Перспективный план логопеда в доу старшая группа

Обновлено: 06.07.2024

Здесь представлено перспективное планирование логопедических занятий в старшей группе на каждую неделю по лексическим темам, с целями и задачами.

Содержимое публикации

Перспективное планирование логопедических занятий в старшей группе

Учитель-логопед: Гарипова Л.М.

Цель и задачи

Осень. Овощи. Огород.

Осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный

огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый).

Урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;

Лес. Грибы и ягоды.

Уточнить и расширить представления о лесе , о грибах, о ягодах. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию нарушенных звуков .

Разучить комплексы артикуляционной гимнастики

Лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий

Осень. Осенняя одежда, обувь.

Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны. Разучить комплексы артикуляционной гимнастики

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию нарушенных звуков

Одежда, комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта, свитер, шорты, майка, трусы, сарафан, колготки, пижама, рукав, воротник, капюшон, карман, удобный, новый, нарядный, теплый, шерстяной, шелковый, надевать, снимать, носить, стирать, гладить, чистить. обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки, босоножки, сандалии, шлепанцы; надевать, снимать, носить, беречь, чистить; кожаный, замшевый, резиновый, удобный.

Домашние птицы

Уточнить и расширить представления о домашних птицах; активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию нарушенных звуков .

Разучить комплексы артикуляционной гимнастики

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию нарушенных звуков

Петух. Гусь, индюк, утка, курица, Цыпленок, гусята, утенок

Перелетные птицы.

Времена года.

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма).

Вспомнить времена года.

Разучить комплексы артикуляционной гимнастики.

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию нарушенных звуков

Ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи;

длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый;

— глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Разучить комплексы артикуляционной гимнастики

Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию нарушенных звуков

И грушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун, машина, играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный).

Поздняя осень. Дни недели.

Крупенчук , с.79

Закрепить названия дней недели; расширить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Образование притяжательных прилагательных. Развивать подвижность органов артикуляции с помощью статических и динамических упражнений. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. Развивать мимическую мускулатуру. Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся у детей. Продолжать автоматизацию звуков.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, сббота, воскресенье.

Падают листья, птицы улетают на юг, поля пустеют. Деревья сняли шубки.

Пришла белоснежная зима. Зимующие птицы

Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Закрепление знаний о предложении. Образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами. Образование притяжательных прилагательных. Развивать подвижность органов артикуляции с помощью статических и динамических упражнений. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. Развивать мимическую мускулатуру. Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся у детей. Продолжать автоматизацию звуков.

Зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать.

Зимние забавы.

Снежки, каток, горка, снеговик, санки, лыжи, хоккей; кататься, съезжать, разгоняться, бросать, лепить ; снежный, зимний , морозная, ледяная, белая, белоснежная, холодный.

Хвойные деревья

Формировать представления о хвойных деревьях.
Расширять понятие о хвойных деревьях — ели и сосне, их сходстве и различии.
Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.
Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.
Расширять активный словарь.
Формирование лексико-грамматических категорий по теме.
Воспитывать интерес к окружающему миру.

Сосна, ель, кедр, пихта;
Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор…
Слова-признаки:
Хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…
Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…

Новые слова и словосочетания – лесная красавица, зеленая красавица, новогодняя красавица.

Активизировать — высокая елка, низкая елка, ветвистая, первая, последняя, серпантин, мишура, наряжать, украшать, развешивать.

Зимняя одежда, обувь.

-мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, вьюга, узор, иней, метель, стужа, оттепель, шуба, пальто, дубленка, пуховик, ушанка, шапка, воротник, сапоги, рукавицы, перчатки, варежки.

- одеваться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать, кружиться, обметать.

- белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, жестокий, суровый.

Домашние животные.

Расширять и углублять представления детей о домашних животных и их детёнышах .2. Закреплять знания о внешних признаках животных , чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных) .4. Активизировать и расширять словарь по лексической теме .

Животное, детеныш, корова, теле­нок, лошадь, жеребенок, кошка, котенок, собака, щенок, коза, коз­ленок, свинья, поросенок, кролик, крольчонок; ухаживать, поить, кормить; домашний, полезный, нужный

Дикие животные.

Медведь, заяц, лиса, рысь, еж, барсук, олень, лось, волк, белка)

медведица с медвежонком, зайчиха с зайчонком, лисица с лисенком, рысь с рысенком, ежиха с ежонком, барсучиха с барсучонком, олениха с олененком, лосиха с лосенком, волчица с волчонком, белка с бельчонком

Посуда. Продукты питания. Бардышева

Сахарница, сухарница, супница, солонка, перечница, масленка.

Осторожно на дорогах!

З акрепить знания детей о транспорте;- уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный;- учить согласовывать числительные с существительными;- закрепить у детей знания о правилах дорожного движения. Коррекционно-развивающие: - активизировать и обогащать словарный запас по теме;- развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение;- развивать у детей смекалку, сообразительность.

Воздушный, водный, наземный, автобус самолет. Трамвай, троллейбус, теплоход, воздушный шар; машинист, летчик, пилот, мотоциклист, велосипедист, водитель, шофер.

День защитника отечества.

Систематизировать , обобщать и расширять представления детей об армии, о родах войск, военной технике, Родине. Активизировать в речи названия воинских профессий, военной техники, слова :доблестный, бесстрашный. Упражнять в образовании сущ. множ. числа в родительном падеже : много чего? кого? (много танков, танкистов и т. д.) Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание. Воспитывать любовь к Родине, армии, гордость за свою страну.

Самолет, танк, корабль, моряк, танкист, летчик.

Зима обощение.

Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе. развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить,

Ранняя весна. Мамин праздник.

Подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; праздник, 8 марта; поздравлять, беречь, любить, дорожить; чистый, голубой, нежный, пушистый, бархатный, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, женский, единственная

Календарь. Дни недели. Времена года.

Знакомство детей с разными видами календарей;-Закреплять представления детей о характерных особенностях разных времён года , дней недели , последовательности месяцев в году, понятии “круглый год”;-Закрепление умения составлять модель суток, недели , года , ориентироваться на модели.-Воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде. совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.

Понедельник, вторник, среда, четверг,пятница, суббота, воскресенье;

Зима, весна, лето, осень.

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

- продолжать развивать общие речевые навыки, связную речь;

- продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

- развивать речемыслительную деятельность;

- развивать речевое внимание и восприятие; логическое мышление;

- развивать фонематический слух

Семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра);

День ко с монав-тики.

Уточнять и расширять знания детей о космосе;

Отработка навыка подбора родственных слов ;

Активизировать словарь по данной теме; развивать познавательный интерес детей, их внимание, память; развитие связной речи; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Развивать интерес к выполнению заданий;

космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер идр) запускать, летать, прилетать, приземляться

Наша страна- Россия!

Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица;

— прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;

— глаголы: любить, беречь, охранять.

Уточнение и расширение представлений о мебели , ее назначении.- Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов , форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия).

- Активизация речевой деятельности детей .

- Развитие диалогической речи .

- Развитие зрительного восприятия и внимания,

артикуляционной, тонкой и общей моторики.

- Учить детей отвечать на вопросы с помощью картинок.

Существительные: мебель, кресло, диван, кровать, комод, шкаф, сервант, буфет, стенка, стол, стулья, тумба, ножка, дверца, полка, спинка, сиденье, подлокотник;

— прилагательные: дубовый, березовый, ореховый, сосновый, мягкий, зеркальный, кожаный, полированный;

— глаголы: ставить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, работать, убирать.

Рыбы. Вода- источник жизни.

Сформировать у детей представления о жизни морей и океанов. Расширить представления о жизни обитателей рек, прудов, озер.

Систематизировать и расширить представления об аквариумных рыбах. Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память; развитие связной речи; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Развивать интерес к выполнению заданий;

А кула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, игла-рыба, скумбрия, ставрида, окунь, сом, щука, лещ, судак, плотва, карась, гуппи, меченосец, скалярия, гурами, барбус;

— прилагательные: подводный, глубоководный, хищный, опасный, разнообразный, изумительный.

Комнатные растения

Систематизировать и расширять представления детей о комнатных растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений. развивать логическое мышление, внимание.

Б егония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник;

-- прилагательные: сочный, зеленый, хрупкий, влажный, теплый;

-- глаголы: поливать, протирать, подкрашивать, пересаживать, размножать

День победы.

В ойна, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.

Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.

Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

Весенние изменения в природе. Красота и богатство леса.

Нищева, с.116, 133

Уточнить знания о весне.

- Продолжать учить составлять рассказы по картинно- графическому плану.

- Продолжать учить образовывать уменьшительную форму существительных при помощи суффикса – инк.

- Активизировать словарь детей прилагательными и синонимами.

- Развивать внимание, память, мышление.

Весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

Труд в селе весной.

Труд, весна, земля, пахота, сев, посевная, посадка, сад, клумба, огород, поле, гряды, трава, сорняк, озимые, семена, саженцы, трактор, теплица, удобрения, навоз, лопата, грабли, борона, лейка, пшеница, рожь, ячмень, гречиха, овёс, кукуруза, картофель, лук, чеснок, овощи, щавель, рассада, помидоры, огурцы, теплица, кусты, деревья, колхозники, фермер, помощники, труженик.

Копать, пахать, сажать, сеять, посадить, боронить, полить, работать, хранить, подготовить, рыхлить, удобрять, обрезать, белить, прививать, трудиться, полоть, перекапывать, закапывать, пересаживать, рассаживать.

Весенний, ранний, поздний, быстрый, чистый, мягкая, свежая, вспаханное, посаженный, теплая, легкая, трудолюбивый, колхозное, фермерское, ухоженный, любящий (хозяин), полевые.

Холодно, тепло, светло, ярко, жарко, трудно, быстро, нелегко.

Развивать связную речь, фонематические процессы мышление, речевой слух, творческое воображение, тонкую моторику.

Летом становится жарко, идут тёплые дожди, иногда бывают грозы, можно увидеть радугу, летние дни самые длинные, а ночи короткие, на лугах цветут цветы, поспевают ягоды, порхают бабочки, летают стрекозы, у птиц появляются птенцы, взрослые берут отпуска и едут отдыхать на море.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В старшей группе / (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)

Учитель-логопед Рыжова О.В

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь 2 недели).

2. Обучение детей.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Грамматический строй речи

3. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).

4. Преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единств

енного числа настоящего времени (пей — пьет, ешь — ест, мой — моет).

5. Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов:

на – с, в – из.

Связная речь

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы логопеда

2. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

3. Составление простых предложений по картинке.

Фонетико-фонематическая сторона речи

1. Уточнение произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [ы],[э] (звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).,согласными [п, п”],[ м,м”],[т, т’]?[м,м’]

2. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

4. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков (артикуляционная гимнастика).

5. Выделение гласных и согласных звуков из ряда звуков, из односложных и двухсложных слов (Аня, мак и т.д.).

П ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль )

Грамматический строй речи

1.Образовывание относительных прилагательных,

Согласование числительных с существительными,

Составление предложений по демонстрационным действиям.

2.Употребление предлогов ( на, над, под, в, за, из, из-за, из-под )

3. Практическое усвоение окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (Таня слепила. Вова слепил).

4. Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над.

Связная речь

1.Учить подбирать противоположные по значению слова.

2.Закреплять знания о родственных связях.

3.Развивать понимания логико-грамматических конструкций.

4. Закрепление навыков построения предложения из 3—4 слов.

5. Составление описания предметов по восприятию (по образцу).

6. Дословный пересказ небольших рассказов и сказок (с помощью логопеда).

7. Заучивание простых стихотворений.

Общие речевые навыки

4. Развитие силы голоса: громко, средне, тихо.

Фонетико-фонематическая сторона речи

2. Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение. Развивать навык - деление слов на слоги. Учить различать звуки по глухости и звонкости. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти (упражнять различать звуки по тональности, высоте, длительности, а также произносить отраженно звуковые и слоговые ряды).

3. Четкое произношение и различение звуков. Учить давать характеристику каждому звуку. Упражнять в определение места звука в слове. Развивать фонематические процессы(звуковой анализ слог, слов).

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май )

Грамматический строй речи

1. Образование существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов -онок, -енок

2. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе (Небо какое? — Голубое. Весна какая?— Теплая. Воздух какой?— Чистый).

3. Практическое употребление приставочных глаголов движения (Птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).

4. Закрепление и употребление в речи существительных в дательном падеже

5. Расширение знания значений предлогов в — из, под — над, за — перед.

6. Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (высокий — низкий, толстый — тонкий, добрый — злой).

Связная речь

1. Работа над диалогической речью (диалог со сверстниками).

2. Учить задавать вопросы и отвечать на них.

3. Пересказ небольших текстов.

4. Составление рассказа по образцам (об игрушке, предмете, картине — сначала предметной, затем сюжетной).

Общие речевые навыки

1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом (длительность выдоха на счет 4—5).

3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма речи (

4. Воспитание интонационной выразительности речи (используя потешки, стихи, игры-драматизации).

Фонетико-фонематическая сторона речи

1.Знакомство со Звуками и буквами[С]-[Ш].[З], [Ж] ,[С]-[С’], [ З]-[З’] [Л]-[Л’] [Ц,[Ч]

3. Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию, твердости мягкости. Формировать навык различения слов близких по звуковому составу.Развивать звуковой анализ в слогах и словах(выкладывание звуковых схем).Закрепить понятия:

Примерное перспективное планирование в подготовительной группе.

1. Обследование состояния речи детей (сентябрь 2 недели).

2. Обучение детей.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

1.Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2.Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не подни¬мая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания.

4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков

3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2.Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3.Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1.Развитие слухового внимания на материале неречевых зву¬ков (звучащие игрушки, хлопки).

2.Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.)

4.Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

5.Подбор слов на гласные звуки.

6.Знакомство с согласными звуками

7.Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

9.Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мо и т.п.)

10.Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых СЛОВ С изученными звуками (ива, мак и т. п.)

11.Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

12.Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа.

2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут).

4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5.Согласование существительных с притяжательными место¬имениями мой, моя, мое, мои.

7.Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи

1.Составление простых распространенных предложений.

2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Развитие мелкой моторики

1.Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).

2.Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4.Печатание пройденных букв в тетрадях.

I I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и рит-мом речи у всех детей.

2.Познакомить с различными видами интонации: повествова-тельной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произноси¬мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная ра¬бота).

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Работа над структурой слов со стечением согласных в на¬чале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2.Работа над слоговой структурой трехсложных слов со сте¬чением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения

1.Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш]> [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

2.Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).

3.Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом).

4.Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука.

7.Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а)раздельное написание слов в предложении;

б)точка в конце предложения;

в)употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г)правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8.Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

9.Обучить послоговому чтению слов.

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3.Согласование существительных с числительными.

4. Образование названий детенышей животных.

5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексичес¬ким темам II периода).

6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7.Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Развитие связной речи

1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

1.Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для

Развитие мелкой моторики

2.Работа по развитию конструктивного праксиса.

3.Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по те¬мам II периода).

4.Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штри¬ховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

5.Составление букв из элементов.

6.Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май )

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжить работу над речевым дыханием.

2.Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произноси¬мых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехслож¬ных слов со стечением согласных.

2.Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения

1.Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство буквами И, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2.Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без нагляд¬ной основы, подбору слов по моделям.

3.Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа пред-ложений.

4.Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предло-жений, коротких текстов.

5.Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкос¬ти согласных на письме.

а)с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б)с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3.Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый).

4.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами.

5.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, ка¬шевар).

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описатель¬ные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

1. стартовая диагностика развития речи и познавательных процессов у детей старшей логопедической группы.

2. комплектование подгрупп по сходным речевым нарушениям на 1 период обучения.

3. составление индивидуальных планов коррекционно-речевой работы на каждого ребенка.

4. фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с 17. 09. 12.

Методическая работа с педагогами

1. знакомство воспитателя со списком детей старшей логопедической группы.

2. консультативная беседа для воспитателей старшей логопедической группы по результатам стартовой диагностики развития речи и познавательных процессов детей.

Работа с родителями

1. родительское собрание – знакомство родителей с результатами стартовой диагностики.

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

1. Заполнение речевых карт на детей

2. разработка индивидуальных планов коррекции

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. Фронтальная, подгрупповая и индивидуальная коррекционно – речевая работа с детьми согласно календарным планам

Методическая работа с педагогами

1. ежемесячные рекомендации по календарному планированию работы с детьми воспитателям.

Работа с родителями

1. устные консультации по вопросам коррекции речи детей

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

1. подбор материалов и практической литературы к планированию логопедических занятий

2. участие в МО в течение года

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. коррекционно – речевая работа с детьми старшей логопедической группы на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

2. уточнение индивидуальных планов коррекции речи детей (по необходимости)

3. комплектование подгрупп на 2 – ой период обучения

Методическая работа с педагогами

1. консультации с воспитателями и специалистами ДОУ (по их запросам)

Работа с родителями

1. устные консультации и беседы с родителями по вопросам динами коррекции речи у детей.

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

1. изготовление стимульного материала по обучению детей по слоговому чтению

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. коррекционно-речевая работа с детьми на логопедических занятиях

Методическая работа с педагогами

Работа с родителями

1. устные консультации с родителями и рекомендации по вопросам как заучивать материал к праздникам

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. диагностический срез результатов коррекции звукопроизношения у детей старшей логопедической группы.

2. коррекционно – речевые занятия.

Методическая работа с педагогами

1. ознакомление воспитателей с результатами диагностики (по каждому ребенку) и задачами дальнейшей речевой коррекции.

Работа с родителями

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

1. пополнение специальной литературой логопедического кабинета. Изучение новой литературы.

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. коррекционно – речевые занятия с детьми.

2. подготовка к городской ПМПК: выявление детей с нарушениями речи в ДОУ

Методическая работа с педагогами

1. помощь в подборе картинного материала для занятий с соблюдением рекомендаций логопеда

Работа с родителями

1. беседы и консультации с родителями по вопросам коррекции речи

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. уточнение индивидуальных планов коррекции (по необходимости).

2. комплектование подгрупп на 3 – ий период обучения.

3. коррекционно – речевые занятия (согласно календарному плану)

4. Подготовка к ПМПК

Методическая работа с педагогами

1. знакомство воспитателей с изменениями в индивидуальных коррекционных планах детей (при их наличии)

Работа с родителями

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

1. подготовка стимульного материала обследования детей младшего дошкольного возраста – подготовка к городской ПМПК

2. Выбор темы самообразования на 2013 – 2014 учебный год: цель, гипотеза, план, литература.

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. Подготовка к ПМПК: заполнение листов предварительной диагностики детей младшего дошкольного возраста.

2. Продолжение коррекционно – речевых занятий с детьми

Методическая работа с педагогами

1. обсуждение возможностей оптимальной логопедизации фронтальных занятий воспитателей логопедической группы.

Работа с родителями

1. ознакомление родителей с речевыми характеристиками детей, которым рекомендовано продолжение обучения в логопедической группе на 2 – ой год (инд.)

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

1. Участие в городской ПМПК

Коррекционно – педагогическая работа с детьми

1. продолжение коррекционно – развивающих занятий 1. рекомендации воспитателям к планированию коррекционно – педагогической работы летом

Методическая работа с педагогами

1. рекомендации на лето

Работа с родителями

Оптимизация коррекционно – педагогического процесса. Повышение профессионального мастерства.

1. пополнение дидактическим материалом на развитие мелкой моторики логопедический кабинет

Годовой план учителя-логопеда Годовой план работы учителя-логопеда Букаловой О. А. на 2012 /2013 учебный год Организация логопедической работы Оформление необходимой.

План коррекционно-логопедической работы в течение учебного года План работы логопедической службы на 2012 – 2013 уч. год Диагностика • Первичное обследование детей • Повторное обследование состояния.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.

3.учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика.

4.учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

1.развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статической и динамической арт. гимнастики.

2.подготовка органов артикуляции к правильному произношению звуков.

3. развивать мимическую мусулатуру.

1.закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи.

2.формировать правильное произношение звуков и начать автоматизацию у вновь поступивших детей.

3.продолжать автоматизацию правильного звукопроизношения.

1.воспириятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.)

2.деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки)

3. проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.

1.учить различать неречевые и речевые звуке по силе, высоте и тембру.

2.учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.

3.формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.

4.упражнять в выделении начальных ударных гласных звуков А, У, И в слогах и словах (Аня, ухо и т.п.)

1.сиситематизация знаний о грибах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить с осенними месяцами. Закрепить знания о названии деревьев.

3.систематиировать представления детей о многообразии перелетных и зимующих птиц.

4.закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.

5.ввести в активный словарь сущ., прил. И глаголы по изучаемым лексическим темам.

6.развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и др.

7.развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словобразовательные процессы.

1.совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи сущ. в ед.ч. и мн.ч.

2.продолжать работу по обучению согласовывать прил.с сущ., по практическому употреблению относительных и притяжательных прил.в речи.

3.закрепить умение употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание значений и начать формировать у детей умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за.

4.уточнять понимание значений глаголов с различными приставками (о, под, при, под) и начать образовывать приставочные глаголы, закреплять их в речи.

5.совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с сущ.

6.работать над коррекцией аграмматизмов в речи.

1.развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2.продолжать обучать составлять предложения по картинке (серии), учить распространять предложения второстепенными членами предложения.

3.совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.

4.работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

5.учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

1.уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за.

2.упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве.

3.ввести в активный словарь слова месяц, неделя.

4.учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за, вы, пере, ото, у)

II период (декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

Артикуляционная гимнастика

Звукопроизношение

Работа над слоговой структурой слова

Развитие фонематических представлений

Развитие грамматического строя речи

Обучение связной речи

Развитие пространственных, временных представлений

1.продолжать работу по развитию правильного речевого дыхания.

2.совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

3.продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

1.ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.

2.подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.

3.развивать мимическую мускулатуру.

1. продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков.

2.формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.

1.проговаривать слова доступного речевого класса.

2.постепенно увеличивать сложность классов.

1.закрепить умение подбирать слова на заданный звук.

2. совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.

3.закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.

1.систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы.

2.ввести в активный словарь сущ., прил. и глаголы по изучаемым лексическим темам.

3.развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

1.совершенствовать умение образовывать и использовать в речи сущ. в ед.ч. и мн.ч.

2. продолжать работу по обучению согласовыванию прил. с сущ.

3.учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прил.

4.продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с приставами; глаголы, обозначающие трудовые действия.

1.совершенствовать умение составлять рассказы о предмете с использованием коллективно составленного плана, по картинке.

2.учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать опереживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

3.учить пониманию, толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.

4. работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

5.учить устанавливать причинно – следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

1.ввести в речь слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.

2.упражнять в употреблении различных предложно - падежных конструкций.

3.учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (за, вы, пере, от, у)

III период (март, апрель, май)

Развитие общих речевых навыков

Артикуляционная гимнастика

Звукопроизношение

Работа над слоговой структурой слова

Развитие фонематических представлений

Развитие грамматического строя речи

Обучение связной речи

Развитие пространственных, временных представлений

1.развивать правильное голосоведение.

2.продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции.

3.прродолжать развивать интонационную выразительность речи. Учить осознано использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи.

По необходимости (для детей пропустивших этот этап и для детей с тяжелыми формами дизартрии)

1.закончить автоматизацию всех звуков.

2.провести дифференциацию смешиваемых звуков.

1.постепенно увеличивать сложность произносимых слов.

2.проговаривать двустишия и четверостишия.

1.упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.

2.закрепить умения проводить полный звуковой анализ слов кот, дом, сон.

1.обобщить представления о характерных явлениях в живой и не живой природе.

2.познакомить с трудом взрослых на полях, в садах и огородах весной, с ролью техники в сельскохозяйственных работах.

3.сформировать представления о космосе, о его освоении людьми.

4.глубить и расширить знания о родном селе, о его отличительных чертах и достопримечательностях.

5.ввести в активный словарь сущ., прил., глаголы по лексическим темам.

1.закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

2.учить согласовывать притяжательные местоимения с сущ.

3.работать над коррекцией аграмматизмов в речи.

1.совершенствовать навыки полного и краткого пересказа.

2.работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, анализа и синтеза.

3.учить понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.

1.закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев.

2.закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже, вчера, завтра, старше, младше.

Читайте также: