Как воспринимал бунин барина и мужика кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 11 классе
Тема урока. Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953)

Цели : познакомить с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

– Что вы знаете о вручении Нобелевской премии? Кто становится ее лауреатом?

Мы приступаем к изучению творчества И. А. Бунина, первого среди писателей великой русской литературы, кому была вручена самая знаменитая премия в мире – Нобелевская.

Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Творчество Бунина высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.

III. Лекция с ассистентами.

1. Этапы биографии И. А. Бунина.

Учитель . Детство будущего писателя, родившегося в Воронеже, в 1870-м, в семье орловских помещиков, прошло на хуторе Бутырки, под Ельцом.

Отчисленный из гимназии за неуспеваемость, он получил домашнее образование под руководством брата Юлия.

В 1887–1892 гг. появляются первые публикации стихов и критических статей, потом и рассказов И. Бунина.

В 1915 г. в издательстве А. Ф. Маркса выходит полное собрание сочинений Бунина.

Трагически пережив Октябрьский переворот, Бунин вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой уезжает в эмиграцию.

В дневнике Бунина от 20. 10. 1933 года читаем:

«Нынче проснулся в 6.30 . Лежал до 8, немного задремал. Сумрачно, тихо, испещрено чуть-чуть дождем возле дома.

Вчера и нынче невольное думанье и стремление не думать. Все-таки ожидание, иногда чувство несмелой надежды – и тотчас удивление: нет, этого не может быть.

Во время немецкой оккупации Франции в грасском убежище Буниных прячутся разыскиваемые евреи.

В конце 1940-х Бунин осторожно идет на сближение с советскими представителями во Франции, обсуждает возможность издания своих сочинений в СССР; однако вернуться, в конце концов, отказывается.

Он умер в эмиграции.

8 ноября 1953 г. писатель похоронен на русском кладбище под Парижем.

2. Особенности творчества И. А. Бунина.

По ходу этой части лекции учащиеся выполняют задание : в форме плана отметить основные особенности творчества Бунина (2–3 варианта представить на доске для обсуждения).

Учитель . Особенности Бунина-художника, своеобразие его места в русском реализме XIX–XX вв. глубоко раскрываются в его произведениях.

На фоне русского модернизма поэзия и проза Бунина выделяются как хорошее старое. Они продолжают вечные традиции русской классики и в своих чистых и строгих очертаниях дают образец благородства и красоты.

И. А. Бунин рисует факты, а из них уже сама органически, рождается красота.

Одним из высших достоинств его стихотворений и рассказов служит отсутствие между ними принципиальной разницы: они – два облика одной и той же сути.

В них – автор-реалист, даже натуралист, не убегающий от грубости, но способный подняться и на самые романтические высоты, всегда правдивый и честный изобразитель факта, из фактов извлекающий глубину и смысл.

Когда читаешь про это у Бунина, то не только жалость чувствуешь и болит сердце, болит и совесть. Как много таких неблагодарно забытых людей и сегодня!

Своеобразие стиля писателя определяется особым характером изобразительности.

В прозе Бунина очень широк круг речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия и отличающихся высокой степенью концентрации на сравнительно небольшом пространстве текста.

Примерный план

1. Продолжает традиции русской классики.

2. Автор – реалист.

3. Не любит русской нищеты, но с Русью связан навечно.

4. Чарует природа в произведениях Бунина.

5. Особый характер изобразительности:

а) широк круг речевых средств;

б) высокая степень их концентрации.

IV. Работа с текстом (в группах).

На карточках – фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых средств, использованных автором.

Примерный ответ

Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными элементами (народными приметами, названием религиозного праздника) создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший писатель.

На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы, запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег, поскрипывание обоза по дороге).

Примерный ответ

В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные проявления чувственного восприятия.

В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.

Примерный ответ

Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания :

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические приемы: пояснения учителя, аналитическое чтение.

Вступительное слово учителя

Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они сама жизнь.

Главная тема начала 1900-х годов – тема уходящего патриархального прошлого (деревенская)

В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов меняется. Бунин переходит к критике буржуазной действительности

Жизнь и смерть, их противостояние – еще одна тема бунинских произведений.

Тема любви возникает в более поздние годы.

Деревенская проза.

Ряд произведений Бунин посвятил разоряющееся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием.

1. Беседа по прочитанному

Ностальгией проникнут и один из шедевров Бунина, написанный на рубеже веков, в 1900 году.

О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

Импрессионизм — направление в искусстве, прежде всего изобразительном. Возник во Франции в 1860-е годы. Живопись — Мане, Ренуар, Дега; в России -Коровин, Грабарь; музыка — Дебюсси, Равель. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.

Что является предметом воспоминаний? Приведите примеры.
Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения.

Все, что относится к прошлому, будь то барский дом, или крестьянский двор, или дерево, или столетний старик Панкрат, имеет какой-то мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Как достигается эффект присутствия читателя в описываемых картинах?

Наступающие капиталистические отношения разрушали не только помещичий уклад жизни, но и крестьянский.

-Какова интонация рассказа? Как она меняется?

Общая интонация элегическая (грустное раздумье).

Все земное, все живое во множестве своих проявлений, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изображения у Бунина, наводящий на мысли о неразрывном единстве человека и природы.

Тема деревни и связанные с ней проблемы русской жизни были основ­ными в нашей литературе на протяжении целого столетия.

1..Беседа

В повести нет четкого сюжета. Повествование строится на чередова­нии жанровых картин, сцен обыденной деревенской жизни, портретных за­рисовок мужиков, описаний их жилья, выразительных пейзажей.

В чем особенности повествования, авторской позиции?

Как Бунин изображает деревню?

Общий тон изображения, общий колорит повести мрачен и уныл.

Деревня у Бунина — модель России. Размышления о деревне — размышле­ния о судьбе народа, о национальном характере, о судьбе родины. Бунин глубоко переживает за Россию, сочувствует ей

- В чем проявляется сходство братьев?

Для обоих характерны философские размышления о смысле жизни, о цели ее. Братьев Красовых объединяет ощущение обреченности деревни.

- О чем спорят братья Красовы?

Споры братьев касаются разных сторон жизни: истории, литературы, политики, обычаев, нравов, быта и т. д. Оба уже немолоды, пора подводить итоги, а они неутешительны.

- В чем заключается скрытая полемика с Горьким по поводу перспектив России?


Данный урок знакомит учащихся с творчеством И.А.Бунина - писателя и поэта, помогает выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.

Содержимое разработки

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ИВАНА АЛЕКСЕЕВИЧА БУНИНА (1870–1953)

Цели: познакомить с основными этапами жизни Бунина, выяснить особенности его творчества, отметить, как мировоззрение писателя отразилось в произведениях.

Всей жизнью своей, судьбой, биографией принадлежит Иван Алексеевич Бунин России, великой русской литературе.

Михаил Рощин

Он – любящий сын русского Ноя, и наготе отцовской не смеется, и к ней не равнодушен… С Русью он связан роковой связью.

Юлий Айхенваль

I. Проверка домашнего задания.

Блицопрос (см. предыдущий урок).

II. Вступительное слово учителя.

– Что вы знаете о вручении Нобелевской премии? Кто становится ее лауреатом?

Мы приступаем к изучению творчества И. А. Бунина, первого среди писателей великой русской литературы, кому была вручена самая знаменитая премия в мире – Нобелевская.

Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Творчество Бунина высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.

III. Лекция с ассистентами.

1. Этапы биографии И. А. Бунина.

Учитель. Детство будущего писателя, родившегося в Воронеже, в 1870-м, в семье орловских помещиков, прошло на хуторе Бутырки, под Ельцом.

Отчисленный из гимназии за неуспеваемость, он получил домашнее образование под руководством брата Юлия.

В 1887–1892 гг. появляются первые публикации стихов и критических статей, потом и рассказов И. Бунина.

В 1915 г. в издательстве А. Ф. Маркса выходит полное собрание сочинений Бунина.

Трагически пережив Октябрьский переворот, Бунин вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой уезжает в эмиграцию.

В дневнике Бунина от 20. 10. 1933 года читаем:

«Нынче проснулся в 6.30. Лежал до 8, немного задремал. Сумрачно, тихо, испещрено чуть-чуть дождем возле дома.

Вчера и нынче невольное думанье и стремление не думать. Все-таки ожидание, иногда чувство несмелой надежды – и тотчас удивление: нет, этого не может быть.

Во время немецкой оккупации Франции в грасском убежище Буниных прячутся разыскиваемые евреи.

В конце 1940-х Бунин осторожно идет на сближение с советскими представителями во Франции, обсуждает возможность издания своих сочинений в СССР; однако вернуться, в конце концов, отказывается.

Он умер в эмиграции.

8 ноября 1953 г. писатель похоронен на русском кладбище под Парижем.

2. Особенности творчества И. А. Бунина.

По ходу этой части лекции учащиеся выполняют задание: в форме плана отметить основные особенности творчества Бунина (2–3 варианта представить на доске для обсуждения).

Учитель. Особенности Бунина-художника, своеобразие его места в русском реализме XIX–XX вв. глубоко раскрываются в его произведениях.

На фоне русского модернизма поэзия и проза Бунина выделяются как хорошее старое. Они продолжают вечные традиции русской классики и в своих чистых и строгих очертаниях дают образец благородства и красоты.

И. А. Бунин рисует факты, а из них уже сама органически, рождается красота.

Одним из высших достоинств его стихотворений и рассказов служит отсутствие между ними принципиальной разницы: они – два облика одной и той же сути.

В них – автор-реалист, даже натуралист, не убегающий от грубости, но способный подняться и на самые романтические высоты, всегда правдивый и честный изобразитель факта, из фактов извлекающий глубину и смысл.

Когда читаешь про это у Бунина, то не только жалость чувствуешь и болит сердце, болит и совесть. Как много таких неблагодарно забытых людей и сегодня!

Своеобразие стиля писателя определяется особым характером изобразительности.

В прозе Бунина очень широк круг речевых средств, воссоздающих разные проявления чувственного восприятия и отличающихся высокой степенью концентрации на сравнительно небольшом пространстве текста.

Примерный план

1. Продолжает традиции русской классики.

2. Автор – реалист.

3. Не любит русской нищеты, но с Русью связан навечно.

4. Чарует природа в произведениях Бунина.

5. Особый характер изобразительности:

а) широк круг речевых средств;

б) высокая степень их концентрации.

IV. Работа с текстом (в группах).

На карточках – фрагменты текстов Бунина. Учащиеся проводят самостоятельное исследование текста с целью определения круга речевых средств, использованных автором.

Примерный ответ

Данный фрагмент в сочетании с включенными в него фольклорными элементами (народными приметами, названием религиозного праздника) создает образ России, страны, которой остался верен эмигрировавший писатель.

На читательское восприятие воздействуют не только нарисованные Буниным-художником картины, но и переданные им запахи (аромат опавшей листвы, запах дегтя, меда и антоновских яблок) и звуки (голоса людей, скрип телег, поскрипывание обоза по дороге).

Примерный ответ

В данной зарисовке многообразны речевые средства, воссоздающие разные проявления чувственного восприятия.

В описании старого моста интересно объединение разных сторон восприятия в сложном прилагательном грубо-древний: грубый указывает на внешние признаки моста, древний привносит в эпитет временной оттенок.

Примерный ответ

Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания:

Company

Образ простого русского мужика в произведениях И.А. Бунина на примере повестей "Деревня" и "Сосны".
Бунинская правда жизни о русских деревнях в ключе сказочной литературной традиции

Исследование особого художественного мира бунинских произведений с использованием цитат. Анализ рассказов писателя, поражающих своей глубиной по степени откровенности в описании национальной жизни нашего прошлого



Жизнь русской деревни показана через разговоры и дискуссии двух братьев – Тихона и Кузьмы Красовых – главных персонажей повести. Речь обоих героев носит, преимущественно, диалогический характер, что придает ей особую эмоциональную и экспрессивную окраску. Интересно, что первый диалог братьев можно рассматривать как элемент, используемый автором для создания сюжетной завязки, а предшествующее ему описание трактира и внешности Кузьмы в качестве присказки. Такое обстоятельство, несомненно, есть отголосок сказочных традиций, поскольку последние свойственны для композиционного строя жанра сказки.

Также, один из главных героев произведения - это Иванушка из Басова,

, и, пожалуй, только разное отношение к участи смерти, уготовленной Буниным для своих героев, их различает – по-христиански покорное примирение Митрофана перед болезнью с его восклицаниями:

- так называет Тихона Красова кухарка. И на этом сравнении в повести делается акцент совсем не случайным образом. Введение Буниным в повествование сказки-сатиры лишь подчеркивает общее значение сказочного персонажа в раскрытии не только характера какого-либо героя, но и идеи всего произведения.

Но если сказочный сюжет в бунинском произведении и присутствует как основа, то дальнейшее развитие событий от формы сказки перетекает, скорее, к хронике: фабула – однолинейна, но вот описание фона эмоциональных переживаний персонажей не есть свойственное для сказки явление.

Анафорическое начало песен и колыбельных, включенных в повествование:

Пришел мой скучный вечер,
Не знаю, что начать,
Пришел мой друг любезный,
Он стал меня ласкать.
или
Расплачется мать, сыра-земля, разрыдается!
Ра-спла-че-тся, раз-ры-да-ется! –
Авось грешники покаются!
Не минуют суда божьего!
Не минуют огня вечного!

характерный для сказочного жанра способ создания единства ритма и интонации. Здесь и парные синтаксические конструкции, и повторы прослеживаются не только на примере песен:

Читайте также: