Персональный план развития цифровых компетенций директора школы

Обновлено: 05.07.2024

Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.

Новое поколение детей требует новых компетенций учителей

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

Европейская модель компетенций учителя

Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

  • цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
  • обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
  • оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
  • расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Программа направлена на совершенствование информационной компетенции и формирование умения использовать современные достижения в области ИКТ как эффективный инструмент в педагогической деятельности. Рассматривается две области: первое - создание и применение информационных и электронных образовательных ресурсов, электронных дидактических и методических материалов и второе - использование Интернет-ресурсов (конструкторов и программ свободного доступа) для повышения эффективности образовательной деятельности.

ВложениеРазмер
Программа повышения ИКТ-компетентности педагогических работников 29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Скоренко Р.А., методист

Малюгина Т.В., методист

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания педагогов. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Дети являются уверенными пользователями ПК, и поэтому педагогу, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Каждый педагог прекрасно знает, что для того, чтобы ребенок увлеченно и с положительным результатом работал на учебном занятии, необходимо в первую очередь объяснить ему, для чего ему эта деятельность нужна, как она пригодится ему в его дальнейшей жизни (то есть замотивировать его).

Рост информационной компетентности каждого педагога индивидуален, но творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Для того, чтобы педагоги уверенно владели ИКТ, эффективно использовали компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы, в Центре детского творчества создается система постоянной поддержки педагогических работников в области использования ИКТ. Одним из важных элементов такой системы стала программа повышения ИКТ-компетентности педагогических работников.

Программа направлена на совершенствование информационной компетенции и формирование умения использовать современные достижения в области ИКТ как эффективный инструмент в педагогической деятельности. Рассматривается две области: первое - создание и применение информационных и электронных образовательных ресурсов, электронных дидактических и методических материалов и второе - использование Интернет-ресурсов (конструкторов и программ свободного доступа) для повышения эффективности образовательной деятельности.

Цель программы: совершенствование информационной компетентности педагогических через освоение и целесообразное использование новых информационных технологий и программ в профессиональной деятельности.

  • знакомство с особенностями организации образовательной деятельности с использованием современных технических средств обучения и цифровых образовательных ресурсов;
  • моделирование учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • владение навыками работы в Интернет-пространстве, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

Структура программы: программа включает в себя четыре модуля. Каждый модуль состоит из теоретических и практических занятий.

Программа носит практико - ориентированный характер.

Основные формы работы:

  • интерактивная лекция – форма занятий, предполагающая интерактивное изложение преподавателем содержания темы модуля, создание условий усвоения слушателями информации через рефлексивные процедуры;
  • практическое занятие – форма, предполагающая выполнение практических заданий индивидуально или в небольших группах;
  • педагогические мастерские – обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов учебных занятий, воспитательных мероприятий, программ и т.д.) под руководством опытного педагога.

Программа была создана как основной результат деятельности временной творческой группы "Информационно-коммуникационные технологии" после проведения анкетирования педагогических работников Центра. (Приложение 1 "Анкета "Информационно-коммуникационная компетентность педагога") В результате исследования были выявлены основные затруднения и потребности в дальнейшем формировании профессиональных ИКТ компетенций педагогов Центра, которые и легли в основу программы. (Приложение 2 Аналитическая информация по результатам анкетирования педагогических работников Центра").

Тематический план программы

Использование информационных и электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе

Поиск и применение коллекций электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе. Обзор Интернет-ресурсов в помощь педагогу.

Веб-технологии. Образовательный веб-квест.

Скоренко Р.А. Малюгина Т.В.

Модуль 2. Создание электронных образовательных ресурсов

1. Электронные и образовательные ресурсы. Правила и требования к созданию учебных презентаций в MS PowerPoint.

2. Создание интерактивных дидактических материалов в MS Excel.

Использование Интернет-ресурсов в деятельности педагога

1. Возможности использования Интернет-ресурсов в деятельности педагога.

2. Создание персонального сайта в Конструкторах.

Особенности организации общения через Интернет

1. Skype как средство сетевого он-лайн общения

2. Вебинар как актуальная форма взаимодействия с учащимися.

Подведение итогов Рефлексия, пожелания коллег

По окончанию обучения педагогический работник будет

• о сущности и специфике преподавания с использованием современных средств и ИКТ;

• особенности использования новых технологий и программных продуктов в профессиональной деятельности.

• организовывать педагогическую деятельность с использованием новых программных продуктов, возможностей Интернета;

• целесообразно выбирать средства ИКТ для постановки и решения учебных задач в процессе обучения;

• создавать электронные образовательные ресурсы и учебно-методические материалы, в том числе размещенные в Интернет - среде, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.

• различными современными образовательными технологиями, используя ИКТ;

• навыками работы в Интернет - пространстве, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

Взять и выучиться на директора школы

Любой директор — немного Змей-Горыныч

В результате серии интервью с директорами наиболее успешных российских школ исследователи выяснили, какими ценностями они руководствуются в своей работе. Общее ядро составили шесть ценностей: образовательное лидерство, профессионализм, развитие, решительность, партнерство, гуманизм. Причем первые три, как показал онлайн-опрос широкой педагогической аудитории, были признаны лидирующими.


  • Сопоставив три получившиеся фигуры по площади, мы можем определить, в какой из трех ролей директор школы чувствует себя наиболее уверенно; кто он больше — учитель или администратор, администратор или руководитель.
  • Рассмотрев расположение фигуры на графике, мы выясняем, какие ценности в данной роли являются доминирующими: скажем, в роли педагога ты смелый и решительный гуманист, которому при этом не хватает лидерства и саморазвития. При этом как администратор ты высоко себя оцениваешь по уровню лидерства и профессионализма, а вот как руководителю тебе этих черт не хватает, и т. д.

В ближайшем будущем исследователи разработают специальные тесты, которые позволят директору школы раскрыть свои основные черты через объективные суждения, кейсы и решения. Тогда респондент сможет получить ответ в виде наглядной диаграммы, а возможно, и в виде рекомендации по самосовершенствованию. Пройти тесты можно будет в любое время на специализированном сайте — как сейчас проходят IQ-тесты.

При оценке руководителя по каждой из трех ролей составляется отдельная диаграмма. В углах каждого из шестигранников — шесть базовых ценностей руководителя. В результате теста мы получим данные, по которым сможем построить фигуры, характеризующие компетентности руководителя в рамках каждой роли; они являются источником разнообразной информации о компетентностях руководителей.

Инструмент самооценки и развития школы

Матрица компетентностей директора школы. Краткая версия


В полной версии матрицы каждая компетентность представлена в виде набора индикаторов — патернов поведения, в которых вы можете узнать себя и оценить степень самореализации в каждой составляющей целостного образа эффективного директора школы. Для примера приведем индикаторы по двум позициям матрицы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре данной статьи школьный лидер, его деятельность личностные особенности, мотивация, стремление к успеху. При этом - это современный лидер, руководитель нового поколения.

Качество образования в современной школе в значительной мере определяется не только профессионализмом учителя, но и уровнем профессиональной подготовки её лидера - директора. Кто такой директор школы? Какими знаниями, опытом необходимо обладать директору школы? Какие личностные качества нужно развивать будущему лидеру? Как оценить степень готовности претендента на должность первого лица в школе? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Матющенко Светлана Михайловна

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Аннотация

В центре данной статьи школьный лидер, его деятельность личностные особенности, мотивация, стремление к успеху. При этом - это современный лидер, руководитель нового поколения.

Ключевые слова: ключевые компетентности, базовые компетентности, специальные компетентности, задачи руководителя.

Качество образования в современной школе в значительной мере определяется не только профессионализмом учителя, но и уровнем профессиональной подготовки её лидера - директора. Кто такой директор школы? Какими знаниями, опытом необходимо обладать директору школы? Какие личностные качества нужно развивать будущему лидеру? Как оценить степень готовности претендента на должность первого лица в школе?

В первом случае подготовка управленческого резерва ориентирована на адаптацию специалиста в образовательной среде, формирование педагогических компетенций; формирование группы экономических, нормативных и правовых управленческих компетенций применительно к сфере образования вообще и к общему - в частности.

Вторая группа будущих руководителей формируется из заместителей директоров и педагогов. Изменения масштаба задач и уровня ответственности у претендентов диктует необходимость формирования компетенций из сферы менеджмента и профессиональных компетенций экономического, нормативно-правового плана. Для всех будущих руководителей важно формировать навыки активной деятельности в информационной среде (информационные компетенции) и лидерские компетенции (стратегическое мышление, управление персоналом, управление изменениями, коммуникативные навыки).

Для комплексной деятельности директору школы необходимо формировать и развивать целый комплекс управленческих компетенций.

Формирование и развитие компетенций представляется как формирование знаний, умений и навыков в процессе формального и неформального обучения, развитие склонностей и формирование ценностей в процессе профессиональной подготовки и приобретение опыта в процессе профессиональной деятельности, стажировок, информального образования.

Модель компетентного работника акцентирует внимание на той части спектра индивидуально-психологических качеств, в которую входят самостоятельность, дисциплинированность и коммуникативность. Ключевым моментом является также потребность в саморазвитии, умении ставить цели и добиваться их достижения. При этом важнейшим компонентом квалификации работника становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда и динамичности их изменении. Необходимо непрерывное образование, постоянное повышение профессиональной компетентности.

Компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.

Компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Если понимать профессиональную подготовку как процесс профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности, то можно сказать, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование, на неформальное и информальное образование.

Важной особенностью профессиональной компетентности личности является то, что компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее.

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Именно поэтому ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе и на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе, нравственных ценностей. В значительной мере ключевые компетентности включают индивидуально-психологические качества личности.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области конкретной профессиональной деятельности. Включая сформированные дополнительные компетенции, необходимые для выполнения определенных спецификах направлений деятельности. В случае деятельности директора школы - это менеджерские компетентности.

Все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно. Это и формирует индивидуальный стиль деятельности (в данном случае управленческой), создает целостный образ руководителя и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, интегральной личностной характеристики лидера школы.

Ключевые, базовые и специальные компетентности, взаимодействуя друг с другом, проявляются в процессе решения важных профессиональных задач разного уровня сложности и в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

Ведущие задачи руководителя школы можно сформулировать следующим образом:

Инновационные организационные формы построения образовательных учреждений, переход к автономии.

Новые экономические аспекты деятельности образовательного учреждения: новая отраслевая система оплаты труда сотрудников.

Применение законов и закономерностей менеджмента в управленческой деятельности образовательного учреждения.

Формирование информационной среды образовательного учреждения.

Введение аспектов государственно-общественного управления образовательным учреждением.

Установление взаимодействия с другими субъектами образования, партнерами школы (социальное партнерство).

Построение образовательного процесса с ориентацией на достижение целей конкретной ступени образования и с учетом новых образовательных стандартов.

Проектирование образовательного пространства для профессионального развития и самообразования учителей школы и администрации.

Для успешного решения задач модернизации общего образования руководитель образовательного учреждения должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность.

Способность управлять собой

Разумные личностные ценности

Четкие личные цели

Потребность в личном росте

Специальные компетентности (менеджмент):

Навык решать проблемы

Способность влиять на окружающих

Знания современных управленческих подходов

Креативность и способность к инновациям

Умение обучать и развивать подчиненных

Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

компетентность. Отсутствие каких-либо навыков или способностей создает ограничения для полноценной управленческой деятельности.

От компетентности руководителя, от компетентности каждого учителя образовательного учреждения зависит компетентность ученика.

Считаю, что компетентный учитель, который сочетает в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств, способен создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Компетентный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Отрадно осознавать, что огромное количество учащихся, окончив нашу школу, нашли своё место в жизни, а, в конечном счёте, и самих себя. И заслуга в этом всех учителей работавших и работающих в нашей учебной организации.

Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации учащихся на обучение и осмысленного получения новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность. Для этого ценна система отслеживания постоянного измерения качества, самоанализ деятельности на всех уровнях – ученик; учитель; класс; школа. Такая система у нас есть, например, школьные методические объединения, взаимопосещение уроков и многое другое. Хочется отметить, что профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление.

Всё это важно особенно сегодня, когда правительство говорит о снижении качества подготовки специалистов. А мы для себя должны поставить задачу преемственности: "Компетентный учитель – компетентный ученик" и решить её совместно с нашими учащимися, поскольку главным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей, умений.

Благодаря реализации школьной модели выпускника, выпускник нашей школы – это человек, который:

Усвоил учебную программу по предметам школьного учебного плана.

Способен к успешному обучению в учреждениях высшего профессионального образования. Готов к сознательному выбору профессии, жизни и работы в коллективе.

Овладел основами компьютерной грамотности, мультимедийными средствами для учебы, работы.

Умеет быстро адаптироваться в постоянно меняющихся социально-экономических отношениях.

Знает свои гражданские права и умеет их реализовывать; мыслит широко, небезразличен к будущему. Чувствует себя гражданином планеты.

Умеет обдуманно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

Обладает культурой жизненного самоопределения и самореализации.

Уважает своё и чужое достоинство.

Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.

Физически, морально, духовно здоровая личность. Ведет здоровый образ жизни.

Умеет радоваться, ценить жизнь, получает удовольствие от учебы, работы, отдыха. Правильно организует свою жизнь.

Открыт для новых идей, знаний, смело общается с миром.

В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что описанная стратегия позволяет руководителю развивать необходимые компетенции постепенно, формируя свою компетентность во все более сложных практических контекстах.

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева и проф. Н.Ф.ж Родионовой. – Спб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

Читайте также: