Песнь о вещем олеге план 7 класс кратко
Обновлено: 06.07.2024
- Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
- Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
- Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Тип урока: урок-исследование
ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.
П.С.: учитель – ученики собеседники
М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.
Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.
I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4)
Ответы на вопросы учителя:
По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
- Когда появились летописи?
- Как называется первая русская летопись?
Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?
IV. Анализ произведения
Вопросы для беседы с классом:
Но вижу твой жребий на светлом челе.
воителю слава – отрада;
и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.
У брега Днепра лежат благородные кости…
…смертию кость угрожала
– в основе лежит исторический факт
– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы
Запись в тетрадях учащихся (слайд 8):
Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.
2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?
(Общее: рассказывают об одном историческом событии.
Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9)
3. Определите стихотворный размер.
5. В чём заключается идея стихотворения?
Но вижу твой жребий на светлом челе.
6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12)
7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13)
На сколько частей можно разделить произведение? (На три части
Определение основных элементов сюжета.
– Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)
– Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)
– Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?
Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.
Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17)
Выступление учащихся с результатами исследования.
Художественно-изобразительные средства | – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник | Эпитеты |
– грядущие годы таятся во мгле… | Метафоры | |
– как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… | Сравнения | |
–И волны, и суша покорны тебе; | Олицетворение | |
– с волей небесною | Инверсия | |
И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… И холод, и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего | Градация |
VII. Выводы урока (слайд 20)
Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о
развивать творческие способности учеников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: рассказ учителя, работа с картой,
выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: летописный источник; иллюстрации
1. Проверка домашнего задания
2. Слово учителя
Из письма А.С.Пушкина:
3. Из истории написания произведения
- Кто такой князь Олег? В какое время он княжил? Что вы знаете об этом историческом герое? Почему он назван вещим?
Историческая справка
Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда.
4. Работа с картой
- Представить, где и когда происходили события, упомянутые в летописи и в произведении Пушкина, нам поможет карта. Вспомните: на месте столицы Византийской империи – Константинополя, а по-русски – Царьграда, сейчас расположена столица Турции – Стамбул.
5. Чтение отрывка летописи
А теперь послушаем этот же фрагмент на современном русском языке.
/2-3 ученика заранее самостоятельно переводят текст и знакомят с ним класс/
- В каком жанре написано произведение?
/В жанре баллады. Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом ./
- Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?
/Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическая произведение, баллада – поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою/
7. Словарная работа
Волхвы – название языческих жрецов у славян, кудесники, чародеи.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхвованием; по языческим представлениям, волхвы могли предсказывать будущее.
Кудесник – чародей, колдун, тот, кому ведомо прошлое, настоящее и будущее.
Вещий – все знающий, обладающий даром предвидения.
8. Сравните летописный рассказ о смерти князя Олега со стихотворением А.С.Пушкина.
9. Анализ поэтического произведения
- Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?
- Каково изложение (последовательность событий) в летописном отрывке и стихотворении?
/Летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника. Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план./
- Есть ли в балладе устаревшие слова? Зачем автор их использует?
- Перечитаем сцену встречи князя Олега с кудесником /по ролям /.
- Как вы понимаете слова:
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
Литературоведы считают, что словами кудесника Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей.
Согласны ли вы с этим утверждением?/
/Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человека)/
Смерть не от ран (как воин, герой)
От коня не от болезни, старости
— Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становился рабом убийцы. Князь умер от коня! По поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы её развития. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания.
- Как раскрываются характеры героев? /При помощи диалога/
- Итак, характеры героев раскрываются при помощи диалога.
Кто больше нравится? Почему?
- Перечитайте слова Олега, что он говорит, узнав о смерти коня?
Изменился ли он с годами?
- Какое значение имеет последняя строфа баллады?
— Сможете вы назвать одну из основных тем баллады? (тема судьбы)
- Вопросы учебника (в опр. 4, 5 стр. 84)
10. Работа с иллюстрациями
Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина (1899) для академического издaния к столетию со дня рождения поэта. Оформление, созвучное эпически-величавым строфам Пушкина, было выполнено художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниатюрами, как в древних книгах. Cам текст был написан художником Виктором Замирайло.
- В чём смысл произведения? (Помните, мы говорили, что поэт в России – оракул, предсказатель. Он знает будущее и борется за него). Напомню, что стихи написаны в ссылке. Что могло волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?
Место и время действия
События баллады происходят в конце IX — начале X столетия в Киевской Руси.
Главные герои
- Вещий Олег – первый киевский князь из рода Рюриковичей.
- Кудесник – старик-волхв, предрекший Олегу смерть от коня.
- Конь Олега
для самых нетерпеливых -
для самых крутых -
Краткое содержание
Заключение
Читайте также: