Первые школы и педагогические воззрения в древнем мире

Обновлено: 18.05.2024

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Откуда историко-педагогическая наука черпает сведения о воспитании в первобытную эпоху?

2. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

3. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

4. Почему по времени появления общинное воспитание предшествовало семейному?

5. Объясните сущность основных концепций происхождения воспитания.

Дополнительно

Вопросы и задания

2. Как было организовано обучение в шумерских школах?

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Почему подготовка писцов в Древнем Египте являлась важным делом?

2. Кем становились выпускники древнеегипетских школ?

3. Как велась подготовка древнеегипетских чиновников?

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Какие основные факторы определили особенности древнеиндийского образования?

Дополнительно

Вопросы и задания

1. В чём состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?

2. Каковы достоинства и недостатки древнекитайской системы государственных экзаменов?

3. Как вы понимаете педагогический смысл следующих афоризмов древнекитайских мыслителей? Прокомментируйте один из афоризмов, кликнув его и перейдя по ссылке.

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Расскажите об учебных заведениях Древней Греции.

2. Определите сходства и отличия в идеалах воспитания и практике образования в Спарте и Афинах.

Дополнительно

Сократ. Продолжительность (мин.): 06:58

Платон. Продолжительность (мин.): 26:00

Аристотель . Продолжительность (мин.): 05:58

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте педагогические взгляды великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания.

2. Как объясните, что в Афинах – самом просвещённом и демократическом государстве античного мира – был казнён знаменитый философ Сократ?

3. Расскажите о структуре и организации философских школ Платона и Аристотеля.

4. Оцените роль Аристотеля в формировании личности Александра Македонского.

5 . Как вы понимаете педагогический смысл следующих афоризмов древнегреческих философов? Прокомментируйте один из афоризмов, кликнув его и перейдя по ссылке.

Дополнительно

Вопросы и задания

1. В чём вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к Древней Греции?

2. Выявите сходство и различия в подходах к воспитанию Катона Старшего, Цицерона и Квинтилиана.

3. Как вы понимаете педагогический смысл следующих афоризмов древнеримских авторов? Прокомментируйте один из афоризмов, кликнув его и перейдя по ссылке.

Если вы мой студент (я – Сергей Владимирович Сидоров, преподаватель Шадринского гос. пед. института), то поздравляю! Вам доступна возможность дистанционно получить оценку по результатам тестирования. Для этого…

1) перейдите по ссылке тест онлайн;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Возникновение и развитие педагогики в Древнем мире

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждениях для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII века педагогика развивалась в рамках философии.

Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.

Аристотель (384-322 до н.э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой; полагал воспитание делом государства , так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин . Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.

Факторами, влияющими на формирование человека , являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания , создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).

Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители .

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - был признан первым учителем римского народа. Идеал воспитания - совершенный оратор и общественный деятель. Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование .

Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

Воспитание и образование в странах Древнего Востока.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

Воспитание и школа в античном мире.

Античная культура зародилась приблизительно в 3 тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, системаобразовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепциивоспитания и обучениямолодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

1 Архаичный. обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников.. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но было общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека

2. Период расцвета Эллады

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка

3. Эллинистическийпериод в развитии античного воспитания и образования продолжался характеризовался распространением греческой культуры на обширные территории. В этот период корректируется идеал воспитания: на смену героической личности приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры

Воспитание и школа в эпоху Средневековья.

в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока.

В христианском учении был сформулирован идеал человека, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

В системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого распространения, как на Западе. До 7 лет дети воспитывались в семье, в зажиточных семьях для мальчиков предполагались военная и физическая подготовка, обучение грамоте. Начальное образование осуществлялось в частных школах, дававших навыки чтения, письма и счета. В элементарной школе дети обучались обычно 2–3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными. Программа средней школы – всестороннее воспитание и включала литературу, древние языки, философию. Начальные и средние школы были небольшими, рассчитанными на 20–40 учеников с одним учителем, в процессе преподавания педагогу помогали наиболее способные старшие ученики.Школьное образование было предназначено для мужчин, женщины получали воспитание, сравнимое по уровню с общественным, в семье.

Педагогика сотрудничества.

Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

учение без принуждения

набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

идея крупных блоков

идея свободы выбора

идея диалогического размышления

идея интеллектуального фона класса

идея совместной деятельности учителей и учеников

идея добровольности в досуговой деятельности

Воспитание и образование в Древнем мире. Возникновение школ

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории, с самого начала выполняя общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта. Зарождение зачатков воспитания в племенах некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что они накапливали и передавали следующим поколениям информацию о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них.

На первом этапе люди уже обладали зачатками речи, мышления. Была необходимость специального обучения молодых юношей охотничьим умениям. Становлению воспитания как социальной функции способствовали овладение огнем, появление зачатков речи и связанное с этим развитие определенных участков мозга.

На втором этапе в ранних, а затем в поздних первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

На третьем этапе появилась семья. Родовая община стала постепенно делиться на семейные ячейки, утрачивать коллективный контроль за воспитанием подрастающего поколения, который теперь осуществляла семья. В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины. Важным этапом в развитии воспитания как особого вида социальной деятельности стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э. возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения. Появление школы как социального института относится к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока. Отделение умственного труда от физического приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель.

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Откуда историко-педагогическая наука черпает сведения о воспитании в первобытную эпоху?

2. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе?

3. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

4. Почему по времени появления общинное воспитание предшествовало семейному?

5. Объясните сущность основных концепций происхождения воспитания.

Дополнительно

Вопросы и задания

2. Как было организовано обучение в шумерских школах?

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Почему подготовка писцов в Древнем Египте являлась важным делом?

2. Кем становились выпускники древнеегипетских школ?

3. Как велась подготовка древнеегипетских чиновников?

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Какие основные факторы определили особенности древнеиндийского образования?

Дополнительно

Вопросы и задания

1. В чём состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?

2. Каковы достоинства и недостатки древнекитайской системы государственных экзаменов?

3. Как вы понимаете педагогический смысл следующих афоризмов древнекитайских мыслителей? Прокомментируйте один из афоризмов, кликнув его и перейдя по ссылке.

Дополнительно

Вопросы и задания

1. Расскажите об учебных заведениях Древней Греции.

2. Определите сходства и отличия в идеалах воспитания и практике образования в Спарте и Афинах.

Дополнительно

Сократ. Продолжительность (мин.): 06:58

Платон. Продолжительность (мин.): 26:00

Аристотель . Продолжительность (мин.): 05:58

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте педагогические взгляды великих древнегреческих философов, занимавшихся вопросами воспитания.

2. Как объясните, что в Афинах – самом просвещённом и демократическом государстве античного мира – был казнён знаменитый философ Сократ?

3. Расскажите о структуре и организации философских школ Платона и Аристотеля.

4. Оцените роль Аристотеля в формировании личности Александра Македонского.

5 . Как вы понимаете педагогический смысл следующих афоризмов древнегреческих философов? Прокомментируйте один из афоризмов, кликнув его и перейдя по ссылке.

Дополнительно

Вопросы и задания

1. В чём вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к Древней Греции?

2. Выявите сходство и различия в подходах к воспитанию Катона Старшего, Цицерона и Квинтилиана.

3. Как вы понимаете педагогический смысл следующих афоризмов древнеримских авторов? Прокомментируйте один из афоризмов, кликнув его и перейдя по ссылке.

Если вы мой студент (я – Сергей Владимирович Сидоров, преподаватель Шадринского гос. пед. института), то поздравляю! Вам доступна возможность дистанционно получить оценку по результатам тестирования. Для этого…

1) перейдите по ссылке тест онлайн;

Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 Педагогическая деятельность специалистов ИПО


Вы здесь: 1.3. Становление педагогических традиций в Древнем мире 1.3.1. Особенности образования в Древнем мире

1.3.1. Особенности образования в Древнем мире

В результате дальнейшего исторического развития разрознен­ные племена первобытного общества сменились обществами Древ­него мира. Хронологические границы Древнего мира – V тысяче­летие до н.э. – V в. н.э., территориальные – от Европы до Даль­него Востока.

Для обществ Древнего мира характерно усложнение экономи­ческой жизни (высокоразвитое сельское хозяйство, ремесленное производство, торговля), значительное увеличение и быстрое на­растание объема научных знаний, развитая культура и отделение умственного труда от физического. В результате качественно изме­нились способы передачи культурного наследия от старших к млад­шим: возникли специальные образовательных структуры для обу­чения подрастающего поколения.

В обществах Древнего мира образование выделилось в особую сферу социальной жизни, а педагогическая деятельность приоб­рела профессиональный характер.

Общества Древнего мира имели сложную социальную структуру и состояли из различных сословий, или социальных страт (жрецы, правители государств, знать, чиновники, воины, ремесленники, крестьяне и др.), которые в ряде случаев очень жестко фиксировались (касты в Индии). Место человека в обществе определялось его происхождением. Представители каждой страты получали соответствующее образование. Существовали специальные школы для жрецов, высшей знати, для подготовки чиновников. Социальное неравенство осложнялось имущественным: возникли частные школы, практически недоступные детям бедняков. Абсо­лютное большинство населения обходилось семейным воспита­нием и обучением.

В Древнем мире существовала значительная группа несвобод­ного населения (рабов), их дети были полностью лишены доступа к образованию.

В обществах Древнего мира сложились первые государства как особый институт управления. Необходимость иметь для управле­ния людей, сведущих в чтении, письме, законах стимулировала развитие школ. Одновременно характер и содержание образова­ния стали в значительной мере определяться потребностями госу­дарства, а образование – рассматриваться как неотъемлемая часть государственной политики.

Ведущую роль в миропонимании того времени играли религия и философия, что вело к преобладанию в образовании гумани­тарного знания. Педагогическое знание также развивалось в рам­ках философии. Особенно отчетливо эта тенденция проявилась в античном мире. Практико-ориентированные знания сохраняли важное значение в ранних цивилизациях Древнего мира, в част­ности, в древневосточных.

Читайте также: