результатами его работы, возник вопрос о целесообразности подобного использования денег налогоплательщиков. В 1923 году в Веймаре состоялась выставка работ студентов Баухауза.

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Юстус Шмидт Постер к выставке Баухауза в Веймаре, 1923

Основным экспонатом на выставке стал образцовый жилой дом Хауз-ам-Хорн — пример функционального строительства, оснащенный всем необходимым для современной жизни. Такой дом был доступен обычному рабочему, был экологичен и воплощал основные принципы Баухауза.

Жилой дом Хауз-ам-Хорн Интерьер кухни дома

Театральный курс

Одной из причин формирования театрального курса было желание объединить студентов и преподавателей, сформировать между ними дружеские отношения. Предполагалось, что театр должен не только использовать художественные приемы, но и законы механики, оптики и прочие научные знания.

Оформлением сцены театра в Дессау также занимался Шлеммер, который присоединился к Баухаузу еще в 1920 году. Именно Шлеммер нарисовал знаменитый логотип Баухауза.

Баухауз, Театральный курс

Баухауз, Театральный курс

Работа курсов

У каждого мастера Баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы — все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала студентов. Мы уже рассказывали о самых знаменитых предметах, придуманных в стенах Баухауза. Ниже представлены менее известные работы и наброски, созданные в процессе обучения.

Василий Кандинский присоединился к школе в 1922 году, позднее стал помощником директора и проработал в этой должности до 1933 года. Он был одним из самых влиятельных мастеров Баухауса. Его занятия включали в себя теорию цвета, аналитический рисунок и основы художественного проектирования. В классе Кандинского студенты изучали отношение цвета к форме через анализ отдельных элементов, таких как линия, точка и плоскость.

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Баухауз, работы студентов

Танцы нон-стоп

В Баухаузе были организованы музыкальные и танцевальные вечера, лекции и концерты. На них могли приходить не только студенты, преподаватели, другие дизайнеры и архитекторы, но и местные жители. Таким образом художники могли пообщаться с простыми людьми, для которых они проектируют свои объекты, а люди, не связанные с искусством, узнать немного больше о дизайне и архитектуре.

Студенты Баухауз

Четыре ученика Баухауза в кружке: Роберт Ленц, Хин Бредендик, Лони Нейман и Герман Готель

Баухауз в Дессау 1925-1931

Здание школы со стороны входа Комплекс Баухауза в Дессау. Общежитие справа





Новое здание в Дессау, построенное по проекту Гропиуса, включало в себя зону с мастерскими и классными комнатами, сцену и обеденный зал для студентов, административный сектор, двадцать восемь апартаментов, а также прачечные и ванные комнаты. Комплекс был возведен всего за год — к 1926 году.

В Дессау произошли некоторые изменения в расписании. Теперь один класс вел только один мастер (обязательное участие в обучении художника и ремесленника больше не требовалось). Был значительно расширен архитектурный факультет, добавлен курс типографии и верстки.

Мастера школы на крыше здания в 1926 в Дессау Пауль Клее и Василий Кандинский за завтраком. Дессау, 1929

В 1925 году преподаватели и последователи Баухауза отказались от использования в своих работах прописных букв, поддержав тем самым шрифт Universal, разработанный австрийским графическим дизайнером Гербертом Байером. Германское общество инициативу не поддержало — в немецком языке с прописных букв начинаются существительные.

Bauhaus, Баухауз

Герберт Байер создал типографскую идентичность Баухауза

Закрытие Баухауза

Вальтер Гропиус был директором школы 9 лет, в 1928 году его сменил Ханнес Мейер , руководивший курсом архитектуры. Гропиус сам выбрал себе преемника. Недопонимание с муниципальными властями вынудили Мейера покинуть пост уже спустя 2 года. В 1930 году руководство принял Людвиг Мис ван дер Роэ .

Мис оставался директором до окончательного закрытия Баухауза в 1933 году в Берлине, куда школа переехала годом ранее. Здание школы в Дессау заняла национал-социалистическая партия.

Почему Баухауз так важен?

Баухауз был первым подобным учебным заведением, его идеи и принципы мгновенно распространились среди креативного сообщества XX-века и остаются актуальными по сей день.

Мы подготовили для вас подборку интересных материалов, если вы хотите узнать о Баухаузе больше

Смотреть

Лекция Артема Дежурко в Еврейском музее и центре толерантности:

на английском

— Документальный фильм DW Documentary 2019 года. Три сорокаминутные серии рассказывают о применении идей Баухауза его последователями в современном мире;

Читать

— Книги и журналы Баухауза в открытом доступе ;

— Наша статья про историю Баухауза и культовые объекты, созданные в его стенах;

— Биография Людвига ван дер Роэ , выдающегося архитектора и последнего директора Баухауза;

— Интервью директора Фонда Баухауза в Дессау Филиппа Освальта . О работе Фонда, популяризации и осмыслении идей Баухауза в контексте современной культуры;

на английском

Читайте также: