Объясните какие духовные ценности и каким образом сохраняет школа библиотека

Обновлено: 06.07.2024

Духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения — на сегодняшний день задача первостепенной важности не только современного общества, церкви и образовательных учреждений, но и для библиотек.

· Теоретические основы данного вопроса;

· Обзор литературы, обогащающей духовный мир человека;

· Обмен опытом работы по теме семинарского занятия.

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения. Молодёжь лишена чётких духовных ориентиров. Поэтому бросается в крайности. Либо направляет свою энергию на достижение материального благополучия, либо вообще ни к чему не стремится.

В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагает только он, универсальные книжные фонды. Источниками знаний о духовной и нравственной жизни являются именно книги. Роль книги в образовании, воспитании, интеллектуальном развитии велика. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор.

Заведующая Детской библиотекой Ловчагига Т.В. и сотрудники Городского филиала Мазурова С.И. и Рыбакова Л.А. поделилась с коллегами опытом работы с подрастающим поколением в духовно-нравственном просвещении.

В условиях кризисного общества растёт влияние религии на общественную и личную жизнь людей; народ обращается к своим духовным истокам, традициям, обычаям, классическому духовному наследию. Известно, что после революции 1917 года церковь была отделена от государства и находилась под негласным запретом. Выросли поколения, не знакомые с наследием предков, православной религиозной культурой. Сегодня для многих стало очевидным, что религия содержит богатый опыт духовно – нравственного воспитания. Что принято называть нравственностью и духовностью? Протоиерей Церкви Балыкинской иконы божьей матери отец Сергий разъяснил эти понятия, отметил, что духовно-нравственное просвещение на сегодняшний день задача первостепенной важности не только церкви и образовательных учреждений, но и учреждений культуры. Отец Сергий выступил и с обзором новых художественных книг с православной тематикой как для детей, так и для взрослых.

Подводя итоги семинара, можно сделать вывод, что задача библиотеки – привлечь юное поколение к чтению высокохудожественной литературы, которая поможет воспитать в себе черты настоящего человека: честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, доброту, готовность прийти на помощь, быть правдивым и скромным, уважать старших.

В наступившем XXI веке, который называют веком образования и культуры, первостепенное значение приобретает ориентация на развитие личности растущего человека. Развитие личности, ее образование и воспитание, подготовка к жизни в быстро меняющемся, полном противоречий и драматизма современном мире, личности, имеющей высокие нравственные и жизненные устремления, находится в центре внимания научной и общественной мысли не только в России, но и за рубежом. Формирование жизнеспособного молодого поколения - одна из главных стратегических задач нашей страны.

Необходимо развивать социокультурную информационную среду - гуманную, духовную, в которой дети и подростки могут получить доступ к ценностям культуры и идеям, действительно способствующим их развитию как будущих граждан страны. И именно библиотеки вносят огромный вклад в развитие информационного общества, совершая многовековое путешествие из прошлого в будущее.

В международных исследованиях показано, что нельзя воспитать читателя только на обязательной программе чтения в школе, без досугового чтения ребенок не становится читающим человеком. Если же он не стал активным читателем к 12 годам, то восполнить этот пробел практически невозможно. Что же составляет читательскую среду ребенка: это так называемая системообразующая триада:
1- семья
2 – школа
3 – библиотека.

Три составляющие: Семья, Школа, Библиотека – создают окружение, формирующее читающего человека XXI века, нацеливают на необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, воспитания патриотов, граждан правового, демократическо¬го государства, обладающих высокой нравственностью и проявляю¬щих уважительное отношение к традициям и культуре.

В России была хорошая традиция - семейные чтения. Они всегда были традиционны в семье. Сегодня мы говорим об утрате этой традиции. Чаще всего родителям не хватает времени, а порой и умений, чтобы заниматься совместными чтениями.

Семейные чтения - это общее чтение книг, общение на основе книги. Именно общение на основе книги может сблизить детей и родителей. И, хотя говорят о разрыве между поколениями, книга может стать связующим звеном между поколениями отцов и детей.
И школьная библиотека располагает возможностями по организации работы с семьей.

Каждая семья уникальна, интересна по-своему, независимо от того благополучна она или нет. Не всегда взрослые и дети могут посмотреть на свою семью со стороны, найти зерна рациональности и какие-то положительные моменты. Кроме того, некоторые родители очень мало знают о своих детях.

Совместные мероприятия сближают детей и родителей, родители лучше узнают своих детей, дети пытаются освоить те знания, которыми обладают родители.

Чтение - та благодатная деятельность, которая открывает пути поиска жизненных ориентиров, способствует возникновению атмосферы духовности, общности.

Анкета для учащихся

1. Любишь ли ты читать?
- да
- нет
- не очень
2. Что дает тебе чтение?
3. О чем любишь больше всего читать?
4. Есть ли у тебя любимая книга?
5. Как ты выбираешь книги?
- по оглавлению - по содержанию
- по оформлению
- по автору
6. Прислушиваешься ли к советам библиотекаря?
7. Чьими советами пользуешься?
8. Сдавал ли книги не прочитанными? Почему?
9. Если бы тебе предложили самому написать книгу, о чем бы ты написал?
10. Помогают ли тебе выставки в библиотеке при выборе книг?
11. Умеешь ли ты пользоваться каталогом?
12. Что тебя не удовлетворяет в работе школьной библиотеке? И почему?
13. Какой видится тебе в будущем школьная библиотека?
14. Как ты считаешь, достаточно литературы в библиотеке? Если недостаточно, то какой именно?
- художественной литературы
- справочной литературы
- научно- популярной
15. Какие библиотеки ты посещаешь?
16. Из какой библиотеки ты любишь брать книги на дом и почему?
17. Какие книги ты прочитал за последние 2 месяца?
18. Владеешь ли ты компьютером?
19. Кто из членов вашей семьи занимается детским чтением?
20. Читают ли в вашей семье вместе с взрослыми вслух книги, журналы?

Амосова Н. А.,
заведующая библиотекой
высшей категории
МБОУ СОШ № 44

Часто мы даже не задумываемся насколько многогранна и многозначна литература. Литература — это явление грандиозное, это средство познания мира, она помогает нам понять этот Мир, понять окружающих нас людей. Литературу мы часто называем нашим помощником, воспитателем, а иногда говорим о ней как о целительнице душ человеческих.

Я хочу рассказать о совместной работе, которую проводят Филиал районной библиотеки №10 СПб ГБУ ТЦБС Пушкинского района и учителя и учащиеся лицея №408. Я хочу рассказать о Татьяне Витальевне Рухловой заведующей этим филиалом и ее единомышленниках библиотекарях: Подкидышевой Нелли Михайловне, Татаринцевой Юлии Богдановне, Федоровой Людмиле Владимировне.

Мы все хорошо знаем, что заставить молодое поколение читать очень трудно, а читать книги — практически невозможно. Современным детям читать со смартфона, планшета, электронной книги удобнее и проще. Но ведь вся эта техника не дает той проникновенности, не создает атмосферы таинства открытия. И в этом мне, как учителю, очень помогает библиотека.

Филиал №10 сегодня — это уютные и светлые помещения, в которые хочется проходить, потому что здесь все наполнено любовью к своему делу.

Все необходимое оборудование: мультимедийная система, сканеры и принтеры. ПК — это не просто дань моде, это все предоставляется для работы тем, кто пришел узнать что-то новое, подготовиться к уроку или лекции.

На сегодняшний день ученики нашего лицея с огромным удовольствием посещают документальные моноспектакли, когда используются различные источники, рассказывающие как о человеке, так и об эпохе. Это и автобиографии и биографии, статьи из газет и журналов, старые фотографии, если возможно фильмы, музыка, авторские записи.

Наша работа с сотрудниками библиотеки в настоящий момент приняла уже не только форму прослушивания лекций. Вот уже 2 года учащиеся 7 и 8 класса к 8 Марта и ко Дню Победы готовят совместно с сотрудниками библиотеки музыкально-литературные композиции. Ребята сами подбирают материал как исторический, так и литературный, даже музыку стараются подбирать сами. С огромным удовольствием выступают перед жителями микрорайона как на базе филиала №10, так и в лицее №408.

Актуальность и современная подача интереснейших фактов из жизни поэтов и писателей из жизни нишей Родины — все подкупает учащихся, развивает у них интерес к книге, к чтению. Конечно не все, но очень многие ребята начали читать, начали интересоваться литературой, начали чаще брать книгу в руки.

Учащиеся 7-8 классов, рассказывая о наших встречах в библиотеке, приглашают своих родителей, бабушек и дедушек на мероприятия, проводимые в филиале №10. А это уже результат нашей совместной работы.

Литература многогранна, её создатели очень разные люди, она развивается и сейчас, она помогает избавить наш мир от жестокости, ничтожности и злобы. И всему этому очень органично помогают нам, учителям, современные библиотеки.

Взял всю свою работу Иванушка отсканировал, отформатировал, распечатал да в папочку сложил, а утром профессору отдал, да еще рассказал:

Но главное — это книги, которых тут видимо-невидимо, только читай.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.


Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в младшем школьном возрасте .


Воспитание — двусторонний процесс, суть которого — воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.


Старшеклассники

Нравственность старшеклассников — одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направленийработы:

Актуальны следующие формы работы: благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

Читайте также: