Песочные часы тургенев анализ кратко
Обновлено: 04.07.2024
Творчество И. С. Тургенева - это мир, до сих пор до конца не изведанный. Нет ни одной темы, которую бы не затронул он в своих великих произведениях. Каждое из них - это открытый разговор с читателем о смысле жизни, о любви, о судьбах поколений, об одиночестве… В каждом из его романов запечатлен конкретный момент исторического бытия России. Именно поэтому они вызывали бурную реакцию читателей и критиков - писатель говорил о том, что волновало всех, что наблюдали все, его произведения становились поводом для обсуждения современных проблем.
… что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование.
Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя, а также обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.
Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытались соединить аналитическую и творческую работу.
По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения.
I. Жанровая специфика.
Цель этапа – выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”.
- миниатюрность формы, краткость текста;
- богатое использование изобразительно-выразительных средств;
- эмоциональность повествования;
- ритмизированность, музыкальность прозы;
- лирический герой – субъект переживания и объект изображения.
II. История создания “Стихотворений в прозе”.
Цель этапа – познакомить учащихся с замыслом, историей создания и опубликования цикла.
III. Контраст – сквозной мотив “Стихотворений в прозе”.
Цель этапа – выявить общую тональность цикла, преобладающие в нем настроения.
Работа организуется в группах, каждая из которых знакомится с тремя стихотворениями в прозе и путем совместного обсуждения определяет преобладающее настроение каждого текста, выделяет ключевую фразу, выражающую это настроение. Кроме этого, продумывает краткий анализ художественных текстов и одно из трех стихотворений в прозе, наиболее понравившееся, группа готовит для выразительного чтения.
Первой группе для работы предлагаются стихотворения в прозе “Старуха”, “Мы ещё повоюем!”, “Nessum maggior dolore” (“Нет большей скорби”). Вторая группа работает с текстами “Лазурное царство”, “Стой!”, “Без гнезда”. Третья группа выполняет задание по стихотворениям в прозе “Песочные часы”, “Воробей”, “Как хороши, как свежи были розы…”
По окончании работы каждая группа высказывает предположение, какие настроения выразил автор в предложенных текстах.
Ученики делают вывод, что стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие – печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.
Путем совместного обсуждения, мы приходим к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.
Перед тем, как начать непосредственный анализ текстов стихотворений в прозе, предложенных группам, мы выстраиваем таблицу, в которую и будем записывать ключевые фразы из текстов, а также наши размышления.
Каждая группа по очереди знакомила класс с итогами своей работы: выделенными фразами, раскрывающими настроение текста; кратким, но глубоким анализом произведений.
Файлы: 1 файл
спецвопрос (лёнюш.).doc
Министерство образования и науки
Московский государственный областной университет
Спец.вопрос по русской литературе второй трети XIX века на тему:
студентка 33 группы
факультета русской филологии
Тематика стихотворений весьма разноречива по своему характеру и по своей тональности. С одной стороны, Тургенев, живущий вдалеке от России, приходит к трагическому мироощущению. С другой стороны, создаёт ряд стихотворений, утверждающих веру в человека, в торжество гуманности и справедливости.
«И я всё-таки не увидал её глаз. Они были закрыты.
Смерть неумолима, она торжествует над человеком и его творениями.
«Хочешь быть спокойным? Знайся с людьми, но живи один, не предпринимай ничего и не жалей ни о чем.
«- Какая моя вина? - шепчут её губы.
- Твоя вина? Самый светлый ангел в самой лучезарной глубине небес скорее может провиниться, нежели ты.
И всё-таки велика твоя вина передо мною.
Хочешь ты её узнать, эту тяжкую вину, которую ты не можешь понять, которую я растолковать тебе не в силах?
всесильной и вездесущей. И каким же противоестественным явлением перед этим горячим призывом к жизни должна показаться мысль о самоубийстве!
Рассказ “Часы” был написан Тургеневым в 1875 г. в Париже и напечатан в “Вестнике Европы” № 1 за 1876 г. Тургенев писал рассказ в общей сложности больше года. Он начал в Спасском, затем уехал в Москву, Петербург и за границу.
Литературное направление и жанр
Реалистический рассказ “Часы” по времени действия и количеству действующих лиц близок к повести, но в нем одна сюжетная линия, что дает возможность определить его жанровую принадлежность. В нем сильно социально-психологическое звучание.
Проблематика
проблема – бунт мелкого чиновника, “маленького человека”, против нравственной нечистоты, обмана. Тургенев показывает последствия этого бунта – нищету, болезни, смерть, болезнь ребенка.
Поднимаются социальные проблемы, связанные с нравами и бытом мелкого служилого люда: стряпчих, фабричных, солдат…
Исследуется проблема становления личности и факторы, влияющие на нее.
Герои рассказа
Алексей и Давыд
Рассказчик Алексей и его двоюродный брат Давыд обладают противоположными чертами характера. Алексей слаб и малодушен. Давыд собран, цельная натура, решительный
Семья Алексея духовно ограничена, отец его живет хоть и мелким, но обманом, поговаривают, что он рассказал о запретном образе мыслей или делах брата Егора. В такой среде даже лучшие побуждения Алексея остаются жалкими и половинчатыми (как двойное дарение часов с их возвращением назад). Читатель понимает, что Алексей не будет сильной личностью.
Давыд – настоящий сын своего сосланного за убеждения в Сибирь отца. Он решителен и деятелен, не выносит насилия, знает, какие поступки хороши, а какие плохи. Давыд сдержан и молчалив, но Алексей подчинен ему.
Нравственные силы героев Тургенев всегда проверяет в любви. Любовь Давыда деятельная, он во всем помогает любимой: хлопочет о похоронах матери Раи, дает деньги на лекарство для маленькой Любы. Давыд не позволяет дяде оскорблять Раю, вступает с ним в прямой конфликт.
Алексея уничтожила разлука с двоюродным братом, он словно осиротел, на время потерял опору в жизни и охоту к ней. Очевидно, дальнейшая его жизнь – спокойная жизнь обывателя. В старости, глядя на часы, Алексей тоскует о той упущенной возможности, которая у него появилась бы, если бы он вырвался из своей среды.
Жизнь Давыда – это жизнь победителя и героя, погибшего в Бородинской битве. Его цель – достичь всего, что задумал. Судьба Раи неизвестна, как будто ее жизнь растворилась в жизни мужа.
Раиса
Тургенев подчеркивает детали портрета Раисы. Руки ее тонкие, проворные и ловкие, глаза умные карие. Алексей узнает Раису издали по походке, легкой, упругой, “с маленьким подпрыгом на каждом шагу”.
Раиса грациозна и женственна. Все, что она делала, выходило красиво и трогательно.
Раиса духовно сильна, в ней чувствуется внутреннее достоинство. Она с удивительной стойкостью переносит обрушившиеся на нее несчастья, на скудные доходы от ее рукоделия семья существует. Алексей удивляется, слушая взрослые разговоры Давыда с Раей, что им всего 16-17 лет.
Внезапное окаменение и онемение Раи, уверенной в смерти Давыда, свидетельствует, что сил ей придает именно любовь.
Братья Егор и Порфирий
Порфирий стряпчий, его цель – жить хорошо. Спасенного Давыда он попрекает тем, что он затратил имущество (выбросил часы), ввел в убытки (нужно было заплатить спасителю). С одной стороны, он любит жизнь спокойную и размеренную, не выходящую за рамки общепринятых норм.
С другой – он рискует, проворачивает не совсем честные дела.
Порфирий заботится о сохранении внешнего благочестия. Когда Давыд сообщает, что Рая – его невеста, Порфирий упрекает его в том, что он потерял всякое приличие, а Раю в том, что она забыла стыд и самую честь.
Егор как раз очень доволен сыном и его выбором, замечает, что Рая будет хорошей хозяйкой. Вернувшись, он не упрекал брата, не просто пренебрегал, а брезговал им. Как и Давыд, он не оглядывается на общественное мнение, увозит с собой Раю и ее сестру.
Он щедр, дает деньги на похороны и одаривает спасителя Давыда.
Пульхерия Петровна
Тетка Алексея изображается как ограниченная старая дева, цель жизни которой – соблюдение общественных правил и норм. Каждый, кто их нарушает, становится врагом. Раю она называет негодницей и потаскушкой.
Латкин
Латкин вздумал бунтовать против сложившейся системы общественных отношений, рассказав доверителю о своем собственном обмане. Этот бунт “маленького”, но честного человека приводит к несчастьям и гибели. Латкин и сам воспринимает смерть и болезни в семье как наказание за свой поступок, который объективно достоин уважения, но порицается обществом.
Алексей говорит, что его отец легко прощал крестному, когда тот перебивал у него клиентов (то есть обман и махинации), но поступка Латкина простить не мог.
Тургенев наделяет Латкина способностью путать слова. Таким образом он получает статус блаженного, чьими словами говорит Господь. Внятные слова Латкина “вместе крали”, обращенные к Порфирию, воспринимаются им как осуждение Божье и побуждают молиться с Латкиным и простить его.
Сюжет и композиция
Рассказ состоит из 26 пронумерованных главок. Рассказчик, старик Алексей, в 1850 г. вспоминает о событиях юности, случившихся в 1801 г. В последней главке старик снова возвращается в настоящее.
Весь сюжет связан с подаренными Алексею крестным часами, которые герои даже называют заколдованными, потому что они проявляют неожиданные, часто худшие или скрытые качества их характеров.
В рассказе Тургенев использует прием ретроспекции, описывая события, предшествующие рассказу с часами: ссору с Латкиным и его несчастья, историю отношений братьев с Черногубкой.
Кульминация рассказа – уничтожение злополучных часов и несчастье с Давыдом, которое продолжает действовать на героев, как часы, и проявляет худшие качества отца Алексея и тетки, лучшие качества Латкина и истинную любовь Раи и Давыда
Особенности стиля
Тургенев долго и тщательно прописывал каждую психологическую деталь, например, помахивающую кнутиком Любу, не понимающую несчастья, случившегося с Давыдом.
Тургенев не дает подробных портретных характеристик героев (кроме Раи), но подчеркивает характерные детали внешности или личности: крестный “пухлый, круглый”, похож на лису; отец гневлив, но отходчив; у Любы огромные удивленные глаза, у Раи родинка на верхней губе и милое прозвище Черногубка.
Образ серебряных часов луковицей с розаном становится символом пролетевшей жизни, упущенных возможностей, тоски по молодости.
Читайте также: