Песочные часы тургенев анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Творчество И. С. Тургенева - это мир, до сих пор до конца не изведанный. Нет ни одной темы, которую бы не затронул он в своих великих произведениях. Каждое из них - это открытый разговор с читателем о смысле жизни, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве… В каждом из его романов запечатлен конкретный момент исторического бытия России. Именно поэтому они вызывали бурную реакцию читателей и критиков - писатель говорил о том, что волновало всех, что наблюдали все, его произведения становились поводом для обсуждения современных проблем.

… что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование.

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя, а также обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.

Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытались соединить аналитическую и творческую работу.

По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения.

I. Жанровая специфика.

Цель этапа – выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”.

  • миниатюрность формы, краткость текста;
  • богатое использование изобразительно-выразительных средств;
  • эмоциональность повествования;
  • ритмизированность, музыкальность прозы;
  • лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

II. История создания “Стихотворений в прозе”.

Цель этапа – познакомить учащихся с замыслом, историей создания и опубликования цикла.

III. Контраст – сквозной мотив “Стихотворений в прозе”.

Цель этапа – выявить общую тональность цикла, преобладающие в нем настроения.

Работа организуется в группах, каждая из которых знакомится с тремя стихотворениями в прозе и путем совместного обсуждения определяет преобладающее настроение каждого текста, выделяет ключевую фразу, выражающую это настроение. Кроме этого, продумывает краткий анализ художественных текстов и одно из трех стихотворений в прозе, наиболее понравившееся, группа готовит для выразительного чтения.

Первой группе для работы предлагаются стихотворения в прозе “Старуха”, “Мы ещё повоюем!”, “Nessum maggior dolore” (“Нет большей скорби”). Вторая группа работает с текстами “Лазурное царство”, “Стой!”, “Без гнезда”. Третья группа выполняет задание по стихотворениям в прозе “Песочные часы”, “Воробей”, “Как хороши, как свежи были розы…”

По окончании работы каждая группа высказывает предположение, какие настроения выразил автор в предложенных текстах.

Ученики делают вывод, что стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие – печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.

Путем совместного обсуждения, мы приходим к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.

Перед тем, как начать непосредственный анализ текстов стихотворений в прозе, предложенных группам, мы выстраиваем таблицу, в которую и будем записывать ключевые фразы из текстов, а также наши размышления.

Каждая группа по очереди знакомила класс с итогами своей работы: выделенными фразами, раскрывающими настроение текста; кратким, но глубоким анализом произведений.

Файлы: 1 файл

спецвопрос (лёнюш.).doc

Министерство образования и науки

Московский государственный областной университет

Спец.вопрос по русской литературе второй трети XIX века на тему:

студентка 33 группы

факультета русской филологии

Тематика стихотворений весьма разноречива по своему характеру и по своей тональности. С одной стороны, Тургенев, живущий вдалеке от России, приходит к трагическому мироощущению. С другой стороны, создаёт ряд стихотворений, утверждающих веру в человека, в торжество гуманности и справедливости.

«И я всё-таки не увидал её глаз. Они были закрыты.

Смерть неумолима, она торжествует над человеком и его творениями.

«Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.

«- Какая моя вина? - шепчут её губы.

- Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты.

И всё-таки велика твоя вина передо мною.

Хочешь ты её узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах?

всесильной и вездесущей. И каким же противоестественным явлением перед этим горячим призывом к жизни должна показаться мысль о самоубийстве!

Рассказ “Часы” был написан Тургеневым в 1875 г. в Париже и напечатан в “Вестнике Европы” № 1 за 1876 г. Тургенев писал рассказ в общей сложности больше года. Он начал в Спасском, затем уехал в Москву, Петербург и за границу.

Литературное направление и жанр

Реалистический рассказ “Часы” по времени действия и количеству действующих лиц близок к повести, но в нем одна сюжетная линия, что дает возможность определить его жанровую принадлежность. В нем сильно социально-психологическое звучание.

Проблематика

проблема – бунт мелкого чиновника, “маленького человека”, против нравственной нечистоты, обмана. Тургенев показывает последствия этого бунта – нищету, болезни, смерть, болезнь ребенка.

Поднимаются социальные проблемы, связанные с нравами и бытом мелкого служилого люда: стряпчих, фабричных, солдат…

Исследуется проблема становления личности и факторы, влияющие на нее.

Герои рассказа
Алексей и Давыд

Рассказчик Алексей и его двоюродный брат Давыд обладают противоположными чертами характера. Алексей слаб и малодушен. Давыд собран, цельная натура, решительный

Семья Алексея духовно ограничена, отец его живет хоть и мелким, но обманом, поговаривают, что он рассказал о запретном образе мыслей или делах брата Егора. В такой среде даже лучшие побуждения Алексея остаются жалкими и половинчатыми (как двойное дарение часов с их возвращением назад). Читатель понимает, что Алексей не будет сильной личностью.

Давыд – настоящий сын своего сосланного за убеждения в Сибирь отца. Он решителен и деятелен, не выносит насилия, знает, какие поступки хороши, а какие плохи. Давыд сдержан и молчалив, но Алексей подчинен ему.

Нравственные силы героев Тургенев всегда проверяет в любви. Любовь Давыда деятельная, он во всем помогает любимой: хлопочет о похоронах матери Раи, дает деньги на лекарство для маленькой Любы. Давыд не позволяет дяде оскорблять Раю, вступает с ним в прямой конфликт.

Алексея уничтожила разлука с двоюродным братом, он словно осиротел, на время потерял опору в жизни и охоту к ней. Очевидно, дальнейшая его жизнь – спокойная жизнь обывателя. В старости, глядя на часы, Алексей тоскует о той упущенной возможности, которая у него появилась бы, если бы он вырвался из своей среды.

Жизнь Давыда – это жизнь победителя и героя, погибшего в Бородинской битве. Его цель – достичь всего, что задумал. Судьба Раи неизвестна, как будто ее жизнь растворилась в жизни мужа.

Раиса

Тургенев подчеркивает детали портрета Раисы. Руки ее тонкие, проворные и ловкие, глаза умные карие. Алексей узнает Раису издали по походке, легкой, упругой, “с маленьким подпрыгом на каждом шагу”.

Раиса грациозна и женственна. Все, что она делала, выходило красиво и трогательно.

Раиса духовно сильна, в ней чувствуется внутреннее достоинство. Она с удивительной стойкостью переносит обрушившиеся на нее несчастья, на скудные доходы от ее рукоделия семья существует. Алексей удивляется, слушая взрослые разговоры Давыда с Раей, что им всего 16-17 лет.

Внезапное окаменение и онемение Раи, уверенной в смерти Давыда, свидетельствует, что сил ей придает именно любовь.

Братья Егор и Порфирий

Порфирий стряпчий, его цель – жить хорошо. Спасенного Давыда он попрекает тем, что он затратил имущество (выбросил часы), ввел в убытки (нужно было заплатить спасителю). С одной стороны, он любит жизнь спокойную и размеренную, не выходящую за рамки общепринятых норм.

С другой – он рискует, проворачивает не совсем честные дела.

Порфирий заботится о сохранении внешнего благочестия. Когда Давыд сообщает, что Рая – его невеста, Порфирий упрекает его в том, что он потерял всякое приличие, а Раю в том, что она забыла стыд и самую честь.

Егор как раз очень доволен сыном и его выбором, замечает, что Рая будет хорошей хозяйкой. Вернувшись, он не упрекал брата, не просто пренебрегал, а брезговал им. Как и Давыд, он не оглядывается на общественное мнение, увозит с собой Раю и ее сестру.

Он щедр, дает деньги на похороны и одаривает спасителя Давыда.

Пульхерия Петровна

Тетка Алексея изображается как ограниченная старая дева, цель жизни которой – соблюдение общественных правил и норм. Каждый, кто их нарушает, становится врагом. Раю она называет негодницей и потаскушкой.

Латкин

Латкин вздумал бунтовать против сложившейся системы общественных отношений, рассказав доверителю о своем собственном обмане. Этот бунт “маленького”, но честного человека приводит к несчастьям и гибели. Латкин и сам воспринимает смерть и болезни в семье как наказание за свой поступок, который объективно достоин уважения, но порицается обществом.

Алексей говорит, что его отец легко прощал крестному, когда тот перебивал у него клиентов (то есть обман и махинации), но поступка Латкина простить не мог.

Тургенев наделяет Латкина способностью путать слова. Таким образом он получает статус блаженного, чьими словами говорит Господь. Внятные слова Латкина “вместе крали”, обращенные к Порфирию, воспринимаются им как осуждение Божье и побуждают молиться с Латкиным и простить его.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 26 пронумерованных главок. Рассказчик, старик Алексей, в 1850 г. вспоминает о событиях юности, случившихся в 1801 г. В последней главке старик снова возвращается в настоящее.

Весь сюжет связан с подаренными Алексею крестным часами, которые герои даже называют заколдованными, потому что они проявляют неожиданные, часто худшие или скрытые качества их характеров.

В рассказе Тургенев использует прием ретроспекции, описывая события, предшествующие рассказу с часами: ссору с Латкиным и его несчастья, историю отношений братьев с Черногубкой.

Кульминация рассказа – уничтожение злополучных часов и несчастье с Давыдом, которое продолжает действовать на героев, как часы, и проявляет худшие качества отца Алексея и тетки, лучшие качества Латкина и истинную любовь Раи и Давыда

Особенности стиля

Тургенев долго и тщательно прописывал каждую психологическую деталь, например, помахивающую кнутиком Любу, не понимающую несчастья, случившегося с Давыдом.

Тургенев не дает подробных портретных характеристик героев (кроме Раи), но подчеркивает характерные детали внешности или личности: крестный “пухлый, круглый”, похож на лису; отец гневлив, но отходчив; у Любы огромные удивленные глаза, у Раи родинка на верхней губе и милое прозвище Черногубка.

Образ серебряных часов луковицей с розаном становится символом пролетевшей жизни, упущенных возможностей, тоски по молодости.

Читайте также: