Перспективно тематический план урока

Обновлено: 05.07.2024

Перспективное, тематическое и поурочное планирование учебного материала. Тематический план, его значение в работе учителя биологии

Задачи занятия: выяснить методику разработки планов по выбранному разделу программы, научиться пользоваться школьной программой при разработке тематического плана.

Прежде чем приступить к обучению биологии, необходимо составить календарный или перспективный (годовой или полугодовой) план работы, на основе которого затем разрабатываются тематические планы (планируется каждая очередная тема программы того или иного раздела курса), планы предстоящих уроков или лабораторных занятий, экскурсий и других форм учебной работы. Детальное предварительное продумывание процесса обучения дает возможность учителю хорошо представить предстоящую учебно-воспитательную работу, сделать отбор методов и методических приемов, подготовить необходимые демонстрационный и раздаточный материалы, определить внеурочные и внеклассные задания для учащихся, избежать многих ошибок.

1. Календарный или перспективный план работы.

На первое полугодие план составляется перед началом учебного года, а на второе полугодие – в период зимних каникул учащихся или осенью сразу на весь год. Основная цель этого плана – правильное распределение последовательности учебного материала в соответствии с программой, выделение числа часов на каждую тему и установление календарных сроков ее изучения. С учетом местных сезонных особенностей учитель намечает в плане, какой необходимый демонстрационный или раздаточный материал и когда следует заготовить в природе, в какие сроки целесообразно провести предусмотренные программами учебные экскурсии.

В календарном плане, как правило, выделяют пять граф: порядковый номер, тема и подтемы, число часов, сроки изучения, отметка о выполнении. Темы на подтемы обычно подразделяют учителя, работающие в школе не первый год. Если нет уверенности, что разбивка на подтемы будет сделана правильно, то на первых порах в план включаются названия целых тем.

Календарный план (годовой или на каждые полгода) носит примерный, ориентировочный характер. Дело в том, что в течение какого-то отрезка времени могут произойти изменения намеченных сроков изучения того или иного материала по различным причинам (болезнь учителя и невозможность его замены, проведение общешкольного мероприятия, например Дня здоровья). В этом случае учителю впоследствии приходится уплотнять изучение некоторого материала. Если отставание не удается ликвидировать в первом полугодии, то часть программы приходится переносить на второе полугодие и вносить коррективы в ранее составленный план. В случае переноса части материала с первого полугодия на второе приходится сокращать число часов на оставшиеся темы или изучать какую-то из них при уменьшенном числе часов путем уплотнения изучаемого материала за счет удаления из него некоторых деталей.

В последнюю графу заносят сведения об отклонениях от намеченного плана, если они были, и их причину. Последняя графа, по существу, является учетной.

Используется и другая схема перспективного плана. Она включает порядковые номера, темы программы, часы, календарные сроки изучения, повторение (из предыдущих курсов, разделов изучаемого материала), экскурсии, внеурочные задания по заготовке природного материала и проведению опытов, внеклассные мероприятия (научный вечер, конференция). Такой перспективный план более полно отражает системный характер обучения биологии.

Органы образования, администрация школы могут потребовать составления календарного (перспективного) плана обучения, к тому же он необходим самому учителю в его работе.

Составление перспективного плана проводится с учетом достоинств и недостатков предшествующего плана.

2. Тематическое планирование.

Кроме годовых и поурочных планов, учитель биологии должен уметь составлять план на тему программы (тематический план). Тематический план изучения материала составляют на основе календарного. Он дает возможность учителю увидеть тему в целом, определить последовательность формирования понятий, практических умений, методов и приемов самостоятельной работы учащихся, помогает своевременно организовать подготовку, проведение программных опытов и наблюдений, носящих предварительный характер, а также систематически осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи в процессе овладения школьниками биологическими знаниями.

Чтобы спланировать ту или тему, надо глубоко знать ее материал в б ó льшем объеме, чем она представлена в учебнике, уметь сформировать ее учебно-воспитательные задачи, выделить понятия, которые могут быть углублены или сформулированы при ее изучении. Для написания тематического плана учитель должен:

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

  • название темы с указанными часами на изучение материала;
  • планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
  • этапы в изучения темы;
  • срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

  • оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
  • выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
  • рациональное использование форм и методов обучения;
  • наличие оборудования на уроке;
  • организация деятельности учителя и учащихся;
  • наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
  • полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
  • степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
  • связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
  • развитие познавательного интереса учащегося;
  • работа с новыми понятиями;
  • актуализация опорных знаний;
  • организованность самостоятельной работы;
  • оценка профессиональной подготовки педагога;
  • общая оценка работы класса;
  • культура общения и соблюдение норм с этикой;
  • объяснение домашнего задания;
  • научная обоснованность выводов и оценок;
  • оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
  • недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Содержание и оформление перспективно-тематического плана .

Перспективно-тематический план (ПТП) — документ, обеспечивающий методически правильное планирование учебных занятий в соответствии с рабочей программой.

Назначение перспективно-тематического плана — распределение содержания учебного материала, предусмотренного рабочей программой, по учебным занятиям; планирование лабораторных работ, практических и контрольных занятий; определение объема и равномерного распределения домашних заданий, самостоятельной работы обучающихся.

Хорошо продуманный и своевременно составленный перспективно -тематический план способствует качественной организации образовательного процесса по дисциплине, МДК и позволяет равномерно распределить учебную нагрузку, реализовать принцип последовательного изложения учебного материала заблаговременно подготовить к учебным занятиям необходимое материально-техническое обеспечение, Интернет-ресурсы.

Наличие перспективно-тематического плана дает возможность осуществлять систематический контроль со стороны администрации образовательного учреждения, учебной части, цикловой комиссии за ходом выполнения рабочей программы и равномерной учебной нагрузкой обучающихся.

Перспективно-тематический план составляется преподавателем на каждый семестр учебного года по единой форме техникума (приложения 1–2) на бумажном и электронном носителях. Преподаватели иностранного языка, ведущие занятия в подгруппах одной группы, составляют один перспективно-тематический план на двоих преподавателей.

Перспективно-тематический план рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебной работе, не позднее, чем за одну неделю до начала семестра.

Все изменения, которые необходимо внести в ПТП, должны быть рассмотрены на заседаниях цикловых комиссий и утверждены заместителем директора по учебной работе.

ПТП (оригинал) и электронная версия ПТП хранятся в методическом кабинете. Преподаватель оставляет себе копию утвержденного перспективно-тематического плана.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Разделы перспективно-тематического плана

перспективно-тематический план должен содержать разделы:

  • титульный лист (приложение 1);
  • содержание перспективно-тематического плана на семестр (приложение 2;3);
  • список использованных источников.

Оформление и заполнение титульного листа ПТП

Текст набирается в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, 12 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, абзац 1,25 см, поля:

верхнее 2 см. левое 3 см. нижнее 1,5 см. правое 1,5 см; лист формата А4. Ориентация страницы - книжная.

При оформлении титульного листа необходимо учитывать следующее:

  • семестр проставляем арабскими цифрами: 1;2;3;4;5;6;7;8.
  • курс проставляем римскими цифрами: I; II; III; IV.

Оформление и заполнение содержательной части ПТП

Текст набирается в редакторе MicrosoftWord шрифтом Times New Roman, 10-12 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, поля: верхнее 1,5 см. левое 1,5 см. нижнее 1,5 см. правое 1,5 см; листы формата А4, ориентация страницы - альбомная.

В графе № 1 содержания перспективно-тематического плана цифрами проставляются номера учебных занятий (каждое занятие имеет свой порядковый номер).

В графе № 2 содержания перспективно -тематического плана записывается раздел и тема каждого отдельного учебного занятия. Формулировка темы учебного занятия должна быть лаконичной и соответствовать записи в учебном журнале.

В графы № 3 - № 6 вносится информация о распределении учебной нагрузки, данные должны совпадать с учебным планом.

В графе № 3 цифрой отмечается количество часов максимальной учебной нагрузки на семестр. (гр.№ 4+гр.№5)

В графе № 4 цифрой отмечается количество часов самостоятельной внеаудиторной работы.

В графе № 5 цифрой отмечается количество часов обязательной аудиторной нагрузки, в том числе количество часов практических и лабораторных работ отмечается в следующей графе без номера.

В графу № 6 вносится название вида и типа занятий (согласно типологии учебных занятий, см. приложение 4 ), соответствующее отдельному учебному занятию.

В графы № 7 – 9 для общеобразовательных дисциплин заносятся образовательные результаты : личностные графа № 7, метопредметные результаты – графа № 8 и предметные результаты – графа № 9

В графы № 7 – 8 для учебных дисциплин и МДК заносятся осваиваемые компетенции: общие компетенции (ОК) – графа № 7 и профессиональные компетенции (ПК) – графа № 8.

В графе № 9 (10) записывается дидактический материал и технические средства обучения, которые педагог планирует использовать на данном учебном занятии (схемы, таблицы, макеты, плакаты, ТСО…).

В графе № 10 (11) – формы и методы контроля (см. приложение 5 ).

В графе № 11 (12) отражается информация о содержании домашнего задания для обучающихся. Пример: Л – 1, стр. 12-15 , где Л –литература, 1- порядковый номер (согласно списку литературы) учебного пособия, 12-15 - номера страниц текста.

Оформление списка использованных источников

Список использованных источников берется из рабочей программы дисциплины, ПМ. Нумерация списка основной и дополнительной литературы сквозная.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Зам. директора по учебной работе

Преподаватель Домарева Наталья Геннадьевна

На 1, 2 семестр 2018 -2019 учебный год

Дисциплина ОУД. 03 Математика

Специальность 19.02.10. Технология продукции общественного питания

Общее количество часов на дисциплину по учебному плану – 156 часов

1 семестр – 64 часа

2 семестр – 92 часа

В том числе практические занятия:

В план включено проведение (дифференцированный зачет, экзамен):

1 семестр – дифференцированный зачет

2 семестр – экзамен

Перспективно-тематический план составлен в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным директором ГБПОУ ПТТТиС и рабочей программой, утвержденной в 2018 году.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

Урок-диалог. Обобщение и систематизация знаний

работа с карточками

Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.

Урок совершенствования ЗУН, комбинированный урок

Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Урок применения знаний и формирования навыков

Равномерное движение по окружности.

Урок применения знаний и формирования навыков

Тема 1.2. Динамика.

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс.

Лекция. Урок первичного усвоения знаний

Вто­рой закон Ньютона. Основной закон классической динамики.

презентация, раздаточный материал, физические приборы

Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле.

урок усвоения новых знаний и навыков, решение задач

решение задач по теме

Сила тяжести. Вес. Выбор весов для разных широт в торговле. Способы из­мерения массы тел. Силы в механике.

урок усвоения новых знаний на основе изученного, комбинированный урок

воздушный шарик, деревянный брусок, гиря.

Опрос по физическим терминам, решение задач

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

динамометр, линейка, брусок деревянный, грузы

выполнение лабораторной работы

Тема 1.3. Законы сохранения.

Закон сохранения импульса. Реактивное движе­ние.

Лекция. Урок первичного усвоения знаний

Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность.

урок образования понятий, установления законов, урок практических работ

Опрос по физическим терминам, решение задач

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.

урок усвоения новых знаний и навыков

Закон сохранения механической энергии. При­менение законов сохранения.

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика.

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение.

урок усвоения новых знаний и навыков

Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической тео­рии газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль темпе­ратуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.

Тема 2.2. Основы термодинамики.

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

опрос по определениям. Решение задач

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

Электроплитка, термометр, стеклянная трубка с запаянном концом, вода, линейка

Тема 2.3. Свойство паров.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Аб­солютная и относительная влажность воздуха.

урок-обобщения и систематизации знаний

опрос по свойствам

Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

Тема 2.4. Свойства жидкостей.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхност­ный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

Лабораторная работа "Измерение влажности воздуха".

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

Гигрометр психрометрический, термометр

Тема 2.5. Свойства твердых тел.

Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

Урок-исследование. Усвоение знаний на основе имеющихся

Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.

Тема 3.1. Электростатическое поле.

Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Расход Электроэнергии и расчет ее стоимости. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип супер­позиции полей.

Лекция. Урок первичного усвоения знаний

Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потен­циалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

Урок применения знаний и формирования навыков

работа с карточками

Итого 1 семестр:

Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение кон­денсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

Источник питания.
амперметр,
вольтметр, резистор,
ключ,
соединительные
провода.

Тема3.2. Законы постоянного тока

Условия, необходимые для возникновения и поддержа­ния электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и пло­щади поперечного сечения проводника.

Урок-исследование. Урок первичного усвоения знаний

справочный материал, конспект

опрос по определениям

Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.

Урок обобщения и систематизации знаний

справочный материал, конспект

работа со схемами

Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.

Урок-исследование. Урок первичного усвоения знаний

справочный материал, конспект

опрос по определениям

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

Источник питания, амперметр,
вольтметр, резистор,
ключ,
соединительные
провода.

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках.

Собственная проводимость полупровод­ников. Полупроводниковые приборы.

урок усвоения новых знаний на основе изученного, комбинированный урок

Плакат. Источник питания. Дугообразный магнит, соединительные провода, штатив, рамка.

работа со схемами

Тема 3.4. Магнитное поле.

Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Дугообразный магнит, миллиамперметр , катушки, соединительные провода

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

Дугообразный магнит, миллиамперметр , катушки, соединительные провода

Магнит­ный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного за­ряда. Ускорители заряженных частиц.

урок усвоения новых знаний

опрос по определениям

Тема 3.5. Электромагнитная индукция.

Электромагнитная индукция. Вихревое электриче­ское поле.

урок усвоения новых знаний и навыков, урок практических работ

Задания на повторение

Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

Урок усвоения новых знаний и навыков, урок практических работ

Раздаточный материал для математического диктанта и практической работы

фронтальный опрос по определениям

Раздел 4. Колебания и волны.

Тема 4.1. Механические колебания.

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания.

урок усвоения новых знаний на основе изученного, комбинированный урок

линейка измерит., штатив, грузы, нить.

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

линейка измерит., штатив , грузы, нить.

Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении.

Практическое занятие. Урок формирования умений и навыков

Динамометр, линейный измеритель

Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

Урок-лекция. Урок первичного усвоения знаний

опрос по определениям

Тема 4.2. Упругие волны.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Урав­нение плоской бегущей волны.

Урок-лекция. Урок первичного усвоения знаний

ответ на вопросы по изученной теме

Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

урок усвоения знаний на основе имеющихся

Волновая машина, камертон, молоточек, ГЗШ, осциллограф, источник тока.

опрос по определениям

Тема 4.3. Электромагнитные колебания.

Свободные электромагнитные колебания. Пре­вращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные ко­лебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.

урок усвоения новых знаний на основе изученного, комбинированный урок

ответ на вопросы по изученной теме

Тема 4.4. Электромагнитные волны.

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца.

урок образования понятий, установления законов

Открытый колебательный контур. Изо­бретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнит­ных волн.

Урок-диалог. Обобщение и систематизация знаний

Раздел 5. Оптика.

Тема 5.1. Природа света.

Скорость распространения света. Законы отражения и прелом­ления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Урок первичного усвоения знаний

презентация, плакат, стенд

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

стеклянная призма, транспортир, набор булавок, линейка

5.2. Волновые свойства света.

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Ис­пользование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии.

Урок первичного усвоения знаний

По­ляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поля­роиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

Лабораторная работа. Урок проверки ЗУН

стеклянная призма, транспортир

Самостоятельная работа «Подготовка доклада с презентацией по одной выбранной теме: Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

Раздел 6. Основы специальной теории относительности.

Тема 6.1. Основы специальной теории относительности.

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна.

урок усвоения новых знаний и навыков

Пространство и время специальной теории относительности.

урок усвоения новых знаний и навыков

Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

урок усвоения новых знаний и навыков

Раздел 7. Элементы квантовой физики.

Тема 7.1. Квантовая оптика.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектри­ческий эффект.

Урок-лекция. Усвоение знаний на основе имеющихся

Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

Практическое занятие. Усвоение знаний на основе имеющихся

Тема 7.2. Физика атома.

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атом­ных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.

Урок первичного усвоения знаний

Тема 7.3. Физика атомного ядра.

Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного рас­пада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.

урок усвоения новых знаний и навыков

Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция.

Урок первичного усвоения знаний

Ядерный реактор. По­лучение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радио­активных излучений. Элементарные частицы.

урок усвоения новых знаний и навыков

Итого: 2 семестр

Итого: 1 курс

Индивидуальный проект

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет- ресурсы

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). www.booksgid.com (Воокэ Gid. Электронная библиотека).

www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

Читайте также: